Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография
Заключение
правильный речь просодический нарушение
Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к вам. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.
У детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата нарушаются уже базовые
компоненты речевой коммуникации, такие
как дыхание, голос, интонация, что
препятствует овладению навыками полноценной
коммуникативной деятельности. Материалы
исследования позволили сделать
вывод, что у детей с данной
патологией наблюдается нарушение
просодической стороны речи. Это
подтверждает данные исследований ученых,
а также выдвинутую нами гипотезу
о нарушении просодической
В настоящее время отдельной методики работы по формированию интонации не существует, поэтому в коррекционной работе можно использовать приемы, предложенные Лопатиной А.В., Сорокиной В.Т., Смирновой И.А., Емельяновой Л.Ф. и др.
Целенаправленная работа по развитию просодической стороны речи, проводимая по предложенной выше системе, окажет положительное влияние на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов просодики будет способствовать формированию просодической стороны речи. Кроме того, предполагается совершенствование и развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия, накопление эмоционально-нравственного опыта. Дети становятся более активными и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной функции речи.
Библиография
1. Андронова Л. З. «Коррекция
интонационной стороны речи
2.Артемов В.А. «Метод
структурно-функционального
3. Бабина Г.В., Идес Р.Е.
«Лингвистические и
4. Белова – Давид Р.А.
«Нарушение речи у
5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.,2003 г.
6. Бородич А. М. «Методика развития речи детей: Учебное пособие. – М., 1981 г.
7. Брызгунова Е. А. «Звуки и интонация русской речи» - М., 1972 г.
8. Борисова Е.А. « Развитие
мимической и интонационной
9. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003 г.
10. Горбушина Л. А., Николаичева
А. П. «Выразительное чтение
и рассказывание детям
11.Дмитриева Е. Д. «Методика родного языка. Выразительное чтение: Учебное пособие. – М., 1968 г.
12. Емельянова Л.Ф. «Формирование
интонационной стороны речи у
учащихся с речевой патологией»
13. Жинкин Н. И. «Механизмы речи» - М., 1958 г.
14. Карпинская Н. С. «
15. Копачевская Л. А., Лаврова
Е. В. «Формирование
16. Коррекционная педагогика.
Учебное пособие под ред. Б.П.
17. Кроткова А.В. «Коррекционно-
18. Кубасова О.В. «Как
помочь ребенку стать
19. Лопатина Л. В. «
20. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой – М., 2004 г.
21..Лопатина Л.В., Серебрякова
Н.В. «Логопедическая работа в
группах дошкольников со
22.Лопатина Л.В., Позднякова
Л.А. «Нарушения
23. Максаков А.И. «Воспитание
звуковой культуры речи
24. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. «Нарушение речи у детей с церебральным параличом». М. Просвещение 1985 г.
25. Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика». М. «Гум. изд. ц. ВЛАДОС». 1997.
26. Михайлова Е.А. « О
роли и специфике невербальных
средств в процессе
27. Михайличенко Л.А. «Развитие
интонационной выразительности
речи у детей с нарушением
речевой деятельности».
28. «Нарушения голоса и
звуко-произносительной
29. Найденов Б.С. «
30. Оганесян Е. В., Рахмилевич
А. Р. «Особенности
31. Путкова Н.М. «Формирование
вопросительных высказываний у
детей старшего дошкольного
32. « Развитие речи детей
дошкольного возраста».
33. Рау Е.Ю., Казбанова Е.С.
«Нарушение темпо-ритмической
34. Смирнова И.А. «Логопедическая
диагностика, коррекция и
35. Смирнова И.А. «Специальное
образование дошкольников с
36. Сорокина В.Т. «Исследование
особенностей мелодико-
37.Соловьева О.И. «Методика
развития речи и обучения
38. Тугова Н. А. «Развитие выразительности речи у детей с речевыми нарушениями» // ж. «Дефектология», 1995 г., №2.
39. Ушакова О. С., Струнина
Е. М. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: Учебно-методическое
пособие для воспитателей
40. Федоренко Л. П., Фомичева
Г. А., Лотарев В. К. «Методика
развития речи детей
41. Фомичева М. Ф. «Воспитание
у детей правильного
42.Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.
43.Хватцев М.Е. «Как
предупредить и устранить
44. Хватцев М.Е. «Предупреждение и устранение недостатков речи»
Дельта + Каро С.-Петербург 2004.
45. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие в 2 т. Т. 1/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М., 1997 г.
46. Хрестоматия по теории
и методике развития речи
47. Челадзе Е.А. «Особенности
использования детьми с
48. Шашкина Г. Р.. Зернова
Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая
работа с дошкольниками:
49. Швачкин Н. Х. «Развитие
речевых форм младших
50. Шишкова М.И. «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении». / ж-л «Логопед» №1, 2006 г.
51. Шомникова Л.В., Третьякова
Н.Г., Чистякова Г.Ю. «Система