Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография
2.4 Знакомство с восклицательной интонацией.
Развитие восприятия интонации восклицательного типа проводится в следующей последовательности:
а) знакомство с восклицательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по
выделению восклицательной
Детям последовательно
демонстрируется несколько
- девочке больно. Как закричала девочка? (ой)
- девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (ах)
- мальчики играют в войну. Что они кричат( ура!)
Затем детям снова
последовательно показываются картинки
с заданием назвать слово, соответствующее
данной картинке. Логопед спрашивает:
«как мы говорим эти слова: спокойно,
громко, восклицая?». Логопед напоминает
детям, что восклицательно можно
произнести и целое предложение,
при этом уточняет. Что при произнесении
такого предложения голос или
резко повышается или сначала
повышается, а затем не много понижается.
Изменение голоса при воспроизведении
восклицательной конструкции
Затем детям предлагается
придумать восклицательные
2.5 Дифференциация интонационной
структуры предложений в
Развитие дифференциации
различных видов интонации
Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произнести предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком. Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением знаков: ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:
«Восклицательный знак».
Друзья! В произведениях стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения с особым выражением произнестись должны!
(А. Тетивкин)
Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!
«Вопросительный знак»
Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.
(А. Тетивкин)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.
«Точка»
У нее особый пост в самой малой строчке. Если точка — Вывод прост: это значит — Точка.
Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.
(Ф. Кривин)
редложения бывают:
1. Вопросительные
Сейчас, когда приду домой, произнесет их мама: “Ты дрался, да?.. Ты что — немой?.. Ну что молчишь упрямо?”
2. Повествовательные
Повествовать придется мне, И я скажу: “Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”
3. Восклицательные
Тут папа в комнату войдет, войдет и скажет: “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”
(Ф. Кривин)
Вывод: Второй этап включает работу по всем видам интонации в импрессивной речи. (На уровне восприятия).
3этап.
Формирование интонационной
выразительности в
В задачи этого этапа входит:
- формирование различных
интонационных структур в
- дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи;
- соблюдение логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.
В качестве подготовительных
упражнений для формирования интонационной
выразительности в
Логопедическая работа на этом этапе проводится в 6 направлениях:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. |
Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. |
Работа над интонацией восклицательного предложения. |
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи. |
Работа над речевой паузой в тексте, предложении. |
работа над правильной постановкой логических ударений. |
Формирование интонационной
выразительности речи проводится по
четырем основным типам интонационно-
3.1 Работа над интонационной
выразительностью
Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения характеризуются понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Это Маша. Маша поет. На улице ранняя весна. И т. д.
Так как оформление повествовательной
интонации во многом обусловлено
изменением высоты ударного слога, большое
внимание уделяется выделению ударного
слога и работе над ритмикой слова.
Поскольку в предложениях, составляющих
единое целое – синтагму, как
и в слове, можно выделить предударную
– ударную или предударную
– ударную – заударную части,
то работа над ритмикой слова имеет
своей целью обучение оформлению
различных по отношению к ударению
частей слова с помощью
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения осуществляется в следующей последовательности:
1. Отработка интонационных
конструкций с интонационным
центром в конце предложения.
(Это мой стол). 2. Отработка интонационных
конструкций с интонационным
центром в середине
3.2. Работа над интонационной
выразительностью
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедом, повторяют ха ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
3.2.1 Отработка интонации
вопросительного предложения
· Резкое повышение тона в односложном слове:
Твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Нос? – это нос?
· Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
Солдаты? – там солдаты? Снежинки? – летят снежинки?
· Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
Этот? – этот сад? Очень? – очень вкусно?
· Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:
Письмо? – вам письмо? Далеко? – тебе далеко?
· Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:
Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?
3.2.2 Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.
· Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:
Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?
· Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:
Тебе сколько лет? Ты что будешь есть?
3.2.3 Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
3.3 Работа над интонацией восклицательного предложения.
Упражнения по отработке
восклицательной интонации
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логическом главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
3.3.1 Отработка интонации
восклицательного предложения
В ходе работы по развитию интонационной
выразительности речи широко используются
упражнения с междометиями с использованием
картинок и стихов, звукоподражаниями,
считалками, диалогами-инсценировками,
сказками и т. д. На начальных этапах
работы отработка интонации
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж и его ежиха.
Серый еж был очень тих и ежиха тоже. И ребенок был у них - очень тихий ежик. Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек Еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик. Вдоль глухих осенних троп ходят тихо: топ-топ-топ. В дом лесной вернутся еж, ежик и ежиха, Если сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо...
(С. Маршак)
Скажи погромче слово “гром” — грохочет слово, словно гром.
(А. Барто)
3.3.2 Отработка интонации
восклицательного предложения
3.3.3 Отработка интонации
восклицательного предложения,
3.3.4 Закрепление интонации
восклицательного предложения
3.4. Дифференциация интонационных
структур предложений в
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с формирования голосовых модуляций. ( Это относится к каждому из направлений работы на этом этапе, завершая дифференциацией голосовых модуляций). Такая тренировка проводится на материале эталона гласных. Обучение вначале происходит по образцу, который дает логопед. Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: “А-`о-у-и”. Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, ответа, завершенности, незавершенности.