Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

2.4 Знакомство  с восклицательной интонацией.

Развитие восприятия интонации  восклицательного типа проводится в  следующей последовательности:

а) знакомство с восклицательной  интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации

Детям последовательно  демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «ой», «ах», «ух», «ура» и т.п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

- девочке больно. Как закричала девочка? (ой)

- девочка разбила  любимую мамину чашку. Как она  воскликнула? (ах)

- мальчики играют  в войну. Что они кричат( ура!)

Затем детям снова  последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее  данной картинке. Логопед спрашивает: «как мы говорим эти слова: спокойно, громко, восклицая?». Логопед напоминает детям, что восклицательно можно  произнести и целое предложение, при этом уточняет. Что при произнесении такого предложения голос или  резко повышается или сначала  повышается, а затем не много понижается. Изменение голоса при воспроизведении  восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим  образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным  знаком. Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений  встретится в речевом материале.

2.5 Дифференциация интонационной  структуры предложений в импрессивной  речи.

Развитие дифференциации различных видов интонации строится следующим образом.

Логопед напоминает детям о видах интонации и  задает вопрос: «Вспомните, как мы можем  произнести предложения?» Далее  уточняется, какими грамматическими  знаками обозначаются спокойное  проговаривание, вопросительная и восклицательная  интонации; повторяются стихотворения  о вопросительном, восклицательном  знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию  предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком. Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

При знакомстве с различными видами интонации и определении  картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением знаков: ., ?, !) могут использоваться следующие  стихотворения:

«Восклицательный знак».

Друзья! В произведениях  стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник  тишины! Где я, те предложения с  особым выражением произнестись должны!  

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!

«Вопросительный знак»

Разные вопросы задаю  я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак. 

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.

«Точка»

У нее особый пост в самой  малой строчке. Если точка — Вывод  прост: это значит — Точка.

Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо. 

(Ф. Кривин)

редложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, произнесет их мама: “Ты дрался, да?.. Ты что — немой?.. Ну что молчишь  упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу: “Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет, войдет и скажет: “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

Вывод: Второй этап включает работу по всем видам интонации в  импрессивной речи. (На уровне восприятия).

3этап.

Формирование интонационной  выразительности в экспрессивной  речи.

В задачи этого этапа входит:

- формирование различных  интонационных структур в экспрессивной  речи в соответствии с основными  видами интонации русского языка;

- дифференциация интонационных  структур в экспрессивной речи;

- соблюдение логического  ударения, пауз, повышения и понижения  голоса.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной  выразительности в экспрессивной  речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, развития его  гибкости, модуляции, , по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. (подготовительный этап работы). На 3 этапе  идет автоматизация умения правильного  речевого дыхания, владения голосом  при формировании различных интонационных  структур в экспрессивной речи. Выразительное  чтение предложений с соблюдением  знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз. Формирование правильного использования  этих компонентов интонации идет одновременно с формированием интонационной  выразительности речи.

Логопедическая работа на этом этапе проводится в 6 направлениях:

1

2

3

4

5

6

Работа над интонационной  выразительностью повествовательного предложения.

Работа над интонационной  выразительностью вопросительного предложения.

Работа над интонацией восклицательного предложения.

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Работа над речевой  паузой в тексте, предложении.

работа над правильной постановкой логических ударений.


Формирование интонационной  выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

3.1 Работа над интонационной  выразительностью повествовательного  предложения. 

Упражнения по отработке  интонации повествовательного предложения  характеризуются понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Это  Маша. Маша поет. На улице ранняя весна. И т. д.

Так как оформление повествовательной  интонации во многом обусловлено  изменением высоты ударного слога, большое  внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как  и в слове, можно выделить предударную  – ударную или предударную  – ударную – заударную части, то работа над ритмикой слова имеет  своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих  звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряжено с логопедом, повторять за ним (отраженно), произносить  самостоятельно различный речевой  материал.

Работа над интонационной  выразительностью повествовательного предложения осуществляется в следующей  последовательности:

1. Отработка интонационных  конструкций с интонационным  центром в конце предложения. (Это мой стол). 2. Отработка интонационных  конструкций с интонационным  центром в середине предложения. (Саша купил книгу). 3. Отработка  интонационных конструкций с  интонационным центром в начале  предложения. (Папа ходил в магазин). 4.Проговаривание предложений со  сменой интонационного центра. Мама  купила яблоки. – Скажи, что  мама купила яблоки, а не папа. - Скажи, что мама купила, а не  собрала. – Скажи, что купила  яблоки, а не груши.

3.2. Работа над интонационной  выразительностью вопросительного  предложения.

В процессе работы детям  показывается, что при воспроизведении  вопросительной интонации голос  резко повышается на слове, несущем  фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос  еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедом, повторяют  ха ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

3.2.1 Отработка интонации  вопросительного предложения без  вопросительного слова.

·  Резкое повышение тона в односложном слове:

Твой? – твой сок? Суп? –  твой суп? Нос? – это нос?

·  Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

Солдаты? – там солдаты? Снежинки? – летят снежинки?

·  Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

Этот? – этот сад? Очень? –  очень вкусно?

·  Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

Письмо? – вам письмо? Далеко? – тебе далеко?

·  Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

3.2.2 Отработка интонации  вопросительного предложения с  вопросительным словом.

·  Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Кто пришел? Какое сегодня  число? Сколько тебе лет?

·  Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты что  будешь есть?

3.2.3 Закрепление вопросительной  интонации в стихах (сопряжено  с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

3.3 Работа над интонацией  восклицательного предложения.

Упражнения по отработке  восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой: Какая она красавица! Это же мама! Доброе утро! и т. д., с  включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении  ласки, нежности, просительности): За-а-айчик  мой! Маша, да-а-ай ручку! и его сокращение: Смотри! Начинай работу! И т. д.

В процессе работы детям  показывается, что при восклицательной  интонации голос значительно  повышается на логическом главном слове  предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении  интонации восклицательного предложения  сопровождается соответствующим движением  руки и обозначается графически.

3.3.1 Отработка интонации  восклицательного предложения на  материале междометий с использованием  картинок и стихов.

В ходе работы по развитию интонационной  выразительности речи широко используются упражнения с междометиями с использованием картинок и стихов, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные  структуры сопряженно, повторяя за логопедом, затем отраженно и  самостоятельно. Для закрепления  умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования  нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж и  его ежиха.

Серый еж был очень тих  и ежиха тоже. И ребенок был  у них - очень тихий ежик. Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек  Еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик. Вдоль глухих осенних троп ходят  тихо: топ-топ-топ. В дом лесной вернутся еж, ежик и ежиха, Если сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо...

(С. Маршак)

Скажи погромче слово “гром” — грохочет слово, словно гром.

(А. Барто)

3.3.2 Отработка интонации  восклицательного предложения со  сменой логического ударения  в восклицательном предложении.  Мама купила яблоки! – Скажи,  что мама купила яблоки, а не  папа! - Скажи, что мама купила, а не собрала! – Скажи, что  купила яблоки, а не груши!

3.3.3 Отработка интонации  восклицательного предложения, выражающей  обращение требование, восклицание  (проговаривать сопряжено с логопедом,  повторять за ним, произносить  самостоятельно). - Саша, смотри! - Соня, дай сумку! - Как хорошо здесь!

3.3.4 Закрепление интонации  восклицательного предложения в  стихах.

3.4. Дифференциация интонационных  структур предложений в экспрессивной  речи.

Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации  завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных  звуков. При этой работе также активно  подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные  виды интонации. Работа над интонацией начинается с формирования голосовых  модуляций. ( Это относится к каждому  из направлений работы на этом этапе, завершая дифференциацией голосовых  модуляций). Такая тренировка проводится на материале эталона гласных. Обучение вначале происходит по образцу, который  дает логопед. Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при  этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: “А-`о-у-и”. Выделение ударных элементов  гласного ряда должно сочетаться с  интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением  данного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона  гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации  вопроса, ответа, завершенности, незавершенности.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею