Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения эффективности деятельности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
изучить ассортимент предприятия;
определить методы его формирования;
выявить влияние ассортимента на конкурентоспособность предприятия;
изложить направления улучшения ассортимента и улучшения сбыта в магазине.

Оглавление

Введение 3
Роль и значение ассортиментной политики в деятельности организации
5
Организационно-экономическая характеристика предприятия, оценка его сильных и слабых сторон
16
Анализ ассортимента предприятия и методов его повышения
22
Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
27
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения

Файлы: 1 файл

курс.по маркетингу.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

      При формировании торгового ассортимента в каждом конкретном магазине необходимо, учитывать на какую часть населения (по уровню дохода) он будет ориентироваться, а также, что будет лежать в основе его ассортиментной политики.

      Применительно к торговле функцию организации  можно рассматривать как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс формирования ассортимента включает [5, с.30]:

    • установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом населения;
    • разработку структуры ассортимента;
    • организацию эффективных хозяйственных связей с поставщиками.

      Рассматривая  процесс формирования ассортимента как главный элемент системы управления ассортиментом товаров, на котором проявляются все недостатки предшествующих видов работ, необходимо отметить, что управление ассортиментом означает не только его формирование, а также непосредственное наблюдение за ходом реализации каждой группы,  подгруппы и разновидностей с оперативным реагированием на изменения в спросе. Именно с помощью реализации товаров осуществляется в большей степени связь с функцией контроля процесса управления ассортиментом, так как проверка соответствия сформированного ассортимента спросу населения возможна только посредством реализации товаров.

      Функция контроля, которая может осуществляться с помощью различных методов, в основном экономических, а также исходя из расчетов коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента, дает возможность проверки в конце отчетного периода правильности выбранной предприятием стратегии в области формирования торгового ассортимента.

      Основной  целью управления ассортиментом является удовлетворение как можно большего числа постоянно растущих потребностей населения и обеспечение более высоких темпов развития  торгового предприятия по сравнению с конкурентами.

      Исходя  из основной цели, управление ассортиментом  призвано решать следующие задачи [15, с.124]:

  1. создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей населения;
  2. выявление и изучение возможных источников поступления товаров, отвечающих потребностям населения, проведение анализа по оценке потенциальных возможностей сотрудничества с ними;
  3. постоянный и систематический контроль за деятельностью конкурентов, осуществляющих торговлю аналогичными товарами, в обслуживаемом торговой организацией регионе;
  4. обеспечение устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием;
  5. постоянный контроль за работой по формированию и реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров, направленный на обеспечение более полного удовлетворения спроса населения и получение наибольшего размера прибыли по сравнению с аналогичными предприятиями-конкурентами.

      Процесс управления ассортиментом должен носить циклический характер. Цикличность заключается в повторяемости следующих процедур: формулировка целей и задач; сбор, обработка и анализ информации; разработка и оценка вариантов решения; принятие решения и контроль за его выполнением.

      Управление  ассортиментом должно базироваться на определенных принципах. К ним  относятся [5, с.31]:

  • системность, в соответствии с которой все функции управления ассортиментом должны рассматриваться во взаимосвязи;
  • комплексность, предполагающая учет факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом;
  • эффективность, подразумевающая, прежде всего, экономию на пути к созданию конкурентоспособного ассортимента;
  • гибкость и динамизм, основными требованиями которых являются оперативность и реагировании на меняющуюся конъюнктуру рынка, а также экономико-политическую обстановку в стране;
  • научность, которая предполагает, что управленческие решения относительно ассортимента должны базироваться на объективной, полной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития потребности, с одной стороны, и возможностях по ее удовлетворению, с другой.

        Для характеристики ассортимента  могут использоваться следующие  параметры [14, с.148]:

    1. широта ассортимента;
    2. глубина ассортимента;
    3. полнота ассортимента;
    4. устойчивость ассортимента;
    5. новизна ассортимента;
    6. структура ассортимента;
    7. рациональность ассортимента;
    8. согласованность ассортимента.

      Понятие «широта ассортимента» характеризует  количество разнородных групп товара. Широта ассортимента может также использоваться в качестве косвенного показателя степени насыщенности рынка.

      Показатель  «глубина ассортимента» характеризует  наполняемость группы товаров его  разновидностями (например, марками).

      Под полнотой ассортимента понимается способность  набора однородной группы товаров удовлетворять одинаковые потребности. В свою очередь, полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Насыщенные рынки, как правило, имеют наибольшее значение показателя полноты ассортимента. Полнота ассортимента является одним из базовых показателей, учитываемых при разработке позиционирования предприятий [1, с.154].

      Устойчивость  ассортимента характеризует срок, в  течение которого предлагает на рынке тот или иной ассортимент. Данный показатель, характеризующий, прежде всего, производственную часть ассортиментной деятельности, связан напрямую с показателем «устойчивость спроса». В рамках ассортиментной деятельности предприятия необходимо выявить те товары, которые  пользуются устойчивым спросом.

      Под новизной ассортимента подразумевается  способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

      Под рациональностью ассортимента понимают способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребности разных сегментов потребителей [4, с.90].

      Согласованность ассортимента указывает на взаимосвязь  различных товарных направлений  с точки зрения конечного потребления, каналов товародвижения.

      Структура ассортимента также используется для характеристики общности товаров. Ассортимент может быть структурирован следующим образом:

      товарные  направления – ассортиментные группы (выделенные на основе функциональных особенностей, качества, цены и т.п.) – группа отдельных видов товаров (выделенных на основе общих свойств:  весовые, внешние, вкусовые и т.п. характеристики) – более мелкие группы ассортимента – отдельные ассортиментные позиции (разновидности, модификации, марки), которые представляют, таким образом, нижнюю ступень классификационной структуры ассортимента [14, с.149].

      Структура ассортимента может измеряться в  абсолютных и натуральных единицах, Для определения потребности в складских помещениях или площади выкладки товара рассчитывается показатель в натуральных единицах измерения. Анализ прибыльности части структуры ассортимента целесообразно осуществлять на основе этого показателя, рассчитанного в абсолютных единицах измерения. Данный показатель рассчитывается как отношения количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.  При характеристике показателя «структура ассортимента» учитывается также цена товара, платежеспособность сегмента, себестоимость продукции.

      Охарактеризовать  ассортимент можно с позиции  матрицы товарного ассортимента «Бостон консалтинг групп» (рис 1.3.) [9, с.68] 

Наличие перспектив роста Доля  занимаемого рынка
Низкий  удельный вес, % Высокий удельный вес, %
Есть  перспективы роста «Трудные дети»  или «Дикие кошки» «Звезды» или  «Цветы»
Нет перспектив роста «Изгоняемые собаки»  или «Неудачники» «Дойные коровы»  или «Деревья, плодоносящие золотыми плодами»

Рис. 1.3. Матрица «Бостон консалтинг групп» 

        Как видно из рис. 1.2. различают  четыре группы товаров:

      «Трудные  дети» или «Дикие кошки» – товары, находящиеся на стадии выхода на рынок. Прибыль от них невысока, а для  достижения коммерческого успеха нужны инвестиции;

  1. «Звезды» или «Цветы» – товары, при реализации которых покрываются издержки и предприятие получает прибыль. Однако поскольку спрос на эти товары расширяется, их производство нуждается в финансировании;
  2. «Дойные коровы» или «Деревья, плодоносящие золотыми плодами» – товары, обеспечивающие предприятию существенные прибыли. Технология производства этих товаров хорошо отработана, издержки на производство и сбыт минимальны. Значительных инвестиций не требуется. Прибыль, получаемая от реализации этих товаров, идет на финансирование производства других товаров;
  3. «Изгоняемые собаки» или «Неудачники» – потенциально наиболее уязвимые товары с точки зрения обеспечения их прибыли.

      В заключение следует  повторить, что от сформированной ассортиментной политики предприятия зависит прибыльность и рентабельность работы. Каждый товар принесет предприятию определенную выгоду, поэтому процесс формирования ассортимента является очень важным в деятельности предприятия.

 

2. Организационно-экономическая  характеристика 

предприятия, оценка его сильных и слабых сторон 

      Унитарное предприятие «Торговый Дом «Свитанок» был открыт в 19994 году с торговой площадью 316 м2. УП ТД  «Свитанок» находится в подчинении Гродненского горисполкома. Магазин имеет свой самостоятельный баланс, круглую печать, расчетный счет в банке, от своего имени заключает договора с поставщиками и заказчиками.

      Магазин расположен в одном из самых крупных  новых микрорайонов г. Гродно «Девятовка». Магазин окружают три школы, аптека, два детских сада и множества жилых домов. Поэтому целевым рынком торгового предприятия является всё население данного микрорайона.

      Торговая  площадь магазина составляет 316 м2. Магазин имеет два выхода для покупателей, один служебный вход и два подъездных пути. Рядом с магазином находится автостоянка. Над входом в магазин в вечернее время загорается люминесцентная реклама. Режим работы предприятия с 9.00 до 22.00 без обеденного перерыва.

      В 2000 году в магазине был проведен капитальный ремонт, открыт второй этаж торгового предприятия. На сегодняшний момент общая площадь магазина равна 1265,5 м2, из них торговая площадь занимает 716 м2 или 56,6% от общей площади магазина. 

      В начале торговое предприятие «Свитанок» создавался как продуктовый магазин широкого профиля. В ассортименте магазина включались такие необходимые продукты как мясо, рыба, молоко, колбаса, овощи и фрукты, кондитерские изделия, бакалейные товары, хлебобулочные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты. На сегодняшний день из обычного продуктового магазина «Свитанок» превратился в торговый дом, где кроме продуктовых отделов, также работают такие отделы, как «Кафетерий» и отдел «Хозяйки».

      Организационная структура управления торговым предприятием представлена в Приложении 2.

      Во  главе магазина находится директор, принимающий все ответственные решения, касающиеся деятельности магазина и сотрудников:

  • руководит производственно-хозяйственной деятельностью магазина;
  • контролирует соблюдение правил торговли, качества товаров;
  • занимается организацией учета и ведения отчетности.

      Директор  магазина назначается Гродненским  горисполкомом.

      В отсутствии директора руководство  магазином возложено на заместителя директора. Перечень должностных обязанностей, квалификационные требования изложены в должностной инструкции заместителя директора (Приложение 3).

      Товаровед в магазине занимается подбором и  заказом ассортимента товаров, определением основных направлений товарной и ассортиментной политики предприятия. Более подробно должностные обязанности, квалификационные требования товароведа изложены в должностной инструкции товароведа (Приложение 4).

        Учетом движения денежных средств  предприятия занимается бухгалтер. Он ведет бухгалтерский учёт, обрабатывает накладные, составляет статистическую отчетность, товарные отчеты.

      На  заведующего товарной секцией возложены  следующие обязанности:

    • обеспечивать выполнение плана товарооборота;
    • контролировать соблюдение правил торговли, качество товаров;
    • сдавать магазин под охрану.

Информация о работе Анализ ассортимента, значение и роль ассортиментной политики предприятия