Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения эффективности деятельности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
изучить ассортимент предприятия;
определить методы его формирования;
выявить влияние ассортимента на конкурентоспособность предприятия;
изложить направления улучшения ассортимента и улучшения сбыта в магазине.

Оглавление

Введение 3
Роль и значение ассортиментной политики в деятельности организации
5
Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка его сильных и слабых сторон
16
Анализ ассортимента предприятия и методов его повышения
22
Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
27
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения

Файлы: 1 файл

курс.по маркетингу.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

      Выбор молочной продукции также представлен  большим ассортиментом товаров различных производителей. Большим спросом у населения пользуется продукция ОАО «Гродномолкомбинат», который поставляет около 70 видов своей продукции, а также Волковысского и Новогрудского молочных заводов, Брестского молочного завода «Савушкин продукт».

      Таким образом, ассортимент ТД «Свитанок» рассчитан на широкий круг потребителей с различным уровнем доходов.

      Проведем  анализ реализации товаров за 2001-2003 годы (табл. 3.1).

   Таблица 3.1.

Анализ  товарооборота УП ТД «Свитанок» за 2001-2003 гг.

Периоды Фактически  розничный товарооборот, млн.руб. Цепные  темпы роста товарооборота, % Базисные  темпы роста товарооборота, %
в действующих ценах в сопоставимых ценах базисного периода в действующих ценах в сопоставимых ценах базисного периода в действующих ценах в сопоставимых ценах базисного периода
2001 год  (база) 28914,12 28914,12 100 100 100 100
2002 год 37193,07 32154,96 128,63 111,21 128,63 111,21
2003 год 48562,54 42365,24 130,57 131,75 167,95 146,52
 

      За  три года розничный товарооборот магазина возрос на 67,95% или на 19648,42 млн. руб. (48562,54-28914,12), в том числе  за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) – на 46,52%, что составляет 13450,85 млн. руб. (28914,12*46,52/100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 21,43% (67,95-46,52).

      Потери  покупателями денежных ресурсов от повышения  розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 6197,3 млн. руб. (48562,54-42365,24).

      При анализе динамики товарооборота  необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота может быть исчислен с помощью логарифмов  по формуле средней геометрической.

      Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в действующих ценах за три года составил:

      Трост = √ (48562,54/28914,12) = 1,296  или 129,6 %

      Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в сопоставимых ценах  за три года составил:

      Трост = √ (42365,24 / 28914,12) = 1,210 или 121,0%

      Важным  принципом формирования ассортимента товаров в ТД «Свитанок» является обеспечение достаточной его широты и глубины. Так по некоторым группам, например, молочная группа товаров, хотя и позволяет и оборудование отдела и его площадь не соблюдается этот принцип. Например, из 10 возможных поставщиков с района продукцию завозят только 5. Ассортимент молочной продукции по глубине также можно улучшить. На сегодняшний день молоко бывает в упаковке по 1 л., 0,5 л.; с лактозой тетра-пак – 1 л., 0,5л., 0,25л. Однако в продаже находится только в тетра-пак – 1 л., 0,5л., в полителеновых пакетах – 1л. Так и по другим видам продукции.

      Одним из важнейших принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. В данном магазине этот момент хорошо налажен. Заявками на эти группы товаров занимается директор магазина, товаровед, Заявки подаются ежедневно. В магазине имеются продукты первой необходимости. Хотя не всегда выдерживается полностью весь ассортиментный перечень, по некоторым видам товаров. Это такие товары, как: творог, сырки твороженные, диетические продукты.

      Также важно проанализировать полноту  ассортимента. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты (Кп) [4, с.96]: 

                                                                        Кп = Рф / Рн                                                          (3.1) 

 где, Рф – фактическое количество разновидностей товара в момент проверки;

      Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренным обязательным ассортиментным перечнем.

      Значение  варьируется от 0 до 1, но в отдельных случаях может быть больше 1.

      Для более объективной оценки товарного  ассортимента его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Для  этого рассчитывается коэффициент устойчивости ассортимента (Ку) [4, с.96]: 

                                                  Ку = (Рф1 + Рф2 +…+ Рфn) / (Рн *n)                                      (3.2) 

 где, Рф1 + Рф2 +…+ Рфn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок

      Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренным обязательным ассортиментным перечнем;

      n – количество проверок.

        Чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина.

      В ТД  «Свитанок» в течении II квартала 2003 года велась работ по проверки  соблюдение ассортиментного перечня. В среднем согласно перечня в магазине должно продаваться 566 видов товаров. Было проведено 6 проверок.

      Был рассчитан коэффициент устойчивости ассортимента:

            Ку = (487+496+505+510+489+483) / (566*6) = 0,87

        Как видно, значение данного коэффициента довольно высокое. По мнению Бланка И. значение данного коэффициента в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже для универсамов и гастрономов 0,9. Этот уровень магазином достигнут. Это свидетельствует о хорошей организации товароснабжения магазина, оптимизации товарных запасов [4, с.97].

      Состояние товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по ТД «Свитанок» характеризуется данными Приложения 8.

      На  начало 2003 года по одним товарным группам запасы оказались завышенными на 42 млн. руб. (1+2+4+2+6+16+11), а по другим – заниженными на 11 млн. руб. (2+1+3+4+1). Аналогичное положение наблюдается и на конец года. По нормативу предусматривался абсолютный прирост текущих запасов на 20 млн. руб. Фактические товарные запасы за отчетный год выросли на 15 млн. руб., в том числе по мясу, птице, колбасным изделиям, маслу животному, рыбе, кондитерским изделиям, муке, крупе, макаронным изделиям, прочим продовольственным и непродовольственным товарам – на 29 млн. руб. (2+1+1+1+3+1+5+15), по другим – на 14 млн. руб. (1+8+5). В результате, если на начало года фактические товарные запасы были выше плановых на 31 млн. руб., то на конец – на 26 млн. руб.

      Таким образом, ассортимент УП ТД «Свитанок» формируется согласно утверждаемого на каждый текущий год ассортиментного перечня.

 

4. Основные направления  совершенствования

ассортиментной  политики предприятия 

      В предыдущей главе был проведен комплексный  анализ ассортиментной политики УП ТД «Свитанок». Результаты анализа позволяют судить о высоком качестве управления ассортиментной политикой в торговом предприятии.

      Однако  руководству ТД «Свитанок» необходимо уделить  внимание следующим  моментам в управлении ассортиментной политикой  магазина:

  1. для повышения качества управления ассортиментной политикой, выполнения одного из принципов формирования ассортимента товаров в магазине – определения целевого рынка потребителей руководству торгового предприятия необходимо использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.

      Данный  метод позволяет определить оптимальное  соотношение групп и видов  товаров в розничном торговом предприятии с учетом требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию.

      К категории А относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории  В относятся товары, оставляющие около 25% значения критерия, а к категории С – около 5%.

      Причем  в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу – 35%, а в третью – 50%.

  1. также необходимо продолжить начатую работу по снижению сверхплановых фактических товарных запасов – поскольку  большинство продукции в магазине являются скоропортящимися товарами, то сверхплановые запасы приводят к прямым убыткам, за счет того, что не вся продукция раскупается в течение срока годности. Кроме этого сверхплановые товарные запасы являются причиной замедления товарооборачиваемости, а также оборачиваемости денежных средств.

      Для снижения товарных запасов необходимо:

    • тщательнее отслеживать покупательский спрос;
    • наладить поставку товаров более мелкими партиями и через более короткие промежутки времени.
  1. в основу действующего в магазине ассортиментного перечня положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия. Поэтому для совершенствования  ассортиментной политики необходимо разрабатывать ассортимент товаров, применяя в комплексе с ассортиментным перечнем и иные методы  его формирования.
  1. необходимо расширить глубину, представленного в магазине ассортимента товаров – поскольку позволяют торговые площади и в Гродненской области есть много поставщиков, которые согласны привозить свою продукции. Данная мера позволит расширить  ассортимент товаров, привлечь новых покупателей.
  2. широта предоставляемого ассортимента товаров в магазине  во многом зависит от качества торгового оборудования.

      В ТД «Свитанок» такое торговое оборудование, как прилавки, горки, холодильные  витрины уже устарели. Они не только портят внешний вид торгового зала, но и не дают возможность представить хорошо весь ассортимент товара.

      Торговому предприятию необходимо закупить следующие  новое оборудование:

    • вертикальные пристенные холодильные витрины открытого типа. Они предназначены для демонстрации и ранения охлажденных товаров;
    • гастрономические холодильные витрины для демонстрации охлажденных продуктов, охлаждение – естественное.
    • пристенные холодильные витрины открытого типа с вентиляторным охлаждением. Предназначены для демонстрации и хранения охлажденных колбасных и молочных продуктов, упакованной рыбы и мяса.

      Подводя итог, следует повторить, что внедрение данных приложений позволит усовершенствовать ассортиментную политику торгового предприятия, и как следствие, увеличить товарооборот и  размер получаемой  прибыли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

        В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. ассортимент УП ТД «Свитанок» формируется на основании ассортиментного перечня.  В соответствии с ассортиментным перечнем магазин предлагает широкий выбор продуктов продовольственного комплекса, причем в большом ассортименте представлена каждая группа товаров. Согласно перечня в ассортименте товаров должна наибольшую долю занимать продукция таких крупных производителей продуктов питания г. Гродно как, ОАО «Гродномолкомбинат», ОАО «Гродномясокомбинат», РУП «Гроднохлебпром», РУП «Гродненский Пивзавод», РУП «Ликероводочный завод», продукция ГТФ «Неман». Ассортимент ТД «Свитанок» рассчитан на широкий круг потребителей с различным уровнем доходов;
  2. проведенный анализ реализации товаров торговым предприятием за период 2001-2003 год позволяет судить о том, что за три года розничный товарооборот магазина возрос на 67,95% или на 19648,42 млн. руб., в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) – на 46,52%, что составляет 13450,85 млн. руб. и в связи с повышением розничных цен на товары – на 21,43%. Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 6197,3 млн. руб.;
  3. в ТД  «Свитанок» в течении II квартала 2003 года велась работ по проверки  соблюдение ассортиментного перечня. В среднем согласно перечня в магазине должно продаваться 566 видов товаров. Было проведено 6 проверок. На основе этих данных был рассчитан коэффициент устойчивости ассортимента. Значение данного коэффициента составило 0,87, что соответствует нормативному значению для данного типа магазинов;
  4. результаты анализ товарных запасов за 2003 год показывают, что на начало  года по одним товарным группам запасы оказались завышенными на 42 млн. руб. а по другим – заниженными на 11 млн. руб. Аналогичное положение наблюдается и на конец года. По нормативу предусматривался абсолютный прирост текущих запасов на 20 млн. руб. Фактические товарные запасы за отчетный год выросли на 15 млн. руб., в том числе по мясу, птице, колбасным изделиям, маслу животному, рыбе, кондитерским изделиям, муке, крупе, макаронным изделиям, прочим продовольственным и непродовольственным товарам – на 29 млн. руб. по другим – на 14 млн. руб. В результате, если на начало года фактические товарные запасы были выше плановых на 31 млн. руб., то на конец – на 26 млн. руб.;
  5. в целом, результаты анализа ассортимента УП ТД «Свитанок»  позволяют сделать вывод о высоком качестве управления ассортиментной политикой на изучаемой торговом предприятии.

Информация о работе Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия