Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения для развития речевого дыхания:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну  руку на живот, другую –  сбоку на нижнюю часть грудной  клетки. Сделайте глубокий вдох  через нос (при этом живот  выпячивается вперед, и расширяется  нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой  рукой). После вдоха сразу же  произведите свободный, плавный  выдох (живот и нижняя часть  грудной клетки принимает прежнее  положение).

- Произведите короткий, спокойный  вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем  произведите протяжный, плавный  выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох  при открытом рте и на плавном,  протяжном выдохе произнесите  один из гласных звуков (а, о,  у, и, э, ы).

- Произнесите плавно на  одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

- Произведите счет на  одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать  счет до 10-15. Следите за плавностью  выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Прочтите пословицы,  поговорки, скороговорки на одном  выдохе. Обязательно соблюдайте  установку, данную в первом  упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят –  левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец –  пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве  дрова: раз дрова, два дрова –  не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

- Прочитайте русскую народную  сказку «Репка» с правильным  воспроизведением вдоха на паузах.

Отработанные умения можно  и нужно закреплять и всесторонне  применять на практике. Рекомендуются  следующие упражнения:

- «Чей пароход лучше  гудит?» Возьмите стеклянный пузырек  высотой примерно 7 см, диаметром  горлышка 1-1,5 см или любой другой  подходящий предмет. Поднесите  его к губам и подуйте. «Послушай,  как гудит пузырек. Как настоящий  пароход. А у тебя получится  пароход? Интересно, чей пароход  будет громче гудеть, твой или  мой? А чей дольше?» Следует  помнить: чтобы пузырек загудел,  нижняя губа должна слегка  касаться края его горлышка. Струя  воздуха должна быть сильной  и выходить посередине. Только  не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

- «Капитаны». Опустите в  таз с водой бумажные кораблики  и предложите ребенку покататься  на кораблике из одного города  в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот  налетает порывистый ветер - губы  складываются, как для звука п.

- «Цветочный магазин» ( вырабатывается  глубокий вдох через нос).

- «Насос» (дети делают  вдох через нос и сильный  выдох через рот на звук [с]).

- «Свеча» (вырабатывается  длинный плавный выдох). И т.д.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание  шариков и резиновых игрушек.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного  речевого выдоха проводится на отдельных  звуках, потом – словах, затем  – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный  выдох, на длительность и громкость  произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания  и улучшению артикуляции в  начальный период помогают «сценки  без слов». В это время логопед  показывает детям пример спокойной  выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов»  присутствуют элементы пантомимы, а  речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники  речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена  людей, клички животных), позже –  короткие предложения. Постепенно речевой  материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание детей постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить  соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться.

В ходе работы поощряются собственные  фантазии детей, их умение подобрать  новые жесты, интонацию и т. д.

1.2 Работа над  голосом (формирование умения  изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр).

·   сила;

·  развитие звуковысотного диапазона голоса;

·  нормализация тембра.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных  подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса. В работу включаются следующие задания:

1. Восприятие и определение  силы голоса (тихий, громкий) при  произнесении звуков, слогов, звукоподражаний,  слов и фраз.

2. Восприятие и определение  высоты голоса (низкий, высокий) при  произнесении звуков, слогов, звукоподражаний,  слов и фраз.

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или  близко?”, “Заблудились”, “Высоко  или низко”, “Три медведя”) и т. д.

3. Длительное произнесение  голосом средней громкости отдельных  гласных и согласных звуков:

4. Длительное произнесение  голосом средней громкости сочетаний  из двух—трех звуков:

ау ои ауи аза усо  и т. д.

5. Усиление и ослабление  голоса (от беззвучной артикуляции  до громкого произнесения и  наоборот) на материале отдельных  гласных звуков и сочетаний  из двух-трех гласных звуков:

у - беззвучная артикуляция - ау, ауиу - шепотное произнесение - ау, ауиу - тихое произнесение - ау, ауиу - громкое произнесение – ау.

6. Тренировка динамического  диапазона голоса при пении  гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

7. Повышение и понижение  голоса при произнесении отдельных  гласных звуков, сочетаний из  двух—трех гласных звуков, слогов:

8. Чередование повышения  и понижения голоса при произнесении  отдельных звуков: А а А а  А а

9. Постепенное повышение  голоса с последующим его понижением  при произнесении гласных звуков:

1.3 Формирование  ритмической организации высказывания.

Формированию  интонационной выразительности  речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки  для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Логопедическая  работа по данному направлению ведется  через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических  структур, на усвоение ритмики слова  и предложения и осуществляется в 3этапа.

Формирование  ритмической организации речи

1 этап

2этап

3этап

Развитие восприятия ритмических структур

Воспроизведение ритмических структур

Формирование ритмической  организации речи


Сначала следует  рассказать детям о том, что ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств, дать им рассмотреть предметы русского народного  творчества – кружево, вышивку, посуду, обращая внимание на их орнамент, рисунок.

1.3.1 Развитие восприятия  ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими  и длинными паузами. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. Материалом для упражнений служат различные  ритмические структуры:

// /// ////, // // // //, // / ///, //// ////, */, /*/*/ и т.д., где / - громкий, а * тихий удар.

Для восприятия ритма рекомендуются  следующие упражнения:

1.Прослушать изолированные  удары ( //, ///, //// и т.д.). Определить  количество ударов, предъявив карточку  с записанными на ней соответствующими  ритмическими структурами.

2.Прослушать серии простых  ударов ( // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить  количество ударов, предъявив карточку  с записанными на ней соответствующими  сериями ритмических структур.

3. Прослушать серии акцентированных  ударов ( /**/, //, //**//, и т.д.). Определить, сколько и какие удары были  представлены, предъявив карточку  с записанными на ней соответствующими  сериями ритмических структур.

1.3.2 Воспроизведение ритмических  структур.

При формировании способности  к воспроизведению ритмических  структур детям предлагается после  прослушивания серий ударов воспроизвести  услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических  структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

Для воспроизведения ритма  рекомендуются следующие упражнения:

1.Отстучать, подражая  и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать, подражая  и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых  ударов.

3.Отстучать, исключив  зрительное восприятие, серии акцентированных  ударов.

4. Записать условными  знаками предложенные для восприятия  удары и их серии (простые  и акцентированные).

5.Самостоятельно воспроизвести  по предъявленной карточке удары  и их серии (простые и акцентированные)

1.3.3. Формирование ритмической  организации высказывания.

Работа по данному разделу  осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному  анализу воспринимаемого образца  и далее — к упражнениям  на сознательную имитацию, которые  служат, в конечном счете, усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.

В ходе логопедической работы предусматривается постепенное  усложнение предлагаемого речевого материала:

1) односложные слова:

а) без стечения согласных  — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч  и т. д.;

б) со стечением согласных  — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;

2) двусложные слова:

а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;

б) без стечения согласных, с последним ударным слогом —  оса, узор, диван, зима, замок, коза и  т.д.;

в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге —  краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка  и т. д.;

г) со стечением согласных, с последним ударным слогом —  окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;

3) трехсложные слова:

а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем  слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;

б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным  слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;

4) пары слов без перемещения  ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди  и т. д.;

б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;

5) пары слов с перемещением  ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом  — дома, сад — сады, столб —  столбы, стол — столы и т.д.;

б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса  и т. д.;

6) словосочетания и фразы  с различными комбинациями по  месту ударения: а) с ударением  на первом слоге: Утром холодно.  б) с ударением на одном из  средних слогов: Домашнее задание.  в) с ударением наконечном слоге:  Ходил в кино. г) в различных  комбинациях по месту ударения.

Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:

1. Восприятие и воспроизведение  синтезированных ритмических контуров  с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:

2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного  контура, слова, стихотворения,  фразы (сопряжено, отраженно, самостоятельно).

3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею