Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию

ГОУ ВПО «Череповецкий  Государственный Университет»

Институт педагогики и  психологии

Кафедра Коррекционной педагогики и специальной психологии

Тема: «Особенности работы по развитию просодической стороны  речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного  аппарата, имеющих речевые нарушения»

Выпускная квалификационная работа

Череповец

 

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности просодической  стороны речи у детей дошкольного  возраста с патологией опорно-двигательного  аппарата, имеющих речевые нарушения.

1.1 Понятие просодической  стороны речи

1.2 Овладение просодической  стороной речи в онтогенезе

1.3 Особенности просодической  стороны речи у детей дошкольного  возраста при патологии

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей просодической  стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих  нарушения речи

2.1 Цель, задачи и организация  экспериментального исследования

2.2 Методическое содержание  экспериментального исследования

2.3 Результаты экспериментального  исследования особенностей просодической  стороны речи у детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата

Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны  речи у детей с двигательной патологией.

3.1 Этапы формирования  просодической стороны речи у  детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата, имеющих речевые нарушения

Заключение

Библиография

 

Введение

Одним из разделов общей  культуры речи, которая характеризуется  степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или  звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система  фонем).

Формирование правильной речи является важным звеном в системе  педагогической абилитации детей с  нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в  современном обществе. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями  речи играют невербальные средства общения. Ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно-большему использованию невербальных средств  для достижения ребенком коммуникативной  цели. В литературе (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов[2], Е.А.Брызгунова[7], Н.И.Жинкин[13], А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.) [31] неоднократно подчеркивается значение интонации  для передачи смысловой и эмоциональной  нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные  средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс  коммуникации более информативным. В логопедии развитию интонационной  стороны речи пока уделено значительно  меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности  развития интонации при патологии  речи необходимо изучать, так как  она не только теснейшим образом  связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения. Большинство проблем, с  которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в контексте  резко выраженных трудностей реализации ритмико-интонационного оформления высказываний. Это обусловлено тем, что нарушение  просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной  речи, так и на усвоение письма и  чтения. Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Исследование проводилось  на базе МДОУ № 12 «Ромашка» для детей  с нарушением опорно-двигательного  аппарата г. Вологда с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление особенностей просодической стороны речи и  разработка методических рекомендаций по формированию просодической стороны  речи у детей с патологией опорно-двигательного  аппарата, имеющих нарушения речи.

Объектом исследования являются особенности просодической стороны  речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного  аппарата, имеющих речевые нарушения.

Предметом исследования являются методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у  детей с патологией опорно-двигательного  аппарата, имеющих речевые нарушения.

Гипотезой исследования стало  предположение о том, что у  детей с нарушением речи при патологии  опорно-двигательного аппарата, имеет  место ряд особенностей просодической  стороны речи: темпо-ритмическая  организация речи, трудности изменения  голоса по высоте, расстройства паузации и т.п.; а также предположение  о том, что использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов просодики, будет способствовать совершенствованию речевых навыков  у детей и окажет положительное  влияние на формирование просодической  стороны речи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования  и коррекции просодической стороны  речи.

2.Выявить особенности  просодической стороны речи у  детей в онтогенезе.

3.Выявить особенности  просодической стороны речи у  детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с  нарушением опорно-двигательного  аппарата (НОДА). Дать анализ речевых  нарушений у детей с НОДА.

4.Провести экспериментальное  исследование по выявлению особенностей  просодической стороны речи у  детей с патологией опорно-двигательного  аппарата, имеющих речевые нарушения.

5.Проанализировать результаты  теоретического и экспериментального  исследования.

6. Разработать методические  рекомендации по преодолению  просодических нарушений у детей  дошкольного возраста.

 

Глава 1. Особенности просодической  стороны речи у детей дошкольного  возраста с патологией опорно-двигательного  аппарата, имеющих речевые нарушения

1.1 Понятие просодической  стороны речи

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в  современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и  обучения детей.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей  формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его  полном виде - понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием  излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим  запасом, грамматическими формами).

Одним из разделов общей  культуры речи, которая характеризуется  степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или  звуковая ее культура. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует  сводить только к формированию правильного  произношения звуков. Формирование правильного  звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно  включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. Каждому  языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет  свои особенности и отличительные  качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных  звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят  свое выражение в интонационном  богатстве.

Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое  дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения  звучащей речи. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система  фонем).

Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в  которую входят более частные  микрозадачи, связанные с развитием  восприятия звуков родной речи и произношения. Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному  звукопроизношению; воспитание орфоэпической  правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон  речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку  четкой дикции.

Важным качеством детской  речи является выразительность. « Вы разительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время  по возможности сжато выражать свои мысли чувства; умение интонацией, выбором  слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя  и читателя», - писал Н.С. Рождественский.[24]

Формирование выразительности  речи – владение средствами речевой  выразительности. Это умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок  в повседневном общении владеет  естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при  чтении стихов, пересказе, рассказывании.  

В связи с воспитанием  звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте  выразительности. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной  речи. От того, как ребенок владеет  произношением звуков, и какие  просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной  речи. Выразительная речь зависит  также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального  темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется  умение пользоваться разным темпом речи.

Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр –  сами по себе, вне языка ничего не обозначают, не кодируют действительность, но без них не может существовать речь: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы – «строительный  материал» устной речи.

Звуковые единицы языка  различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют  линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические  единицы участвуют в модулировании  артикуляционных органов.

Устная речь характеризуется  многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая  сторона речи. Просодия, по мнению Н.И.Жинкина[13], является наивысшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно  включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. По классификации В.А.Лабунской[31], просодика является одним из видов невербальных средств общения. А.М.Антипова[31] считает, что невербальные средства являются мощными факторами, которые помогают коммуникации и выполняют все функции вербальных средств и выделяет следующие функции невербальных средств коммуникации:

·  структурирования текста;

·  усиление значений вербального текста;

·  усиление ритма речи;

·  передача основных коммуникативных значений: вопросительности, утвердительности, императивности, восклицательности.

Особую роль играют невербальные средства в процессе общения лиц  с нарушением речи.

Основной составляющей просодии является интонация. Вопросами изучения русской интонации занимались как  языковеды, так и психологи. Следует  отметить работы Гвоздева А.Н., Жинкина  Н.И. [10]. По мнению Жинкина Н.И., просодия является наивысшим уровнем развития языка. Нарушение же просодической  организации речевого потока оказывает  негативное влияние, как на развитие устной речи, так и на усвоение письма и чтения. Она играет большую роль в речи. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она  усиливает значение слова. Вместе с  тем иногда с ее помощью можно  придавать высказыванию смысл, противоположный  тому, что выражает само слово. Она  представляет собой одну из важнейших  сторон устной речи. Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как  совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации  речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они  взаимосвязаны и реально существуют в единстве.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею