Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография
Наиболее подробно исследователями
изучено состояние
Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при заикании. По мнению В.И.Селиверстова[26], «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной». Интонационную обедненность, невыразительность речи заикающихся отмечают Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова. [5]
Недостаточное развитие корковой
регуляции двигательной деятельности
организма дошкольника
Некоторые дети говорят так
быстро, что их трудно понять. Ускоренная
речь чаще всего наблюдается у
детей нервных, порывистых, неуравновешенных.
Если говорить о детях с нарушением
опорно-двигательного аппарата, то
75% этих детей находятся на учете
у невропатолога и имеют
Ритм речи представляет собой
соотношение чередования
Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно- смыслового отрезка сообщения.
По данным исследований Л.И.Беляковой и Е.А.Дьяковой [5] указывается, что у заикающихся с невротической формой речевой патологии характерно появление в речи физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. У детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени, чем в норме. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы. Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Голос достаточно модулирован.
Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи у заикающихся остаются функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме.
У детей с неврозоподобной
формой заикания отличается от нормы
организация просодической
У детей при обеих формах
заикания отмечаются отсутствие логических
ударений, интонационная
Отмечается своеобразие
процесса паузирования. Во-первых, как
у детей, так и у взрослых отмечено
значительно меньшее количество
пауз хезитации, чем в норме. Во-вторых,
локализация пауз у заикающихся
иная, чем в норме. Большая часть
пауз у них располагается внутри
слов. Напротив, между словами и
даже на границах законченных в смысловом
отношении фраз паузы часто отсутствуют,
т.е. у заикающихся отмечается выраженная
дефицитарность пауз, необходимых для
нормального речевого процесса. Для
их речи характерно наличие большого
количества пауз, которые характеризуются
отсутствием акустического
Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.
Таким образом, испытывая дефицит вербального языка, заикающиеся не пытаются его компенсировать, используя несловесные формы общения.
У детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата, а особенно часто у детей
с ДЦП встречается такое
Дети с сенсорной алалией
продуцируют звуки с нормальной
модуляцией и интонациями. Фонематическое
восприятие развивается замедленно
и надолго остается несформированным.
При изменении формы слов, их порядка,
изменения темпа высказывания понимание
речи исчезает. Наблюдается замедленность
слухового восприятия. Дети пользуются
для общения жестами мимикой,
правильно реагируют на изменение
интонации, не понимая слов-обращений.
Игру сопровождают модулированным лепетом.
Как реакция на речевое окружение
у ребенка с сенсорной
Челадзе Е.А. выявил при анализе
интонационных типов
Михайлова Е.А.[26] утверждает, что у детей с тяжелой степенью нарушения языковой системы процесс текстообразования, как правило, протекает с использованием звуковых невербальных форм речи (интонация, звукоподражание) и мимико-жестикуляторной речи, которые используются для компенсации дефицита вербального языка.
Известно, что интонация
играет особую роль в процессе общения,
определяя как смысловое
Вывод:
У детей с речевой патологией,
по наблюдениям исследователей, выявляются
следующие особенности
Одной из характерных особенностей устной речи детей с ДЦП является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо. Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона.
Распространенность нарушений
просодической стороны речи у
детей со стертой формой дизартрии
характеризуется определенными
особенностями, которые обусловлены
сложным взаимодействием
· использование меньшего диапазона частот,
· владение ограниченными модуляциями голоса,
· скандированность речи,
· трудности изменения голоса по высоте.
· простой, не осложненный обертонами, рисунок основного тона,
· расстройства паузации,
· наличие сильного, резкого мелодического «всплеска», резких подъемов частоты основного тона на ударных, а также безударных слогах.
У детей при заикании отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют. Отмечается своеобразие процесса паузирования. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.
При алалии нарушение ритмической
организации речи проявляется в
замедленности речевого потока, в
послоговом произнесении слов с паузированием
между словами и слогами, с
равно и разноударностью. Речь носит
скандированный или фрагментарный
характер. Несформированность ритмической
структуры слова и фразы
Нарушение просодической (мелодикоинтонационной) организации речевого потока оказывает негативное влияние как на развитие устной разговорной речи (адекватное восприятие и понимание речи, ее репродукция и продуцирование), так и на усвоение письма и чтения, т.е. на овладение в дальнейшем письменной речью.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи