Системный анализ и структуры управления логистическими системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Целью курсовой работы является изучение одного из разделов дисциплины "Системный анализ и структуры управления логистическими системами", а также применение методов оптимизации к управлению материальными потоками логистической системы, данный к выполнению курсовой работы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……………3 .
1. Основы системного анализа…………………………………………..………4
2. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем………………………………………………………..….8
3. Пример классического и системного подходов к организации материального потока…………………………………………………................9
4. Логистические системы …………………………………………………..…12
5. Виды логистических систем…………………………………………..……..15
6. Структура управления логистическими процессами……………..………..17
Заключе-ние…………………………………………………………..………….20
Список использованной литературы ………………………………...………..22

Файлы: 1 файл

логистика.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

  Анализ  характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель —  рациональная организация совокупного  материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

  Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального  потока. Действительно, мы видим здесь  три, самостоятельно сформированные подсистемы:

  • подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы:
  • подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;
  • подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.

  Эти подсистемы соединены между собой  в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи:

оптовая база --- транспорт --- магазины.

Вариант 2 {централизованная доставка) характеризуется  следующими признаками:

  • участники логистического процесса создают единый орган, цель которого  оптимизация именно совокупного материального потока. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;
  • исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;
  • разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
  • разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;
  • создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

  Анализ  характерных признаков второго варианта организации материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока, по цепи:

 магазины --- оптовая база ---   транспорт

  Не  останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации  материального потока, т. е. системный  подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет:

  • повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;
  • оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;
  • повысить качество и уровень логистического сервиса;
  • оптимизировать размеры партий товаров.

4. Логистическая система

 

      Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с  помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.

      Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными  параметрами материальных потоков  на выходе. Отличает эти системы  высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем  свойства логистических систем в  разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных  в предыдущем разделе.

      Первое  свойство (целостность и членимость) — система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.

      На  микроуровне логистическая система  может быть представлена в виде следующих  основных подсистем*:

ЗАКУПКА — подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

ПЛАНИРОВАНИЕ  И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ — эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

СБЫТ  — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

      При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в сложную систему.

      Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

      Второе  свойство (связи): между элементами логистической системы имеются  существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

      Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то   есть   логистическая   система,   имеет   организацию.

      Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

      Интегративные качества логистической системы  позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

      Логистическую систему, способную ответить на возникающий  спрос быстрой поставкой нужного  товара, можно сравнить с живым  организмом. Мускулы этого организма  — подъемно-транспортная техника, центральная нервная система — сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

      Общепринятое  определение логистической системы  гласит:

Логистическая система   это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.  Она, как правило, состоит из нескольких: подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

5. Виды логистические систем

 

      Логистические системы  делят на макро - и микрологистические.

      Макрологистическая  система— это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

      При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с  правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

      Формирование  макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

      Микрологистические  системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

      В рамках макрологистики связи между  отдельными микрологистическими системами  устанавливаются на базе товарноденежных  отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

      На  уровне макрологистики выделяют три  вида логистических систем.

Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

      Эшелонированные логистические системы. В таких  системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие  логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя  продукции к ее потребителю может  осуществляться как напрямую, так  и через посредников. 

6. Структура управления логистическими процессами 

      Объектом  логистическими системами, как известно является сквозной материальный поток, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики, которые в свою очередь осуществляют управление различными логистическими системами. В управление системами входят следующие структуры: закупочная, производственная, распределительная, транспортная и информационная. В настоящем разделе укажем специфику каждой структуры и ее место в общей системе логистики.

      1. В процессе обеспечения предприятия  сырьем и материалами решаются  задачи закупочной логистики.  На этом этапе изучаются и  выбираются поставщики, заключаются  договоры и контролируется их  исполнение, принимаются меры в  случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия   потребителя, имеют известную специфику. На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

Информация о работе Системный анализ и структуры управления логистическими системами