Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

Исследования последних  лет показывают, что замысел говорящего отражается не только на выборе соответствующих  лексико-грамматических и синтаксических конструкций. Но он является основополагающим фактором интонационного членения. В  силу этого интонационное членение нельзя считать результатом только голосовых модуляций, которые отражают смысловую структуру высказывания. Интонационное членение тесно связано  с ритмом моторной реализации высказывания. Роль интонации в речи огромна. Она  усиливает само значение слов. Значительно  сниженная интонационная выразительность  может затруднить восприятие, что  влияет на понимание смысла воспринимаемой речи.

Интонация представляет собой  сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность  или сила звучания голоса, пауза  и логическое ударение, темп речи. Все  эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в  соответствии со смыслом передаваемого  сообщения. Некоторые просодемы  довольно легко охарактеризовать.

Акустическими коррелятами  интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты  основного тона голоса, а также  длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется  при прохождении воздуха через  глотку, голосовые складки, полости  рта и носа. Можно показать просодему  – различие высоты тона звука. Для  этого нужно просто сопоставить  интонации двух однословных предложений  – повествовательного и вопросительного: «Да?» - «Да». В вопросительном предложении  гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот  же гласный в повествовательном  предложении. Просодему силы голоса можно определить как «громко», «тише», «тихо». Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр («цвет  голоса»). Слово тембр употребляется  в двух значениях:

1. Окраска голоса чтеца,  сопровождающая его речь независимо  от его желания. Своеобразие  индивидуальной окраске голоса  придают и физические данные (сопрано,  альт, тенор, бас), и психические  особенности каждого человека (доброта,  озлобленность и т. д.) Если  тон голоса может быть общим  для многих людей, то тембр  голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

2. В теории выразительного  чтения слово тембр употребляют  в значении «окраска, преднамеренно  придаваемая чтецом своему голосу  для выражения различных чувств».  Просодема тембра голоса (в значении  «эмоциональная выразительность» - выражение голосом радости, горя, ликования и т.д.) не поддается  описанию. Способность чтеца модулировать  свой голос по тембру – значимое  качество, и развитие этого качества  путем упражнений способствует  совершенствованию культуры речи.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между  собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени  или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также  определяться как скорость артикуляции  и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном  состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как  стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализоваться  только на коротких отрезках сообщения.

Темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем  ударные слоги в словах, входящих в предложение (безударные слоги  в русском языке всегда проговариваются  очень быстро независимо от темпа  всей речи). Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в  словах.

Темп речи взрослого человека может убыстряться и замедляться  в соответствии со смыслом и стилистическими  задачами.

Размеренный темп речи характеризует  интонацию перечисления. Изменение  темпа речи, наблюдаемое на протяжении одного предложения, в некоторых  случаях имеет грамматическое значение: убыстренным темпом произносят вводные  слова. Например, слушая предложения: «  Он может быть в саду. » и «Он, может быть, в саду», мы понимаем, что в первом случае может быть – сказуемое, а во втором – вводное  слово. Смысл подчеркивается разницей в темпе речи, которым произносится может быть. Но чаще темп речи указывает  на эмоциональное состояние говорящего: его напряженность, увлеченность излагаемыми  событиями (быстрый или постепенно убыстряющийся темп речи), намерение  растолковать что-либо слушающему, сосредоточить  его внимание на том, о чем идет речь (замедленный темп). Живая речь непременно должна быть разнообразна по темпу. Ничто так не обесцвечивает  ее, как однообразие темпа. Различают  быстрый темп речи и медленный, плавный  и прерывистый. Для быстрой речи характерно редуцирование гласных  «скрадывание», пропуск некоторых  звуков. Особенности медленной речи заключаются в том, что слова  выступают в полных формах. Темп в речи выполняет не только самостоятельную  функцию, но главным образом служит усилителем выразительности остальных  элементов интонации.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной  информации. Резкие отклонения темпа  речи от средних величин - как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобразие  другого параметра речи – ритма.

Ритм речи представляет собой  звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре головного мозга  – возбуждения и торможения. В  речи он выражается в относительном  сохранении единства и соблюдении правильного  словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру  речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Темп и ритм находятся в  сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма  является регулярность. Метрические  признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных  и безударных слогов). Различают  еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие  мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация  устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая  лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу  и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно  говорить о таких понятиях, как  темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания , а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В роли элементарной единицы  просодии выступает синтагма, т.е. отрезок  высказывания, объединенный интонационным  и смысловым значением. Она имеет  физиологическую целостность и  отграниченность и выступает  как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В  прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе – 2-3 слова. Она произносится на одном речевом  выдохе и представляет единый артикуляционный  комплекс.

Синтагму, произносимую на одном  речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать  с понятием плавности речи. Другими  словами, плавная речь характеризуется  единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом  выдохе. В нормальной речи плавность  органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом  речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом  потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Речевой поток разделяют  паузы. Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение  интенсивности голоса до нуля, а  физиологическим – перерыв в  работе артикуляционных органов. Самые  короткие паузы связаны с особенностями  произношения смычных согласных. Они  характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции  находятся в сомкнутом состоянии  перед «взрывом». В среднем они  длятся 0, 1 сек. В процессе устной речи периодически появляется необходимость  сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для  поддержания оптимального подсвязочного  давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и  границ синтагм. Эти паузы несут  на себе также и смысловую нагрузку, т.к. членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек. В контекстной  устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность  очень вариативна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько  гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют  период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи («что сказать?»), а также с  осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого  планирования высказывания.

Умение правильно интонировать предложение связано с умением  пользоваться паузами. Пауза обязательна  между предложениями. Часто она  нужна и внутри фразы. Пауза служит, во-первых, для отделения одной  синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения особенностей связи между ними. Паузой можно  по-разному разделить предложение  на словосочетания. Например: «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Умение правильно членить  фразу на такты способствует понятности речи, ее смысловой прозрачности. Пауза  употребляется также для передачи различных эмоциональных состояний  говорящего. По длительности паузы  различны. Короткие паузы отделяют в предложении фразы. Средние  по длительности паузы отделяют предложения  и носят название логических пауз. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Иногда длительная пауза перерастает  в психологическую («красноречивое молчание»). Пауза любой длительности и значения органически входит в  ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяются в слова, слоги, т.е. в ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого, другие растянутого, плавного произношения. Одни притягивают ударения. Другие произносятся без ударения. Между словами и  сочетаниями слов делаются остановки  – паузы, тоже разные по времени. Все  это вместе составляет темп и ритм речи – движение речи, скорость протекания ее во времени.

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются  в процессе речевого онтогенеза и  становятся достаточно стабильными  и индивидуальными у взрослого  человека.

Представляется важным также  изучение особенностей восприятия и  элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение – это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова  или целого сочетания. Средства эти  усиление голоса, повышение тона в  сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в  слове относится к числу надлинейных  явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный  слог произносится и с большей  силой сравнительно с безударным. Существуют еще фразовое и логическое ударения.

Логическое ударение –  это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания  логического ударения является необходимым  для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной  стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной  речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как  можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над  логическим ударением – задача школьного  обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой  и исследователей в области методики развития речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное членение предложения) показывают детям на фоне законченных  интонаций и тренируют навык  выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного  предложения).

Членение текста на интонационно-смысловые  отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом  отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном  слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и  есть фразовое ударение.

Перечисленные элементы интонации (просодемы) дети учатся вычленять из цельной интонации предложения  и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Различают интонацию  законченности и незаконченности. Дети усваивают две интонации  законченности: повествовательную  и вопросительную.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею