Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

Наиболее подробно исследователями  изучено состояние просодической  подсистемы невербальных средств общения  заикающихся. М.Вингейт[8] говорит о  заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. К нарушению  просодики сводит заикание Г. Бергман[8]. По его экспериментальным данным, эпизоды заикания встречаются главным  образом на ударных слогах, интервалы  между которыми в речи заикающихся  очень изменчивы, даже в отсутствие речевых судорог. Еще одной особенностью просодики речи заикающихся является ограничение способности к модуляции  голоса, что проявляется в монотонности речи. О.Фон Эссэн и Х.Фернау Хорн[8] выделяли монотонность речевой мелодии  как основной симптом заикания. А.С.Александровская[26], описывая просодические характеристики речи заикающихся, указывает, что большинство  из них говорят монотонно, мало эмоционально, для речи характерно обилие неуместных и необоснованных пауз, напряженный  невыразительный голос, нечеткость артикуляции в сочетании с  принужденной речевой позой. Л.З.Арутюнян (Андронова)[26] говорит о том, что  заикание, прежде всего, сказывается  на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, поскольку заикающийся стремится  передать необходимую информацию в  промежутке между судорогами. Кроме  того, постоянная тревога и волнение, связанные с речью, ожидание новой  судороги так же обусловливают неровность темпа речи заикающегося даже на протяжении одной фразы. Речевые судороги, прерывая речевой поток, искажают и ритмическую  сторону речи, нарушая синтагматическое и психологическое паузирование. Ученая пишет, что расстройства темпа  и ритма речи на фоне постоянного  эмоционального напряжения, страха речи ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т. д. Таким образом, заикающиеся  теряют способность к эмоциональной  окраске речи, изъясняются с помощью  застывших интонационных схем и  шаблонов.

Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство  интонаций, мимики и жестов. Иная картина  складывается при заикании. По мнению В.И.Селиверстова[26], «отсутствие стимула  и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной». Интонационную  обедненность, невыразительность речи заикающихся отмечают Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова. [5]

Недостаточное развитие корковой регуляции двигательной деятельности организма дошкольника сказывается  на темпе и ритме его речи. При  этом нередко возрастные особенности  сближаются с болезненными проявлениями, требующими, кроме логопедического, и врачебного вмешательства. Тогда  мы имеем дело с патологическими  особенностями речи.

Некоторые дети говорят так  быстро, что их трудно понять. Ускоренная речь чаще всего наблюдается у  детей нервных, порывистых, неуравновешенных. Если говорить о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата, то 75% этих детей находятся на учете  у невропатолога и имеют вышеуказанную  патологию. У этих детей наблюдается  неумеренно быстрый темп речи. Ребенок  может пропускать целые фразы, перепутать их, искажать или заменять другими. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Ускоренная речь представляет собой  почву для заикания.

Ритм речи представляет собой  соотношение чередования ударных  и безударных слогов и их сочетаний. Именно эти элементы существенно  нарушены при заикании, что влияет на реализацию не только эмоциональных, но и смысловых компонентов речи. В результате исследований Е.Ю.Рау, Е.С. Казбановой [33] различных видов  восприятия и воспроизведения как  речевых, так и неречевых темпоритмических характеристик выявлено, что все  показатели неречевого и речевого темпа  и ритма характеризуются специфической  дизритмией, отражающей дискоординацию процессов восприятия и воспроизведения  речевой и неречевой информации в целом. Это в свою очередь  осложняется двигательными нарушениями  у детей с дефектами опорно-двигательного  аппарата. На появление запинок влияет и ритмическая структура слова. Запинки главным образом возникают  на предударных и ударных слогах. Напротив, они практически не появляются на заударных слогах. Наиболее же часто  запинки возникают на первом слоге  слова или фразы.

Неречевое дыхание заикающихся  имеет свои особенности. Перед вступлением  в речь заикающиеся делают недостаточный  по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно- смыслового отрезка сообщения.

По данным исследований Л.И.Беляковой  и Е.А.Дьяковой [5] указывается, что  у заикающихся с невротической  формой речевой патологии характерно появление в речи физиологических  итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. У детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного  времени, чем в норме. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы. Темп речи часто ускорен, дети как  бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Голос достаточно модулирован.

Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи у заикающихся  остаются функционально незрелыми  на более длительный срок, чем в  норме.

У детей с неврозоподобной  формой заикания отличается от нормы  организация просодической стороны  речи: темп речи либо ускорен, либо резко  замедлен, голос мало модулирован.

У детей при обеих формах заикания отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность  речи, при произнесении фраз интонации  завершения часто отсутствуют

Отмечается своеобразие  процесса паузирования. Во-первых, как  у детей, так и у взрослых отмечено значительно меньшее количество пауз хезитации, чем в норме. Во-вторых, локализация пауз у заикающихся  иная, чем в норме. Большая часть  пауз у них располагается внутри слов. Напротив, между словами и  даже на границах законченных в смысловом  отношении фраз паузы часто отсутствуют, т.е. у заикающихся отмечается выраженная дефицитарность пауз, необходимых для  нормального речевого процесса. Для  их речи характерно наличие большого количества пауз, которые характеризуются  отсутствием акустического сигнала  и заполненных патологической судорожной активностью мышц речевого аппарата. Именно эти паузы часто прерываются  эмболами, нефонологическими вокальными образованиями, ложными началами и  повторами.

Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у  заикающихся крайне затруднено и  требует тщательной и длительной тренировки.

Таким образом, испытывая  дефицит вербального языка, заикающиеся  не пытаются его компенсировать, используя  несловесные формы общения.

У детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата, а особенно часто у детей  с ДЦП встречается такое нарушение  речи как алалия. В.А.Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей с  экспрессивной алалией, замечает, что, пытаясь компенсировать дефицит вербального языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, символические жесты и др.Таким образом, ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. При алалии страдают все стороны речи. Наблюдается отклонение в формировании слухового восприятия. При алалии с трудом формируется динамический артикуляционный стереотип – затруднено слияние звуков и слогов, что приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов. Ведущим является нарушение двигательного характера, оно и определяет речевое артикуляторное расстройство. При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи. Нарушение ритмической организации речи проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами, с равно и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарный характер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями мелодики, темпа и ритма речи.

Дети с сенсорной алалией  продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпа высказывания понимание  речи исчезает. Наблюдается замедленность  слухового восприятия. Дети пользуются для общения жестами мимикой, правильно реагируют на изменение  интонации, не понимая слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Как реакция на речевое окружение  у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоционально-интонационные  восклицания, прямо не связанные  с ситуацией, но свидетельствующие  о речевой активности. В данном случае явно просматривается коммуникативная  функция интонации, которая компенсирует недостаток речевых средств. Иногда при сенсорной алалии наблюдаются  эхолалии. Эхолалически произнесенное  слово или фраза не осмысляется  и не закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, искажения структуры слов.

Челадзе Е.А. выявил при анализе  интонационных типов высказываний (повествование, вопрос, побуждение), что  у детей страдающих алалией, определялось наличие интонационных типов  высказывания. Интонационный уровень  текстообразования не подвержен  каким-либо нарушениям и находится  в явной диспропорции с ярко выраженными  нарушениями языкового вербального  уровня. Чем грубее проявляются нарушения  языковой системы, в частности пропуск  членов предложения, тем чаще интонация  выступает как основное средство связи. Чем ниже уровень языкового  развития, тем чаще дети используют такие «низшие» средства связи, как  жесты и интонация.

Михайлова Е.А.[26] утверждает, что у детей с тяжелой степенью нарушения языковой системы процесс  текстообразования, как правило, протекает  с использованием звуковых невербальных форм речи (интонация, звукоподражание) и мимико-жестикуляторной речи, которые  используются для компенсации дефицита вербального языка.

Известно, что интонация  играет особую роль в процессе общения, определяя как смысловое содержание речи, так и отношение говорящего к содержанию. Следовательно, процесс  интонирования речи является неотъемлемой частью процесса общения людей друг с другом. Проведенное Михайличенко Л.А. [27] исследование интонационной  выразительности речи у детей  с нарушением речевой деятельности показало, что большинство проблем, с которыми они сталкиваются в  процессе общения, возникает в контексте  резко выраженных трудностей реализации ритмикоинтонационного оформления высказываний. Это обусловлено тем, что нарушение просодической (мелодикоинтонационной) организации речевого потока оказывает  негативное влияние как на развитие устной разговорной речи (адекватное восприятие и понимание речи, ее репродукция и продуцирование), так  и на усвоение письма и чтения, т.е. на овладение в дальнейшем письменной речью.

Вывод:

У детей с речевой патологией, по наблюдениям исследователей, выявляются следующие особенности просодической  стороны речи.

Одной из характерных особенностей устной речи детей с ДЦП является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо. Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона.

Распространенность нарушений  просодической стороны речи у  детей со стертой формой дизартрии  характеризуется определенными  особенностями, которые обусловлены  сложным взаимодействием речеслухового  и речедвигательного анализаторов у данной категории детей. Ученые выявили, что у детей с названной  патологией отмечаются следующие особенности:

·  использование меньшего диапазона частот,

·  владение ограниченными модуляциями голоса,

·  скандированность речи,

·  трудности изменения голоса по высоте.

·  простой, не осложненный обертонами, рисунок основного тона,

·  расстройства паузации,

·  наличие сильного, резкого мелодического «всплеска», резких подъемов частоты основного тона на ударных, а также безударных слогах.

У детей при заикании отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная  невыразительность речи, при произнесении фраз интонации завершения часто  отсутствуют. Отмечается своеобразие  процесса паузирования. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у  заикающихся крайне затруднено и  требует тщательной и длительной тренировки.

При алалии нарушение ритмической  организации речи проявляется в  замедленности речевого потока, в  послоговом произнесении слов с паузированием  между словами и слогами, с  равно и разноударностью. Речь носит  скандированный или фрагментарный  характер. Несформированность ритмической  структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями мелодики, темпа и  ритма речи.

Нарушение просодической (мелодикоинтонационной) организации речевого потока оказывает  негативное влияние как на развитие устной разговорной речи (адекватное восприятие и понимание речи, ее репродукция и продуцирование), так  и на усвоение письма и чтения, т.е. на овладение в дальнейшем письменной речью.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации  у детей с нарушениями речи

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею