Анализ особенностей маркетинга в культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования данной работы является деятельность Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж» и рассмотрение одной из концепций маркетинга на его примере.
Целью моей работы является изучение комплекса маркетинга в различных культурных учреждениях, какие концепции маркетинга применяются и не применяются в этой сфере деятельности, основные задачи ,принципы и методы маркетинга в данной области.
Задачи исследования: рассмотреть общие понятие маркетинга в культурной среде, провести сравнительный анализ между различными учреждениями данной области, провести анализ на конкретном примере.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Сущность и значение маркетинга в сфере культуры
4
1.1 Спрос и предложение на продукты культуры
4
1.2 Особенности маркетинга в культурной среде
5
1.3 Функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
11
Глава 2. Сравнительный анализ служб маркетинга различных культурных учреждений
18
2.1.Особенности музейного маркетинга
18
2.2.Особенности маркетинга театра
19
2.3 Анализ сходств музейного и театрального маркетинга
23
Глава 3. Анализ маркетингового управления в культурных учреждениях на примере Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж»
25
3.1 Характеристика объекта исследования
25
3.2. Анализ маркетинга Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж»
26
Заключение
30
Список использованных ресурсов
32

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 99.97 Кб (Скачать)

Театральный продукт — спектакль – продается посредством продажи билетов, через кассу, где приблизительно должно проходить около 65% общего количества билетной продукции на каждый спектакль. Пусть каждый уполномоченный получает 40% от стоимости проданных им билетов, но в случае возврата с него должен удерживаться очень высокий штраф, в размере 80% от нераспроданных им билетов. Это смогло бы стать весьма эффективной новацией в системе распространения билетов, так как возвращенных билетов бывает очень много и они так и остаются нераспроданными.

Еще один вариант выгодной продажи билетов — их можно продавать в крупных магазинах, гостиницах, ресторанах и других местах общего скопления людей. Для этого нужно оборудовать там собственные или общие стационарные кассы с рекламой — афишами и плакатами.

 

Также для проведения маркетинговой политики, направленной на привлечение зрителя в театр, желательно найти, прежде всего, партнеров, которые в силу каких-либо обстоятельств были бы заинтересованы взять на себя часть расходов театральной организации. Маркетинговая концепция, применяемая в театре, включает в себя рекламную деятельность. Сегодня потребность в рекламе с целью стимулирования зрительского спроса довольно актуальна и является основной составляющей маркетинговой политики в сфере театрального искусства. Рекламу спектаклей следует рассматривать как форму массовой коммуникации, которая пытается перевести качество постановок на язык нужд и запросов потребителей, т.к. большинство потенциальных зрителей не знают, что они хотят увидеть на сцене, до тех пор, пока им кто-нибудь не подскажет. Таким образом, театральная реклама действительно необходима для повышения зрительского спроса и уменьшения меры неопределенности потребительского поведения. Поэтому в объективно существующих условиях конкуренции с другими театрами, искусствами и зрелищами каждому театру необходимо сформировать свой индивидуальный "образ” в сознании массового зрителя, разработать свой имидж.

Итак, маркетинг в сфере театрального искусства является одним из путей вывода многих театров из кризисной ситуации. Экономия на маркетинговых исследованиях здесь себя не оправдывает, т.к. потери, вызванные неверным решением, бывают намного значительнее. Поэтому необходимо выделение средств на маркетинг руководством театра.  [6]

2.3.Анализ сходств и различий музейного и театрального маркетинга.

В предыдущих двух подпунктах мы рассмотрели особенности маркетинга в музее и в театре. В общих чертах они схожи, потому что как музей, так и театр являются культурными заведениями с предложением услуг превышающим спрос потребителей. В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается. Это связано с тем, что не все люди предпочитают ходить в такие заведения регулярно. Все заканчивается на однократном посещении, или же посещении «раз в год по обещанью».В связи с этим маркетинг двух этих разного вида культурных заведений схож почти по всем параметрам. Рассмотрим их поподробнее.

Как и в в музейном маркетинге, так и в театральном очень важно отношение к аудитории, причем, как указывалось ранее, под аудиторией подразумеваются не только посетители. Например, если больше аудитории на комедии в театре, или же на выставку посуды ручной росписи в музее, значит, заведению следует обратить на это внимание и развиваться в этом направлении. Или же просто почаще устраивать такого рода показы.

