Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов  и принципов государственного регулирования  предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. дать правовую характеристику  предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
. раскрыть понятие, виды  и формы государственного регулирования  предпринимательской деятельности  в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1. Правовая характеристика предпринимательской деятельности 7
1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 7
1.2 Формы предпринимательской деятельности 11
2. Общие положения о предпринимательской деятельности в республике Беларусь 17
2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 17
2.2 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь 21
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике Беларусь на современном этапе 25
3.1 Приоритетные сферы государственного регулирования 25
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в Республики Беларусь 31
Заключение 39
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 120.85 Кб (Скачать)

Действия по реализации указанных  функций находят свое внешнее  выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных  способов.

Таким образом, государственное  регулирование предпринимательской  деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы  различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение  различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране. [9, с.5]

В качестве важнейших можно назвать следующие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

1. Прогнозирование - представляет  собой подготовку представлений  о возможном состоянии экономического  и социального развития. Закон Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки - долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. В целях реализации положений указанного Закона Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждены "Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь". "Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года" утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. [10, с.7]

Официальное закрепление  прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.

2. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных). В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей. [10, с.7]

Планы находят свое внешнее  выражение, как правило, в нормативных  правовых актах (например, Постановление  Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Национальной программы  развития экспорта на 2006-2010 годы"). [10, с.7]

3. Денежная политика - использует  такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование. [10, с.7]

4. Антимонопольное регулирование  - направлено на обеспечение условий  для развития конкуренции как  основы предпринимательства, создания  и эффективного функционирования  товарного рынка и защиты прав потребителей. [10, с.7]

Способы государственного регулирования  предпринимательской деятельности условно можно разделить на: [10, с.7]

1) административные - представляют  собой приемы одностороннего  воздействия на поведение субъектов  регулирования, основанные на  авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на: [10, с.7]

- установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;

- предписание об обязательном совершении определенных действий;

- утверждение конкретных (адресных) заданий;

- разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);

- регистрация определенных действий;

- установление стандартов, квот и т.п.;

- ограничение определенных действий и др.

2) экономические - представляют  собой приемы, реализуемые через  материальные средства (цена, прибыль,  кредит, налоги и т.д.), направленные  на достижение желаемого поведения  субъекта регулирования посредством  воздействия на его имущественные интересы. [10, с.7]

Указанные способы взаимосвязаны  и взаимозависимы, т.к одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.

    1. Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

В современных условиях наблюдается  усиление государственного воздействия  на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Распространение малого бизнеса  по территории Республики крайне неравномерно (рис. 2.3). Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (12%), Гомельская область (8%), Витебская область (7%), Брестская область (8%), Могилёвская область (7%), Гродненская область (8%). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. [11]

Рис. 2.2. – Распределение малых предприятий в разрезе регионов

Республики Беларусь 
          Источник – [11]

 

Основная задача государственного регулирования предпринимательской  деятельности заключается в необходимости  охраны публичных и частных интересов.

Особенность государственного регулирования раскрывается через  категорию "деятельность". Поэтому  государственное регулирование  предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических  отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

В механизме государственного регулирования предпринимательской  деятельности важное место принадлежит  государственному контролю как одному из средств государственного регулирования  экономики и предпринимательской  деятельности.

Понятие "контроль" дословно обозначает "постоянное наблюдение, проверка чего-либо". Таким образом, государственный контроль в сфере  предпринимательства есть система  проверки и наблюдения за соблюдением  субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов  при осуществлении предпринимательской  деятельности, а также при ее управлении.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:

- предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности;

- текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

- последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

Так же существуют и другие виды контроля. В юридической литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и (косвенный) опосредованный контроль. Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор. К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти. [12, ст.43]

Направлением государственного регулирования выступает государственная  поддержка предпринимательства. С  целью создания благоприятных организационных  и экономических условий для  развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

- предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

- содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;

- осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;

- стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг. [12, ст.37]

Государство призвано создать  такой правовой режим, который позволит предпринимательству не только держаться  на плаву, но и расти и набирать силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Приоритетные сферы государственного регулирования

Одной из важнейших областей государственного регулирования является антимонопольная деятельность государства. Регулирование развивается в  двух направлениях. На тех немногих рынках, где есть так называемые естественные монополии, государством создаются специальные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. В подавляющем большинстве остальных рынков, где монополия не стала необходимостью, контроль принимает форму антимонопольного законодательства. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда одно предприятие может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет эффекта масштаба. Для достижения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий  обычно устанавливается так называемый "справедливый" доход - цена, равная средним валовым издержкам. К  сожалению, это влечёт за собой отсутствие у предприятия стимула к снижению издержек. [12, ст.49]

Следовательно, цель такого регулирования состоит в том, чтобы защитить отрасль от рыночной власти естественных монополий путём  регулирования цен и качества обслуживания. Однако использовать прямое регулирование следует только там, где это не приводит к снижению эффективности производства, а также  в случаях, когда конкуренция  может лучше обеспечить общество продукцией.

Еще одним видом контроля являются антимонопольные законы. Такие  законы представляют огромную важность для общества, поскольку бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, вызвать банкротство мелких производителей, недовольство потребителей, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать монополистов, использующих законные методов конкурентной борьбы.

Таким образом, задача государства  заключается в выборе оптимального соотношения между монополиями  и конкурентными отраслями, а  также установлении гибкой правовой базы.

Одним из основных элементов  государственного регулирования посредствам  правовой базы является налоговое законодательство. Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения  адекватно ситуации, государство  создает условия для ускоренного  развития определенных отраслей и видов  производства, способствует решению  актуальных для общества проблем. [13, ст.51]

Государство должно способствовать развитию предпринимательства, а также  всячески поддерживать его. Главное  средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства. Стимулирование технического прогресса  с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма  прибыли, направленная на техническое  развитие освобождается от налогообложения. [13, ст.51]

С помощью налогов государства  добиваются также перераспределения  ресурсов.

Благодаря налогам в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем  народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных  целевых программ - научно-технических, экономических.

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.

Не менее важна также  и фискальная функция налогов. Она  представляет собой изъятие части  доходов предприятий и граждан  для содержания государственного аппарата, обороны страны.

Следует также отметить, что указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, поскольку все  они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и  нормально функционирующая система  налогов является одним из средств  борьбы с теневой экономикой.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь