Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов и принципов государственного регулирования предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. дать правовую характеристику предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
. раскрыть понятие, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Введение 4
1. Правовая характеристика предпринимательской деятельности 7
1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 7
1.2 Формы предпринимательской деятельности 11
2. Общие положения о предпринимательской деятельности в республике Беларусь 17
2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 17
2.2 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь 21
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике Беларусь на современном этапе 25
3.1 Приоритетные сферы государственного регулирования 25
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в Республики Беларусь 31
Заключение 39
Список использованных источников 42
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
Таким образом, государственное
регулирование
В качестве важнейших можно назвать следующие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
1. Прогнозирование - представляет
собой подготовку
Официальное закрепление
прогнозы находят в планах. В свою
очередь прогнозирование
2. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных). В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей. [10, с.7]
Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы"). [10, с.7]
3. Денежная политика - использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование. [10, с.7]
4. Антимонопольное регулирование
- направлено на обеспечение
Способы государственного регулирования
предпринимательской
1) административные - представляют
собой приемы одностороннего
воздействия на поведение
- установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;
- предписание об обязательном совершении определенных действий;
- утверждение конкретных (адресных) заданий;
- разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
- регистрация определенных действий;
- установление стандартов, квот и т.п.;
- ограничение определенных действий и др.
2) экономические - представляют
собой приемы, реализуемые через
материальные средства (цена, прибыль,
кредит, налоги и т.д.), направленные
на достижение желаемого
Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.
В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно (рис. 2.3). Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (12%), Гомельская область (8%), Витебская область (7%), Брестская область (8%), Могилёвская область (7%), Гродненская область (8%). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. [11]
Рис. 2.2. – Распределение малых предприятий в разрезе регионов
Республики Беларусь
Источник – [11]
Основная задача государственного
регулирования
Особенность государственного
регулирования раскрывается через
категорию "деятельность". Поэтому
государственное регулирование
предпринимательской
В механизме государственного
регулирования
Понятие "контроль" дословно
обозначает "постоянное наблюдение,
проверка чего-либо". Таким образом,
государственный контроль в сфере
предпринимательства есть система
проверки и наблюдения за соблюдением
субъектами предпринимательской
В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:
- предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности;
- текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
- последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.
Так же существуют и другие виды контроля. В юридической литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и (косвенный) опосредованный контроль. Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор. К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти. [12, ст.43]
Направлением государственного
регулирования выступает
- предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
- содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;
- осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;
- стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг. [12, ст.37]
Государство призвано создать такой правовой режим, который позволит предпринимательству не только держаться на плаву, но и расти и набирать силу.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Приоритетные сферы государственного регулирования
Одной из важнейших областей
государственного регулирования является
антимонопольная деятельность государства.
Регулирование развивается в
двух направлениях. На тех немногих
рынках, где есть так называемые
естественные монополии, государством
создаются специальные
Для естественных монополий обычно устанавливается так называемый "справедливый" доход - цена, равная средним валовым издержкам. К сожалению, это влечёт за собой отсутствие у предприятия стимула к снижению издержек. [12, ст.49]
Следовательно, цель такого регулирования состоит в том, чтобы защитить отрасль от рыночной власти естественных монополий путём регулирования цен и качества обслуживания. Однако использовать прямое регулирование следует только там, где это не приводит к снижению эффективности производства, а также в случаях, когда конкуренция может лучше обеспечить общество продукцией.
Еще одним видом контроля являются антимонопольные законы. Такие законы представляют огромную важность для общества, поскольку бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, вызвать банкротство мелких производителей, недовольство потребителей, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать монополистов, использующих законные методов конкурентной борьбы.
Таким образом, задача государства заключается в выборе оптимального соотношения между монополиями и конкурентными отраслями, а также установлении гибкой правовой базы.
Одним из основных элементов
государственного регулирования посредствам
правовой базы является налоговое законодательство.
Оперируя налоговыми ставками, льготами
и штрафами, изменяя условия
Государство должно способствовать развитию предпринимательства, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
Также, с помощью налогов,
льгот и санкций государство
стимулирует технический
С помощью налогов государства добиваются также перераспределения ресурсов.
Благодаря налогам в государственном
бюджете концентрируются
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.
Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны.
Следует также отметить,
что указанное разграничение
функций налоговой системы