Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:16, реферат

Краткое описание

Возникновение и начало бурного развития международного маркетинга приходится на 60-70 годы XX века. Именно в этот период сложились необходимые предпосылки к перестройке рыночной деятельности в международных масштабах на основе принципов национального маркетинга, доказавшего в предшествующий период свою действенность, как эффективная система корпоративного управления и средство конкурентной борьбы на внутренних рынках.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность международного маркетинга 4
2. Этапы становления и развития международного маркетинга 8
3. Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности 11
4. Заключение 20
5. Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат_межд_маркетинг.docx

— 61.50 Кб (Скачать)
    • потребительский маркетинг или маркетинг товаров массового спроса;
    • промышленный маркетинг – маркетинг товаров производственного назначения;
    • маркетинг услуг;
    • международный маркетинг;
    • некоммерческий маркетинг – или метамаркетинг (например, в управлении политическими партиями, профессиональными ассоциациями и т.п.)
    • микромаркетинг – маркетинговая деятельность фирм и других коммерческий организаций;
    • макромаркетинг – деятельность государства в сфере рынка;
    • социальный маркетинг – совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями, а также социальные аспекты рыночной деятельности корпораций;
    • эгомаркетинг – деятельность индивидуума на рынке, например, при трудоустройстве.

В своем развитии международный маркетинг прошел следующие этапы развития:

Традиционный экспорт – продажа товара за границу без дальнейшего его сопровождения. Экспортер несет ответственность перед покупателем только до момента продажи и поставки и, как правило, не интересуется дальнейшей судьбой проданного товара.

Экспортный маркетинг – экспортер систематически изучает заграничный рынок и приспосабливает свое производство под требования этого рынка. При этом он пытается контролировать весь путь товара до конечного потребителя.

Международный маркетинг – экспортер глубоко исследует рынок и использует для его обработки весь набор инструментов маркетинга, а также различные формы внешнеэкономических связей: научно-технический обмен, контрактные производства, СП, создание дочерних предприятий и др., а не только экспорт.

Глобальный маркетинг (интегрированный маркетинг) – маркетинговая деятельность за границей охватывает не только сбыт, но и практически все функциональные сферы деятельности предприятия: снабжения, исследования и разработки, персонал, финансы... Это рыночно ориентированное управление предприятием в заграничных условиях.

Таким образом, международный маркетинг может рассматриваться как один из этапов развития маркетинговой деятельности компании. Это более широкое понятие, чем национальный маркетинг, специфика которого определяется необходимостью учета большого количества факторов, влияющих на предприятие на зарубежных рынках. Требуется более глубокое понимание социально-экономических и национально-культурных условий, сложившихся в конкретных странах, различий в понимании рекламных обращений, потребительского поведения. Соответственно возникают различия в организации сбыта, хранения, транспортировки товаров, таможенного регулирования и т.д.

Экспорт товара позволяет расширять границы внутреннего рынка, но при этом фирма переносит за пределы национальных границ свою маркетинговую практику, внося минимальные коррективы. В процессе развития экспортного маркетинга происходит усложнение маркетинговой функции фирмы, в основном в связи с изучением зарубежного рынка, адаптацией товара к требованиям зарубежных потребителей.

При экспортном маркетинге производство располагается в стране фирмы, там же находятся источники ресурсов.

Международный маркетинг является более сложным по сравнению с предыдущими этапами, так как связан не только со сбытом продукции, но также охватывает снабжение необходимыми ресурсами в международном масштабе, производство товара может располагаться как в стране базирования, так и за рубежом.

Глобальный маркетинг характеризуется тем, что на данном этапе развития фирма рассматривает весь мир в качестве единого рынка сбыта и фокусирует внимание на общности поведения потребителей.

Национальная компания, трансформируясь в международную, проходит несколько последовательных ступеней развития:

  1. Национальная компания;
  2. Экспортная компания;
  3. Международная компания.

Ha первом этапе компания юридически привязана к одному государству и зарубежная деятельность может не оказывать заметного влияния на ее положение в целом.

