Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

Например: Аоуи?Аоуи! Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи? Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!

Данный навык переносится  на слитное произнесение коротких синтагм. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет  лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности — плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершенности сопровождается плавным движением руки вниз. Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.

Закрепление и различение различной интонации проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев. Работа строится следующим  образом: - Произнесение фразы с интонацией вопроса, удивления, сообщения. Папа пришел с работы.(!)(?) - Ответить на данную фразу-вопрос согласием, несогласием, переспросом. – Передать во фразе интонацию  перечисления. – Прочитать реплики  литературных персонажей, передавая  интонацией эмоциональное состояние  героев, используя мимику и жесты.

3.5 Работа над речевой  паузой в тексте, предложении.

На уровне синтагмы начинается работа по обучению выделения значимого  слова. Оно должно быть выделено силой  голоса, или так называемым логическим ударением. Выделение синтагмы, как  единого интонационно-смыслового образования  связано с обучением процессу паузирования. Для устной речи так  же, как и для чтения вслух характерны лингвистические паузы, которые  разделяют между собой синтагмы и связаны с тем или иным видом интонации. При обучении детей  интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или  иное интонационное оформление синтагмы маркировалось паузой. Таким образом, формируется навык посинтагматического  произнесения фраз. Речевая пауза  – это остановка, которая делит  звуковой поток на отдельные части, где звуки следуют один за другим непрерывно. Работу над процессом  паузирования хорошо начинать на материале  стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Затем  используются фразы диалогической  речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию. Затем проводится работа над интонационным  членением текста. Для детей дошкольного  возраста следует проводить эту  работу на материале стихотворных текстов  с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз. Интонационное членение тесно связано  с ритмом моторной реализации высказывания, т.е. по существу оно является ритмоинтонационным членением. Предлагаются следующие  упражнения: - логопед выразительно читает фразу, меняя местоположение паузы:

Леша встал быстро, умылся, / оделся и пошел в детский сад. Леша встал, / быстро умылся, / оделся и  пошел в детский сад. Дети объясняют  смысловое различие фраз.

- логопед читает фразы.  Дети слушают и указывают, между  какими словами наблюдалась пауза.  Затем детям предлагается самим  прочитать фразы (пословицы), соблюдая  необходимые паузы. В дальнейшем  задание усложняется: пословицы  читают с соблюдением необходимых  пауз и логических ударений. (Один  в поле / не воин).

- Для умеющих читать  детей предлагаются карточки  с написанными фразами. Дети  внимательно читают, выделяют карандашом  слова, на которых нужно сделать  логическое ударение, и обозначают  места. Где нужно сделать паузы.  Затем они выразительно читают  текст, объясняя его смысл.

3.6 Работа над правильной  постановкой логических ударений.

Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы  предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в  зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Эту мысль важно  объяснить детям на практике.

Детям предлагаются следующие  упражнения:

·  На доске или на карточке написаны предложения (Для тех, кто не умеет читать, предлагаются схемы-картинки, составляющие текст предложения)

Дети идут в кино. Дети идут в кино. Дети идут в кино.

Логопед читает предложения, выделяя голосом указанное слово. Дети объясняют смысл предложений. Затем произносят предложения самостоятельно. (Сопряжено, отраженно, самостоятельно).

·  Задание можно видоизменить. На доске написано предложение.

Скоро наступит жаркое лето.

Логопед предлагает ответить на вопросы: «Когда наступит жаркое лето?», «Какое лето скоро наступит?».

Логопед обращает внимание на то, что смысл предложений меняется из-за усиления громкости и протяжности  голоса.

·  Логопед читает предложения. Дети слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение.

·  Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение.

·  Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение то на одном, то на другом слове, объясняя смысл сказанного.

Коррекционная работа над  постановкой логического ударения тесно связана с работой над  паузой, речевым дыханием, голосом, формированием интонационной выразительности. Поэтому формирование просодических  компонентов речи может проводиться  на любом из этапов коррекционной  работы.

4 этап

Автоматизация навыка интонационной  выразительности речи.

Работу по развитию выразительной, эмоциональной, содержательной речи необходимо проводить не только на занятиях по развитию речи, но и вне их, используя  все виды деятельности дошкольников для закрепления и дальнейшего  развития навыков и умений, полученных детьми на специально организованных занятиях.

Для автоматизации навыка интонационной выразительности  речи рекомендуется использовать следующие  виды деятельности.

Инсценировки.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных  играх-драматизациях. В этих играх  отрабатывается навык правильной выразительной  речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в  программу праздничного или заключительного  концерта, где дети получают возможность  выступать в более сложных  условиях.

Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать  их актерскому мастерству. Важно создать  на занятиях ненапряженную, радостную  обстановку, которая будет располагать  детей к творческой игре и свободной  речи. Участие в инсценировках  дает возможность перевоплощаться  в различные образы и побуждает  говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии  зрителей. Это вызывает у детей  определенную ответственность, желание  лучше сыграть свою роль, четко  говорить.

Инсценировки можно осуществить  по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед  передает текст (если он не велик) в  лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом  повторяют только слова действующих  лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера  присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает  детей на творческий лад.

Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски  персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые  детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы логопед просит каждого  ребенка рассказать о том, как  он изготовляет ту или иную поделку.

Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая  речевая нагрузка возможна для детей  в определенный период логопедической работы. Важно дать ребенку возможность  выступить наравне с другими  хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься  от речевого дефекта, обрести веру в  себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого  зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными  ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

В группе, которую посещает ребенок, должен находиться центр театрализованной деятельности для самостоятельной  реализации ребенком интонационно окрашенных речевых высказываний.

Куклы-бибабо.

Активная речь ребенка  во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности  и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.

Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится  к собственной речи. Игрушка полностью  подчинена воле ребенка и в  то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять интонационные  недостатки, так как замечание  делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи  его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет  темп. Такое опосредованное обращение  побуждает детей говорить правильно.

Сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети уточняют свои представления  о действительности, заново переживают события, о которых слышали или  в которых участвовали или  были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью  и непосредственностью, изображая  мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.

Подвижные, народные, хороводные игры с сюжетным содержанием также  способствуют интонационной выразительности  речи.

Логопедическая ритмика.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями  логоритмикой. Занятия включают в  себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под  музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность  детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств  интонирования речи.

Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании  с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.

Музыкальное сопровождение  всегда положительно влияет на его  эмоциональное состояние и имеет  серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и  речевой моторики.

Формы музыкально-ритмических  упражнений могут быть разнообразны:

- отстукивание определенного  такта, изменение темпа, характера  или просто направления движения  в зависимости от темпа или  характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в  сопровождении соответствующих  движений, танцы и пляски, речевые  игры и т.д. На этих занятиях  используются в основном игровые  приемы, которые вызывают большой  интерес у детей и активизируют  их.

- музыкальные сказки; - танцевальные  упражнения и музыкально-ритмические  игры; - ритм-блоки; - комплексы ритмической  гимнастики; - двигательно-ритмические  задачки.

музыкальные сказки - сюжетные занятия длительностью 15 - 20 минут, двигательное содержание которых составляют основные виды движений, объединённые сказочным  сюжетом с участием любимых персонажей, выполняемые под музыку;

танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры -разновидности  подвижных игр и игровых заданий  с музыкально-ритмической доминантой;

ритм-блоки - мини-комплексы  общеразвивающих упражнений с выраженной ритмической доминантой, выполняемые  с музыкальным сопровождением в  течении 5-7 минут в основной части  занятия;

комплексы ритмической гимнастики - система мини-комплексов музыкально-ритмических  упражнений общеразвивающей и танцевальной направленности, объединенных в занятии, продолжительностью до25-30 минут, соединенных  сюжетной линией;

двигательно-ритмические  задачки - упражнения, целенаправленно  развивающие в игровой форме  способность к восприятию, дифференцировке  и воспроизведению ритмической  структуры двигательных действий.

Произнесение скороговорок с разной интонацией.

Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.п.).

Вывод: Целенаправленная работа по развитию просодической стороны  речи, проводимая по предложенной выше системе, окажет положительное влияние  на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов  просодики будет способствовать формированию просодической стороны  речи. Кроме того, предполагается совершенствование  и развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия, накопление эмоционально-нравственного  опыта. Дети становятся более активными  и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной  функции речи.

Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею