Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов  и принципов государственного регулирования  предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. дать правовую характеристику  предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
. раскрыть понятие, виды  и формы государственного регулирования  предпринимательской деятельности  в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1. Правовая характеристика предпринимательской деятельности 7
1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 7
1.2 Формы предпринимательской деятельности 11
2. Общие положения о предпринимательской деятельности в республике Беларусь 17
2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 17
2.2 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь 21
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике Беларусь на современном этапе 25
3.1 Приоритетные сферы государственного регулирования 25
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в Республики Беларусь 31
Заключение 39
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 120.85 Кб (Скачать)

6. Цель деятельности - систематическое  получение прибыли. Прибыль - это  конечная цель осуществления  предпринимательской деятельности, но не обязательный результат.  Даже если первоначально предприниматель  ставил целью получение дохода, а в итоге понес убытки (результат  предпринимательского риска), его  деятельность все равно будет  считаться предпринимательской,  т.е. для отнесения экономической  деятельности к предпринимательской  принципиальное значение имеет  не фактическое систематическое  получение прибыли, а совершение  действий, направленных на ее систематическое получение. [4, с.8]

Квалифицирующим признаком  извлечения прибыли как цели предпринимательской  деятельности является систематичность  ее извлечения.

7. Способ осуществления  предпринимательской деятельности (получения прибыли). К таковым  согласно норме ч.2 п.1 ст.1 Гражданского  кодекса Республики Беларусь  относятся: [2, ст.1]

1) пользование имуществом;

2) продажа вещей, произведенных,  переработанных или приобретенных  для продажи;

3) выполнение работ;

4) оказание услуг, при  условии, что эти работы и  услуги предназначаются для реализации  другим лицам и не используются  для собственного потребления.

Данный перечень сформулирован  как исключительный, однако в соответствии с правилом ч.4 ст.13 Конституции "государство  гарантирует всем равные возможности  свободного использования способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности". [1, ст.13]

Следует обратить внимание также на тот факт, что законодатель в отдельных случаях прямо  указывает на предпринимательский  характер деятельности. Это сделано, например, применительно к аудиторской  деятельности, торговле. Однако для  правоприменительной практики большее  значение имеет указание на непредпринимательский  характер деятельности. В частности, в соответствии с нормой ч.2 ст.3 Закона Республики Беларусь "О личных подсобных  хозяйствах граждан" деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных  хозяйств, по производству, переработке  и реализации произведенной ими, сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности. [5, ст.3]

1.2 Формы предпринимательской деятельности

В Гражданском кодексе  Республики Беларусь предпринимательская  деятельность определена как самостоятельная  деятельность организаций со статусом юридического лица и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском  обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность  и направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных  указанными лицами для продажи, а  также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. [2, ст.1]

Исходя из определения, предпринимательская  деятельность может осуществляться в двух формах: без образования  юридического лица (индивидуальная предпринимательская  деятельность) и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных Гражданским  кодексом Республики Беларусь организационно-правовых формах). [6, с.21]

Понятие "организационно-правовая форма" употребляется в отношении  организаций со статусом юридического лица, поэтому, когда идет речь о  предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской  деятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают "совокупность имущественных  и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами". [6, с.21]

Имущественные отличия проявляются  в зависимости от того, кто выступает  субъектом собственности или  на базе какого вещного права осуществляет свою деятельность организация. Если имущество  является государственным, то речь идет о государственных предприятиях, находящихся в республиканской  или коммунальной собственности. Хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, частные унитарные предприятия относятся к частным коммерческим организациям. [6, с.21]

В зависимости от объема прав самой организации на используемое ею имущество можно выделить три  отличных друг от друга модели имущественных отношений: [6, с.21]

- организации, обладающие правом оперативного управления на имущество, в частности казенные предприятия;

- организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество, - унитарные предприятия;

- организации, обладающие правом собственности на имущество, - все остальные организации.

Организационные отличия  отражают особенности внутренней структуры  управления деятельностью коммерческой организации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представлена отношениями  руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, в хозяйственных  товариществах - взаимоотношениями  участников, в хозяйственных обществах  и производственных кооперативах - взаимоотношениями общего собрания участников и исполнительных органов. [6, с.22]

Особенности взаимодействия собственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередь в их правах на участие  в управлении деятельностью организации. Так, собственник унитарного предприятия  определяет цели деятельности предприятия, утверждает устав и назначает  руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативную деятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностью осуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты) в управлении делами товарищества не участвуют. [6, с.22]

Конструкция ответственности  также является отличительным признаком  организационно-правовой формы. Так, участники  полного товарищества солидарно  несут субсидиарную ответственность  по долгам товарищества всем своим  имуществом. В хозяйственных обществах, за исключением общества с дополнительной ответственностью, участники не отвечают по долгам общества, а лишь рискуют  своей долей в капитале общества. Участники производственного кооператива  кроме риска своим паем отвечают по долгам кооператива субсидиарно, в пределах, определенных уставом, что характерно и для участников общества с дополнительной ответственностью. [6, с.23]

Исходя из перечисленных  признаков можно выделить следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: [7, с.39]

- хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);

- хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные);

- производственные кооперативы;

- государственные и частные унитарные предприятия.

Указанные организации в  соответствии с действующими правовыми  нормами являются коммерческими, т.е. основной целью их деятельности является получение прибыли и (или) распределение ее между участниками. [7, с.39]

Организации, не имеющие  в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими (п.1 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Некоммерческие организации могут создаваться  в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником  учреждений, благотворительных и  иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. [7, с.40]

Некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность при условии, что эта  деятельность соответствует следующим требованиям: [7, с.40]

1) она необходима для  уставных целей, ради которых они созданы - состоит в том, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций способствует достижению уставных целей таких организаций, например, учреждение образования направляет полученную прибыль на приобретение литературы, выплату заработной платы, финансирование служебных творческих командировок и т.д. [7, с.41]

2) соответствует этим  целям - означает единство целей создания некоммерческой организации и осуществляемой ею предпринимательской деятельности. Например, целям создания учреждения образования соответствуют оказание платных образовательных услуг; научная деятельность, производство товаров, соответствующих профилю учреждения. [7, с.41]

3) отвечает предмету деятельности  некоммерческих организаций (ч.4 п.3 ст.46 Гражданского кодекса Республики  Беларусь) - некоммерческие организации могут создаваться в целях, направленных на достижение общественных благ; например, для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций. [7, с.41].

В отношении отдельных  организационно-правовых форм некоммерческих организаций (ассоциации, союзы) установлен запрет на осуществление предпринимательской  деятельности, однако такие организации  вправе выступать в качестве вредителей коммерческих организаций. [2, ст.121]

Политические партии не имеют  права и на участие в создании коммерческих организаций. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи  общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики. [8, ст.23]

В целях удовлетворения материальных (имущественных) потребностей участников создаются некоммерческие организации  в форме потребительских кооперативов. Для достижения этой цели последние объединяют имущественные паевые взносы (п.1 ст.116 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Однако норма п.5 данной статьи Гражданского кодекса Республики Беларусь содержит прямой запрет на распределение доходов и прибыли между членами потребительского кооператива, из чего следует вывод о том, что кооператив может заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли при условии соблюдения рассмотренных выше требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. [7, с.42]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСОЙ         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Понятие, формы  и способы государственного регулирования  предпринимательской деятельности  в Республике Беларусь

По итогам 2011 года рост удельного веса валового внутреннего  продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, составил 22,9 процента, увеличившись по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза.  На конец 2012 года прогнозируется рост этого показателя до 23 процентов. 
                            

Рис. 2.1. – Динамика роста ВВП за 2007-2012 г. 
          Источник – разработка автора на основании данных  Совета Министров Республики Беларусь -  новости от 02.08.2012

В общем объеме выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого и  среднего предпринимательства составила  в 2011 году 39,5 процентов, увеличившись по сравнению с 2007 годом в 1,1 раза. На конец текущего года прогнозируется рост данного показателя до 40 процентов. 
                            

Рис. 2.2. –Объём выручки от реализации товаров за 2007-2012 г. 
          Источник – разработка автора на основании данных  Совета Министров Республики Беларусь -  новости от 02.08.2012

Как мы видим предпринимательская деятельность является перспективным направлением в экономике страны, поэтому в республике Беларусь уделяется достаточно внимания государственному регулированию данной деятельности.

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности, являясь по своей сути публичной  деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры). [9, с.5]

Государственная экономическая  политика находит свое закрепление  в таких актах, как ежегодные  послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год. [9, с.5]

Субъекты государственного регулирования предпринимательской  деятельности реализуют функции  государства по регулированию предпринимательской  деятельности. Таковыми, в частности, являются: [9, с.5]

- защита экономического  правопорядка;

- распределение и перераспределение  доходов между административно-территориальными  единицами, отраслями и отдельными  субъектами предпринимательской  деятельности;

- контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- стимулирование развития  какой-либо отрасли в заданном  направлении; создание конкурентной  среды; обеспечение нормальной  занятости населения и т.п.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь