Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

Исследования по изучению особенностей просодической стороны  речи проводились в МДОУ №12 компенсирующего  вида для детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата.

Основные направления  работы МДОУ №12:

- охрана, укрепление физического  и психического здоровья детей;

- предельно возможное  восстановление нарушенных функций  опорно- двигательного аппарата;

- создание условий, обеспечивающих  эмоциональное благополучие каждого  ребенка;

- формирование общих способностей  и целостной личности каждого  ребенка.

Дошкольное учреждение посещают дети с 1.5 до 7 лет со следующими диагнозами:

·  деформация позвоночника и шеи,

·  сколиозы 1 и 2 степени,

·  кривошея,

·  травма позвоночника,

·  деформация нижних конечностей,

·  врожденный вывих тазобедренных суставов,

·  дисплазия,

·  косолапость,

·  приведенные, уплощенные плоско- вальгусные стопы,

·  детский церебральный паралич.

Целью воспитания и образования  в ДОУ компенсирующего вида является максимальное всестороннее развитие ребенка  в соответствии с его возможностями.

Работа по реабилитации, воспитанию и обучению в ДОУ является комплексной и основывается на знании лечебной педагогики.

Лечебная педагогика –  это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных  отклонений в развитии, нервно-психических  и соматических нарушений.

Дошкольное учреждение является одновременно лечебным и воспитательно-образовательным, где отработан медико-педагогический процесс, согласованность действий медицинского и педагогического  персонала, отлажено выполнение ортопедического  режима. Под ортопедическим режимом  подразумевается комплекс мероприятий  реабилитационно-восстановительного лечения, который включает в себя:

·  организацию общего и индивидуального режима,

·  полноценное питание,

·  медикаментозное лечение, лечебную гимнастику,

·  лечебное плавание,

·  массаж, физиотерапию,

·  ортопедические мероприятия,

·  стимуляцию двигательного, психического и речевого развития.

Дети, имеющие функциональные нарушения костно-мышечной системы, нуждаются в строгой индивидуализации режима, физических нагрузок и двигательной активности. От организации правильного  индивидуального ортопедического  режима зависит успех всей лечебно  – педагогической, коррекционной  работы, обеспечивающей оптимальное  физическое, психическое и речевое  развитие ребенка.

Дети, страдающие заболеваниями  опорно – двигательного аппарата, как правило, имеют ограничения  в выполнении определенных движений. Кроме основного – ортопедического  диагноза, некоторые дети имеют и  сопутствующие заболевания, что  оказывает влияние на индивидуальное развитие ребенка. Но, несмотря на наличие  специфических трудностей развития детей с различными ортопедическими  диагнозами и осложняющими заболеваниями, у них выявляются и некоторые  общие проблемы нервно- психического развития, в том числе речевые  нарушения.

Формирование правильной речи является важным звеном в системе  педагогической абилитации детей с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

Двигательные нарушения  органического характера, такие  как ДЦП, парезы, ограничивают движения детей, а зачастую лишают возможности  самостоятельно передвигаться без поддержки взрослого. Ограничение движений, поля зрения обедняет восприятие окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, всех психических процессов, познавательной деятельности, нарушение речи, в том числе и нарушение интонационной стороны речи. В отечественной литературе вопрос взаимодействия двигательной и речевой функции хотя и имеет большое значение, но в настоящее время детально не изучен и научно не подтвержден.

Т.о., при детском церебральном параличе начальный этап речевого развития задержан. У ребенка с трудом формируется  связь между словом, предметом  и простейшим действием. Задерживается  развитие восприятия и воспроизведения  ритма. Не развивается интонационная  сторона речи.

Двигательные нарушения  функционального характера, такие  как осанки, сколиозы, деформации стоп не мешают свободному передвижению детей, но имеют определенные ограничения  различных видов движений для  каждого вида заболевания. Многие дети моторно неловки, плохо ориентируются  в пространстве, для них характерна быстрая утомляемость. Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения детей с разными  диагнозами, у них выявляются и  некоторые общие трудности и  закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это, прежде всего, низкая умственная работоспособность, недостаточность  моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений. Кроме  двигательных, у детей наблюдаются  и речевые нарушения.

Актуальным становится вопрос: «Существует ли прямая зависимость  между развитием двигательной и  речевой функциями?». Отечественная  литература (авторы М.М.Кольцова, М.Н.Руднева, Л.В.Фомина[51]) указывает на то, «что процесс формирования моторной речи зависит от участия двигательной сферы в целом, тем более, что  невропатология располагает обширным фактическим материалом, показывающим связь функции речи и двигательного  анализатора». Вопрос взаимодействия двигательной и речевой функции  хотя и имеет большое значение, но в настоящее время детально не изучен. Можно предположить, что  речевая патология у детей  с нарушением опорно-двигательного  аппарата выступает как вторичное  нарушение.

В исследованиях Л.В.Фоминой  и М.М.Кольцовой[51] найдены средства стимуляции развития речи детей и  сделан вывод, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а вот  с уровнем развития общей моторики он совпадает не всегда.

Однако, практика показывает, что у детей, имеющих заболевания  опорно-двигательного аппарата, и, как  следствие, ограничения двигательной функции, уровень речевых нарушений  очень высокий.

По средним статистическим данным МДОУ №12 за период с 2000 – 2005 г.г., из общего количества детей раннего  возраста, поступающих в ДОУ компенсирующего  вида, около 85% имеют задержку речевого развития. На момент начала работы с  логопедом (3-5 лет) – 99% детей имеют  нарушения звукопроизношения. При  обследовании речи у детей с нарушением ОДА в МДОУ №12 выявлены следующие  нарушения речи: ФФН, ОНР, дизартрия, моторная алалия, заикание. 

Особо следует выделить группу детей с ДЦП и связанные  с этим заболеванием нарушения речи. Английский специалист Виола Кардвел [30] отмечает, что у 73% детей с ДЦП  речевые расстройства возникают  вследствие нарушений слуха, зрения, движений, интеллекта и ограничения  речевой практики.

У дошкольников с церебральным параличом могут встречаться  любые нарушения речи, известные  в логопедии. Формы речевых нарушений  у детей с церебральным параличом  многообразны. Целесообразно выделить следующие формы речевых нарушений  у этих детей: дизартрия, алалия, вторичная  задержка речевого развития – нарушение  темпа развития речи в связи с  тяжелой двигательной недостаточностью; общее недоразвитие речи; заикание; нарушения письменной речи. Речевые  нарушения у детей с церебральным параличом редко встречаются  в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии  – дизартрия может сочетаться с любой из представленных выше форм речевой патологии. В то же время  есть ряд речевых расстройств, которые  также как и ДЦП, обусловлены  органическим поражением центральной  нервной системы и поэтому  встречается особенно часто у  этой категории детей. К таким  нарушениям речи относятся дизартрия  и алалия, которые представлены разными  формами и выражены по-разному. Для  дошкольников с ДЦП характерно отставание в развитии всех компонентов языка. Отмечается, что выраженные нарушения  звукопроизношения, малый словарный  запас ограничивают устную речевую  практику детей, препятствуют развитию наблюдений над различными явлениями языка и в итоге неблагоприятно сказываются на развитии всех сторон речи, в том числе и интонационной выразительности. Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова [20] отмечают, что одной из характерных особенностей устной речи детей сДЦП является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо.

Исследователи речи у детей  с ДЦП (Е.Н.Винарская, Е.М.Мастюкова, [24,25], И.И.Панченко, Л.А.Данилова, О.В.Правдина)[31] выявили следующие особенности  интонационной стороны речи. Нарушение  корковой регуляции голосовой функции  проявляется в недостаточной  модулированности голоса, сужении его  диапазона. Наблюдается громкое  начало речевого потока в связи с  усиленным выдохом, затухание голоса, связанное с ослаблением воздушной  струи, наличие хлюпающих призвуков  и носовой оттенок голоса. У  детей с дизартрией при церебральном параличе нарушаются уже базовые  компоненты речевой коммуникации: такие  как дыхание, голос, интонация. Это  препятствует овладению навыками полноценной  коммуникативной деятельности (Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Е.М.Мастюкова[24,25], И.И.Панченко, О.Г.Приходько, К.А.Семенова, Г.В.Чиркина, М.Б.Эйдинова и др.).[31]

В настоящее время, в научно- методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния  дыхания и голоса при дизартрии  и влияния их нарушения на развитие коммуникативной деятельности у  дошкольников с церебральным параличом. Однако работа в этом направлении  ведется.

В. Т. Сорокина в своем  исследовании поставила следующую  цель: выявить особенности мелодико-интонационной  стороны речи как операционно-технического средства коммуникации у дошкольников с церебральным параличом. По данным исследования, большинство детей (77-93%), адекватно воспринимали мелодику интонации, но испытывали трудности при ее воспроизведении. Для остальных (6-7%) адекватное понимание  интонационных конструкций и  правильное их повторение было недоступно.

У детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата довольно часто встречается  дизартрия, причем не только при ДЦП, но и с другими ортопедическими  диагнозами (плоско-вальгусная установка  стоп, дисплазия тазобедренного сустава  и т.д.)

Среди характерных проявлений просодических нарушений в речи детей со стертой дизартрией выделяются расстройства интонационного оформления высказывания. В исследованиях Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой[21], О.А.Токаревой, Р.И.Мартыновой, Г.В.Гуровец, С.И.Маевской, [17] посвященных  состоянию речи при стертой форме  дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев  сопровождающаяся назализацией, различные  фонационные и просодические  расстройства. Фонетическая сторона  речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения  и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом  взаимодействуют, определяя как  смысловое содержание, так и отношение  говорящего к содержанию. У детей  со стертой формой дизартрии нарушения  просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок  речи. Анализ экспериментальных данных показал, что характеристика просодической  стороны речи у детей со стертой  формой дизартрии не совпадает с  характеристикой просодики у  дошкольников в целом. Распространенность нарушений просодической стороны  речи у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными  особенностями, которые обусловлены  сложным взаимодействием речеслухового  и речедвигательного анализаторов у данной категории детей.

У детей с указанным  дефектом имеются нарушения интонационной  выразительности речи, процессов  восприятия и воспроизведения интонационных  структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Восприятие и самостоятельное  воспроизведение интонационной  структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности  у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс  их самостоятельной реализации. Это  свидетельствует о том, что у  детей со стертой формой дизартрии имеется недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная нечеткая речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению дефектов воспроизведения интонации в речи. Проблема особенностей восприятия речи у данной категории детей остается недостаточно изученной.

Проблемой нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками  со стертой формой дизартрии занимались Л.В.Лопатина, Л.А. Позднякова[22]. Они  провели экспериментально-фонетическое исследование интонационного оформления высказывания и выявили характерные  особенности оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных  предложений. Анализ интограмм предложений  свидетельствует о качественных различиях оформления таких высказываний детьми со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием. Ученые выявили, что у детей с названной  патологией отмечаются следующие особенности:

·  использование меньшего диапазона частот,

·  владение ограниченными модуляциями голоса,

·  скандированность речи,

·  трудности изменения голоса по высоте.

·  простой, не осложненный обертонами, рисунок основного тона,

·  расстройства паузации,

·  наличие сильного, резкого мелодического «всплеска», резких подъемов частоты основного тона на ударных, а также безударных слогах.

Полученные данные могут  способствовать не только дифференциальной диагностике, но и более эффективной  ее коррекции. 

По данным статистики (по МДОУ №12) за последние годы увеличивается  количество детей с заиканием  у детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата. В рамках данной работы мы будем говорить об особенностях интонационной  стороны речи при заикании у данной категории детей.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею