Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

Нельзя не отметить, что  в начальный период развития речи интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают семантическую  смысловую нагрузку. При этом дитя еще не улавливает звукового состава  слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более  простые элементы слова.

Речевой слух начинает развиваться  рано. В 5-6 месяцев ребенок реагирует  на интонации, несколько позднее  – на ритм речи.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н.Х. Швачкин (38) отмечал, что в начальный  период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова  получают … смысловую нагрузку». Фонематический состав слова не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок  воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем  отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части  предложения.

Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением  речи вообще. Особенно доступна им выразительность  интонации. Еще не понимая ни одного слова, ребенок безошибочно различает в речи взрослого интонации ласки, одобрения, порицания, гнева.

Опыт свидетельствует, что  дети без усилий усваивают все  просодемы. Особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще в младенческом возрасте различают в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, и  т.д.) Многие дети перенимают просодемы  почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о  методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. В науке  о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения  и, следовательно, о просодемах, об участии  их в модулировании артикуляционных  органов.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности  и начинает сознательно пользоваться ими.

Артикуляторная программа  в онтогенезе формируется таким  образом, что безударные слоги в  процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок  овладевает постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет  своим голосом, с трудом меняет его  громкость, высоту. Только к концу  четвертого года жизни появляется шепотная речь.

Дети младшего возраста говорят  медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и  слов. Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения  беглой речью, особенно же при эмоциональных  состояниях. Чаще, чем у взрослых, у маленьких детей существует тенденция более короткие слова  произносить медленнее и наоборот, особенно в эмоциональной речи.

В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова. При синтезе  слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается. Нередко все слово  заменяется одним из его слогов, независимо от их количества, затем  присоединяется к нему второй по силе слог, часто - последний, и, наконец, вводится в слово более слабый слог. Таким  образом, физиологический закон  силы звуковых раздражителей определяет первоначальный ритм детской речи –  преобладание хорея (установлено Швачкиным[49]) Для сохранения правильной структуры  слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания.

У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень  развития слухового сосредоточения у детей старшего возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в  слове.

По мере развития навыков  владения артикуляционным аппаратом  создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи. У нормально  развивающихся детей не наблюдается  резких нарушений в ритме речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения ритма  речи у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства как результат недостаточного развития центральной нервной системы. Иногда неправильный ритм речи возникает в  результате подражаниям окружающим. Ребенок говорит то быстро, то резко  замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, даже слова; пропускает, недоговаривает из-за этого слоги  в слове, слова во фразе, меняет ударения. Это «своеобразие» ритма с  возрастом обычно исчезает.

В период становления монологической речи характерно появление пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с  поиском адекватной лексемы или  грамматической конструкции. Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или  словосочетаний – физиологические  итерации.

Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. В возрасте 3-х лет механизм речевого дыхания находится в  фазе начального становления. В этом возрасте ребенок может произносить  отдельные слова и фразы в  любую фазу дыхания, как во время  вдоха, так и во время выдоха, а  также в период паузы между  ними. Это может внешне выражаться в «захлебывании» речью. В5-6 лет в  норме формируется контекстная  речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В это время можно наблюдать  «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

При слушании дети воспроизводят  во внутренней речи не только слова, фразы  и предложения, но и интонацию  во всех ее компонентах, в том числе  мелодику.

Дети усваивают интонационные  рисунки предложений различных  конструкций только по подражанию. Разумеется, детям не нужно объяснять  особенности просодем, составляющих ту или иную законченную интонацию. Им просто предлагают послушать эту  интонацию и запомнить. Дети усваивают  ее бессознательно, вместе с лексическим  и грамматическим содержанием образцов. Усвоив образец, они перенесут его  интонацию на любое предложение  той же конструкции. В разных возрастных группах работа по усвоению законченной  интонации усложняется: в средней  группе дети работают над произнесением  простых предложений, сначала менее, а потом более распространенных. В возрасте шести лет переходят  к усвоению повествовательных и  вопросительных интонаций сложных  предложений.

Повествовательной интонацией дети овладевают спонтанно, без специального обучения. Еще не умея произносить  отдельные слова, малыш «умеет произносить» повествовательное предложение, т.е. его интонацию. Это происходит к  концу второго – началу третьего года жизни. К этому же времени  ребенок начинает задавать вопросы: « что это?», «кто это?». Значит и  вопросительная интонация доступна детям третьего года жизни. Но для  полного ее усвоения детей надо тренировать  в модуляции тона по высоте тона.

Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается  на основе хорошо развитого речевого слуха.

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов  речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому  вниманию, хотя основную смысловую  нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:

-по высоте в соответствии  с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый  тон и улыбаются на доброжелательный  и ласковый); 

-тембру (отличают по голосу  мать и других близких);

-правильно воспринимают  ритмический рисунок слова, т.е.  его акцентно-слоговую структуру  (особенности звукового строения  слова, зависящие от количества  слогов и места ударного слога)  в единстве с темпом речи.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т.е. способности  четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Интонационно невыразительная  речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного  речевого воспитания, различных нарушений  речи (например, дизартрии, ринолалии  и др.)

Вывод: Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. В начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают … смысловую  нагрузку». Фонематический состав слова  не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб  роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация  заменяют другие части предложения.

У детей дошкольного возраста наблюдаются следующие закономерности развития просодической стороны  речи:

·  Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно.

·   В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту.

·   Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью.

·   В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова.

·   У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения.

·   Дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию.

Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается  на основе хорошо развитого речевого слуха. Дети умеют узнавать изменения  голоса: по высоте, тембру, правильно  воспринимают ритмический рисунок  слова в единстве с темпом речи.

Многие дети перенимают просодемы  почти без обучения. В науке  о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения  и, следовательно, о просодемах, об участии  их в модулировании артикуляционных  органов.

У нормально развивающихся  детей не наблюдается резких нарушений  просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики  у дошкольника, все же у него наблюдаются  и его несовершенства, как результат  недостаточного развития центральной  нервной системы.

В патологических случаях  изложенные закономерности нарушаются.

1.3 Особенности просодической  стороны речи у детей дошкольного  возраста при патологии

Формирование правильной речи является важным звеном в системе  педагогической абилитации детей с  нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в  современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патологией является показателем успешности проводимых мероприятий. Многие авторы (Э.С. Калижнюк, А.В. Кроткова[17], И.Ю.Левченко и др.) [31] указывали на важность усвоения коммуникативных  умений для развития личности, овладения  им нормами социального поведения  и формирования его эмоционально-волевых  процессов. Особую роль в процессе общения  лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения. В.А. Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей  с нарушением речи, замечает, что, пытаясь  компенсировать дефицит вербального  языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, изобразительные, символические жесты, а также  и другие виды жестов – эмоциональные, ритмические, жесты – призывы.

Таким образом, ограничение  вербальных возможностей приводит к  компенсанаторно большему использованию  невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. А.М.Антипова [22] считает, что невербальные средства являются мощными факторами, которые  помогают коммуникации и выполняют  все функции вербальных средств. В литературе (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.) [31] неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные  средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс  коммуникации более информативным.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая  сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У  детей с речевой патологией данный вопрос приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции интонация  несет еще и компенсаторную нагрузку.

В последние годы в логопедической практике обнаруживается интерес к  использованию так называемых невербальных средств общения или форм коммуникации. В отечественной логопедии основное внимание традиционно уделялось  формированию и развитию обычной, преимущественно  устной, экспрессивной речи улиц с  разной речевой патологией. О развитии неартикулируемых средств общения  говорилось либо как о негативном явлении в контексте псевдокомпенсации, либо как о вспомогательном компоненте речевого общения. Особую роль играют невербальные средства в процессе общения  лиц с нарушением речи.

Неартикулируемые средства общения в логопедии можно  рассматривать в импрессивном и  экспрессивном плане как:

·  традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являются необходимой базой для их развития;

·  традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект произносимой речи;

·  традиционные или нетрадиционные основные средства коммуникации, полностью или частично замещающие произносимую речь;

Одним из неартикулируемых средств общения является интонационная  сторона речи. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, нежели формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.  

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею