Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

§ 2.1 Цель, задачи и организация  экспериментального исследования

Целью исследования стало  выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации  у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного  аппарата.

В ходе экспериментального исследования ставились следующие  задачи:

1.  Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

2.  Выявить особенности восприятия и воспроизведения компонентов интонации (мелодика, темпо-ритмическая сторона речи, паузирование, фразовое и логическое ударение, сила голоса).

Исследование проводилось  в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата. В состав исследуемой группы вошли дети, имеющие нарушения  ОДА, с речью в норме, с речевыми диагнозами: ФФН, ОНР, заикание, дизартрия. Дети были обследованы логопедом  в сентябре 2005г. Эксперимент проводился в сентябре 2005 года. В группу вошли  дети 5-6лет в количестве 10 человек.

В основу исследования легла  гипотеза: дети с нарушением опорно-двигательного  аппарата испытывают затруднения в  восприятии и воспроизведении просодической  стороны речи.

§ 2.2 Методическое содержание экспериментального исследования

В основу исследования особенностей интонационной стороны речи у  детей старшего дошкольного возраста были положены методики, предложенные Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой[21] (у  детей со стертой формой дизартрии); В.Т.Сорокиной [35] (у детей с ДЦП), И.А. Смирновой[34,35] (у детей с ДЦП).

У дошкольников исследовали  восприятие и воспроизведение видов  интонации (вопросительной, восклицательной, повествовательной), компонентов интонации (темпа, ритма, тембра, мелодики, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдение пауз).

Обследуемым предлагались две  серии заданий.

1.Определить виды интонации  (на восприятие).

2.Воспроизвести виды интонации  (на воспроизведение).

Детям давали прослушать несколько  интонированных фраз.

Первая серия заданий  была направлена на исследование особенностей восприятия видов интонации. Прослушав  интонированные фразы один раз, ребенок  должен был поднять красный флажок, когда звучит вопрос; синий флажок – когда звучит восклицательная  интонация; зеленый – когда фраза  произнесена спокойным голосом.

Вторая серия заданий  была направлена на исследование особенностей воспроизведения интонации. После  первого воспроизведения ребенок  должен был определить вопросительную интонацию и воспроизвести ее, затем – восклицательную, далее  – повествовательную.

Обе серии заданий повторялись 3-4 раза с различным речевым материалом.

Например: « Какой сегодня  день! На улице идет снег? Наступила  зима.».

Система оценки была заимствована из методики Сорокиной Т.В.[35] по исследованию особенностей мелодико-интонационной  стороны речи у дошкольников с  церебральным параличом. Сорокина предложила пятибальную систему оценки видов  интонации предложения.

Нами была модифицирована вышеуказанная система оценки видов  интонации, а также дополнена  система оценки компонентов интонации.

Оценка видов интонации  проводилась по следующим параметрам:

·  1 балл – неправильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

·  2 балла – правильное определение только одного типа интонации, 

нестойкие ошибки воспроизведения  интонации.

·  3 балла – правильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

Были получены следующие  данные по определению и воспроизведению  видов интонации.

Виды интонации (вопросительная, восклицательная, повествовательная):

Восприятие:

высокий уровень(3 балла) – 1человек;

средний уровень (2 балла) - 4 человека;

низкий уровень (1балл) - 5 человек.

Воспроизведение:

высокий уровень(3балла) – 3 человека;

средний уровень (2 балла) - 5 человек;

низкий уровень (1балл) - 2 человек.

После этой серии заданий  детям предлагались упражнения на восприятие и воспроизведение компонентов  интонации (темпа, ритма, тембра, мелодики, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдение пауз).

Детям предлагались следующие  задания (3-4 раза, на разном речевом  материале).

Предложены задания:

- На доступность звуковысотных  изменений (мелодика). / 1.на восприятие,

2.на воспроизведение./

Упражнения «Маленький - большой».

1. «Маленький пароход  гудит тоненьким голосом, а  большой – низким. Послушай, как  гудит пароход и покажи картинку  с маленьким пароходом или  большим».

2. «Прогуди, как маленький  и как большой пароход».

Система оценки:

·   1балл – не справился с заданием.

·  2 балла - справился с ошибками.

·  3 балла – правильно выполнил задание.

Были получены следующие  данные:

Мелодика голоса:

Восприятие:

высокий уровень(3 балла) – 4 человека;

средний уровень (2 балла) – 5 человек;

низкий уровень (1балл) - 1 человек

Воспроизведение:

высокий уровень(3балла)- 5 человек;

средний уровень (2 балла) - 4 человека;

низкий уровень (1балл) - 1 человек

- На определение силы  голоса. /1. на восприятие,

2.на воспроизведение./

Упражнение «Громко –  тихо».

1.Я называю слова. Покажи  красный флажок, когда я говорю  громко. Покажи синий флажок, когда  я говорю тихо.

2.Показ картинок. Ребенок  называет картинку по команде  «Громко – тихо».

Оценка:

·  1 балл - излишне тихо или излишне громко.

·  2балла – допускает ошибки.

·  3 балла – правильно выполняет задание.

Были получены следующие  данные:

Сила голоса:

Восприятие: 

высокий уровень(3 балла) – 6 человек;

средний уровень (2 балла) - 3 человека;

низкий уровень (1балл) - 1 человек

Воспроизведение:

высокий уровень(3балла) – 5 человек;

средний уровень (2 балла) - 5 человек;

низкий уровень (1балл) - 0 человек

На определение темпа  и ритма. /1. на восприятие.

2. на воспроизведение./

Упражнения.

1. Прослушать изолированные  удары: //, ///, ////. (с разной скоростью). Определить количество ударов  путем показа карточки с записанными  на ней соответствующими ритмическими  структурами. Затем предлагается  аналогичное задание с сериями  ритмических структур: // // // //, /// ///, //// ////.

2.Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары  и серии простых ударов, а также  самостоятельно воспроизвести по  предъявленной карточке удары  и их серии.

Оценка:

1 балл – излишне быстро  излишне медленно (темп) 

не правильно выполнил задание. (ритм)

·  2 балла – ближе к норме, но сбивается (темп, ритм).

·  3 балла – норма (средний подвижный)

Были получены следующие  данные:

Темп речи:

Восприятие:

высокий уровень(3балла) – 2 человека;

средний уровень (2 балла) - 8 человек;

низкий уровень (1балл) - 0 человек

Воспроизведение:

высокий уровень(3балла) – 3 человека;

средний уровень (2 балла) - 5 человек;

низкий уровень (1балл) - 2 человека.

Ритм речи:

Восприятие:

высокий уровень(3 балла) – 0 человек;

средний уровень (2 балла) - человек;

низкий уровень (1балл) - человек  

Воспроизведение:

высокий уровень(3балла) – 3 человека;

средний уровень (2 балла) - 5 человек;

низкий уровень (1балл) - 2 человека.

На определение тембра голоса. /1.на восприятие

2. на воспроизведение./

Упражнения «Эмоции».

1. Перечисляются слова  с разной степенью эмоций –  собака (испуганно), 

кошка (ласково), лошадь (спокойно), муха (удивленно). Дети называют, с какой  эмоцией связано слово.

2. Показ картинок. Скажи  ласково, сердито, удивленно.

Оценка:

·  1 балл – не справился с заданием.

·  2 балла – справился, с небольшими ошибками.

·  3 балла – выполнил правильно.

Были получены следующие  данные:

Тембр голоса:

Восприятие: 

высокий уровень(3 балла) – 3 человека;

средний уровень (2 балла) - 4 человека;

низкий уровень (1балл) - 3 человека. 

Воспроизведение:

высокий уровень(3балла) – 3 человека;

средний уровень (2 балла) - 4 человека;

низкий уровень (1балл) - 3 человека.

На определение логического  ударения во фразе. /1 на восприятие.

2 на воспроизведение/.

Упражнение «Вопрос –  ответ».

1. Ребенку предъявляется  картинка. Педагог произносит фразы,  выделяя голосом одно из слов  предложения. Ребенок показывает  объект, выделенный голосом.

Например: «Девочка играет с  мячом», «Девочка играет с мячом».

2.Ребенку предъявляется  картинка. Педагог задает вопросы,  выделяя голосом одно из слов. Ребенок отвечает на вопросы,  выделяя голосом соответствующее  слово. Например: «Мальчик катает  машину?», ответ – «Мальчик  катает машину», «Мальчик катает  машину?», ответ – «Мальчик  катает машину».

Оценка:

·  1 балл – не справился с заданием.

·  2 балла – справился с небольшими ошибками

·  3 балла – выполнил правильно.

Были получены следующие  данные:

Логическое ударение:

Восприятие: 

высокий уровень(3 балла) – 0 человек;

средний уровень (2 балла) - 7 человек;

низкий уровень (1балл) - 3 человека. 

Воспроизведение:

высокий уровень(3балла) – 1 человек

средний уровень (2 балла) - 6 человек;

низкий уровень (1балл) - 3 человека.

§ 2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации  у детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата

Экспериментальное исследование позволило выявить следующие  особенности:

·  Общий балл по восприятию видов интонации составляет 1,6; общий балл по воспроизведению – 2, 1. Воспроизведение видов интонации дается детям легче, чем восприятие.

·  В основном дети передают виды интонации в своей речи, но с ошибками. Дети, которые справились с заданием, по качеству интонирования значительно уступают взрослой речи.

·  Интонационная сторона речи является наиболее легкой для восприятия и воспроизведения по сравнению с другими компонентами речи.

·  Наблюдается недоразвитость интонационной стороны речи в специально организованной ситуации и естественная выразительность в повседневном общении.

·  Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей.

·  Вопросительная интонация воспринималась и воспроизводилась детьми наиболее легко.

·  Наблюдается замена вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса.

·  Трудности воспроизведения и восприятия вызывала интонация восклицания.

·  Общий балл по компонентам просодической стороны речи: темп(2,2/2,1); ритм (2,1/2,1); тембр (2,0/2,0); логическое ударение (1,7/1,8); сила голоса (2,5/2,5); мелодика – звуковысотные показатели (2,3/2,4).

·  В целом восприятие и воспроизведение компонентов интонации доступно детям, но с ошибками, что свидетельствует о нарушении интонационной стороны речи.

·  Наиболее трудным как для восприятия, так и для воспроизведения является употребление логического ударения во фразе.

·  Наблюдается перенос логического ударения с одного на другое слово в предложении.

·  Наиболее легкими компонентами интонации при восприятии и при воспроизведении являются сила голоса и звуковысотные изменения тона (мелодика), но наблюдается « затухание» голоса к концу фразы.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею