Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:27, дипломная работа
Главной задачей развития экономики и предпринимательской деятельности на современном этапе является повышение эффективности производства для решения проблемы экономического выживания. 
     Но в любое время, при любой экономической ситуации существует целый ряд отраслей промышленности без развития, которых невозможно нормальное функционирование хозяйства, невозможно обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий населения. К таким отраслям и относится энергетика, которая обеспечивает комфортные условия жизнедеятельности населения, как в быту, так и на производстве. 
       Последние исследования показали экономическую целесообразность сохранения значительной доли участия крупных отопительных котельных установок в покрытие общего потребления тепловой энергии. 
     Борьба за экономическое выживание в условиях рыночной экономики это борьба за снижение издержек, это поиск почвы.
     Книги по различным видам управления дают лишь повод, почву для начала исследования методов в управлении предприятием и организации труда. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал значительных изменений методов и организации управления экономическими объектами. 
     В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для производителей стала организация сбыта продукции и снижения затрат на её производства, а для потребителей-минимальные затраты на её приобретение. Поэтому перед предприятиями остро стоят задачи выбора эффективных форм организации и использования того, что тесно связано с нормированием, организацией производства, планированием, регулированием, координацией и управлением ФХД.    
         Логистика – наука о планировании, управлении и контроле за движением ресурсов (в т.ч. трудовых), информации и прочих потоков в различных системах, в т.ч. энергосистемах.
В связи с тем, что одной из составляющих и ведущей финансово – хозяйственной деятельности (ФХД) и всех функций управления выступает труд, рабочая сила,  то возникает потребность в повышении эффективности управления трудом, рабочей силой.
 Менеджмент — (в переводе с английского) управление, умение владеть чем - либо, это функция, вид деятельности по организации производства, координации, руководству людьми в разнообразных сферах деятельности для производства готовой продукции, работ, услуг соответствующего качества с минимальными затратами (издержками) для получения дохода с целью решения проблемы экономического выживания в условиях рыночной экономики.
         Основная цель логистического менеджмента – обеспечение максимальной интеграции потоков (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в единую систему, достижение максимальной приспособленности предприятий к изменяющейся рыночной обстановке при одновременной минимизации общих логических затрат, в т.ч. при обеспечении качества, повышении финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
Логистический менеджмент в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику координационного управления проблемами, возникающими в процессе ФХД предприятия, в т.ч. по труду. Появление логистического менеджмента явилось ответом теории на потребности предпринимателей, сформировавшиеся под воздействием внешней среды – рыночной экономики, современного рынка.
Логистический менеджмент – это результат интеграции организации производства, производственного и операционного менеджмента (П и ОМ) и логистики.  Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы «Логистические методы управления предприятием».
     Энергопредприятия представляют собой сложную систему, связанную с внешней средой через входные и выходные потоки трудовых ресурсов, овеществленных ресурсов, финансов и информации. Как показали исследования одним из путей повышения конкурентоспособности предприятий в рыночных условиях является оптимизация и интегрирование как внешних, так и внутренних материальных, трудовых, финансовых и сопутствующих потоков при помощи менеджмента, т.к. менеджмент представляет собой новое научное и практическое направление в организации, планировании, управление и оптимизации движения потоков.
    Объектом проектирования принято Г П. «Теплоцентраль», как одно из ведущих энерго предприятий ВКО г. Зыряновска.
Рассматривая основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно заметить, что имеется тенденция к колебанию показателей выручки, себестоимости и прибыли предприятия.
Рисунок 1.13 Показатели финансово- хозяйственной деятельности предприятия
Таблица 32 - Динамика изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности ГП «Теплоцентраль» относительно базового периода 2005 года
Показатели финансово-  | 
  2006 год.  | 
  2007 год.  | 
  2008 год.  | |||
тенге  | 
  %  | 
  тенге  | 
  %  | 
  тенге  | 
  %  | |
Объём реализации  | 
  639  | 
  0,18  | 
  -2731  | 
  -0,7  | 
  -698  | 
  -0,2  | 
Себестоимость  | 
  2524,1  | 
  0,79  | 
  2099  | 
  0,65  | 
  -4622,9  | 
  -1,44  | 
Чистый доход  | 
  16042  | 
  98,8  | 
  34258  | 
  211  | 
  30895  | 
  190  | 
По проведенному анализу можно сделать вывод. В 2006 году по сравнению с 2005 годом объём реализации увеличился на 0,18%, себестоимость реализуемого тепла возросла на 0,79%, чистый доход увеличился на 98,8%. В 2007 году объём сократился на 0,7%, себестоимость увеличилась на 0,65%. Чистый доход увеличилась на 211%, что составило 34258 тыс.тг. В 2008 году по сравнению с 2005 годом объём сократился на 0,2%, чистый доход увеличилась на190% ,что составило 30895 тыс.тг.
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей
эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.
Показатели рентабельности показывают степень прибыльности предприятия в его деятельности.
 Используется и система 
Рентабельность продаж = чистый доход от реализации/объём реализации×100%
2005=16232/341748×100%=4,7%
2006=32274/342387×100%=9,4%
2007=50490/339017×100%=14,8%
2008=47127/341050×100%=13,8%
Показатель характеризует эффективность производственной деятельности.
Рентабельность производства 
характеризует эффективность 
Рентабельность 
2005=16232/319467,7×100%=5%
2006=32274/321991,8×100%=10%
2007=50490/321566,7×100%=15%
2008=47127/314844,8×100%=14%
Этот показатель показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждой тенге, затраченной на производство и реализацию продукции.
Таблица 32 Показатели рентабельности производства в %
Показатели рентабельности  | 
  2005 год.  | 
  2006 год.  | 
  2007 год.  | 
  2008 год.  | 
Рентабельность продаж  | 
  4,7  | 
  9,4  | 
  14,8  | 
  13,8  | 
Рентабельность   | 
  5  | 
  10  | 
  15  | 
  14  | 
Анализируя показатели рентабельности производственно хозяйственной деятельности предприятия можно сказать, что предприятие является рентабельным по реализации продукции .
Рисунок 1.14 – Показателей рентабельности производства
Таблица 33 Динамика изменения показателей рентабельности производства по отношению к 2005 году.
Показатель рентабельности  | 
  2006 год  | 
  2007 год  | 
  2008 год  | 
Рентабельность продаж  | 
  4,7  | 
  10,1  | 
  9,1  | 
Рентабельность производства  | 
  1,4  | 
  2,9  | 
  2,4  | 
Рентабельность   | 
  5  | 
  10  | 
  9  | 
Анализируя динамику изменения показателей рентабельности можно сделать следующие выводы. Рентабельность продаж в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились на 4,7% . Рентабельность продажи 2007 года по сравнению с 2005 годом возросли на 10,1% . А в 2008 году по сравнению с 2005 годом рентабельность продаж увеличилась на 9,1%.
Рентабельность производства 2006 года по сравнению с 2005 годом увеличилась на 1,4%. В 2007 году по сравнению с 2005 годом рентабельность производства увеличилась на 2,9%. В 2008 году рентабельность увеличилась на 2,4% по сравнению с 2005 годом.
Рентабельность 
 
2. Оптимизация структуры 
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементами структуры являются отдельные работники ,службы и другие звенья аппарата управления ,а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневым. Вертикальные связи – это связи подчинения и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.
Связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.
Линейные связи отражают 
движение управленческих решений и 
информации между линейными 
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений) между участниками которого распределены задачи и функции управления, следовательно-права и ответственность за их выполнение.
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, cвязи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.Связь структуры с ключевыми понятиями управления –его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования ,людьми и их полномочиями- свидетельствуют о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; определяются процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются в направлении более высоких уровней управления .При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами.
Структура управления должна 
соответствовать социально-
Рассмотрим процесс 
оптимизации структуры 
Действующая структура управления ГП «Теплоцентраль» (приложение А)
В связи с принятием Закона Республики Казахстан «Об Электроэнергетике» от 9 июля 2004г №588-11, который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии, на ГП « Теплоцентраль» с 1 января 2005 года осуществлено разделение деятельности по передаче тепловой энергии от деятельности энергоснабжения.
В свете принятия вышеизложенного законодательного акта предлагаю внести изменения в действующую организационную структуру управления, учитывающую разделение деятельности на производстве.
Усовершенствованная структура управления ГП «Теплоцентраль» (приложение В)
Анализируя действующую и усовершенствованную структуру, наблюдаем следующие изменения:
-вместо ранее существующих служб (таблица№2.1) организован и выделен как самостоятельное звено отдел планирования , реализации и договорной работы (таблица 35);
-претерпели изменения функциональные обязанности и изменилась подчиненность гл.бухгалтера;
- введены в  действия  
лаборатория топлива-1 человек,  электролаборатория- 
1 человек, что позволило 
- расширены функции участка КИП Районной котельной.
 Таблица 34 - Структура 
трудовых ресурсов отделов 
Наименование отдела  | 
  Наименование профессии  | 
  Численность  | 
Плановый  | 
  Начальник отдела  | 
  1  | 
Экономист  | 
  1  | |
Инженер группы режима и отчетности.  | 
  Инженер  | 
  2  | 
Абонентская группа  | 
  Контролер  | 
  9  | 
Мастер  | 
  1  | |
Инженер абонентской группы.  | 
  1  | |
Бухгалтерия по расчету с населением  | 
  Бухгалтера  | 
  3  | 
Кассы  | 
  Кассиры  | 
  2  | 
Таблица 35- Структура трудовых ресурсов отделов усовершенствованной структуры
Наименование отдела  | 
  Наименование профессии  | 
  Численность  | 
Отдел планирования, реализации и договорной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
  Начальник отдела  | 
  1  | 
Экономист по анализу хозяйственной деятельности и договорной работы.  | 
  1  | |
| 
   
 Инженер по обслуживанию приборов учета.  | 
  1  | |
Мастер  | 
  1  | |
Инженер - программист  | 
  1  | |
Помощник юриста  | 
  1  | |
Бухгалтер по расчету с предприятиями.  | 
  1  | |
Бухгалтер по расчету с населением  | 
  3  | |
Кассир по расчету с населением  | 
  2  | |
Контролер  | 
  9  | 
На данном предприятии действуют:
Районная котельная.
В составе производственно-
На котельной установлено 4 паровых котла типа К-50-40/14 производительностью по 50 т/час., подогреватели сетевой воды ПСВ-500-14-23, в количестве 4 шт., сетевые насосы типа Д-1250-125 в количестве 4 шт. и вспомогательное оборудование.
Для ремонта оборудования котельной имеется здание ремонтно-механической базы, собственный ремонтный персонал ремонтные мастерские снабжены необходимыми станками для изготовления запасных частей и деталей, сварочным оборудованием, специальными приспособлениями и оснасткой.
  В связи с увеличением 
работ по мех обработке 
Тепловые сети.
Теплоснабжение города Зыряновска осуществляется от районной котельной по магистральным тепловым сетям диаметром от 200 до 800 мм, протяженностью 29350 м через 17 центральных тепловых пунктов во внутриквартальные сети, протяженностью 198164 м.
Информация о работе Оптимизация структуры управления ГП «Теплоцентраль»