Оптимизация структуры управления ГП «Теплоцентраль»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей развития экономики и предпринимательской деятельности на современном этапе является повышение эффективности производства для решения проблемы экономического выживания.
Но в любое время, при любой экономической ситуации существует целый ряд отраслей промышленности без развития, которых невозможно нормальное функционирование хозяйства, невозможно обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий населения. К таким отраслям и относится энергетика, которая обеспечивает комфортные условия жизнедеятельности населения, как в быту, так и на производстве.
Последние исследования показали экономическую целесообразность сохранения значительной доли участия крупных отопительных котельных установок в покрытие общего потребления тепловой энергии.
Борьба за экономическое выживание в условиях рыночной экономики это борьба за снижение издержек, это поиск почвы.
Книги по различным видам управления дают лишь повод, почву для начала исследования методов в управлении предприятием и организации труда. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал значительных изменений методов и организации управления экономическими объектами.
В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для производителей стала организация сбыта продукции и снижения затрат на её производства, а для потребителей-минимальные затраты на её приобретение. Поэтому перед предприятиями остро стоят задачи выбора эффективных форм организации и использования того, что тесно связано с нормированием, организацией производства, планированием, регулированием, координацией и управлением ФХД.
Логистика – наука о планировании, управлении и контроле за движением ресурсов (в т.ч. трудовых), информации и прочих потоков в различных системах, в т.ч. энергосистемах.
В связи с тем, что одной из составляющих и ведущей финансово – хозяйственной деятельности (ФХД) и всех функций управления выступает труд, рабочая сила, то возникает потребность в повышении эффективности управления трудом, рабочей силой.
Менеджмент — (в переводе с английского) управление, умение владеть чем - либо, это функция, вид деятельности по организации производства, координации, руководству людьми в разнообразных сферах деятельности для производства готовой продукции, работ, услуг соответствующего качества с минимальными затратами (издержками) для получения дохода с целью решения проблемы экономического выживания в условиях рыночной экономики.
Основная цель логистического менеджмента – обеспечение максимальной интеграции потоков (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в единую систему, достижение максимальной приспособленности предприятий к изменяющейся рыночной обстановке при одновременной минимизации общих логических затрат, в т.ч. при обеспечении качества, повышении финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
Логистический менеджмент в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику координационного управления проблемами, возникающими в процессе ФХД предприятия, в т.ч. по труду. Появление логистического менеджмента явилось ответом теории на потребности предпринимателей, сформировавшиеся под воздействием внешней среды – рыночной экономики, современного рынка.
Логистический менеджмент – это результат интеграции организации производства, производственного и операционного менеджмента (П и ОМ) и логистики. Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы «Логистические методы управления предприятием».
Энергопредприятия представляют собой сложную систему, связанную с внешней средой через входные и выходные потоки трудовых ресурсов, овеществленных ресурсов, финансов и информации. Как показали исследования одним из путей повышения конкурентоспособности предприятий в рыночных условиях является оптимизация и интегрирование как внешних, так и внутренних материальных, трудовых, финансовых и сопутствующих потоков при помощи менеджмента, т.к. менеджмент представляет собой новое научное и практическое направление в организации, планировании, управление и оптимизации движения потоков.
Объектом проектирования принято Г П. «Теплоцентраль», как одно из ведущих энерго предприятий ВКО г. Зыряновска.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.35 Мб (Скачать)

 

Рассматривая основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно заметить, что имеется тенденция к колебанию показателей выручки, себестоимости и прибыли предприятия.


 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

Рисунок 1.13 Показатели финансово- хозяйственной деятельности предприятия

 

 

 

 

Таблица 32 -  Динамика изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности ГП «Теплоцентраль» относительно базового периода 2005 года

Показатели финансово-хозяйственной  деятельности

2006 год.

2007 год.

2008 год.

тенге

%

тенге

%

тенге

%

Объём реализации

639

0,18

-2731

-0,7

-698

-0,2

Себестоимость

2524,1

0,79

2099

0,65

-4622,9

-1,44

Чистый доход

16042

98,8

34258

211

30895

190


 

По проведенному анализу  можно сделать вывод. В 2006 году по сравнению с 2005 годом объём  реализации увеличился на 0,18%, себестоимость реализуемого тепла возросла на 0,79%, чистый доход увеличился на 98,8%.  В 2007 году объём сократился на 0,7%, себестоимость увеличилась на 0,65%. Чистый доход увеличилась на 211%, что составило 34258 тыс.тг. В 2008 году по сравнению с 2005 годом объём сократился на 0,2%,  чистый доход увеличилась на190% ,что составило 30895 тыс.тг.  

 Рентабельность – один из основных стоимостных  качественных показателей

эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и  степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Показатели рентабельности показывают степень прибыльности предприятия  в его деятельности.

 Используется и система показателей  эффективности деятельности, среди  них остановимся на следующих:

Рентабельность продаж = чистый доход от реализации/объём  реализации×100%

2005=16232/341748×100%=4,7%

2006=32274/342387×100%=9,4%

2007=50490/339017×100%=14,8%

2008=47127/341050×100%=13,8%

 Показатель характеризует эффективность производственной деятельности.

Рентабельность производства характеризует эффективность производственной деятельности предприятия, уровень  использования им производственных ресурсов.

Рентабельность производственной деятельности = ЧД/себестоимость×100%

2005=16232/319467,7×100%=5%

2006=32274/321991,8×100%=10%

2007=50490/321566,7×100%=15%

2008=47127/314844,8×100%=14%

Этот показатель показывает, сколько  предприятие имеет прибыли или  самофинансируемого дохода с каждой тенге, затраченной на производство и реализацию продукции.

Таблица 32 Показатели рентабельности производства в %

Показатели рентабельности

2005 год.

2006 год.

2007 год.

2008 год.

Рентабельность продаж

4,7

9,4

14,8

13,8

Рентабельность производственной деятельности

5

10

15

14


 

Анализируя показатели рентабельности производственно хозяйственной деятельности предприятия можно сказать, что предприятие является рентабельным по реализации продукции .

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.14 – Показателей  рентабельности производства

 

Таблица 33 Динамика изменения  показателей рентабельности производства по отношению к 2005 году.

 

Показатель рентабельности

2006 год

2007 год

2008 год

Рентабельность продаж

4,7

10,1

9,1

Рентабельность производства

1,4

2,9

2,4

Рентабельность производственной деятельности

5

10

9


 

Анализируя динамику изменения показателей рентабельности можно сделать следующие выводы. Рентабельность продаж в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились на 4,7% . Рентабельность продажи 2007 года по сравнению с 2005 годом возросли на 10,1% . А в 2008 году по сравнению с 2005 годом рентабельность продаж увеличилась на 9,1%.

Рентабельность производства 2006 года по сравнению с 2005 годом увеличилась  на 1,4%. В 2007 году по сравнению с 2005 годом  рентабельность производства увеличилась  на 2,9%. В 2008 году рентабельность увеличилась  на 2,4% по сравнению с 2005 годом.

Рентабельность производственной деятельности 2006 года по сравнению  с 2005 годом увеличилась на 5% , а  в 2007 по сравнению с 2005 увеличилась  на 10%. Рентабельность производственной деятельности 2008 года по сравнению  с 2005 годом увеличилась на 9%. 

 

 

 

 

2. Оптимизация структуры управления  ГП «Теплоцентраль».

Под структурой  управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры  являются отдельные работники ,службы и другие звенья аппарата управления ,а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневым. Вертикальные связи – это связи подчинения и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.

Связи в структуре  управления могут носить линейный и  функциональный характер.

Линейные связи отражают движение управленческих решений и  информации между линейными руководителями, т.е лицами полностью отвечающими  за деятельность организации или  ее структурных подразделений .Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

В рамках структуры управления протекает  управленческий  процесс (движение информации и принятие управленческих решений) между участниками которого распределены задачи и функции управления, следовательно-права и ответственность за их выполнение.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, cвязи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.Связь структуры с ключевыми понятиями управления –его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования ,людьми и их полномочиями- свидетельствуют о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими  в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; определяются  процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются в направлении более высоких уровней управления .При этом полномочия руководителя любого уровня  ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами.

Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать  условия, в которых ей предстоит функционировать. Немаловажное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с другой стороны,  квалификацией и уровнем культуры –с другой.

Рассмотрим процесс  оптимизации структуры управления на примере исследуемого предприятия  - ГП "Теплоцентраль".

Действующая структура  управления ГП «Теплоцентраль» (приложение А)

В связи с принятием  Закона Республики Казахстан «Об  Электроэнергетике» от 9 июля 2004г №588-11, который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии, на ГП « Теплоцентраль»  с 1 января 2005 года осуществлено разделение деятельности по передаче тепловой энергии от деятельности энергоснабжения.

В свете принятия вышеизложенного законодательного акта предлагаю внести изменения в действующую организационную структуру управления, учитывающую разделение деятельности на производстве.   

Усовершенствованная структура  управления ГП «Теплоцентраль» (приложение В)

Анализируя  действующую и усовершенствованную структуру, наблюдаем следующие изменения:

-вместо ранее существующих  служб (таблица№2.1) организован и  выделен как самостоятельное  звено отдел планирования , реализации  и договорной работы (таблица  35);

-претерпели изменения функциональные обязанности и изменилась подчиненность гл.бухгалтера;

  • наблюдается изменение численного состава- высвобождение экономиста планового отдела и 2-х инженеров группы режима и отчетности;
  • введение в штаты экономиста по АХД и договорной работы;
  • отдельно распределены функции вспомогательных производств ;

- введены в  действия  лаборатория топлива-1 человек,  электролаборатория- 1 человек, что позволило отказаться  от дополнительных услуг электроцеха  и химической лаборатории ЗГОК.

- расширены функции участка КИП Районной котельной.

 Таблица 34 - Структура  трудовых ресурсов отделов действующей  структуры 

Наименование отдела

Наименование профессии 

Численность

Плановый

Начальник  отдела

1

Экономист

1

Инженер группы режима и  отчетности.

Инженер

2

Абонентская группа

Контролер

9

Мастер

1

Инженер абонентской  группы.

1

Бухгалтерия по расчету  с населением

Бухгалтера

3

Кассы

Кассиры

2


 

Таблица 35- Структура  трудовых ресурсов отделов усовершенствованной  структуры

Наименование отдела

Наименование профессии

Численность

Отдел планирования,    реализации и договорной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник отдела

1

Экономист по анализу  хозяйственной деятельности и договорной работы.

1

 

Инженер по обслуживанию приборов учета.

1

Мастер

1

Инженер - программист

1

Помощник юриста

1

Бухгалтер по расчету  с предприятиями.

1

Бухгалтер по расчету  с населением

3

Кассир по расчету  с населением

2

Контролер

9


 

На данном предприятии  действуют:

Районная котельная.

В составе производственно-технической  базы Районной котельной-здания: котельной, мазутонасосной, насосной оборотного водоснабжения, багерной насосной, насосной промстоков, водоподготовки, топливоподачи, углеразгрузочная эстакада, приемно-бункерное устройство, складские помещения, боксы для автотранспортной техники, эстакада разгрузки мазута.

На котельной установлено 4 паровых котла типа К-50-40/14 производительностью  по 50 т/час., подогреватели сетевой  воды ПСВ-500-14-23, в количестве 4 шт., сетевые  насосы типа Д-1250-125 в количестве 4 шт. и вспомогательное оборудование.

Для ремонта оборудования котельной имеется здание ремонтно-механической базы, собственный ремонтный персонал ремонтные мастерские снабжены необходимыми станками для изготовления запасных частей и деталей, сварочным оборудованием, специальными приспособлениями и оснасткой.

  В связи с увеличением  работ по мех обработке деталей  и изготовлению запасных частей  для ремонта оборудования ,за  отчетный период приобретены  токарно-винторезный и фрезерный  станки.

 

           Тепловые сети.

  Теплоснабжение города Зыряновска осуществляется от районной котельной по магистральным тепловым сетям диаметром от 200 до 800 мм, протяженностью 29350 м через 17 центральных тепловых пунктов во внутриквартальные сети, протяженностью 198164 м.

Информация о работе Оптимизация структуры управления ГП «Теплоцентраль»