Формирование товарной политики предприятия на основе концепции жизненного цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является повышение эффективности деятельности организации за счет управления его жизненным циклом.
Объект исследования - управление развитием организации.

Предметом исследования является изучение влияния стадии жизненного цикла на показатели ее деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие жизненного цикла предприятия и отдельных его этапов и рассмотреть механизмы управления организацией на разных стадиях жизненного цикла;
изучить методики анализа жизненного цикла организации;
провести анализ жизненного цикла организации ООО «Вода Синегорская» и определить стадию жизненного цикла на котором оно находится;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие жизненного цикла организации 7
1.2. Этапы жизненного цикла организации 13
1.3. Методика анализа жизненного цикла организации 19
1.4. Специфика управления организацией на стадиях жизненного цикла в России 24
2. АНАЛИЗ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 29
2.1. Общая характеристика организации 29
2.2. Анализ внутренней среды организации 32
2.3. Анализ внешней среды организации 43
2.4. Анализ стадии жизненного цикла организации 55
3. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ВОДА СИНЕГОРСКАЯ» 58
3.1. Разработка управленческих решений ООО «Вода Синегорская» для существующей стадии жизненного цикла 58
3.2. Оценка эффективности управления жизненным циклом предприятия 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 891.59 Кб (Скачать)

 

 

Формирование  товарной политики предприятия на основе концепции жизненного цикла

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 7

1.1. Понятие жизненного цикла организации 7

1.2. Этапы жизненного  цикла организации 13

1.3.  Методика анализа  жизненного цикла организации 19

1.4. Специфика управления  организацией на стадиях жизненного  цикла в России 24

2. АНАЛИЗ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 29

2.1. Общая характеристика организации 29

2.2. Анализ внутренней среды организации 32

2.3. Анализ внешней  среды организации 43

2.4. Анализ стадии  жизненного цикла организации 55

3. УПРАВЛЕНИЕ  ЖИЗНЕННЫМ  ЦИКЛОМ  ОРГАНИЗАЦИИ                     ООО «ВОДА СИНЕГОРСКАЯ» 58

3.1. Разработка управленческих  решений ООО «Вода Синегорская»  для существующей стадии жизненного  цикла 58

3.2. Оценка эффективности  управления жизненным циклом  предприятия 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждое  предприятие, как и любой социальный и коммерческий институт, имеет свою особую судьбу. При этом развитие и  функционирование любого объекта, так  или иначе, подчинено определенным закономерностям. Одним из основных принципов развития является необходимость  прохождения определенных стадий в  процессе существования. Смену стадий в процессе деятельности объекта  принято обозначать как «жизненный цикл». В процессе своей деятельности организация может и не пройти все стадии одного цикла и прекратить свое существование. Но с другой стороны  само понятие «цикл» указывает на то, что предприятие способно проходить  этапы жизненного цикла снова  и снова. При этом переход с  одного цикла на другой может происходить  только в результате искусственных  преобразований внутри предприятия (например, реструктуризации или смены собственника).

Исследовательской базой в настоящей работе является предприятие ООО «Синегорская вода», находящаяся на определенной стадии жизненного цикла.

ООО «Синегорская вода» в процессе деятельности сталкивается с противоречием между  необходимостью управлять развитием  организации и невозможностью управлять  процессом без знаний стадии жизненного цикла.

Проблемой предприятия в период 2007-2010 год является значительное  снижение темпов роста продаж и несбалансированность товарного портфеля, данные проблемы невозможно объяснить без анализа стадий жизненного цикла.

Целью дипломной работы является повышение эффективности деятельности организации за счет управления его жизненным циклом.

Объект  исследования  - управление развитием  организации.

 

Предметом исследования является изучение влияния  стадии жизненного цикла на показатели ее деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие жизненного цикла предприятия и отдельных его этапов и рассмотреть механизмы управления организацией на разных стадиях жизненного цикла;
    • изучить методики анализа жизненного цикла организации;
    • провести анализ жизненного цикла организации ООО «Вода Синегорская» и определить стадию жизненного цикла на котором оно находится;
    • разработать управленческие решения характерные для стадии жизненного цикла организации и оценить их эффективность.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных учёных в области  стратегического менеджмента.

В процессе решения задач исследования были использованы достижения отечественной  и зарубежной экономической науки, методы организационно-экономического проектирования сложных производственных систем, теории менеджмента, маркетинга, прогнозирования, стратегического управления, концепции жизненного цикла товара, рынка, предприятия.

В качестве информационной базы были использованы отчетные данные исследуемого предприятия, отраслевые стандарты, статистические отчеты, результаты маркетинговых исследований.

Представленные  в дипломной работе рекомендации и выводы основаны на использовании этих методов, средств и методологических положений отечественных и зарубежных авторов. Они развивают теорию организационного управления в области прикладных исследований по организации процесса принятия решений о развитии предприятия, применении методов разработки стратегии на основе концепции жизненного цикла в управлении производственными структурами организационно-экономического типа.

Во  введении обоснована актуальность проблемы, поставлены цель и задачи исследования, подлежащие решению, определены научная  новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Исследование теоретических  основ жизненного цикла предприятия» обоснована значимость проводимого  исследования, для практики управления предприятиями в России. Проведен обзор современного состояния теории стратегического управления на базе теории жизненного цикла. Показано значение системного подхода в исследовании возможностей применения теории жизненного цикла для управления развитием  предприятия.

Выполнен  анализ концепции конкурентоспособности  предприятия. Определены возможности  использования теории жизненных  циклов для определения конкурентоспособности  предприятия.

Проанализированы  современные условия деятельности предприятия, проведен анализ их влияния  на конкурентоспособность предприятия. Рассмотрена система принятия решений  на базе теории игр.

Во  второй главе, «Анализ жизненного цикла  предприятия» представлен анализ состояния  объекта исследования — промышленного  предприятия. Определены основные факторы  изменения жизненного цикла предприятия, к которым относятся: факторы  внешней среды - конкуренция, сила поставщиков, сила покупателей, возможность появления  новых конкурентов, угроза со стороны  товаров-заменителей; факторы внутренней среды — предложение предприятия, его бизнес-подсистема, подсистема управления предприятия, подсистема ресурсов.

В третьей главе «Управление жизненным циклом предприятия» разработана методика выработки комплекса стратегий развития. Предложен ряд управленческих решений характерных для существующей стадии развития предприятия и оценена их эффективность.

Актуальность данной темы заключается  в том, что модель жизненного цикла  организации может служить важным и эффективным инструментом ее диагностики, как способствуя устранению текущих  трудностей, так и позволяя компаниям  своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения  цикличности и, в конечном счете, безграничности их развития.

Новизна работы состоит в комплексном подходе к разработке стратегий развития.

Практическая  значимость. Внедрение результатов  в практику управления исследуемым  предприятием обеспечит повышение эффективности его производственно-хозяйственной деятельности. Разработанная методика управления предприятием с использованием модели жизненного цикла может быть адаптирована к использованию в производственных структурах других отраслей экономики.

 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Понятие жизненного цикла организации

 

Раскроем  и уточним содержание основных категорий  и понятий: жизненный цикл организации, стадия жизненного цикла, закон онтогенеза, модель жизненного цикла, организационные  изменения, организационное развитие, организационные характеристики.

Разработка  концепции жизненного цикла связана  с теоретическими представлениями  о циклических колебаниях в экономике, исследованиями в области менеджмента, теории организации, организационного поведения и других наук. С 80-х  годов ХХ века в западной управленческой науке возрастает интерес к практическому  применению концепции жизненного цикла  в управлении организацией. Работы Д.Миллера и П.Фризена, Е.Янсена и  Г.Чандлера, А. Пудзиене посвящены эмпирическим исследованиям жизненного цикла, выявлению  количественных и качественных характеристик  стадий развития организации.

Интерес российских исследователей к проблеме возник в середине 90-х годов ХХ века. Различные аспекты изучаемой  проблемы рассматриваются в работах  Е.Н. Емельяновой, И.В. Ивашковской, Б.З. Мильнера, О.В. Левизиной, С.Р. Филонович, Г.В. Широковой и других. Российские ученые затрагиват такие вопросы  как особенности жизненного цикла  в управлении корпорацией, изменение  стратегии управления, организационной  структуры, мотивации, организационной  культуры на разных стадиях жизненного цикла и другие.

Учитывая  зависимость любой организации  от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства [42].

Деловая организация должна находится в  состоянии динамического равновесия как с внешней средой [47] (здесь и тип ведущей экономической организации, обуславливающий конкретную комбинацию рынка, контрактную систему и отношения внутрифирменной иерархии, и прочие неэкономические составляющие внешней среды, в которой функционирует наш экономический субъект), так и с внутренней средой организации (параметры, задаваемые менеджерами: фирменная идеология, структура, фирменная стратегия, корпоративная культура, управление персоналом, внутрифирменный учет и финансовые потоки, издержки и т. д.).

Именно  динамический характер равновесия делает такую организационную структуру, как фирма, устойчивой, дает ей возможность  существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное  состояние, это может означать только одно - процесс разрушения фирмы  и ее последующую ликвидацию.

При внимательном рассмотрении поведения  “долгоживущей” фирмы можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически. Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Если мы приглядимся к формам неживой, живой и общественной материи, то либо обнаружим цикличность в  чистом виде, либо увидим, что формы  материи развиваются в основном поступательно и это развитие идет по спирали: от простых форм к более сложным, к отрицанию отрицания в конечном итоге. Но что такое эти витки раскручивающейся спирали? - Последовательно сменяющие друг друга циклы.

Экономическая жизнь развивается циклически. Это  доказано и эмпирически, и теоретически. Известно, что товарное хозяйство  неотделимо от экономического цикла  и не может существовать вне его. Выделяют короткие, средние и длинные  волны в развитии экономического цикла.

Почему  речь идет о массовом характере такого обновления? Это связано, прежде всего, с невосполнимостью потерь от морального износа второго рода. Напомним, что, наряду с физическим износом активные элементы основного капитала подвержены и моральному износу (потери собственной  стоимости вне связи с физическим износом) [36]. Выделяют два вида морального износа.

Первый - когда предприниматель несет  потери в результате роста производительной силы труда, при создании тех же самых  элементов основного капитала. С  потерями такого рода фирма вполне может смириться и будет осуществлять эксплуатацию данных средств производства до полного их физического износа.

Моральный износ второго рода связан с потерями, которые возникают в результате появления принципиально новых, более производительных средств  производства. В этом случае возможен только один выход - досрочная замена средств производства до их полного  физического износа. Но такие средства появляются в определенный момент и  все предприниматели (или их активное большинство) реагируют на эту ситуацию, что и придает их действиям  массовый характер.

Кроме этого, речь идет об активных элементах  основного капитала, а не обо всем основном капитале. Это связано с  тем, что многие элементы основного  капитала не участвуют непосредственно  в процессе производства и срок их эксплуатации в несколько раз  превышает срок службы активных элементов (речь идет о производственной инфраструктуре). Таким образом, эти объекты капитала влияют не на короткую и среднюю волны, а на длинную и, следовательно, остаются за чертой нашего анализа.

Выявленная  закономерность нашла свое отражение  в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации [36].

Рассмотрим  факторы, влияющие на средний срок жизни  экономической организации (фирмы). Первый - размер фирмы. Далее - отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие [40].

Информация о работе Формирование товарной политики предприятия на основе концепции жизненного цикла