Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.
2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.
3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.
4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1.1 Понятие просодической стороны речи
1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования
2.2 Методическое содержание экспериментального исследования
2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.
3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.docx

— 132.13 Кб (Скачать)

 

Заключение

правильный речь просодический  нарушение

Интонация живой речи выполняет  важную роль в общении: она позволяет  нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно  понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства  и отношение к вам. Благодаря  интонации мысль приобретает  законченный характер. Мелодико-интонационные  средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс  коммуникации более информативным.

В логопедии развитию интонационной  стороны речи пока уделено значительно  меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности  развития интонации при патологии  речи необходимо изучать, так как  она не только теснейшим образом  связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

У детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата нарушаются уже базовые  компоненты речевой коммуникации, такие  как дыхание, голос, интонация, что  препятствует овладению навыками полноценной  коммуникативной деятельности. Материалы  исследования позволили сделать  вывод, что у детей с данной патологией наблюдается нарушение  просодической стороны речи. Это  подтверждает данные исследований ученых, а также выдвинутую нами гипотезу о нарушении просодической стороны  речи у детей с НОДА, имеющих  речевые нарушения. На основе полученных данных строится программа комплексного коррекционно-логопедического воздействия  по формированию, как восприятия, так  и воспроизведения интонации  с учетом ведущего дефекта. Следовательно, у детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата формирование просодической  стороны речи должно быть включено в общее коррекционно-логопедическое воздействие по развитию речи.

В настоящее время отдельной  методики работы по формированию интонации  не существует, поэтому в коррекционной  работе можно использовать приемы, предложенные Лопатиной А.В., Сорокиной  В.Т., Смирновой И.А., Емельяновой  Л.Ф. и др.

Целенаправленная работа по развитию просодической стороны  речи, проводимая по предложенной выше системе, окажет положительное влияние  на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов  просодики будет способствовать формированию просодической стороны  речи. Кроме того, предполагается совершенствование  и развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия, накопление эмоционально-нравственного  опыта. Дети становятся более активными  и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной  функции речи.

 

Библиография

1. Андронова Л. З. «Коррекция  интонационной стороны речи при  заикании» // ж. «Дефектология», 1988 г., №6.

2.Артемов В.А. «Метод  структурно-функционального изучения  речевой интонации». – М., 1974 г.

3. Бабина Г.В., Идес Р.Е.  «Лингвистические и психолингвистические  аспекты организации работы над  произносительной стороной речи  у детей с дизартрией»./ М., 1989 г.

4. Белова – Давид Р.А.  «Нарушение речи у дошкольников».  Изд-во «Просвещение» Москва 1972

5. Белякова Л. И., Дьякова  Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник  для студ. высш. пед. учеб. Заведений.  – М.,2003 г.

6. Бородич А. М. «Методика  развития речи детей: Учебное  пособие. – М., 1981 г.

7. Брызгунова Е. А. «Звуки  и интонация русской речи»  - М., 1972 г.

8. Борисова Е.А. « Развитие  мимической и интонационной выразительности  речи у заикающихся дошкольников». // ж. «Логопед» № 1/ 2005 г.

9. Волкова Г. А. «Логопедическая  ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003 г.

10. Горбушина Л. А., Николаичева  А. П. «Выразительное чтение  и рассказывание детям дошкольного  возраста: Учебное пособие. –  М., просвещение 1978 г.

11.Дмитриева Е. Д. «Методика  родного языка. Выразительное  чтение: Учебное пособие. – М., 1968 г.

12. Емельянова Л.Ф. «Формирование  интонационной стороны речи у  учащихся с речевой патологией». / ж-л «Школьный логопед» 2 (2), 2004 г.

13. Жинкин Н. И. «Механизмы  речи» - М., 1958 г.

14. Карпинская Н. С. «Художественное  слово в воспитании детей». –  М., 1972 г.

15. Копачевская Л. А., Лаврова  Е. В. «Формирование интонационной  выразительности у детей с  речевыми нарушениями». Библиотека  педагога-практика. Ребенок. Ранее  выявление отклонений в развитии  речи и их преодоление / Под  ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., Воронеж, 2003 г.

16. Коррекционная педагогика. Учебное пособие под ред. Б.П.Пузанова. Москва. Академия. 1999 г.

17. Кроткова А.В. «Коррекционно-педагогическая  работа по формированию межличностных  процессов у дошкольников с  церебральным параличом»./ М. 1998 г.

18. Кубасова О.В. «Как  помочь ребенку стать читателем». М., 2004 г

19. Лопатина Л. В. «Логопедическая  работа с детьми дошкольного  возраста с минимальными дизартрическими  расстройствами: Учебное пособие/  Под ред. Е. А. Логиновой –  СПб., 2005 г.

20. Логопедия: Учебник  / Под ред. Л. С. Волковой –  М., 2004 г. 

21..Лопатина Л.В., Серебрякова  Н.В. «Логопедическая работа в  группах дошкольников со стертой  формой дизартрии». С.-Петербург  «Образование» 1994 г.

22.Лопатина Л.В., Позднякова  Л.А. «Нарушения интонационного  оформления высказывания дошкольниками  со стертой дизартрией». //ж. «Логопедия»  №1(3) 2004

23. Максаков А.И. «Воспитание  звуковой культуры речи дошкольников».  Изд. Мозаика- Синтез Москва 2005 г.

24. Мастюкова Е.М., Ипполитова  М.В. «Нарушение речи у детей  с церебральным параличом». М.  Просвещение 1985 г.

25. Мастюкова Е.М. «Лечебная  педагогика». М. «Гум. изд. ц.  ВЛАДОС». 1997.

26. Михайлова Е.А. « О  роли и специфике невербальных  средств в процессе коммуникации  заикающихся». /ж. «Логопед в детском  саду» № 2/ 2005 г.

27. Михайличенко Л.А. «Развитие  интонационной выразительности  речи у детей с нарушением  речевой деятельности». Ставрополь.2000 г.

28. «Нарушения голоса и  звуко-произносительной стороны  речи». Пособие для логопедов  и студентов дефектологических  факультетов педагогических вузов  под ред.Л.С.Волковой.

29. Найденов Б.С. «Выразительность  речи и чтения». Москва. Просвещение. 1969г.

30. Оганесян Е. В., Рахмилевич  А. Р. «Особенности интонационной  стороны речи и функциональных  состояний внутренних мышц гортани  при фонации» // ж. «Дефектология», 1987 г., № 6.

31. Путкова Н.М. «Формирование  вопросительных высказываний у  детей старшего дошкольного возраста  с ОНР». /ж. «Логопед» №1 2005 г.

32. « Развитие речи детей  дошкольного возраста». Пособие  для воспитателя детского сада  под ред. Ф.А.Сохина. Москва «Просвещение»  1979 г.

33. Рау Е.Ю., Казбанова Е.С.  «Нарушение темпо-ритмической организации  речи дошкольников и младших  школьников как фактор риска  появления заикания». // ж. «Логопед»  № 6 2004 г.

34. Смирнова И.А. «Логопедическая  диагностика, коррекция и профилактика  нарушений речи у дошкольников  с ДЦП». Санкт-Петербург «Детство  – пресс» 2004.

35. Смирнова И.А. «Специальное  образование дошкольников с ДЦП». Изд-во «Детство – пресс», С.- Петербург.

36. Сорокина В.Т. «Исследование  особенностей мелодико-интонационной  стороны речи у дошкольников  с церебральным параличом». // ж.  «Логопедия», 1(7) 2005 г.

37.Соловьева О.И. «Методика  развития речи и обучения родному  языку в д/с». Москва 1970

38. Тугова Н. А. «Развитие  выразительности речи у детей  с речевыми нарушениями» // ж. «Дефектология», 1995 г., №2.

39. Ушакова О. С., Струнина  Е. М. Методика развития речи  детей дошкольного возраста: Учебно-методическое  пособие для воспитателей дошкольных  образовательных учреждений. – М., 2003 г.

40. Федоренко Л. П., Фомичева  Г. А., Лотарев В. К. «Методика  развития речи детей дошкольного  возраста. Пособие. – М., 1977 г.

41. Фомичева М. Ф. «Воспитание  у детей правильного произношения»  М. «Просвещение» 1989 г.

42.Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.

43.Хватцев М.Е. «Как  предупредить и устранить недостатки  голоса и речи у детей». - М., 1962 г.

44. Хватцев М.Е. «Предупреждение  и устранение недостатков речи»  

Дельта + Каро С.-Петербург 2004.

45. Хрестоматия по логопедии:  Учебное пособие в 2 т. Т. 1/ Под  ред. Л. С. Волковой и В.  И. Селиверстова. – М., 1997 г.

46. Хрестоматия по теории  и методике развития речи детей  дошк. возраста: Учебное пособие  / Сост. М. М. Алексеева, В. И.  Яшина. – М., 1999 г.

47. Челадзе Е.А. «Особенности  использования детьми с алалией  невербальных компонентов речи  в процессе текстообразования»./ж.  «Логопед в д/с» № 2 2005 г.

48. Шашкина Г. Р.. Зернова  Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая  работа с дошкольниками: Учебное  пособие. – М., 2003 г.

49. Швачкин Н. Х. «Развитие  речевых форм младших дошкольников»  // Вопросы психологии детей дошкольного  возраста. – Сборник статей под  ред. Леонтьева, Запорожца –  М., 1995 г.

50. Шишкова М.И. «Формирование  навыка выразительного чтения  у учащихся, имеющих трудности  в обучении». / ж-л «Логопед» №1, 2006 г.

51. Шомникова Л.В., Третьякова  Н.Г., Чистякова Г.Ю. «Система организации  речевой деятельности в условиях  ДОУ компенсирующего вида для  детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата». Опыт работы. Банк данных  Вологодской области.


Информация о работе Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имею