Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения эффективности деятельности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
изучить ассортимент предприятия;
определить методы его формирования;
выявить влияние ассортимента на конкурентоспособность предприятия;
изложить направления улучшения ассортимента и улучшения сбыта в магазине.
Введение 3
Роль и значение ассортиментной политики в деятельности организации
5
Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка его сильных и слабых сторон
16
Анализ ассортимента предприятия и методов его повышения
22
Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
27
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения
Более подробно должностные обязанности, квалификационные требования заведующего товарной секцией изложены в должностной инструкции заведующего товарной секцией (Приложение 5).
Непосредственно в торговом зале находятся продавцы-кассиры. В функции продавцов-кассиров входит:
В каждом отделе есть бригадир, который занимается сводом данных по своему отделу, контролем за работой отдела.
Среднесписочная численность работников предприятия в 2003 году составляла 111 человек, из которых 13 человек находятся в декретном отпуске.
Состав штата ТД «Свитанок» в 2004 году представлен на рис. 2.1
Рис. 2.1.
Состав работников ТД «Свитанок» в 2003
году, чел.
Как видно из рис. 2.1. наибольший удельный вес в составе работников предприятия занимают продавцы (56,12% от общей численности работающих).
Состав торгово-оперативных работников по категориям представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Состав торгово-оперативных работников по категориям
Показатель | Число сотрудников | Структура, % |
Продавцов – всего: | 55 | 100 |
в т.ч. | ||
категория I | 7 | 12,73 |
категория II | 16 | 29,09 |
категория III | 32 | 58,18 |
Данные
таблицы показывают, что наибольшую
численность в составе
Состав работников предприятия можно считать стабильным. В течение 2003 года уводилось по собственному желанию 4 человека, вновь принятых на работу оказалось за этот период 8 человек. Это свидетельствует о том, что магазин расширяет свою деятельность, создает новые рабочие места.
Основные показатели финансовой деятельности торгового предприятия приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Структура доходов от основной деятельности ТД «Свитанок»
Показатель | 2001 год | 2002 год | 2003 год | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Валовый доход | 2285422 | 100 | 3319536 | 100 | 4122361 | 100 |
Себестоимость товаров | 1977168 | 86,51 | 2828578 | 85,21 | 3504142 | 85,0 |
Прибыль от реализации | 43014 | 13,49 | 106113 | 14,79 | 141141 | 15,0 |
Как видно из табл. 2.2. выручка от реализации продукции из года в год растет,. Причем темпы роста валового дохода составили в 2002 году 145,25%, а в 2003 году – 124,18%. Другими словами, темпы роста выручки замедлились в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 21,17 пункта. Рост суммы валового дохода, прежде всего, связано с ростом цен.
Также растет и себестоимость продукции. Наблюдается такая же тенденция, что и с ростом валового дохода. Так в 2002 году темп роста себестоимости составил 143,06%, а в 2003 году – 123,88%, т.е. темпы роста себестоимости замедлились в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 19,18 пункта.
Однако
наблюдается положительная
Анализ динамики конечных результатов за анализируемые 2001-2003 годы проведем на основе данных табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Динамика прибыли торгового предприятия
Показатель | 2001 год | 2002 год | 2003 год | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Балансовая прибыль | 51026 | 100 | 120276 | 100 | 166442 | 100 |
Налог на прибыль и иные обязательные платежи | 18007 | 35,29 | 39121 | 33,53 | 52745 | 31,69 |
Использовано прибыли | 33019 | 64,71 | 81155 | 66,47 | 113697 | 68,31 |
Данные табл. 2.3. показывают, что темпы роста балансовой прибыли в 2002 году выше чем темпы роста за 2003 год. Так в 2002 году балансовая прибыль выросла в 2,35 раз, а в 2003 году – 1,38 раз. Таким образом, темпы роста снизились на 0,97 пункта.
Также
наблюдается положительная
На
основе бухгалтерской отчетности УП
ТД «Свитанок» произведем оценку изменений
уровня рентабельности окупаемости
издержек и рентабельности оборота
за 2001-2003 годы (таблица 2.4)
Таблица 2.4
Анализ показателей рентабельности за 2001-2003 годы (тыс. руб.)
№
п/п |
Показатель | Данные за | ||
2001 год | 2002 год | 2003 год | ||
1 | Валовый доход | 2285422 | 3319536 | 4122361 |
2 | Себестоимость реализации товаров | 1977168 | 2828578 | 3504142 |
3 | Прибыль от реализации | 43014 | 106113 | 141141 |
4 | Рентабельность торговой деятельности (окупаемости издержек) (стр. 3 / стр. 2), % | 2,18 | 3,75 | 4,03 |
5 | Рентабельность
продаж (оборота) (стр. 3 /
стр. 1), % |
1,88 | 3,20 | 3,42 |
Данные табл. 2.4. свидетельствует о росте уровня основных показателей рентабельности. Данная тенденция обусловлена тем, что из года в год наблюдается рост валового дохода и себестоимости. Причем темп рост прибыли выше, чем темпы роста иных показателей за анализируемый период.
Слабые и сильные стороны предприятия, его потенциал представлен в Приложении 6.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что сильных сторон у предприятия больше, чем слабых. Но при этом нельзя забывать о важности грамотного управления и проведения товарной, ассортиментной и ценовой политики. Необходимо автоматизировать документооборот и учет на предприятии, это поможет снизить издержки на оплату труда, повысить его производительность и эффективность. Постоянно необходимо уделять внимание ассортименту т.к. запросы покупателей постоянно растут, количество предлагаемых на рынке продуктов увеличивается, а так как предприятие не может предложить все виды продукции, то следует уделять большое внимание выбору товаров.
3. Анализ ассортимента предприятия и методов его
повышения
Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения. Данный процесс осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.
При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий.
Ассортимент УП ТД «Свитанок» формируется на основании ассортиментного перечня (Приложение 7).
Согласно
ассортиментного перечня
Удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота составляет не менее 70%.
Анализируя ассортиментный перечень, приходим к выводу, что в ассортименте товаров должна наибольшую долю занимать продукция таких крупных производителей продуктов питания г. Гродно как, ОАО «Гродномолкомбинат», ОАО «Гродномясокомбинат», РУП «Гроднохлебпром», РУП «Гродненский Пивзавод», РУП «Ликероводочный завод», продукция ГТФ «Неман». Это свидетельствует монополизации рынка крупными предприятиями г. Гродно, которые производят продукты питания.
В магазине, кроме привычных для нас отделов продовольственного магазина есть овощной отдел, в котором всегда можно найти свежие овощи и фрукты, необходимые в повседневном употреблении.
Широко представлен в магазине кондитерский отдел, ассортимент которого включает большое количество пирожных, мучных изделий, зефира, различных наименований конфет, карамели, печенья, как отечественных производителей, так и зарубежных (постоянно есть не менее 20 наименований шоколадных конфет и карамели 15-20 видов).
Если сравнить магазин «Свитанок» с близлежащими магазинами, то конечно сразу внимания привлекают рыбный и колбасный отделы, ассортимент которых намного шире по сравнению с другими магазинами. В колбасном отделе, например, продукцию завозят постоянно 6 поставщиков с районов Гродненской области, это не считая ежедневного завоза ОАО «Гродненского мясокомбината».
Информация о работе Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия