Оптимизация структуры управления ГП «Теплоцентраль»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Главной задачей развития экономики и предпринимательской деятельности на современном этапе является повышение эффективности производства для решения проблемы экономического выживания.
Но в любое время, при любой экономической ситуации существует целый ряд отраслей промышленности без развития, которых невозможно нормальное функционирование хозяйства, невозможно обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий населения. К таким отраслям и относится энергетика, которая обеспечивает комфортные условия жизнедеятельности населения, как в быту, так и на производстве.
Последние исследования показали экономическую целесообразность сохранения значительной доли участия крупных отопительных котельных установок в покрытие общего потребления тепловой энергии.
Борьба за экономическое выживание в условиях рыночной экономики это борьба за снижение издержек, это поиск почвы.
Книги по различным видам управления дают лишь повод, почву для начала исследования методов в управлении предприятием и организации труда. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал значительных изменений методов и организации управления экономическими объектами.
В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для производителей стала организация сбыта продукции и снижения затрат на её производства, а для потребителей-минимальные затраты на её приобретение. Поэтому перед предприятиями остро стоят задачи выбора эффективных форм организации и использования того, что тесно связано с нормированием, организацией производства, планированием, регулированием, координацией и управлением ФХД.
Логистика – наука о планировании, управлении и контроле за движением ресурсов (в т.ч. трудовых), информации и прочих потоков в различных системах, в т.ч. энергосистемах.
В связи с тем, что одной из составляющих и ведущей финансово – хозяйственной деятельности (ФХД) и всех функций управления выступает труд, рабочая сила, то возникает потребность в повышении эффективности управления трудом, рабочей силой.
Менеджмент — (в переводе с английского) управление, умение владеть чем - либо, это функция, вид деятельности по организации производства, координации, руководству людьми в разнообразных сферах деятельности для производства готовой продукции, работ, услуг соответствующего качества с минимальными затратами (издержками) для получения дохода с целью решения проблемы экономического выживания в условиях рыночной экономики.
Основная цель логистического менеджмента – обеспечение максимальной интеграции потоков (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в единую систему, достижение максимальной приспособленности предприятий к изменяющейся рыночной обстановке при одновременной минимизации общих логических затрат, в т.ч. при обеспечении качества, повышении финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
Логистический менеджмент в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику координационного управления проблемами, возникающими в процессе ФХД предприятия, в т.ч. по труду. Появление логистического менеджмента явилось ответом теории на потребности предпринимателей, сформировавшиеся под воздействием внешней среды – рыночной экономики, современного рынка.
Логистический менеджмент – это результат интеграции организации производства, производственного и операционного менеджмента (П и ОМ) и логистики. Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы «Логистические методы управления предприятием».
Энергопредприятия представляют собой сложную систему, связанную с внешней средой через входные и выходные потоки трудовых ресурсов, овеществленных ресурсов, финансов и информации. Как показали исследования одним из путей повышения конкурентоспособности предприятий в рыночных условиях является оптимизация и интегрирование как внешних, так и внутренних материальных, трудовых, финансовых и сопутствующих потоков при помощи менеджмента, т.к. менеджмент представляет собой новое научное и практическое направление в организации, планировании, управление и оптимизации движения потоков.
Объектом проектирования принято Г П. «Теплоцентраль», как одно из ведущих энерго предприятий ВКО г. Зыряновска.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.35 Мб (Скачать)

- техническое обслуживание и  ремонт основного и вспомогательного  оборудования котельных, центральных тепловых пунктов и тепловых сетей;

- оперативно – диспетчерского  управления оборудованием котельных,  тепловых сетей находящихся на  балансе;

- техническое обслуживание и  ремонт электрооборудования, находящегося  на балансе;

- монтаж и установка приборов учёта тепловой энергии  и теплоносителя с целью коммерческих взаимозачётов;

- техническое обслуживание и  ремонт теплотехнического оборудования  и тепловых сетей у потребителя;

2. Эксплуатация котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением; в том числе работа и услуги.

- поддержание в технически  исправном состоянии котлов, сосудов  и трубопроводов; 

- проведение текущих  ремонтов котлов, сосудов и трубопроводов,  находящихся на балансе.

Все цели и задачи ГП "Теплоцентраль" направлены на бесперебойное снабжение потребителей теплом.

 

1.3 .Анализ хозяйственной  деятельности ГП  «Теплоцентраль»

 

      Для  жилищно-коммунального хозяйства  характерна такая особенность  как монопольный характер производства  продукции, а это означает отсутствие конкурентности,  состязательности производства. Потребитель получает то, что ему поставляют. Выбора продукции нет.

      В жилищно-коммунальном  хозяйстве отсутствует механизм  экономического воздействия потребителя  на производство за некачественно  оказанные услуги, так как оплата не зависит от качества услуг.

      Г.П. «Теплоцентраль»  является субъектом естественных  монополий, не имеющих конкуренций  на рынке, т.е. является 100% поставщиком  тепловой энергии для предприятий,  медицинских учреждений и населения.

      Удельный вес основной  продукции также составляет 100%, так  как Г.П. «Теплоцентраль» не  производит никакой другой продукции,  только выработка и продажа  тепловой энергии.

      Хозяйственные связи  являются необходимым условием  деятельности любого предприятия, не зависимо от вида его деятельности. В организациях-правильный и своевременный учёт реализации товаров, продукции и оказанных услуг-обязательное условие успешной деятельности.  

Переход к рыночной экономике  требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

 

     1.3.1 Анализ объёмов производства и реализации продукции

 

В условиях ограниченных производственных возможностей  и неограниченного  спроса на первое место выдвигается  объём производства продукции.

     Рассмотрим показатели  по отпуску тепловой энергии  в таблице 1.3.1.1

 

 

Таблица 1.– Объем производства и реализации продукции

Годы

Тепловая

энергия

Объём производства

продукции,

в Гкал

Объём производства

продукции,

в тыс. тенге

Цены реализации

продукции,

в тенге

2005

 

 население

           220980

264513

         

1197

предприятия

             64524

77235

2006

 население

           226828

271513

1197

предприятия

             59210

70874

2007

 население

213550

255619

1197

 предприятия

69672

83398

2008

население

205013

255446

1246

предприятия

68703

85604


 

 

Товарная продукция составляет (тыс. тенге):

в  2005 году = 341748

в  2006 году = 342387

в  2007 году = 339017

в  2008 году =  341050

Для анализа объёма выпуска продукции  рассчитывают также темпы роста.

Возьмём за базовый 2005 год.

 Таблица 1.2 – Темпы роста по годам

         2005 год

        2006 год

          2007 год

2008 год

           100 %

          100,2 %

           99,2 %

99,8 %


 

Основными показателями объёма производства служат товарная и валовая продукция.

В нашем случае валовая и товарная продукция – это одно и то же. 

Итак, наибольшая товарная продукция  наблюдается в 2006 году, наименьшая –  в 2007 году. По объёму производства продукции  в Гкал наиболее высокий показатель 2006 году. Не смотря на то, что объем  производства продукции в Гкал в 2008 году самый низкий, в денежном выражении же самый высокий. Связано это с тем, что с 2008 года тариф на тепловую энергию был повышен на 4 %.

1.3.2 Анализ использования  трудовых ресурсов

Пронализируем структуры  и состава трудовых ресурсов

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ,  эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа  являются: изучение обеспеченности предприятия  и его структуры подразделений  трудовыми ресурсами по количественным и качественным параметрам; выявление  резервов более полного и эффективного их использования. 

          Таблица 1.3 - Списочная численность  работников

 

Показатель состава

 

2005 год.

 

2006 год.

 

2007 год.

 

2008 год.

Списочная численность  среднегодовая

373

382

364

348

в т.ч.      рабочих

304

313

298

279

Служащие

69

69

66

69

Из них

Руководители

 

27

 

27

 

27

 

29

специалисты

25

26

23

27

Другие служащие

17

16

16

13


            

Таблица .2- Структура  трудовых ресурсов ГП «Теплоцентраль»

Показатель кадрового  состава предприятия

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

рабочие

81,5

81,9

81,8

80,1

руководители

7,2

7

7,4

8,3

специалисты

6,7

6,8

6,3

7,7

вспомогательный персонал

4,5

4,1

4,3

3,7

итого

100%

100%

100%

100%


 

Большую часть в структуре  трудовых ресурсов предприятия занимают рабочие, они составляют за период с 2005 года по 2008 год от 80,1% до 81,9% от общей численности. Руководители от общей численности составляют от 7% до 8,3%. Специалисты занимают от 6,3% до 7,7% от общей численности. Вспомогательный персонал от 3,7% до 4,5%.

 

     Таблица  3- Динамика изменения структуры трудовых ресурсов предприятия по отношению базового периода 2005 года

Показатель кадрового  состава

 

2006 год.

 

2007 год.

 

2008 год.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

рабочие

9

2,9

-6

-1,9

-8,2

-25

руководители

0

0

0

0

7,4

2

специалисты

1

4

-2

-8

8

2

вспомогательный персонал

-1

-5,8

-1

-5,8

-23,5

-4


 

Таблица 4 -Качественный состав трудовых ресурсов предприятия

Группа рабочих

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Числен.

Уд.вес %

Числен.

Уд.вес %

Числен.

Уд.вес %

Числен.

Уд.вес %

По возрасту:  до      20 лет

3

0,8

10

2,6

6

1,6

15

4,3

от 20 до30 лет

45

12,06

38

9,9

52

14,2

48

13,7

от 30 до40 лет

104

27,8

103

26,9

108

29,6

99

28,4

от 40 до 50 лет

188

50,4

200

52,3

151

41,4

130

37,3

от 50 до 60 лет

28

7,5

23

6,02

47

12,9

52

14,2

старше 60

5

1,3

8

2,09

0

0

4

1,1

Итого

373

100

382

100

364

100

348

100

По образованию начальное

 

0

 

0

 

2

 

0,5

 

4

 

1,09

 

0

 

0

незаконченное среднее

12

3,2

15

3,9

20

5,4

15

4,3

среднее,среднее специальное

296

79,3

295

77,2

225

61,8

236

67,8

высшее

65

17,4

70

18,3

115

31,5

97

27,8

Итого

373

100

382

100

364

100

348

100




                

Пронализируем движение трудовых ресурсов  ГП «Теплоцентраль»

             Таблица 5 Данные о движении рабочей силы

 

Движение рабочей силы

2005год

2006год

2007год

2008год

Численность на конец года, чел.

373

382

364

348

Принято, чел 

31

51

25

37

Выбыло, чел, в том числе:

41

64

36

42

- по собственному желанию

20

16

18

10

-увольнение за нарушение

5

7

2

6

Среднесписочная численность,

чел.

370

379

364

345


 

Проанализируя движение рабочей силы сделаем вывод, что в период с 2005 года по 2008 год численность персонала сократилась с 382 человек до 348 человек. Принято на работу с 51 человека до 25 человек. Выбыло с 64 до 36 человек из них по собственному желанию с 20 до 10 человек. Увольнений за нарушение трудовой дисциплины от 7 человек до 2. Среднесписочная численность составила от 379 человек до 345 человек.


    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Движение трудовых ресурсов  ГП «Теплоцентраль»

Для характеристики движения персонала рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

      Коэффициент  изменения по приёму

  К пр. = принято  /списочная численность

2005=31/373=0,08

2006=51/382=0,13

2007=25/364=0,06

2008=37/348=0,1

Коэффициент оборота по выбытию

К увол. = выбывшие /среднесписочная численность

             2005=41/373=0,1

2006=64/382=0,16

2007=36/364=0,09

2008=42/348=0,12

Коэффициент текучести кадров

К тек.= (прибывшие+выбывшие)/среднесписочная  численность

2005=(31+41)/373=0,19

2006=(51+64)/382=0,3

2007=(25+36)/364=0,16

2008=(37+42)/348=0,22

            Коэффициент постоянного состава  персонала

К пост.= постоянно работающие/среднесписочная  численность

2005=363/373=0,97

2006=369/382=0,96

2007=353/364=0,96

2008=343/348=0,98

Информация о работе Оптимизация структуры управления ГП «Теплоцентраль»