Возможность применения маркетинга в сфере как театрального искусства, так и музейного ,наталкивается на множество проблем, которые вызваны специфичностью услуг такого типа , поскольку не только продается продукт коллективного творчества, но и одновременно обеспечивается эстетическое и духовное развитие личности зрителя. В то же время сегодня можно констатировать противоречие между ролью, которую отводит общество театральному  и музейному искусству в качестве духовного, культурно-нравственного и художественного воспитания человека, и реальным местом театрального искусства в повседневной жизни населения, поскольку к театру начинают относиться как к средству развлечения и проведения досугового времени.

Театрам и музеям, для того чтобы укрепить устойчивость своего положения на рынке культуры в условиях конкуренции, необходимо разрешать проблему поиска и привлечения зрителя. Для этого деятельность театра/музея должна быть направлена на то, чтобы духовные потребности общества или социального слоя в сценическом искусстве превратилась в доход этого культурного учреждения. То есть ,это возможно сделать путем проведения маркетинговых исследований потенциального зрителя выявить его запросы и удовлетворить их через соответствующим образом поставленные спектакли/выставки, которые пользуются зрительским спросом, и заменяется установка, направленная на изготовление сценических постановок исходя из творческого, экономического и производственного потенциала данного заведения.

Таким образом, мы можем увидеть, что театральный и музейный маркетинг являются довольно схожими по ряду параметров, рассмотренных нами выше, и значительных различий маркетинга двух этих разного вида культурных учреждений не нашлось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Анализ маркетингового управления в культурных учреждениях на примере Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж»

3.1 Характеристика объекта исследования.

Театр русской драмы «Эрмитаж» ранее назывался театром "У Толстовской заставы". Театр переименован в честь театра «Эрмитаж», который существовал в XIX веке в Туле. В переводе с французского языка - «место уединения».

Тульский муниципальный театр русской драмы «Эрмитаж» – единственный в Туле муниципальный театр. Его история насчитывает уже более 40 лет, и за это время театр успел пережить множество перемен и драматичных моментов, неизменно занимая особое место в культурной жизни города.

За период с 2007 г. по 2008 г. в театре полностью сменилось руководство, набрана новая труппа. На сегодняшний день для постановок спектаклей в театр привлекаются режиссеры Тульского Академического Театра Драмы и московских театров.

«Эрмитаж» сегодня – это уютный и гостеприимный театр, в котором проходят спектакли для детей и взрослых, концерты-квартирники российских и зарубежных исполнителей, а также выставки, фестивали и творческие вечера.

На сегодняшний день театр «Эрмитаж» – это творческая команда профессиональных актёров, режиссёров и организаторов, чья общая цель – подарить тульскому зрителю новые впечатления, удивить и увлечь аудиторию в мир творчества и нестандартных идей.

Возрождение былой популярности, привлечение нового зрителя, создание самобытного, во многом экспериментального репертуара – вот цель, которая объединяет труппу театра.

  • Концепция театра заключается в развитии театра как творческой лаборатории.
  • Приоритетными направлениями для театра являются: молодежная тематика, а также работа с молодыми режиссерами, драматургами, актерами.
  • В планах театра «Эрмитаж» представлены все основные мероприятия, планируемые к проведению в Год культуры, в том числе комплексные социально-культурные проекты, фестивали, выставки, конкурсы, проведение летнего фестиваля 22-27 июля.
  • Особое внимание будет уделяться проекту «Театральный дворик». Приоритетом станет привлечение молодёжи в культуру.

«Эрмитаж» - не только театр в классическом понимании этого слова. Помимо драматических постановок на собственной сцене, мы реализуем множество разнообразных проектов, среди которых каждый может найти для себя мероприятие по душе. Мы активно взаимодействуем с аудиторией, привлекаем зрителей и друзей театра со всего мира к участию в необычных акциях, конкурсах, концертах, фестивалях.

3.2 Анализ микросреды маркетинга Тульского муниципального театра русской драмы «Эрмитаж».

При разработке маркетинга в том или ином учреждении, причем,не обязательно в культурной сфере,прежде всего, необходимо учитывать интересы различных отделов внутри организации/учреждения.

Маркетинг рассматривается как взаимосвязь составляющих: товар или услуга, цена, сбыт, реклама, персонал, процесс продажи, обслуживание продажи. Влияние этих составляющих на деятельность организации существенно зависит от того, на каком рынке работает предприятие: на рынке потребительских товаров, промышленных товаров или на рынке услуг.

В этом заключается анализ микросреды маркетинга.

Одной из концепций маркетинга является концепция «4Р».Рассмотрим ее  на примере службы маркетинга муниципального театра «Эрмитаж».

Продукт(product). Продуктом в нашем случае будут являться спектакли, показанные на сцене театра, или ,иными словами, репертуар рассматриваемого нами театра. Спектакли идущие в театре бывают разного жанра, но большую часть занимает драматический жанр, судя по названию,это неудивительно-театр больше специализируется на драмах. Но и другим жанрам отводится значительная часть сценического времени.

 Театр многофункционален, и специализируется на различных  видах культурного отдыха: в нем проходят спектакли для детей и взрослых, концерты-квартирники российских и зарубежных исполнителей, а также выставки, фестивали и творческие вечера-в этом и заключается его особенность.

Рассмотрим востребованность театральных услуг в городе Тула.

По степени нуждаемости в товаре или услуге выделим следующие группы потребителей:

-не особенно  нужен - 10%;

-нужен время  от времени - 50%;

-нужен постоянно - 40%.

По эмоциональному отношению к театру выделим сегменты:

-энтузиазм-23 %;

-положительное - 40%

-безразличное - 20%;

-негативное - 3%;

-враждебное - 4%.

Место.(place)В нашем случае это каналы распределения.

Каналами распределения Тульского муниципального театра Эрмитаж являются:

-место расположения театра;

-профессионализм  и известность актеров, играющих  на сцене;

-профессионализм  работы режиссера.

Таким образом, у нас получается следующая картина.

Место расположения театра не очень выгодное, так как театр расположен не в центре города, но до него можно легко добраться на общественном транспорте.

Художественно-постановочной частью заведует выпускница колледжа Е.Королева, руководитель театра –М. Мазанова. Обе – известные личности в сфере театральной деятельности, имеющие большой стаж работы.

Но вот известность актеров невелика, хотя театр имеет постоянную труппу основных актеров. А профессионализм и опыт присутствует у всех труппы театра «Эрмитаж».

Цена (price)

Цена на предоставляемый вид услуг является невысокой.(120-150 руб за билет).Но цена является не основным критерием выбора. Самый короткий путь, формирущий конкурентное преимущество через те виды деятельности, в которых предприятие зарекомендовало себя наилучшим образом, а соперники не имеют достаточного опыта и не могут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного времени.

Основными конкурентами театра являются: Тульский академический театр драмы им. М. Горького, театр-студия «Риск».

РАВНЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ КОНКУРЕНТАМИ

Конкурентные характеристики

Тульский театр русской драмы «Эрмитаж»

ТАДТ им. М. Горького

Театр-студия «Риск»

1

Количество зрительских мест

800

1000

729

2

Репертуар (разнообразие)

0,75

1

0,75

3

Профессионализми опыт актеров

0,7

1

0,6

4

Расценки на билеты

0,7

1

0,6

5

Узнаваемость

0,6

1

0,7

6

Сервис

0,7

1

0,7

7

Комфортность

0,85

1

0,85


 

Исходя их приведенных выше оценок , ТАДТ им. М.Горького находится вне конкуренции, так как является государственным театром с многовековой историей, и имеет все необходимое для функционирования. Но по сравнению с театром студией «Риск» рассматриваемый нами театр находится почти наравне.По профессионализму актеров и ценам на билеты наш театр даже превосходит этого конкурента. Остальные же  параметры можно изменить в лучшую сторону, используя маркетинговые стратегии.

Продвижение(promotion)

На сегодняшний момент у театра существуют два канала распространения информации. Первый из них - это постоянные зрители спектаклей, которые распространяют информацию о театре также через своих знакомых.

Театр старается расширить само понимание слова «театр»,говоря о том что театр –это не только зрители в зале смотрящие спектакль. Мир театра гораздо богаче и интереснее, и творческие люди редко могут усидеть на месте: им всё время хочется вырваться за привычные рамки, рассказать о себе миру.

Поэтому второй  канал распространения–это организация различных фестивалей, выставок и т.д., проведение различных акций и мероприятий, таких как театральные вечера или квартирники ,на что люди обращают внимание, приходя или случайно заметив на улицах города проведение данных мероприятий, и опять же ,рассказывают об этом своим знакомым и коллегам.

Информация о работе Анализ особенностей маркетинга в культурной сфере