Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 22:22, курсовая работа
Актуальность данного исследования связана с развитием рыночных отношений в экономике России, что вызвало внедрение в различные сферы деятельности принципов маркетинга.
Маркетинг предлагает изучение потребностей, спроса, рыночной конъюнктуры и направлен на создание, продвижение и сбыт товаров и услуг, привлекательных для потребителя. Важнейшим условием успеха является наличие системы информационного обучения, построенной с учетом потребностей различных категорий специалистов, характера имеющихся ресурсов, а так же каналов получения этих ресурсов потребителями.
Содержание:
Введение 2
I Общие проблемы применения маркетинга в сфере
библиотечной деятельности 4
1.1. Понятие «маркетинг» 4
I. II. Коммерческий и некоммерческий маркетинг 6
I. III. Сравнение маркетингового и традиционного подходов 8
I. IV. Специфические черты библиотечного маркетинга 10
И. Направления деятельности по маркетингу библиотечной
продукции и услуг 11
П. I. Основные цели маркетинговой деятельности библиотек 13
П. II. Маркетинговые исследования 16
II. III. Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг 19
П. IV. Ценовой маркетинг 21
П. V. Реклама библиотечной продукции и услуг 23
II. VI. Public relations. Деятельность библиотеки по установлению
связей с общественностью 27
Заключение 30
Приложение 31
Список используемой литературы 34
Содержание:
Введение 2
I Общие
проблемы применения
библиотечной деятельности 4
1.1. Понятие «маркетинг» 4
I. II. Коммерческий и некоммерческий маркетинг 6
I. III. Сравнение маркетингового и традиционного подходов 8
I. IV. Специфические черты библиотечного маркетинга 10
И. Направления деятельности по маркетингу библиотечной
продукции и услуг 11
П. I. Основные цели маркетинговой деятельности библиотек 13
П. II. Маркетинговые исследования 16
II. III. Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг 19
П. IV. Ценовой маркетинг 21
П. V. Реклама библиотечной продукции и услуг 23
II. VI. Public relations. Деятельность библиотеки по установлению
связей с общественностью 27
Заключение 30
Приложение 31
Список используемой литературы 34
Введение.
Актуальность данного исследования связана с развитием рыночных отношений в экономике России, что вызвало внедрение в различные сферы деятельности принципов маркетинга.
Маркетинг предлагает изучение потребностей, спроса, рыночной конъюнктуры и направлен на создание, продвижение и сбыт товаров и услуг, привлекательных для потребителя. Важнейшим условием успеха является наличие системы информационного обучения, построенной с учетом потребностей различных категорий специалистов, характера имеющихся ресурсов, а так же каналов получения этих ресурсов потребителями.
Поток информации по вопросам маркетинга отмечается тематическим и видовым разнообразием. В нем присутствуют документы по общим вопросам теории и практики маркетинга, изучению потребителей, товаров, товарных марок, спросу и предложению, сбыту, рынкам различных товаров, маркетинговым исследованием, рекламе, «паблик рилейшнз», применению маркетинга в различных областях деятельности, управлению им и другим вопросам.
Объектом исследования являются различные направления деятельности по маркетингу в библиотечной сфере.
Целью исследования является выявление наиболее приемлемой и целесообразной маркетинговой деятельности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
библиотечного маркетинга;
библиотеке.
Курсовая работа состоит из Введения, двух глав: «Общие проблемы применения маркетинга в сфере библиотечной деятельности», « Направление
деятельности по маркетингу библиотечной продукции и услуг», Заключения, списка используемой литературы и Приложения.
Глава I. Общие проблемы применения маркетинга в сфере библиотечной деятельности.
1.1. Понятие «маркетинг».
По оценкам специалистов, существует свыше 2000 определений маркетинга. Приведем одно из них.
Маркетинг - изучение условий рынка, комплексный учет процессов, происходящих на рынке.
Кроме того, маркетинг - это деятельность по обеспечению наличия нужных товаров для нужной аудитории в нужном месте, в нудное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер стимулирования.
Формирование рыночных отношений в обществе оказало влияние и на работу библиотек. Термины рыночной экономии «менеджмент», «маркетинг», «фандрейзинг», «паблик рилейшнз», «имидж» стали привычными в библиотечной лексике и практической деятельности. Изменившиеся политические, экономические, социальные условия поставили перед библиотеками проблему выбора - существовать не только на средства, выделяемые государством, но и искать другие способы обеспечения функционирования библиотек. Это вызвало повышенный интерес к маркетингу, фандрейзингу. Анализ процессов, происходящих в библиотеках, позволяет проследить эволюцию внедрения маркетинга в их деятельность: от полного отрицания и бурных дискуссий о совместимости понятий «рынок», «маркетинг», «коммерциализация» и «библиотека», до полномасштабной поддержке процессов внедрения маркетинга, разработки теоретических, методических, практических вопросов использования маркетинга в библиотеках.
Эволюция внедрения маркетинга свидетельствует, что для библиотек он становится необходимым элементом их деятельности. Сегодня выбор, перед которым стоят библиотеки, уже заключается не в том, внедрять маркетинг или нет, а в том, как это лучше сделать. Именно поэтому важными являются произведения теоретико-прикладных исследований по использованию маркетинга в библиотеках и изучение его влияния на развитие библиотек.
Свое отношение к маркетингу в библиотечной деятельности неоднозначно высказывали такие специалисты, как Н.С.Карташов, О.А.Крупенин, В.К.Клюев, Н.В. Олянюк, И.М. Суслова. Концепция библиотечного маркетинга построена И.М.Сусловой на взглядах американского специалиста Ф. Котлера, определяющего маркетинг как деятельность производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции.
Таким образом, обобщая существующие определенные понятия «библиотечного маркетинга», сформулируем его так: библиотечный маркетинг - это динамическая система хозяйственной деятельности, в ходе которой библиотека, учитывая имеющиеся и возможные потребности, запросы потребителей, приспосабливается к этим потребностям, запросам и тем самым влияет нба рыночный спрос, предрасполагает читателей к библиотечным продуктам и услугам, предлагаемым пользователям; или библиотечный маркетинг - это разновидность творческой управленческой деятельности, которая оказывает содействие становлению и увеличению производства библиотечных товаров и услуг с целью их реализации и увеличения занятости библиотекарей путем удовлетворения запросов пользователей через изучение этих запросов и определение путей их удовлетворения.
Главное в библиотечном маркетинге — двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение потребностей, запросов, интересов читателей, ориентация на представление услуг в соответствии с этими потребностями, адресность предоставления услуг, а с другой активное влияние на использование услуг и существующий спрос, на формирование потребностей. Этим определяется основа маркетинга для библиотек.
1.2.. Коммерческий и некоммерческий маркетинг.
В общедоступных библиотеках ведущее место занимает предоставление пользователям разнообразных библиотечных, информационных, коммуникативных и сервисных бесплатных и платных услуг.
Тиражирование и распространение интеллектуальной продукции библиотеки (методические материалы, библиографические пособия, путеводители, памятки и т.п.) занимает меньшее место в деятельности общедоступных библиотек. Интеллектуальная продукция чаще всего реализуется в форме продажи, но может распространяться и бесплатно. То есть библиотечный маркетинг разделяется на коммерческий и некоммерческий.
Смысл некоммерческого маркетинга, распространяющегося на сферу бесплатного библиотечного обслуживания, заключается в укреплении библиотечного обслуживания, заключается в укреплении двусторонней связи библиотеки с обществом, получении общественной поддержки взамен той пользы, которую приносит библиотечная деятельность. Реализую принципы некоммерческого маркетинга, библиотека усиливает свои позиции в триаде «государство - библиотека - общество».
Специфика библиотечного маркетинга выражается в его преимущественной ориентации на предоставление бесплатных библиотечно-информационных услуг, расширение их ассортимента. Платные услуги являются дополнительными, требующими от библиотек добавочных финансовых и материальных затрат на их предоставление. Их введение в общественных библиотеках оправдано лишь при условии, что они повысят качество и культуру обслуживания пользователей, и поэтому неправомерно ограничивать маркетинговую деятельность только предоставлением платных услуг. Следует также иметь в виду, что и услуги, предоставляемые бесплатно, имеют свою цену, свою стоимость. Поэтому библиотека должна искать внутренние резервы для экономии средств, для снижения себестоимости бесплатных услуг.
В коммерческом и некоммерческом маркетинге библиотечный продукт участвует в осуществлении обмена, в центре которого находится потребитель, и, следовательно, ресурсы и библиотечные технологии должны подчиняться и адаптироваться к потребительским требованиям.
Обратная связь в отношении предоставляемого обслуживания |
Связывает полученные сигналы с внутренней эффективностью библиотеки |
Связывает полученные сигналы с эффективностью по отношению к пользователю |
Оценка информационных потребностей |
Оценивает их ограниченно, в основном применительно к традиционным печатным материалам |
Оценивает широко, в том числе и в контексте нетрадиционных носителей информации |
1.4. Специфические черты библиотечного маркетинга.
Специфической чертой библиотечного маркетинга является его социальная ориентация на нужды и потребности насебления, на обеспечение социальных гарантий членов общества, на бесплатное библиотечное обслуживание, на свободный доступ к информации. Эта сторона деятельности библиотеки базируется на понятии социального маркетинга.
Поэтому библиотеки в своей деятельности должны исходить из морально-этических принципов маркетинга, которые выражаются: •S в бесплатном предоставлении основных библиотечных услуг; •/ в обоснованности, доступности цен на платные услуги для пользователей и бесплатное обслуживание или введение льготных цен для отдельных категорий населения (детей из многодетных семей, инвалидов и т.д.); S в недоступности перевода бесплатных услуг в платные; •S в отказе от введения платы за услуги, не требующие от библиотекаря дополнительных материально-финансовых и кадровых ресурсов и затрат;
S в стремлении заменить платные услуги бесплатными за счет доходов, полученных от инициативной хозяйственной деятельности
S в соблюдении этики взаимоотношений с пользователями, конкурентами и партнерами;
S в соблюдении моральных норм рекламной практики и т.д.
2
3