Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию закупочной деятельности предприятия ООО «ДВ ОКНА», на основе анализа работы поставщиков и качества сотрудничества с ними, информационного обеспечения, используемого при закупке, правильной организации и планирования снабжения сырья и материалов, необходимых для производства.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть функциональную роль закупочной деятельности в производственном процессе предприятия;
• рассмотреть методы закупок (преимущества и недостатки каждого из них), а так же сформировать возможные варианты корректного выбора определенного метода или группы методов для эффективной работы предприятия;
• проанализировать степень использования логистики и информационного обеспечения в управлении материальными потоками на предприятии ООО «ДВ ОКНА»;
• проанализировать процесс управления закупочной деятельностью ООО «ДВ ОКНА»;
• разработать предложения по совершенствованию закупочной деятельности ООО «ДВ ОКНА».
Введение….…………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы закупочной деятельности промышленных предприятий……………………………………………………………………….5
1.1 Сущность и содержание процесса снабжения………………………..5
1.2 Основные методы закупок…………………………………………...10
1.3 Особенности информационного обеспечения процесса закупок промышленного предприятия…………………………………………..............16
2. Анализ закупочной деятельности на ООО «ДВ ОКНА»…………………..25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ДВ ОКНА»……………………………………………………………………………25
2.2 Оценка использования логистических принципов на предприятии ООО «ДВ ОКНА»………………………………………………………………..35
2.3 Анализ показателей эффективности закупочной деятельности ООО «ДВ ОКНА»……………………………………………………………………...39
3. Логистическое совершенствование закупочной деятельности ООО «ДВ ОКНА» …………………………………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………………….........53
Список использованных источников……………………………………...........54
Как видно из таблицы 6, балансовая прибыль формируется в основном за счёт финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Теперь перейдём к определению уровня рентабельности производства, как по всему предприятию, так и по основным видам продукции, на производстве которых специализируется - это евроокна и двери из ПВХ, алюминиевые конструкции.
Для проведения расчётов воспользуемся исходными данными, которые отражены в таблице 7.
Таблица 7. Исходные данные для определения рентабельности производства
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
0 |
2739 |
10658 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
0 |
37 |
76 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
0 |
1611 |
1926 |
Стоимость оборотных фондов, тыс. руб. |
0 |
1779 |
1887 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
0 |
34 |
49 |
Площадь производственных помещений, м2 |
0 |
1250 |
2260 |
По евроокнам |
0 |
||
Полная себестоимость, тыс. руб. |
0 |
1152 |
6996 |
Денежная выручка, тыс. руб. |
0 |
1661 |
1566 |
Прибыль, тыс. руб. |
0 |
1091 |
935 |
Произведено, шт. |
0 |
3559 |
5897 |
Реализовано, шт. |
0 |
3559 |
5897 |
По производству дверей ПВХ |
0 |
||
Полная себестоимость, тыс. руб. |
0 |
229 |
1397 |
Денежная выручка, тыс. руб. |
0 |
589 |
1096 |
Прибыль, тыс. руб. |
0 |
556 |
842 |
Произведено, шт. |
0 |
600 |
600 |
Реализовано, шт. |
0 |
600 |
600 |
По производству алюминиевых конструкций |
0 |
||
Полная себестоимость, тыс. руб. |
0 |
669 |
3774 |
Денежная выручка, тыс. руб. |
0 |
374 |
1557 |
Прибыль, тыс. руб. |
0 |
152 |
794 |
Произведено, шт. |
0 |
184 |
229 |
Реализовано, шт. |
0 |
184 |
229 |
Определим показатели рентабельности производства и оформим их в виде таблицы 8.
Таблица 8. Расчёт показателей рентабельности производства, 2010-2011 гг.
Показатели |
2010 |
2011 |
Изменения |
2010/2011 | |||
По производству | |||
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
37 |
76 |
+39 |
Прибыль, руб. в расчёте на: |
|||
1 руб. основных фондов |
107,5 |
10,56 |
-96,94 |
1 работника |
0,01 |
0,03 |
+0,02 |
1 чел.-ч. |
0,56 |
0,06 |
-0,5 |
Уровень рентабельности, % |
11,4 |
0,7 |
-10,7 |
Норма прибыли, % |
0,6 |
0,1 |
-0,5 |
По производству евроокон |
|||
Увеличение производства, тыс. руб. |
1091 |
935 |
-156 |
Прибыль, руб. в расчёте на: |
|||
1 м2 производственных площадей |
768,31 |
651,57 |
-116,74 |
1 чел.-ч. |
60,61 |
42,5 |
-18,11 |
Уровень рентабельности, % |
12,4 |
0,5 |
-11,9 |
Норма прибыли, % |
0,9 |
0,2 |
-0,7 |
По производству дверей ПВХ |
|||
Увеличение производства, тыс. руб. |
556 |
842 |
+286 |
Прибыль, руб. в расчёте на: |
|||
1 м2 производственных площадей |
226,71 |
296,7 |
+69,99 |
1 чел.-ч. |
31,60 |
22,5 |
-9,1 |
Уровень рентабельности, % |
9,4 |
0,4 |
-9 |
Норма прибыли, % |
1,0 |
0,8 |
-0,2 |
Данные таблицы 8 показывают, что происходит снижение уровня рентабельности всего производства с 11,4% в 2010 году до 0,7% в 2011 году, а также уменьшение нормы прибыли с 06% до 0,1% соответственно. Такая тенденция прослеживается в связи с значительным уменьшением балансовой прибыли за два анализируемых года на 39,0 тыс. руб. и увеличение полной себестоимости. Снижение нормы прибыли до 0,1% свидетельствует об уменьшении эффективности использования производственных фондов, уменьшение уровня рентабельности до 0,7% говорит о снижении прибыльности данного производства.
Однако показатель рентабельности, рассчитанный в целом по предприятию ООО «ДВ-окна», не может установить какой именно вид продукции является прибыльным, а какой убыточным. Как видно из таблицы, если по всему производству наблюдается снижение уровня рентабельности, то по производству дверей ПВХ совсем наоборот. Самый высокий уровень рентабельности дверей за два анализируемых года сложился в 2011 году. Он превысил аналогичный показатель 2009 года на 151%. Такое увеличение вызвано, прежде всего, тем, что себестоимость продукции возросла на 41%, а денежная выручка на 186%. На величину денежной выручки повлияла средняя цена реализованной продукции, которая в 2011 году также была наивысшей.
Что касается производства алюминиевых конструкций, то, судя по таблице, в данном производстве оно является рентабельным. Такая ситуация сложилась в результате того, что себестоимость продукции была выше. Что касается денежной выручки от реализации продукции, то она изменялась более медленными темпами. Причём, увеличение денежной выручки происходило в основном за счёт увеличения цены реализации, а не количества реализованной продукции.
Подводя итог данному разделу нужно отметить, что в основном на показатель рентабельности повлияла себестоимость продукции, которая как было установлено ранее, увеличивается с каждым годом. Рост себестоимости вызвало увеличение цен на горюче-смазочные материалы, и предметы и средства труда, которые необходимы для данного производства, так же закуп дорогостоящих материалов и товаров.
Так же для рассмотрения финансового состояния предприятия необходимо создать динамику основных финансовых показателей организации и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности.
2.2 Оценка использования логистических принципов на предприятии ООО «ДВ ОКНА»
Для более четкого и скоординированного взаимодействия на предприятии ООО «ДВ ОКНА» были внедрены следующие программные комплексы
«1С-Логистика: Управление складом»
«Oracle»
«Oracle» используется отделом снабжения относительно недавно. Программа была внедрена в конце 2011 года, что позволило автоматизировать процесс закупки и снизить затраты, по сравнению с предыдущими годами.
До 2011 года были высокие затраты, включающие в себя заработную плату сотрудников (до использования системы «Oracle» на предприятии находилось почти вдвое больше рабочих), также оплату аренды основного помещения и склада, платежи за электроэнергию, воду и прочие расходы. После внедрения системы идет снижение суммы затрат. Использование системы позволило сократить численность работников, занятых как в отделе снабжения, так и в отделе сбыта, складской персонал, уменьшить количество сотрудников аппарата управления, полностью автоматизировав их деятельность.
«1С-Логистика: Управление складом» используется отделом сбыта (так как из организационной структуры данного предприятия видно, что складское хозяйство подчиняется именно этому отделу), и частично отделом снабжения - в фазе закупки, когда материалы и ресурсы приобретены, и их необходимо разместить на склад.
Для повседневных операций, выполняемых службой снабжения на предприятии ООО «ДВ ОКНА», используются разнообразные технические средства, в том числе факс-аппараты и электронная почта. Это позволяет наладить более четкую работу по снабжению предприятия ресурсами и эффективному взаимодействию с поставщиками, так как в настоящее время практически все поставщики пользуются системой EDI (электронная передача данных).
С помощью факс-аппаратов и электронной почты предприятие ООО «ДВ ОКНА» осуществляет переговоры с поставщиками, отправляя заказы на необходимые материалы и ресурсы, оформляя их в электронном виде. Так же данные технические средства используются для принятия заявки на готовую продукцию от посредников, занимающихся покупкой и реализацией изделий данной компании. Эти заявки также принимаются в электронном виде и обрабатываются сотрудниками отдела сбыта. После этого информация о необходимых металлопластиковых конструкциях поступает в отдел снабжения, а оттуда на производство.
Действующий на предприятии ООО «ДВ ОКНА» программный комплекс «Oracle» позволяет свести к минимуму бумажный документооборот, тем самым позволяя сократить издержки и время на обработку заказов или заявок.
В связи с тем, что предприятие уделяет все больше внимания на автоматизацию некоторых процессов снабжения, это позволяет избавиться от ненужных повторных работ, параллельные работы объединить в одну, снижаются затраты и ускоряется весь процесс закупки. Данные преимущества ведут к ускорению оборачиваемости капитала и, соответственно, к получению большей прибыли.
От степени использования логистики и информационного обеспечения закупочной деятельности на предприятии ООО «ДВ ОКНА» зависит его дальнейшая политика в области организации закупок и работы с поставщиками и посредниками. Это одни из самых основополагающих деятельностей данного предприятия, которые будут влиять на эффективность не только закупочной деятельности, но и работу всего предприятия в целом.
Предприятие ООО «ДВ ОКНА» пользуется услугами посредников только для приобретения расходных материалов, то есть ЗАО «Терморос», г. Владивосток является единственным посредником данного предприятия. Остальные материалы приобретаются непосредственно у производителей продукции.
У данного предприятия отсутствует свой автопарк, поэтому при заключении контракта с поставщиками и посредниками обязательным условием является доставка материала до склада предприятия. Это приводит к еще большей зависимости от поставщиков, так как повышается риск сбоя поставки материалов.
Взаимодействием с данными поставщиками материалов занимается отдел снабжения, в котором работают два специалиста. Их обязанности распределены, но, тем не менее, они должны сотрудничать и вместе решать возникающие проблемы. Каждый из них обеспечивает необходимые предприятию сырье и материалы. Так один менеджер по закупкам занимается организацией поставок стекла из двух городов: Москва и Брянск. А другой организует поставку металлопластикового профиля и металлопроката из города Владивосток, и расходных материалов из города Артем. Это облегчает процесс сотрудничества с ними и повышает степень контроля над всем сбытовым процессом.
Предприятие взаимодействует с данными поставщиками относительно недавно. В работе с ними иногда присутствовали задержки в поставке материалов, но, в целом, поставка происходит исправно и с тем количеством, которое предприятие заказывает.
В целом, организация закупок и пополнение ресурсов для производства металлопластиковых конструкций и ограждении на предприятии ООО «ДВ ОКНА» происходит следующим образом: в начале, с производственного и сборочного цеха, а также с отдела сбыта в отдел снабжения в электронном виде (по системе «Oracle») поступает заявка на приобретение материалов. Менеджеры по снабжению собирают информацию о наличии данного материала и делают запрос на склад.
Предприятие ООО «ДВ ОКНА» осуществляет пополнение материала 1 раз в неделю от всех поставщиков. То есть, отдел снабжения планирует объем заказа такой, чтобы хватило материала для производства продукции на одну неделю, с возможной покупкой дополнительных партий материала, в случае непредвиденных заказов на готовую продукцию.
Далее, после того как заявка была обработана, формируется заказ. Он заносится в специальные формы «Oracle» и направляется поставщику.
Системой «Oracle» пользуются только два поставщика материалов. Остальным двум заказ на покупку материалов направляется по электронной почте или факсом.
Поставщик доставляет заказ на склад данного предприятия, где осуществляется проверка по количеству и выборочная проверка по качеству продукции, и поступившие материалы заносятся в базы данных.