Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:05, курсовая работа
Предметом исследования данной работы является деятельность Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж» и рассмотрение одной из концепций маркетинга на его примере.
Целью моей работы является изучение комплекса маркетинга в различных культурных учреждениях, какие концепции маркетинга применяются и не применяются в этой сфере деятельности, основные задачи ,принципы и методы маркетинга в данной области.
Задачи исследования: рассмотреть общие понятие маркетинга в культурной среде, провести сравнительный анализ между различными учреждениями данной области, провести анализ на конкретном примере.
Введение
3
Глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
4
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
4
1.2 Особенности маркетинга в культурной среде
5
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
11
Глава 2. Сравнительный анализ служб маркетинга различных культурных учреждений
18
2.1.Особенности музейного маркетинга
18
2.2.Особенности маркетинга театра
19
2.3 Анализ сходств музейного и театрального маркетинга
23
Глава 3. Анализ маркетингового управления в культурных учреждениях на примере Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж»
25
3.1 Характеристика объекта исследования
25
3.2. Анализ маркетинга Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж»
26
Заключение
30
Список использованных ресурсов
32
Проводя анализ раздела маркетинга в области культуры, я обращаю внимание на маркетинговую среду, являющуюся основным звеном процесса управления. объединение факторов на микроуровнях и макроуровнях составляют маркетинговую среду(рис.2), и оно же определяет эффективность работы компании.
Рис.2. Внешняя среда маркетинга культурной организации.
Маркетинг не заканчивается на определении целевой группы его стратегии и анализе среды. Не менее важным и значительным является сам комплекс маркетинга..
Рассмотрим основные составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, которые влияют на деятельность маркетинга в культурной сфере.
Продукт
В культурном учреждении в роли продукта обычно могут выступать различные услуги, которые предоставляются этим заведением, опираясь на его миссию. К примеру, для музея основными услугами являются выставочная деятельность, а именно правильное представление и понимание различных коллекций, а также работа ,относящаяся к сфере образования, такая как : всевозможные экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции и т.п.Помимо этого, большое значение имеют дополнительные услуги,которые заключаются в информационном обеспечении, хорошем сервисе, работе кафе, буфетов, музейных магазинов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении различных мероприятий — приемов, встреч, концертов, спектаклей.
Потребитель
Деятельность маркетинга считается бессмысленной без участия потребителя. Поэтому, ключевой фигурой является потребитель и его предпочтения. Эта особенность, конечно жн, распространяется также на производство ряда иных услуг,а не касается исключительно сферы культуры. К примеру, работа кафе или же торговых центров без клиента также абсурдна.
Сфера культуры по своему определению удовлетворяет потребности человека в духовном его развитии, и в качестве потребителей данного вида услуг могут выступать различные слои населения. Культурные заведения могут специализироваться на конкретной целевой аудитории- например, представления в детском театре кукол.
Ценовая политика
Политика цен культурного заведения характеризуется, во-первых, социальными целями ее деятельности. А значит, уровень цены находится в зависимости от степени доступности той или иной услуги для потенциального клиента. В нашем случае цены почти всегда ниже, чем полагается им быть на рынке услуг, а иногда и вообще отсутствуют. Исходя из этого, возможности установления рыночной ценовой политики в стратегии маркетинга культурной среды ограничены.
Положение на рынке
На деятельность культурных организаций влияет ряд особенностей рынка, таких как: наличие внешних эффектов, информационная асимметрия и локальная монополия.
Деятельность культурных заведений можно охарактеризовать также наличием локальной монополии на рынке услуг. В небольших городах часто бывает с точки зрения экономики не оправданно создание, к примеру, нескольких художественных музеев, театров, библиотек и т.д. Так происходит, потому что средние издержки тут стоят выше предельных, и это создает некое препятствие для входа на локальный рынок культуры. Поэтому, культурные учреждения как правило действуют в условиях малой конкурентности , что, в конце концов может не лучшим образом отражаться на свойствах и качестве предоставляемых ими услуг.
Продвижение продукта
Три элемента комплекса продвижения продукта из четырех(стимулирование продаж, прямой маркетинг, общественные связи и реклама) находят применение в сфере культуры. Это — реклама, прямой маркетинг и общественные связи.
Различие трех этих составляющих(рекламы, прямого маркетинга и общественных отношений)базируется на их связи с финансовыми целями. Реклама и прямой маркетинг в культурной сфере, собственно, так же как и в бизнесе, направлены на дополнительную прибыль. Управление общественными связями предприятия имеет ориентир на создание ее имиджа и репутации. Само собой, четких границ между этими двумя элементами комплекса продвижения услуги провести мы не можем, поскольку как и реклама, так и прямой маркетинг воздействуют на создание репутации организации а расширение общественных связей приводит к увеличению числа посетителей..
Персонал
В культурной сфере роль исполнителей, то есть, персонала отводится сотрудникам специально созданных отделов маркетинга в больших организациях, развития и связей с общественностью. Небольшие учреждения культуры ,как правило, объединяют в единую службу или же их функции могут быть переданы иным внутренним структурам. С внешними маркетинговыми службами работа по контракту, при их более широких возможностях и наиболее высоком качестве работы, отличается непостоянством и высокими издержками.[2]
1.3 Функции и
задачи маркетинга в
Функции маркетинга –это основные виды маркетинговой деятельности, которые предоставляются в следующем виде:
1. Изучение реального
и потенциального спроса
Динамика вкусов, интересов и потребностей потребителей зависит, конечно же, от степени новизны предлагаемых услуг, от их технического оснащения, от яркости и убедительности рекламы и многого другого. Практика показывает: никакие ухищрения работников культурных учреждений не помогут, если, например, предлагаемые занятия в студии ведутся по старой методике или если прейскурант цен на услуги не меняется годами.
2. Поиск и конструирование
новых видов услуг, необходимых
для удовлетворения спроса
Работники культурных учреждений должны находится в постоянном поиске и всегда быть готовыми необходимым образом отреагировать на возросший или вновь возникший спрос на те или иные виды услуг.
3. Планирование
оказания услуг с учетом
4. Координация и регулирование деятельности структурных подразделений, оказывающих услуги. На промышленных предприятиях, где маркетингу с каждым годом уделяется все больше внимания, создаются специальные отделы и секторы, ведающие изучением спроса, рекламой, послепродажным обслуживанием и т.п. Их работу координирует зам. директора по маркетингу. В учреждениях культуры, оказывающих платные услуги населению, таких отделов, да и специальных сотрудников, занимающихся только маркетингом, пока что нет. Отсюда – каждый причастный к оказанию платных услуг работник культучреждения должен в той или иной мере быть компетентным в вопросах маркетинговой деятельности.
5. Реализация (сбыт) услуг, прежде всего за счет их широкого рекламирования. Реализация производимых услуг является, в конечном счете, тем оселком, на котором выверяется надежность и жизнестойкость созданной системы маркетинговой деятельности. Здесь важно все: цены, формы и методы реализации, упаковка, доставка, рекламирование и т.п.
Совершенствование реализации услуг достигается разными путями, но прежде всего укреплением материально-технической базы организации, развитием деловых и посреднических связей, своевременным информированием потребителей, обратной информационной связью с ними.
Важнейшая составная часть маркетинга – реклама, честная, объективная, не только в яркой форме информирующая потребителей о качествах и свойствах услуг, но и убеждающая те или иные социальные слои и группы в целесообразности их потребления.
6. Руководство
структурными подразделениями
В силу малой распространенности маркетинговых идей и отсутствия специально зафиксированного опыта маркетинговой деятельности руководители большей части культурных учреждений занимаются этой деятельностью чаще всего на эмпирическом уровне, полагаясь лишь на собственный опыт, а то и просто на здравый смысл. И специалистами по маркетингу они себя, как правило, не считают, хотя и имеют определенное отношение к нему: заключают договоры на услуги, финансируют их, изучают запросы и интересы потребителей, в тех или иных формах информируют население о платных услугах, иногда непосредственно занимаются их рекламированием, анализируют итоги коммерческой деятельности, координируют усилия заинтересованных органов и лиц.
7. Финансирование мероприятий, связанных с продвижением услуг на рынок. В общем объеме и содержании финансовой деятельности учреждений культуры расходы на маркетинг занимают неоднозначное положение. Так, еще до создания системы платных услуг вкладываются средства на строительство зданий и сооружений, оборудование и оснащение помещений, закупаются транспорт, инвентарь и т.п. Все это может, конечно же, служить и бесплатному культурному обслуживанию населения, как это, собственно, и было раньше. С введением же системы платных услуг часть вложенных ранее в материально-техническую базу культурных учреждений финансовых средств начинает работать на прибыль, т.е. постепенно компенсируются ранее произведенные затраты. Но такое финансирование пока что прямого отношения к маркетингу не имеет. Можно и без маркетинга как-то сводить концы с концами.
Финансирование маркетинговых мероприятий начинается там и тогда, где и когда эта деятельность сознательно вычленяется из любой другой, целенаправленно планируется и финансируется.
На что могут расходоваться деньги, если мы целенаправленно занимаемся маркетингом?
- на проведение научных исследований, изучение спроса и потребность населения (закупка бумаги, разработка анкет, анкетирование, обработка анкет и др.);
- на оплату оригинальных
сценариев для платных
- на информацию и рекламу
(оплата художественно
- на оплату консультантов, осуществляющих послепродажное обслуживание потребителей;
- на организацию выставок, устраиваемых по итогам работы платных кружков, курсов и т.д.;
- на стимулирование людей,
включенных в систему
В совокупности эти и другие расходы как раз и будут затратами на маркетинг. Какую часть средств тратить из полученной прибыли на маркетинговые мероприятия решает руководство учреждения.
8. Анализ результатов
маркетинговой деятельности по
отношению к результату
Мы рассмотрели, в общих чертах, функции маркетинга применительно к платным услугам, оказываемым людям культурными, внешкольными и физкультурно-спортивными учреждениями.[3]
После рассмотрения функций маркетинга в сфере культуры становятся понятными и задачи маркетинга в этих учреждениях.
Классификация подразделяется на три группы:
1 группа – аналитико-оценочные задачи;
2 группа – стратегические задачи;
3 группа – тактические (исполнительские) задачи.
1. При выполнении задач первой группы изучают состояние рынка культурных услуг, анализируют сложившуюся ситуацию и оценивают обозримые перспективы, возможные направления развития этого рынка. Во-первых, специалисту просто необходимо иметь четкое представление об объеме и содержании культурных услуг, реализуемых учреждением на момент проведения анализа.
Информация о работе Анализ особенностей маркетинга в культурной сфере