Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

4. Имитация акцентной  структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое  ударение).

В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

1.4 Формирование  темповой организации высказывания.

Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:

1. Формирование у дошкольников  некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). –  1этап

2. Формирование умения  слышать замедление и убыстрение  темпа речи. – 2этап

3. Формирование умения  использовать различные темповые  характеристики как звуковое  средство выразительности собственной  речи. – 3 этап

Логопедическая работа по развитию у дошкольников способности  использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три  этапа:

1 этап

2 этап

3 этап

Развитие общих представлений  о темпе речи

Развитие восприятия различного темпа речи

Развитие умения воспроизводить различный темп речи


1.4.1 Развитие общих представлений  о темпе речи.

1.4.2 Развитие восприятия  различного темпа речи.

Выделение данного этапа  обусловлено, прежде всего, тем, что  достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его  компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для  формирования интонационной выразительности  речи.

1.4.3 Развитие умения воспроизводить  различный темп речи:

а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряжено  с логопедом

б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед  за логопедом;

в) самостоятельное воспроизведение  определенного темпа фразы.

В тех случаях, когда у  дошкольников в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального  темпа речи, используются специальные  упражнения, направленные на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы — подражание темпу речи логопеда.

Устранение ускоренного  темпа речи осуществляется путем  следующих упражнений:

• повторение за логопедом  фраз в медленном темпе (сопряжено, затем отраженно вслед за логопедом);

• самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под  отстукивание каждого слога (слова) — ударами рукой по столу, отхлопыванием, ударами мяча и т. д.;

• ответы на вопросы логопеда — сначала шепотом в медленном  темпе, затем вслух — медленно и ритмично;

• медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности  проговаривания обеспечивают замедление темпа);

• проговаривание фраз под  медленную музыку, под маршировку и т. д.;

• различные речевые игры, в которых присутствует необходимость  медленного проговаривания слов;

• использование инсценировок (применение кукол-персонажей также  позволяет естественно замедлить  темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с  фигурками);

• рассказы по картине, чтение стихотворения в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома  и без них).

Во всех случаях при  выполнении упражнений может предусматриваться  зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также  в значительной мере способствует замедлению темпа.

Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование  следующих упражнений:

• повторение за логопедом  фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом);

• самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары  метронома;

• проговаривание фраз под  быструю музыку;

• заканчивание фразы, начатой  логопедом, в быстром темпе;

• заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;

• использование различных  игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.

Для развития темпа речи рекомендуются следующие упражнения:

- Произнесение сочетания  гласных звуков, слоговых рядов  с разным темпом.

- Произнесение автоматизированных  рядов с ускорением или замедлением  темпа.

- Произнесение автоматизированных  словесных рядов с волнообразным  изменением темпа.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями  логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под  музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа  речи.

Для решения этих задач  предусматривается использование  различных игровых упражнений, содержанием  которых были следующие задания:

• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;

• определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);

• привести примеры, когда  необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);

• привести примеры, когда  нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда  загадываешь загадку и т. д.);

• определить подходящий для  высказывания темп речи;

• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;

• произнести по сигналу  логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);

• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых  требует замедления или ускорения  темпа;

• моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора  на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.

Приведем в качестве примера  несколько игровых упражнений и  заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и  воспроизведения темпа речи.

“Угадай, как надо делать”. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе:

“Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками”  и т. д.

“Дождик”. Логопед читает стихотворение:

Капля раз, капля два, Капля  медленно сперва: Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать, Капля  каплю подгонять: Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.

Детям предлагается хлопать  в ладоши в том же темпе, в котором  произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с  логопедом проговаривают слова  стихотворения.

“Дятел”. Логопед произносит двустишие несколько раз в  разном темпе:

Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит.

Детям предлагается произносить  слова “тук-тук, тук-тук” в том  же темпе, в котором было произнесено  двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости  от просьбы логопеда.

Вывод: формирование просодической  стороны речи на 1 подготовительном этапе включает следующие направления  коррекционной работы:

1.Работа над речевым  дыханием.

2.Работа над голосом.

3.Формирование ритмической  организации речи.

4. Формирование темповой  организации речи.

На следующих этапах эта  работа продолжается на стадии автоматизации.

2 этап.

Формирование общих представлений  об интонационной выразительности  в импрессивной речи.

В задачи этого этапа входит:

- показать детям, что  человеческая речь обладает разнообразием  интонаций, которое достигается  изменениями высоты, силы, тембра, модуляций  голоса, что интонация придает  речи эмоциональную окраску, помогает  выразить чувства;

- познакомить детей с  различными видами интонации  и средствами их обозначения,  а также научить их различать  разнообразные интонационные структуры  в импрессивной речи.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности и осуществляется в 5 направлениях:

1

2

3

4

5

Формирование общих представлений  об интонационной выразительности  в импрессивной речи.

Знакомство с повествовательной  интонацией.

Знакомство с вопросительной интонацией.

Знакомство с восклицател. интонацией

Дифференциация интонационной

структуры предложений в  импрессивной речи.


2.1 Формирование общих  представлений об интонационной  выразительности в импрессивной  речи.

Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз –  без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным  оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось  и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно  изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление. Угрозу, просьбу, приказ и т.д.

2.2 Знакомство с повествовательной  интонацией.

Это направление включает развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной  интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению  повествовательной интонации.

Логопед произносит предложения  с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что  выражает это предложение(вопрос или  сообщение о чём то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной  интонации: «Когда мы что то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя  голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением  руки в горизонтальном направлении  и обозначается графически стрелкой слева направо: Затем дети придумывают  предложения, которые можно сказать  спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме в конце таких  предложений ставится точка. Демонстрируется  соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это  – точка, точка - одиночка». После  знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.

Затем детям предлагаются различные тексты, и даётся задание  выложить столько фишек (записать столько  точек), сколько повествовательных  предложений встретится в тексте.

2.3 Знакомство с вопросительной  интонацией.

Развитие восприятия интонации  вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно  передать различные эмоциональные  состояния. Например, изменяя голос. Можно о чем-то спросить. Логопед  задаёт вопрос. Затем предлагает сделать  это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного  предложения голос повышается. Это  повышение голоса сопровождается соответствующим  движением руки и обозначается графически так:

Для обозначения  вопросительной интонации предлагается знак? Демонстрируется карточка с  изображённым на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это – кривоносый вопросительный знак. 

Задаёт он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста

вопросительные  предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько  вопросительных предложений встречается  в речевом материале.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею