Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография
В логопедической практике
рекомендуются следующие
- Выберите удобную позу
(лежа, сидя, стоя), положите одну
руку на живот, другую –
сбоку на нижнюю часть грудной
клетки. Сделайте глубокий вдох
через нос (при этом живот
выпячивается вперед, и расширяется
нижняя часть грудной клетки,
что контролируется той и
- Произведите короткий, спокойный
вдох через нос, задержите на
2-3 секунды воздух в легких, затем
произведите протяжный,
- Сделайте короткий вдох
при открытом рте и на плавном,
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу
- Произведите счет на
одном выдохе до 3-5 (один, два, три...),
стараясь постепенно
- Прочтите пословицы,
поговорки, скороговорки на
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
- Прочитайте русскую народную
сказку «Репка» с правильным
воспроизведением вдоха на
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике. Рекомендуются следующие упражнения:
- «Чей пароход лучше
гудит?» Возьмите стеклянный
- «Капитаны». Опустите в
таз с водой бумажные
- «Цветочный магазин» ( вырабатывается глубокий вдох через нос).
- «Насос» (дети делают вдох через нос и сильный выдох через рот на звук [с]).
- «Свеча» (вырабатывается длинный плавный выдох). И т.д.
Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания
и улучшению артикуляции в
начальный период помогают «сценки
без слов». В это время логопед
показывает детям пример спокойной
выразительной речи, поэтому на первых
порах во время занятий больше
говорит сам. В «сценках без слов»
присутствуют элементы пантомимы, а
речевой материал специально сведен
к минимуму, чтобы дать основы техники
речи и исключить неправильную речь.
Во время этих «представлений» используются
только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.),
звукоподражания, отдельные слова (имена
людей, клички животных), позже –
короткие предложения. Постепенно речевой
материал усложняется: появляются короткие
или длинные (но ритмические) фразы,
когда речь начинает улучшаться. Внимание
детей постоянно обращается на то,
с какой интонацией следует произносить
соответствующие слова, междометия,
какими жестами и мимикой
В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
1.2 Работа над голосом (формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр).
· сила;
· развитие звуковысотного диапазона голоса;
· нормализация тембра.
В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса. В работу включаются следующие задания:
1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.
3. Длительное произнесение
голосом средней громкости
4. Длительное произнесение
голосом средней громкости
ау ои ауи аза усо и т. д.
5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух-трех гласных звуков:
у - беззвучная артикуляция - ау, ауиу - шепотное произнесение - ау, ауиу - тихое произнесение - ау, ауиу - громкое произнесение – ау.
6. Тренировка динамического
диапазона голоса при пении
гласных звуков — громко, тихо,
с постепенным затиханием
7. Повышение и понижение
голоса при произнесении
8. Чередование повышения
и понижения голоса при
9. Постепенное повышение
голоса с последующим его
1.3 Формирование
ритмической организации
Формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.
Логопедическая
работа по данному направлению ведется
через специальную систему
Формирование ритмической организации речи
1 этап |
2этап |
3этап |
Развитие восприятия ритмических структур |
Воспроизведение ритмических структур |
Формирование ритмической организации речи |
Сначала следует рассказать детям о том, что ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств, дать им рассмотреть предметы русского народного творчества – кружево, вышивку, посуду, обращая внимание на их орнамент, рисунок.
1.3.1 Развитие восприятия ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:
// /// ////, // // // //, // / ///, //// ////, */, /*/*/ и т.д., где / - громкий, а * тихий удар.
Для восприятия ритма рекомендуются следующие упражнения:
1.Прослушать изолированные
удары ( //, ///, //// и т.д.). Определить
количество ударов, предъявив карточку
с записанными на ней
2.Прослушать серии простых
ударов ( // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить
количество ударов, предъявив карточку
с записанными на ней
3. Прослушать серии
1.3.2 Воспроизведение ритмических структур.
При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.
Для воспроизведения ритма
рекомендуются следующие
1.Отстучать, подражая
и исключив зрительное
2. Отстучать, подражая
и исключив зрительное
3.Отстучать, исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
4. Записать условными
знаками предложенные для
5.Самостоятельно
1.3.3. Формирование ритмической организации высказывания.
Работа по данному разделу
осуществляется в определенной последовательности:
от узнавания ритмических структур
к пониманию и сознательному
анализу воспринимаемого
В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:
1) односложные слова:
а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;
б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;
2) двусложные слова:
а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;
б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.;
в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.;
г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;
3) трехсложные слова:
а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;
б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;
4) пары слов без перемещения ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;
5) пары слов с перемещением ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.;
6) словосочетания и фразы
с различными комбинациями по
месту ударения: а) с ударением
на первом слоге: Утром
Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:
1. Восприятие и воспроизведение
синтезированных ритмических
2. Отхлопывание (отстукивание)
ритмического рисунка
3. Подбор слов (картинок)
к определенной акцентной