Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография
Незаконченных интонаций шесть:
1.Интонация перечисления
(« И к царевне наливное, молодое,
золотое прямо яблоко летит
») Чтобы выполнить эту
2.Интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, - пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою».)
3.Интонация звательности
(« Чего тебе надобно, старче?»
4 .Интонация предупреждения, или интонация двоеточия («…Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»)
5.Интонация вводности (« Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку…»)
6.Интонация обособления
(«Но царевна молодая,
Все описанные фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо – громко, быстро – медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.
Законченная интонация оформляет предложение, т.е. законченную мысль. В основе законченной интонации лежит мелодия – восходящее движение тона к ударному слогу того слова, на которое падает логическое ударение, и нисходящее к концу предложения. В русском языке существуют две основные законченные интонации: повествовательная и вопросительная. Они различаются тем, насколько высоким тоном произносится «пик» предложения – ударный слог слова с логическим ударением. В повествовательном предложении на «пик» приходится менее высокая нота, чем в вопросительном.
В русской речи различают шесть основных видов незаконченной интонации. Ниже даны краткие описания этих интонаций.
Интонация перечисления. Смысловые
отрезки с интонацией перечисления
имеют место в простых
Интонация вводности. С интонацией
вводности произносятся вводные
слова и предложения, в некоторых
случаях – обращения. Эта интонация
характеризуется тем, что вводное
слово (предложение) произносится убыстренным
по сравнению с членами
Интонация обращения. Может быть двух типов. Обращение, стоящее в середине и конце предложения, может произноситься пониженным тоном, убыстренным темпом по сравнению с другими членами предложения, без логического ударения. Обращение, стоящее в начале, редко в конце предложения, может произноситься с усиленным логическим ударением и глубокой паузой, отделяющей его от членов предложения, - такая интонация называется звательной.
Интонация обособления состоит в том, что обособленные члены предложения отделяются от основной части предложения паузами (первая пауза меньше второй) и имеют собственное логическое ударение, на которое приходится повышение тона голоса.
Предупредительная интонация (или интонация двоеточия) состоит в том, что фраза делится на две части. Первая часть произносится сравнительно низким тоном почти на одной ноте, после чего делается глубокая пауза. Произнесение второй части начинается более высоким тоном, мелодика предложения соответствует его синтаксической конструкции. С интонацией предупреждения произносятся такие синтаксические конструкции:
- сложное бессоюзное
- предложения с однородными членами, которым предшествует обобщающее слово;
- предложения с прямой речью, в которых слова автора предшествуют прямой речи.
Интонация противопоставления. Эта интонация характерна:
- для бессоюзных сложных
предложений со смысловыми
- для сложносочиненного
предложения с противительными
союзами и союзом и со
- для простого предложения с пропущенным членом;
- для предложения с
составным именным сказуемым,
в котором пропущена
На письме интонация противопоставления обозначается тире. Ее приметы:
- деление фразы на две
части, между которыми очень
продолжительная пауза (
- резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой;
- вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.
Правильное восприятие и воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счет развития физического слуха, речевого слуха, а также слухового внимания.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.
Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:
· фонематический слух,
· звуковысотный слух,
· восприятие темпа речи и голоса,
· ритмический слух.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, интонацию.
Звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.
Восприятие темпа речи и громкости голоса – способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.
Ритмический слух – способность
слышать и правильно
Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, т.е. способности дифференцировать на слух звучание различных слов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность.
Воспроизведение речи невозможно
без правильного речевого дыхания.
Речевое дыхание – это
Исследователи детской речи
и практические работники отмечают
значение правильного произношения
звуков и владение средствами речевой
выразительности для
Вывод
Просодия, является наивысшим уровнем развития языка. Просодика является одним из видов невербальных средств общения. Основной составляющей просодии является интонация. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:
- мелодику – повышение
и понижение голоса при
- темп – ускорение
и замедление речи в
- ритм - равномерное чередование
ударных и безударных слогов (т.
е. следующих из качеств:
- фразовое и логическое
ударения – выделение паузами,
повышением голоса, большей напряженностью
и долготой произношения
- тембр речи (не смешивать
с тембром звука и тембром
голоса), – звуковая окраска,
- пауза – временная
остановка в речи. Логические
паузы придают законченность
отдельным мыслям. Психологические
– используются в качестве
средства эмоционального
- сила голоса – смена
громкости звучания речи в
зависимости от содержания
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.
Восприятию интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.), интонационную выразительность.
Интонационной выразительности,
сохранению плавности речи, поддержанию
соответствующей громкости
У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства, как результат недостаточного развития центральной нервной системы.
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов.
Устная речь предполагает
наличие голоса, и уже вскоре после
рождения крик приобретает различную
обертональную окраску в
К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции – гуление. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Если в моменты эмоционального общения ребенка со взрослым мимика и интонация последнего радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия).
Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни
начинается следующий этап предречевого
развития ребенка – лепет. В этот
период лепетных звуков появляется признак
локализованности и структурация слога.
Голосовой поток, характерный для
гуления, начинает распадаться на слоги.
Постепенно формируется
В лепет понемногу начинают проникать слова, интонации, и ритм речи взрослых, не выходя, однако, из рамок эхолалии.
Со второго полугодия
первого года жизни возникает
общение на основе понимания ребенком
интонации голоса, мимики, жестов, движений
и действий взрослого. В попытках
вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев
жизни уже воспроизводят
Этап первичного усвоения языка охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этом этапе совершенствуется слуховое восприятие, появляются первые элементы восприятия ритма. Большую роль в целях коммуникации на этом этапе играют мимика, жест и особенно интонация; начинает развиваться интонация просьбы.