Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография
Исследования последних
лет показывают, что замысел говорящего
отражается не только на выборе соответствующих
лексико-грамматических и синтаксических
конструкций. Но он является основополагающим
фактором интонационного членения. В
силу этого интонационное членение
нельзя считать результатом только
голосовых модуляций, которые отражают
смысловую структуру
Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Некоторые просодемы довольно легко охарактеризовать.
Акустическими коррелятами
интонационных характеристик
Дополнительной артикуляционно-
1. Окраска голоса чтеца,
сопровождающая его речь
2. В теории выразительного
чтения слово тембр
Отдельные характеристики просодии
объединяются и координируются между
собой темпо-ритмической
Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализоваться только на коротких отрезках сообщения.
Темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем ударные слоги в словах, входящих в предложение (безударные слоги в русском языке всегда проговариваются очень быстро независимо от темпа всей речи). Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.
Темп речи взрослого человека
может убыстряться и
Размеренный темп речи характеризует
интонацию перечисления. Изменение
темпа речи, наблюдаемое на протяжении
одного предложения, в некоторых
случаях имеет грамматическое значение:
убыстренным темпом произносят вводные
слова. Например, слушая предложения: «
Он может быть в саду. » и «Он,
может быть, в саду», мы понимаем,
что в первом случае может быть
– сказуемое, а во втором – вводное
слово. Смысл подчеркивается разницей
в темпе речи, которым произносится
может быть. Но чаще темп речи указывает
на эмоциональное состояние
Темп играет значительную
роль в передаче эмоционально-модальной
информации. Резкие отклонения темпа
речи от средних величин - как ускорение,
так и замедление – мешают восприятию
смысловой стороны
Ритм речи представляет собой
звуковую организацию речи при помощи
чередования ударных и
Темпо-ритмическая организация
устной речи является тем стержнем,
который объединяет и координирует
все составляющие устной речи, включая
лексико-грамматическое структурирование,
артикуляторно-дыхательную
В настоящее время можно
говорить о таких понятиях, как
темпо-ритмо-интонационное
В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе – 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.
Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Речевой поток разделяют
паузы. Паузу принято определять
как перерыв в звучании голоса
на определенное время. При этом акустическим
коррелятом паузы является падение
интенсивности голоса до нуля, а
физиологическим – перерыв в
работе артикуляционных органов. Самые
короткие паузы связаны с особенностями
произношения смычных согласных. Они
характеризуются отсутствием
Умение правильно интонировать
предложение связано с умением
пользоваться паузами. Пауза обязательна
между предложениями. Часто она
нужна и внутри фразы. Пауза служит,
во-первых, для отделения одной
синтаксической единицы от другой,
во-вторых, для выражения особенностей
связи между ними. Паузой можно
по-разному разделить
Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.
Представляется важным также
изучение особенностей восприятия и
элементарного осознания детьми
логического ударения во фразе, предложении.
Ударение – это выделение теми
или иными фонетическими
Логическое ударение – это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением – задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное членение предложения) показывают детям на фоне законченных интонаций и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного предложения).
Членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.
Перечисленные элементы интонации
(просодемы) дети учатся вычленять из
цельной интонации предложения
и выполняют их также не изолированно,
а в предложении. Само предложение
(законченность мысли) дети учатся понимать
по интонации. Различают интонацию
законченности и