Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения эффективности деятельности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
изучить ассортимент предприятия;
определить методы его формирования;
выявить влияние ассортимента на конкурентоспособность предприятия;
изложить направления улучшения ассортимента и улучшения сбыта в магазине.

Оглавление

Введение 3
Роль и значение ассортиментной политики в деятельности организации
5
Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка его сильных и слабых сторон
16
Анализ ассортимента предприятия и методов его повышения
22
Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
27
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения

Файлы: 1 файл

курс.по маркетингу.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

      Более подробно должностные обязанности, квалификационные требования заведующего товарной секцией изложены в должностной инструкции заведующего товарной секцией (Приложение 5).

      Непосредственно в торговом зале находятся продавцы-кассиры. В функции продавцов-кассиров входит:

  • эффективно обслуживать покупателей: предлагать и упаковывать товары,  подсчитывать стоимость покупки, проверять реквизиты чека, выдавать покупку;
  • подготавливать товар к продаже: проверять наименование, количество, сортность, правильность маркировки;
  • консультировать покупателей о потребительских свойствах, требования качества товаров;
  • знать основные принципы устройства торгово-технического оборудования;
  • подготавливать рабочее место: проверить наличие и исправность оборудования, распределить товары по группам и сортам с учетом спроса.

      В каждом отделе есть бригадир, который  занимается сводом данных по своему отделу, контролем за работой отдела.

      Среднесписочная численность работников предприятия  в 2003 году составляла 111 человек, из которых 13 человек находятся в декретном отпуске.

        Состав штата ТД «Свитанок»  в 2004 году представлен на рис. 2.1

Рис. 2.1. Состав работников ТД «Свитанок» в 2003 году, чел. 

      Как видно из рис. 2.1. наибольший удельный вес в составе работников предприятия занимают продавцы (56,12% от общей численности работающих).

      Состав  торгово-оперативных работников по категориям представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Состав  торгово-оперативных работников по категориям

Показатель Число сотрудников Структура, %
Продавцов – всего: 55 100
в т.ч.    
категория I 7 12,73
категория II 16 29,09
категория III 32 58,18
 

      Данные  таблицы показывают, что наибольшую численность в составе оперативно-торговых работников занимают продавцы категории III – 58,18%. Это положительный момент в работе магазина, который свидетельствует о высоком качестве подготовки и квалификации сотрудников магазина.

      Состав  работников предприятия можно считать  стабильным. В течение 2003 года уводилось по собственному желанию 4 человека, вновь принятых на работу оказалось за этот период 8 человек. Это свидетельствует о том, что магазин расширяет свою деятельность, создает новые рабочие места.

      Основные  показатели финансовой деятельности торгового  предприятия приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Структура доходов от основной деятельности ТД «Свитанок»

Показатель 2001 год 2002 год 2003 год
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Валовый доход 2285422 100 3319536 100 4122361 100
Себестоимость товаров 1977168 86,51 2828578 85,21 3504142 85,0
Прибыль от реализации 43014 13,49 106113 14,79 141141 15,0
 

      Как видно из табл. 2.2. выручка от реализации продукции из года в год растет,. Причем темпы роста валового дохода составили в 2002 году 145,25%, а в 2003 году – 124,18%. Другими словами, темпы роста выручки замедлились в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 21,17 пункта. Рост суммы валового дохода, прежде всего, связано с  ростом цен.

        Также растет и себестоимость  продукции. Наблюдается такая  же тенденция, что и с ростом  валового дохода. Так в 2002 году темп роста себестоимости составил 143,06%, а в 2003 году – 123,88%, т.е. темпы роста себестоимости замедлились в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 19,18 пункта.

      Однако  наблюдается положительная динамика: рост удельного веса прибыли в валовом доходе. Так в 2003 году по сравнению с 2001 годом доля прибыли выросла на 1,51 пункта.

      Анализ  динамики конечных результатов за анализируемые 2001-2003 годы проведем на основе данных табл. 2.3.

 Таблица 2.3.

Динамика  прибыли торгового предприятия 

Показатель 2001 год 2002 год 2003 год
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Балансовая  прибыль 51026 100 120276 100 166442 100
Налог на прибыль и иные обязательные платежи 18007 35,29 39121 33,53 52745 31,69
Использовано прибыли 33019 64,71 81155 66,47 113697 68,31
 

      Данные  табл. 2.3. показывают, что темпы роста  балансовой прибыли в 2002 году выше чем  темпы роста за 2003 год. Так в 2002 году балансовая прибыль выросла  в 2,35 раз, а в 2003 году – 1,38 раз. Таким  образом, темпы роста снизились на 0,97 пункта.

      Также наблюдается положительная тенденция  в структуре распределение прибыли. Все большая доля прибыли остается в распоряжении торгового предприятия для расширения своей деятельности и стимулирования труда работников.

      На  основе бухгалтерской отчетности УП ТД «Свитанок» произведем оценку изменений  уровня рентабельности окупаемости  издержек и рентабельности оборота за 2001-2003 годы (таблица 2.4) 

      Таблица 2.4

Анализ  показателей рентабельности за 2001-2003 годы (тыс. руб.)

п/п

Показатель Данные  за
2001 год 2002 год 2003 год
1 Валовый доход 2285422 3319536 4122361
2 Себестоимость реализации товаров 1977168 2828578 3504142
3 Прибыль от реализации 43014 106113 141141
4 Рентабельность  торговой деятельности (окупаемости издержек) (стр. 3 / стр. 2), % 2,18 3,75 4,03
5 Рентабельность  продаж (оборота) (стр. 3 /

стр. 1), %

1,88 3,20 3,42
 

      Данные  табл. 2.4. свидетельствует о росте  уровня основных показателей рентабельности. Данная тенденция обусловлена тем, что из года в год наблюдается рост валового дохода и себестоимости. Причем темп рост прибыли выше, чем темпы роста иных показателей за анализируемый период.

      Слабые  и сильные стороны предприятия, его потенциал представлен в  Приложении 6.

      Таким образом, можно сделать выводы о том, что сильных сторон у предприятия больше, чем слабых. Но при этом нельзя забывать о важности грамотного управления и проведения товарной, ассортиментной и ценовой политики. Необходимо автоматизировать документооборот и учет на предприятии, это поможет снизить издержки на оплату труда, повысить его производительность и эффективность. Постоянно необходимо уделять внимание ассортименту т.к. запросы покупателей постоянно растут, количество предлагаемых на рынке продуктов увеличивается, а так как предприятие не может предложить все виды продукции, то следует уделять большое внимание выбору товаров.

 

3. Анализ ассортимента предприятия и методов его

повышения 

      Формирование  ассортимента – это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения. Данный процесс осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.

      При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий.

      Ассортимент УП ТД «Свитанок» формируется на основании  ассортиментного перечня (Приложение 7).

      Согласно  ассортиментного перечня магазин предлагает широкий выбор продуктов продовольственного комплекса, причем в большом ассортименте представлена каждая группа товаров. Возможен выбор продукции в рамках одной ассортиментной группы различных производителей, отличающихся по составу и фасовке.

      Удельный  вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота  составляет не менее 70%.

      Анализируя  ассортиментный перечень, приходим к  выводу, что в ассортименте товаров должна наибольшую долю занимать продукция таких крупных производителей продуктов питания г. Гродно как, ОАО «Гродномолкомбинат», ОАО «Гродномясокомбинат», РУП «Гроднохлебпром», РУП «Гродненский Пивзавод», РУП «Ликероводочный завод», продукция ГТФ «Неман». Это свидетельствует монополизации рынка крупными предприятиями г. Гродно, которые производят продукты питания.

      В магазине, кроме привычных для  нас отделов продовольственного магазина есть овощной отдел, в котором всегда можно найти свежие овощи и фрукты, необходимые в повседневном употреблении.

      Широко  представлен в магазине кондитерский отдел, ассортимент которого включает большое количество пирожных, мучных изделий, зефира, различных наименований конфет, карамели, печенья, как отечественных производителей, так и зарубежных (постоянно есть не менее 20 наименований шоколадных конфет и карамели 15-20 видов).

      Если  сравнить магазин «Свитанок» с близлежащими магазинами, то конечно сразу внимания привлекают рыбный и колбасный отделы, ассортимент которых намного шире по сравнению с другими магазинами. В колбасном отделе, например, продукцию завозят постоянно 6 поставщиков с районов Гродненской области, это не считая ежедневного завоза ОАО «Гродненского мясокомбината».

Информация о работе Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия