Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения эффективности деятельности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
изучить ассортимент предприятия;
определить методы его формирования;
выявить влияние ассортимента на конкурентоспособность предприятия;
изложить направления улучшения ассортимента и улучшения сбыта в магазине.
Введение 3
Роль и значение ассортиментной политики в деятельности организации
5
Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка его сильных и слабых сторон
16
Анализ ассортимента предприятия и методов его повышения
22
Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
27
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения
Выбор молочной продукции также представлен большим ассортиментом товаров различных производителей. Большим спросом у населения пользуется продукция ОАО «Гродномолкомбинат», который поставляет около 70 видов своей продукции, а также Волковысского и Новогрудского молочных заводов, Брестского молочного завода «Савушкин продукт».
Таким образом, ассортимент ТД «Свитанок» рассчитан на широкий круг потребителей с различным уровнем доходов.
Проведем анализ реализации товаров за 2001-2003 годы (табл. 3.1).
Таблица 3.1.
Анализ товарооборота УП ТД «Свитанок» за 2001-2003 гг.
Периоды | Фактически розничный товарооборот, млн.руб. | Цепные темпы роста товарооборота, % | Базисные темпы роста товарооборота, % | |||
в действующих ценах | в сопоставимых ценах базисного периода | в действующих ценах | в сопоставимых ценах базисного периода | в действующих ценах | в сопоставимых ценах базисного периода | |
2001 год (база) | 28914,12 | 28914,12 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2002 год | 37193,07 | 32154,96 | 128,63 | 111,21 | 128,63 | 111,21 |
2003 год | 48562,54 | 42365,24 | 130,57 | 131,75 | 167,95 | 146,52 |
За три года розничный товарооборот магазина возрос на 67,95% или на 19648,42 млн. руб. (48562,54-28914,12), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) – на 46,52%, что составляет 13450,85 млн. руб. (28914,12*46,52/100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 21,43% (67,95-46,52).
Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 6197,3 млн. руб. (48562,54-42365,24).
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической.
Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в действующих ценах за три года составил:
Трост = √ (48562,54/28914,12) = 1,296 или 129,6 %
Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в сопоставимых ценах за три года составил:
Трост = √ (42365,24 / 28914,12) = 1,210 или 121,0%
Важным принципом формирования ассортимента товаров в ТД «Свитанок» является обеспечение достаточной его широты и глубины. Так по некоторым группам, например, молочная группа товаров, хотя и позволяет и оборудование отдела и его площадь не соблюдается этот принцип. Например, из 10 возможных поставщиков с района продукцию завозят только 5. Ассортимент молочной продукции по глубине также можно улучшить. На сегодняшний день молоко бывает в упаковке по 1 л., 0,5 л.; с лактозой тетра-пак – 1 л., 0,5л., 0,25л. Однако в продаже находится только в тетра-пак – 1 л., 0,5л., в полителеновых пакетах – 1л. Так и по другим видам продукции.
Одним
из важнейших принципов
Также
важно проанализировать полноту
ассортимента. Полнота ассортимента характеризуется
коэффициентом полноты (Кп) [4, с.96]:
где, Рф – фактическое количество разновидностей товара в момент проверки;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренным обязательным ассортиментным перечнем.
Значение варьируется от 0 до 1, но в отдельных случаях может быть больше 1.
Для
более объективной оценки товарного
ассортимента его полноту целесообразно
определять за отдельные периоды по данным
нескольких проверок ассортимента магазина.
Для этого рассчитывается коэффициент
устойчивости ассортимента (Ку)
[4, с.96]:
где, Рф1 + Рф2 +…+ Рфn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренным обязательным ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
Чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина.
В ТД «Свитанок» в течении II квартала 2003 года велась работ по проверки соблюдение ассортиментного перечня. В среднем согласно перечня в магазине должно продаваться 566 видов товаров. Было проведено 6 проверок.
Был
рассчитан коэффициент
Ку = (487+496+505+510+489+483) / (566*6) = 0,87
Как видно, значение данного коэффициента довольно высокое. По мнению Бланка И. значение данного коэффициента в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже для универсамов и гастрономов 0,9. Этот уровень магазином достигнут. Это свидетельствует о хорошей организации товароснабжения магазина, оптимизации товарных запасов [4, с.97].
Состояние
товарных запасов в разрезе товарных
групп и товаров по ТД «Свитанок»
характеризуется данными
На начало 2003 года по одним товарным группам запасы оказались завышенными на 42 млн. руб. (1+2+4+2+6+16+11), а по другим – заниженными на 11 млн. руб. (2+1+3+4+1). Аналогичное положение наблюдается и на конец года. По нормативу предусматривался абсолютный прирост текущих запасов на 20 млн. руб. Фактические товарные запасы за отчетный год выросли на 15 млн. руб., в том числе по мясу, птице, колбасным изделиям, маслу животному, рыбе, кондитерским изделиям, муке, крупе, макаронным изделиям, прочим продовольственным и непродовольственным товарам – на 29 млн. руб. (2+1+1+1+3+1+5+15), по другим – на 14 млн. руб. (1+8+5). В результате, если на начало года фактические товарные запасы были выше плановых на 31 млн. руб., то на конец – на 26 млн. руб.
Таким образом, ассортимент УП ТД «Свитанок» формируется согласно утверждаемого на каждый текущий год ассортиментного перечня.
4. Основные направления совершенствования
ассортиментной
политики предприятия
В предыдущей главе был проведен комплексный анализ ассортиментной политики УП ТД «Свитанок». Результаты анализа позволяют судить о высоком качестве управления ассортиментной политикой в торговом предприятии.
Однако руководству ТД «Свитанок» необходимо уделить внимание следующим моментам в управлении ассортиментной политикой магазина:
Данный
метод позволяет определить оптимальное
соотношение групп и видов
товаров в розничном торговом
предприятии с учетом требований
для достижения поставленной цели.
Метод предусматривает
К категории А относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории В относятся товары, оставляющие около 25% значения критерия, а к категории С – около 5%.
Причем в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу – 35%, а в третью – 50%.
Для снижения товарных запасов необходимо:
В ТД «Свитанок» такое торговое оборудование, как прилавки, горки, холодильные витрины уже устарели. Они не только портят внешний вид торгового зала, но и не дают возможность представить хорошо весь ассортимент товара.
Торговому предприятию необходимо закупить следующие новое оборудование:
Подводя
итог, следует повторить, что внедрение
данных приложений позволит усовершенствовать
ассортиментную политику торгового предприятия,
и как следствие, увеличить товарооборот
и размер получаемой прибыли.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия