Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:16, реферат

Краткое описание

Возникновение и начало бурного развития международного маркетинга приходится на 60-70 годы XX века. Именно в этот период сложились необходимые предпосылки к перестройке рыночной деятельности в международных масштабах на основе принципов национального маркетинга, доказавшего в предшествующий период свою действенность, как эффективная система корпоративного управления и средство конкурентной борьбы на внутренних рынках.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность международного маркетинга 4
2. Этапы становления и развития международного маркетинга 8
3. Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности 11
4. Заключение 20
5. Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат_межд_маркетинг.docx

— 61.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие и сущность международного маркетинга 4

2. Этапы становления и развития международного маркетинга 8

3. Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности 11

4. Заключение 20

5. Список использованной  литературы 21

 

Введение

 

Возникновение и начало бурного развития международного маркетинга приходится на 60-70 годы XX века. Именно в этот период сложились необходимые предпосылки к перестройке рыночной деятельности в международных масштабах на основе принципов национального маркетинга, доказавшего в предшествующий период свою действенность, как эффективная система корпоративного управления и средство конкурентной борьбы на внутренних рынках.

В современных условиях развития хозяйственной сферы жизни общества, характеризующейся дальнейшим обострением конкурентной борьбы на мировых рынках, все более сложными и диверсифицированными как технологическими, так и организационными моделями производства, чрезвычайной информационной насыщенностью и коммуникативностью, эффективность внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов зачастую определяется применяемыми методиками и развитостью инструментария международной маркетинговой деятельности.

Причем все аспекты маркетинга значительно актуализируются, благодаря развивающейся быстрыми темпами глобализации мировой экономики и расширению международной торговой деятельности.

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.

Для многих субъектов хозяйствования изучение и применение международного маркетинга необходимо вследствие нарастающей открытости по отношению к внешним рынкам и в целях совершенствования их отношений с этими рынками.

В данной работе будет проведено исследование международного маркетинга, его сущности, этапов развития, методов и аспектов.

 

  1. Понятие и сущность международного маркетинга

 

Процессы, происходящие на мировых рынках, имеют безусловно универсальный характер. И хотя естественным представляется утверждение о том что, чем более развитым и высоко конкурентным является рынок, тем большее значение приобретают маркетинговые, международно-маркетинговые критерии предпринимательского поведения, можно с уверенностью утверждать следующее – рассматриваемый вопрос затрагивает перспективные и насущные жизненные проблемы участников рыночных отношений как в индустриально развитых странах, так и в государствах, которые только лишь стремятся наладить эффективные экономические механизмы, основанные на принципах свободы реализации спроса и предложения, регулирования путем обратных хозяйственных взаимосвязей.

Что же представляет собою международный маркетинг как специфический феномен, являющийся, вместе с тем, органичной подсистемой общей сферы маркетинговых отношений?

Это такая система организации деятельности субъектов производственной сферы, которая содействует оптимизации функционального соединения производственных целей и текущих потребностей зарубежных потребителей, стыковке частных интересов во всех сферах интернационализируемой экономической жизни – производственной, посреднической, потребительской. Благодаря ей возможно достижение оптимальных показателей предпринимательской деятельности – прибыли, рентабельности, технического и ресурсного обеспечения, заработной платы и др. Иными словами, международный маркетинг представляет собой важное условие установления действенной обратной связи между спросом и предложением в международном масштабе, является своеобразным гарантом того, что изготовленная продукция, пройдя все этапы производственного процесса, найдет свой путь к конечному потребителю за рубежом. Термин «международный маркетинг» относится к деятельности международных фирм, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны1. Отличительными особенностями международной фирмы являются:

  • наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией либо на выпуск определенных видов продукции на заранее известных зарубежных рынках, либо на снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами;
  • использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;
  • контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра с учетом разницы в их правовом положении.

Международный маркетинг представляет собой подход к принятию производственных решений с позиции наиболее полного удовлетворения требований как местных, так и иностранных потребителей. Материнская компания целенаправленно ставит задачи своим производственным подразделениям – местным и заграничным – в отношении научно- технических разработок и выпускаемой продукции, определяет наиболее эффективную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирменное кооперирование. Здесь важную роль играют маркетинговые программы, разрабатываемые в структурных подразделениях головной компании – производственных отделениях, выступающих как основные производственно-хозяйственные звенья отвечающие за конечный результат деятельности – получение прибыли.

Международная деятельность предприятия является предпосылкой планирования производства в целом поскольку дает возможность установить оптимальную структуру (номенклатуру, ассортимент) производства. По результатам маркетинговой деятельности и на ее основе заключаются международные коммерческие сделки, проводятся коммерческие операции.

Международный маркетинг опирается на принципы национального маркетинга и имеет схожую с ним структуру. Вместе с тем он специфичен, ибо имеет дело с внешнеторговыми и валютными операциями, иностранным и международным законодательством, различными национальными языками, менталитетом  и укладом жизни потребителей.  Стимулами международного бизнеса служат сравнительные преимущества, обусловленные разделением и специализацией экономик государств, различием их экономических и географических условий.

Существует три формы организации международной деятельности фирмы – экспорт, совместное предприятие, прямое владение. Экспорт продукта фирма может осуществлять через собственный торговый персонал за рубежом либо воспользоваться услугами местных маркетинговых посредников. Совместное предприятие предполагает объединение капиталов производства и маркетинга с иностранной компанией. При полном владении – фирма занимается производством и маркетингом без участия каких-либо партнеров. Кроме того международная деятельность фирмы может быть связана с совместным использованием лицензии за границей, продажей франшизы на срок, открытием филиала за границей или созданием дочернего предприятия за границей.

Особой разновидностью международного маркетинга является многонациональный маркетинг. Он связан с транснациональными корпорациями, т.е. корпорациями, значительная часть деятельности которых осуществляется вне национальных границ страны.

Управленческая деятельность транснациональной компании имеет три уровня – стратегический, управленческий и оперативный. Стратегический – должен сформулировать цели фирмы, определить ресурсы и выбрать наиболее подходящую корпоративную стратегию. Управленческий – должен трансформировать общие цели корпорации в более конкретные –  функциональные или предметные – и обеспечить эффективное использование ресурсов. Оперативный уровень отвечает за осуществление задач, необходимых для достижения целей.

Для фирм, действующих на мировых рынках, характерны три вида структурного построения микропирамидальная структура. зонтичная структура и международный конгломерат (интергломерат).

Микропирамидальная структура характеризуется высокой степенью централизации. Все стратегическое планирование осуществляется из единого центра, а зарубежная деятельность фирмы носит подчиненный характер и располагается по уровню ниже стратегического. Практически зарубежная деятельность фирмы обеспечивается оперативным уровнем на основе управленческого контроля. Характерными особенностями можно назвать: ориентация в целом на прибыль, направление усилий маркетинга на максимальную стандартизацию его элементов, жесткая позиция по отношению к решению социальных и общественных вопросов.

Зонтичная структура основана на признании того, что национальные рынки отличны друг от друга, и работа на них должна проводиться с учетом их специфики и, в известной степени независимо. Существует стратегический центр, но он передоверяет часть стратегических решений иностранным филиалам. Преимуществом такого типа организации фирмы является то, что издержки на содержание вспомогательных служб значительно сокращаются, но повышается эффективность решения маркетинговых задач на различных национальных рынках. Основные характеристики зонтичной структуры – тенденция к дифференциации задач производства, товарной стратегии, политики цен, стратегии продвижения товаров и способность более чутко реагировать на изменение рыночных условий.

Интергломерат – это комплекс международных операций, основанный на многонациональной, многопроизводственной деятельности. Интергломерат может быть организован и по-первому и по второму принципу Единственный планируемый показатель для всех звеньев – прибыль и оборачиваемость средств. Характерными особенностями этой формы организации являются строгий финансовый контроль, немногочисленный центральный орган, чаще всего состоящий из экспертов и консультантов, постоянная хорошо налаженная связь между центром и отдельными филиалами, центральные функциональные службы создаются довольно редко, функции маркетинга отданы под полную ответственность составляющих ингломерат компаний. Возьмем для примера обыденную ситуацию, с которой сталкивается любая действующая и ведущая производственную деятельность или только могущая быть созданной организация, для которой актуальным оказался вопрос о поиске возможностей сбыта своей продукции за рубежом, с учетом запросов и критериев инонациональных потребителей товаров и услуг. Естественно предположить, что руководство или потенциальные учредители того или иного самостоятельного предпринимательского звена рассматривают вопрос о желательном закреплении на внешнем рынке с целью получения стабильного дохода в валюте.

В сферу проблем международного маркетинга входит широкий круг вопросов управления спросом, отношений с субподрядчиками, посредниками и потребителями, анализ технологических, финансовых аспектов развития и многое другое.

Совокупность элементов и факторов инонациональной макроэкономической системы выступает, таким образом, в качестве маркетинговой среды отечественного предприятия (фирмы, компании) – участника внешнеэкономической деятельности.

 

  1. Этапы становления и развития международного маркетинга

 

Известно, что впервые термин маркетинг начали применять в США. Маркетинг, в современном его понимании, прошёл достаточно долгую эволюцию. Как особый подход к управлению производством и реализацией, он выделился в начале ХХ века, когда формировалось крупномасштабное производство, резко обострилась конкуренция. Это стимулировало поиск и разработку новых подходов к управлению рыночной деятельностью фирм, стимулированию спроса на выпускаемую продукцию. Наиболее остро этот процесс проявлялся в Соединенных Штатах Америки. Американские экономисты того времени подчеркивали, что основная проблема для предпринимателей – анализ и организация сбыта. Сходные проблемы наблюдались и в российской экономике конца 80-х годов XX века, когда начались экономические реформы и появился значительный интерес к маркетингу. Таким образом – изначально маркетинг увязывался главным образом лишь с реализацией товаров.

В тоже время маркетинг выделился в самостоятельный учебный курс в ведущих университетах США – Мичиганском, Иллинойском, Гарвардском и др. Основное внимание при его изучении уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Однако в дальнейшем ограниченность такой трактовки стала очевидной. Значительную роль в этом сыграл и кризис 1929-1933 гг., после которого маркетинг окончательно утратил чисто сбытовую ориентацию. Он приобрел гораздо более комплексный характер, начал охватывать различные стороны функционирования фирм, превратившись в один из важнейших элементов их деятельности по разработке и продвижению продукции к потребителям, созданию условий для увеличения спроса на товары.

В 1926 году в США была организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на основе которой в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА).

Несколько позже подобные ассоциации и организации появились в странах Западной Европы и Японии. Стали возникать международные маркетинговые организации – Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения, Европейская академия маркетинга и др.

В бывшем СССР в середине 70-х годов при Торгово-промышленной палате была образована секция маркетинга, а уже в ходе реформ в 1990 г. была создана Всесоюзная ассоциация маркетинга. В настоящее время в России действуют несколько ассоциаций маркетинга: Российская Ассоциация Маркетинга (РАМ), Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАМУ) – крупнейшая в России некоммерческая организация, с 2001 года объединяющая более 100 столичных и региональных агентств, специализирующихся на маркетинговых услугах, и целый ряд региональных организаций. По мере развития и становления маркетинга выделились следующие виды и области применения маркетинга:

Информация о работе Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности