Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:27, дипломная работа
Главной задачей развития экономики и предпринимательской деятельности на современном этапе является повышение эффективности производства для решения проблемы экономического выживания.
Но в любое время, при любой экономической ситуации существует целый ряд отраслей промышленности без развития, которых невозможно нормальное функционирование хозяйства, невозможно обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий населения. К таким отраслям и относится энергетика, которая обеспечивает комфортные условия жизнедеятельности населения, как в быту, так и на производстве.
Последние исследования показали экономическую целесообразность сохранения значительной доли участия крупных отопительных котельных установок в покрытие общего потребления тепловой энергии.
Борьба за экономическое выживание в условиях рыночной экономики это борьба за снижение издержек, это поиск почвы.
Книги по различным видам управления дают лишь повод, почву для начала исследования методов в управлении предприятием и организации труда. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал значительных изменений методов и организации управления экономическими объектами.
В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для производителей стала организация сбыта продукции и снижения затрат на её производства, а для потребителей-минимальные затраты на её приобретение. Поэтому перед предприятиями остро стоят задачи выбора эффективных форм организации и использования того, что тесно связано с нормированием, организацией производства, планированием, регулированием, координацией и управлением ФХД.
Логистика – наука о планировании, управлении и контроле за движением ресурсов (в т.ч. трудовых), информации и прочих потоков в различных системах, в т.ч. энергосистемах.
В связи с тем, что одной из составляющих и ведущей финансово – хозяйственной деятельности (ФХД) и всех функций управления выступает труд, рабочая сила, то возникает потребность в повышении эффективности управления трудом, рабочей силой.
Менеджмент — (в переводе с английского) управление, умение владеть чем - либо, это функция, вид деятельности по организации производства, координации, руководству людьми в разнообразных сферах деятельности для производства готовой продукции, работ, услуг соответствующего качества с минимальными затратами (издержками) для получения дохода с целью решения проблемы экономического выживания в условиях рыночной экономики.
Основная цель логистического менеджмента – обеспечение максимальной интеграции потоков (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в единую систему, достижение максимальной приспособленности предприятий к изменяющейся рыночной обстановке при одновременной минимизации общих логических затрат, в т.ч. при обеспечении качества, повышении финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
Логистический менеджмент в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику координационного управления проблемами, возникающими в процессе ФХД предприятия, в т.ч. по труду. Появление логистического менеджмента явилось ответом теории на потребности предпринимателей, сформировавшиеся под воздействием внешней среды – рыночной экономики, современного рынка.
Логистический менеджмент – это результат интеграции организации производства, производственного и операционного менеджмента (П и ОМ) и логистики. Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы «Логистические методы управления предприятием».
Энергопредприятия представляют собой сложную систему, связанную с внешней средой через входные и выходные потоки трудовых ресурсов, овеществленных ресурсов, финансов и информации. Как показали исследования одним из путей повышения конкурентоспособности предприятий в рыночных условиях является оптимизация и интегрирование как внешних, так и внутренних материальных, трудовых, финансовых и сопутствующих потоков при помощи менеджмента, т.к. менеджмент представляет собой новое научное и практическое направление в организации, планировании, управление и оптимизации движения потоков.
Объектом проектирования принято Г П. «Теплоцентраль», как одно из ведущих энерго предприятий ВКО г. Зыряновска.
- техническое обслуживание и
ремонт основного и
- оперативно – диспетчерского
управления оборудованием
- техническое обслуживание и
ремонт электрооборудования,
- монтаж и установка приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя с целью коммерческих взаимозачётов;
- техническое обслуживание и
ремонт теплотехнического
2. Эксплуатация котлов,
сосудов и трубопроводов,
- поддержание в технически исправном состоянии котлов, сосудов и трубопроводов;
- проведение текущих ремонтов котлов, сосудов и трубопроводов, находящихся на балансе.
Все цели и задачи ГП "Теплоцентраль" направлены на бесперебойное снабжение потребителей теплом.
1.3 .Анализ хозяйственной деятельности ГП «Теплоцентраль»
Для
жилищно-коммунального
В жилищно-коммунальном
хозяйстве отсутствует
Г.П. «Теплоцентраль»
является субъектом
Удельный вес основной
продукции также составляет 100%, так
как Г.П. «Теплоцентраль» не
производит никакой другой
Хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности любого предприятия, не зависимо от вида его деятельности. В организациях-правильный и своевременный учёт реализации товаров, продукции и оказанных услуг-обязательное условие успешной деятельности.
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
1.3.1 Анализ объёмов производства и реализации продукции
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции.
Рассмотрим показатели по отпуску тепловой энергии в таблице 1.3.1.1
Таблица 1.– Объем производства и реализации продукции
Годы |
Тепловая энергия |
Объём производства продукции, в Гкал |
Объём производства продукции, в тыс. тенге |
Цены реализации продукции, в тенге | ||
2005
|
население |
220980 |
264513 |
1197 | ||
предприятия |
64524 |
77235 | ||||
2006 |
население |
226828 |
271513 |
1197 | ||
предприятия |
59210 |
70874 | ||||
2007 |
население |
213550 |
255619 |
1197 | ||
предприятия |
69672 |
83398 | ||||
2008 |
население |
205013 |
255446 |
1246 | ||
предприятия |
68703 |
85604 |
Товарная продукция составляет (тыс. тенге):
в 2005 году = 341748
в 2006 году = 342387
в 2007 году = 339017
в 2008 году = 341050
Для анализа объёма выпуска продукции рассчитывают также темпы роста.
Возьмём за базовый 2005 год.
Таблица 1.2 – Темпы роста по годам
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
100 % |
100,2 % |
99,2 % |
99,8 % |
Основными показателями объёма производства служат товарная и валовая продукция.
В нашем случае валовая и товарная продукция – это одно и то же.
Итак, наибольшая товарная продукция наблюдается в 2006 году, наименьшая – в 2007 году. По объёму производства продукции в Гкал наиболее высокий показатель 2006 году. Не смотря на то, что объем производства продукции в Гкал в 2008 году самый низкий, в денежном выражении же самый высокий. Связано это с тем, что с 2008 года тариф на тепловую энергию был повышен на 4 %.
1.3.2 Анализ использования трудовых ресурсов
Пронализируем структуры и состава трудовых ресурсов
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основными задачами анализа являются: изучение обеспеченности предприятия и его структуры подразделений трудовыми ресурсами по количественным и качественным параметрам; выявление резервов более полного и эффективного их использования.
Таблица 1.3 - Списочная численность работников
Показатель состава |
2005 год. |
2006 год. |
2007 год. |
2008 год. |
Списочная численность среднегодовая |
373 |
382 |
364 |
348 |
в т.ч. рабочих |
304 |
313 |
298 |
279 |
Служащие |
69 |
69 |
66 |
69 |
Из них Руководители |
27 |
27 |
27 |
29 |
специалисты |
25 |
26 |
23 |
27 |
Другие служащие |
17 |
16 |
16 |
13 |
Таблица .2- Структура трудовых ресурсов ГП «Теплоцентраль»
Показатель кадрового состава предприятия |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
рабочие |
81,5 |
81,9 |
81,8 |
80,1 |
руководители |
7,2 |
7 |
7,4 |
8,3 |
специалисты |
6,7 |
6,8 |
6,3 |
7,7 |
вспомогательный персонал |
4,5 |
4,1 |
4,3 |
3,7 |
итого |
100% |
100% |
100% |
100% |
Большую часть в структуре трудовых ресурсов предприятия занимают рабочие, они составляют за период с 2005 года по 2008 год от 80,1% до 81,9% от общей численности. Руководители от общей численности составляют от 7% до 8,3%. Специалисты занимают от 6,3% до 7,7% от общей численности. Вспомогательный персонал от 3,7% до 4,5%.
Таблица 3- Динамика изменения структуры трудовых ресурсов предприятия по отношению базового периода 2005 года
Показатель кадрового состава |
2006 год. |
2007 год. |
2008 год. | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
рабочие |
9 |
2,9 |
-6 |
-1,9 |
-8,2 |
-25 |
руководители |
0 |
0 |
0 |
0 |
7,4 |
2 |
специалисты |
1 |
4 |
-2 |
-8 |
8 |
2 |
вспомогательный персонал |
-1 |
-5,8 |
-1 |
-5,8 |
-23,5 |
-4 |
Таблица 4 -Качественный состав трудовых ресурсов предприятия
Группа рабочих |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год | ||||
Числен. |
Уд.вес % |
Числен. |
Уд.вес % |
Числен. |
Уд.вес % |
Числен. |
Уд.вес % | |
По возрасту: до 20 лет |
3 |
0,8 |
10 |
2,6 |
6 |
1,6 |
15 |
4,3 |
от 20 до30 лет |
45 |
12,06 |
38 |
9,9 |
52 |
14,2 |
48 |
13,7 |
от 30 до40 лет |
104 |
27,8 |
103 |
26,9 |
108 |
29,6 |
99 |
28,4 |
от 40 до 50 лет |
188 |
50,4 |
200 |
52,3 |
151 |
41,4 |
130 |
37,3 |
от 50 до 60 лет |
28 |
7,5 |
23 |
6,02 |
47 |
12,9 |
52 |
14,2 |
старше 60 |
5 |
1,3 |
8 |
2,09 |
0 |
0 |
4 |
1,1 |
Итого |
373 |
100 |
382 |
100 |
364 |
100 |
348 |
100 |
По образованию начальное |
0 |
0 |
2 |
0,5 |
4 |
1,09 |
0 |
0 |
незаконченное среднее |
12 |
3,2 |
15 |
3,9 |
20 |
5,4 |
15 |
4,3 |
среднее,среднее специальное |
296 |
79,3 |
295 |
77,2 |
225 |
61,8 |
236 |
67,8 |
высшее |
65 |
17,4 |
70 |
18,3 |
115 |
31,5 |
97 |
27,8 |
Итого |
373 |
100 |
382 |
100 |
364 |
100 |
348 |
100 |
Пронализируем движение трудовых ресурсов ГП «Теплоцентраль»
Таблица 5 Данные о движении рабочей силы
Движение рабочей силы |
2005год |
2006год |
2007год |
2008год |
Численность на конец года, чел. |
373 |
382 |
364 |
348 |
Принято, чел |
31 |
51 |
25 |
37 |
Выбыло, чел, в том числе: |
41 |
64 |
36 |
42 |
- по собственному желанию |
20 |
16 |
18 |
10 |
-увольнение за нарушение |
5 |
7 |
2 |
6 |
Среднесписочная численность, чел. |
370 |
379 |
364 |
345 |
Проанализируя движение рабочей силы сделаем вывод, что в период с 2005 года по 2008 год численность персонала сократилась с 382 человек до 348 человек. Принято на работу с 51 человека до 25 человек. Выбыло с 64 до 36 человек из них по собственному желанию с 20 до 10 человек. Увольнений за нарушение трудовой дисциплины от 7 человек до 2. Среднесписочная численность составила от 379 человек до 345 человек.
Рисунок 1.3 – Движение трудовых ресурсов ГП «Теплоцентраль»
Для характеристики движения персонала рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
Коэффициент изменения по приёму
К пр. = принято /списочная численность
2005=31/373=0,08
2006=51/382=0,13
2007=25/364=0,06
2008=37/348=0,1
Коэффициент оборота по выбытию
К увол. = выбывшие /среднесписочная численность
2005=41/373=0,1
2006=64/382=0,16
2007=36/364=0,09
2008=42/348=0,12
Коэффициент текучести кадров
К тек.= (прибывшие+выбывшие)/
2005=(31+41)/373=0,19
2006=(51+64)/382=0,3
2007=(25+36)/364=0,16
2008=(37+42)/348=0,22
Коэффициент постоянного
К пост.= постоянно работающие/
2005=363/373=0,97
2006=369/382=0,96
2007=353/364=0,96
2008=343/348=0,98
Информация о работе Оптимизация структуры управления ГП «Теплоцентраль»