Ha втором этапе международная деятельность компании начинает приобретать относительную самостоятельность, что инициирует качественные изменения в ее маркетинговой деятельности в целом. Производя продукцию внутри страны, компания уже ориентируется на ее сбыт за рубежом. Это означает необходимость реализации экспортного маркетинга.

На третьем этапе доля зарубежной деятельности становится более значительной, и внутренний рынок теряет приоритетность и даже может рассматриваться в одном ряду с внешними рынками. Происходит полная интеграция внутреннего и внешнего рынков. Компания занимается производством продукции и сбытом, как в стране пребывания, так и за рубежом. Ее менеджмент интернационализируется, и реализуется уже непосредственно концепция международного маркетинга.

 

  1. Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности

 

Международный маркетинг отличается высокой степенью комплексности – это требует глобального планирования с учетом чужой культуры, склада ума, языка, стандартов и торговых обычаев. Сотрудники, работающие в правлении фирмы и за рубежом, должны проходить постоянное обучение, знакомясь с целями и требованиями зарубежных партнеров на рынке.

Центральное место занимают валютные проблемы, которые приходиться решать фирме, занимаясь международной торговлей. Для фирмы, ориентирующейся на экспорт, валюта в конечном итоге определяет весь результат их деятельности.

Проблемой является и хронический торговый дефицит многих стран, в частности, развивающихся. С этим связан финансовый риск так как в той или иной степени неплатежеспособной может оказаться вся страна и могут возникать проблемы перевода валютной выручки. Для таких стран рекомендуется работать на рынке, полностью сознавая существующий риск.

Международные фирмы сталкиваются также с экономическими и социальными различиями, существующими в мире, особенно в развивающихся странах.

Значительные трудности в экспортной деятельности возникают вследствие различий экономических систем и степени открытости или, соответственно, закрытости рынков.

Существуют также объединения, как Европейское экономическое сообщество или Европейская ассоциация свободной торговли, экономические соглашения, дающие преимущества некоторым странам, например, путем освобождения от таможенных сборов или беспрепятственной выдачи разрешений на импорт. Сюда относятся и оградительные пошлины, запреты на импорт, регламентация платежных операций и другие протекционистские меры.

Экспортерам приходится иметь дело с различными политическими и правовыми системами. Существуют самые разные условия применения изделий. Например, необходимо учитывать различные климатические условия, степень квалификации пользователей, их рабочие приемы и привычки. Необходимо учитывать и выполнять требования стандартов и инструкций, а также требования, предъявляемые к испытаниям.

Часто отсутствует такой сектор услуг, как рекламные агентства или развитые средства массовой информации.

 

Экспортеры сталкиваются с незнакомыми условиями сбыта. При выходе с товаром на зарубежные рынки часто сталкиваются с отсутствием специфических экономических инфраструктур, например, с отсутствием сетей сбыта. Таковы некоторые факторы, определяющие комплексность проблем международного маркетинга.

Преодоление этих затруднений требует информационного обеспечения, гибкости, дифференциации, решения кадровых вопросов и готовности фирм к риску.

По мнению А. Олливье и А. Дайана, «маркетинг – это система мероприятий и совокупность технических приемов, позволяющих предприятию завоевать, а впоследствии сохранить выгодную клиентуру при помощи постоянного слежения за рынком в целях оказания воздействия на его развитие или в худшем случае приспособления к нему»2.

Процесс реализации маркетинга состоит из 3 основных фаз:

    • изучение рынка посредством наблюдения и анализа спроса, конкуренции, посредников, а также среды – законодательной, технической, экономической и социокультурной;
    • определение продукта, цен и установление определенных связей, такого коммерческого предложения, которое будет соответствовать выбранной цели и желательному положению на рынке;
    • реализация товаров и услуг благодаря проведению рекламных кампаний и сбытовой политики;

Эта постоянно возобновляемая цепь мероприятий является предметом планирования, учитывается при составлении бюджета и подлежит контролю с точки зрения обоснованности принятых мер.

Перечисленные фундаментальные правила маркетинга полностью остаются в силе для того чтобы ориентировать коммерческое развитие предприятия за границей и очевидно, что не может быть эффективного международного маркетинга на том предприятии которое не будет их соблюдать.

Основные формы и методы практического применения маркетинга на предприятиях характерные для всех его моделей могут, в равной степени быть использованы в маркетинге как внутри страны, так и на внешних рынках. Независимо от сферы деятельности и географического охвата рынков предприятия, компании используют одни и те же методы исследования спроса, предложения, деятельности конкурентов, анализа собственной деятельности, строят производственно сбытовую деятельность на основе одних и тех же стратегических альтернатив.

Вместе с тем международный маркетинг имеет ряд отличительных особенностей обусловленных спецификой рынков отдельных стран поэтому каждый этап маркетинговой деятельности на мировом рынке требует учета не только социально-экономических, психологических, но и национально исторических особенностей спроса. Так, при анализе зарубежных рынков и их сегментов значительное место занимает проблема приспособления (адаптации) параметров продукции к условиям ее потребления в той или иной стране.

Также имеет специфические особенности и анализ конкурентной борьбы. В некоторых случаях прогнозы конкурентов оказываются неточными по той причине что, например, аграрное предприятие-экспортер недооценило сильные позиции местных фермерских хозяйств с точки зрения их воздействия на органы государственного регулирования в стране.

Известно, что перед предприятием, желающим выйти на зарубежный рынок, встают помимо общих, специфические проблемы, связанные с выбором форм экспансии. Они весьма разнообразны, экспорт, сбыт, лицензии на производство, образование смешанных предприятий по производству и (или) сбыту продукции, открытие собственного дела за рубежом, присоединение зарубежных фирм. Каждый вариант стратегии обладает своими достоинствами и недостатками. Основной задачей службы (подразделения) маркетинга является проведение предварительного комплексного исследования состояния рынка страны, на который предприятие собирается выходить со своим товаром (услугами).

Международный маркетинг отличает от внутреннего и то, что для каждой страны необходимо выделять внешнюю и внутреннюю окружающую обстановку. Обычно фирма, принимая решения внутреннего маркетинга, ориентируется и на внешнюю и на внутреннюю окружающую среду. Факторы внутренней обстановки представляют в основном, цели компаний, ее организацию и структуру, доступность для нее ресурсов. Факторы внешней обстановки включают конкуренцию, изменения в психологии потребителя, политические условия, социальные и культурные изменения, требования национального законодательства и т.д. Для удовлетворения требования оптимизации деятельности фирмы на международном рынке и изучения факторов внешней и внутренней обстановки используется сегментация рынка.3

Вместе с тем для понимания сущности маркетинговой деятельности как таковой важно четко осознавать ее место в функциональном, социальном противостоянии двух взаимосвязанных и обусловливающих одна другую сфер – чисто хозяйственных рыночных отношений и государственного вмешательства.

Воздействие государства на маркетинговую, международно-маркетинговую сферу осуществляется путем организационного, институционно-нормативного установления правил игры, способствующих развязыванию предпринимательской инициативы, максимально полной реализации в практических результатах имеющегося производственно-предпринимательского потенциала – капитала, материальных ресурсов, интеллектуальной рабочей силы, а также посредством целенаправленного государственно-монетарного, фискального регулирования.

В результате значительного усиления глобализации постепенно происходит интернационализация мирового хозяйства и определяются новые приоритеты международного маркетинга.

Интернационализация – это явление в маркетинге, возникающее вследствие взаимозависимости рынков как результат глобализации. «Рынки уже не воспринимаются как отдельные единицы, но все более как единый рынок»4.

Международный маркетинг при этом направляет развитие предприятия по следующей схеме5:

    • предварительное изучение рынков стран, которые могут представлять интерес;
    • выбор наиболее благоприятного региона или страны;
    • определение способа присутствия предприятия на этом рынке;
    • определение коммерческого предложения в разрезе товаров, услуг и цен, приспособленных как к благоприятным, так и к неблагоприятным вариантам рынка;
    • определение коммерческой политики, политики сбыта коммуникаций и подбор торгового персонала;

Информация о работе Аспекты и методы международной маркетинговой деятельности