Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:27, дипломная работа
Главной задачей развития экономики и предпринимательской деятельности на современном этапе является повышение эффективности производства для решения проблемы экономического выживания. 
     Но в любое время, при любой экономической ситуации существует целый ряд отраслей промышленности без развития, которых невозможно нормальное функционирование хозяйства, невозможно обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий населения. К таким отраслям и относится энергетика, которая обеспечивает комфортные условия жизнедеятельности населения, как в быту, так и на производстве. 
       Последние исследования показали экономическую целесообразность сохранения значительной доли участия крупных отопительных котельных установок в покрытие общего потребления тепловой энергии. 
     Борьба за экономическое выживание в условиях рыночной экономики это борьба за снижение издержек, это поиск почвы.
     Книги по различным видам управления дают лишь повод, почву для начала исследования методов в управлении предприятием и организации труда. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал значительных изменений методов и организации управления экономическими объектами. 
     В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для производителей стала организация сбыта продукции и снижения затрат на её производства, а для потребителей-минимальные затраты на её приобретение. Поэтому перед предприятиями остро стоят задачи выбора эффективных форм организации и использования того, что тесно связано с нормированием, организацией производства, планированием, регулированием, координацией и управлением ФХД.    
         Логистика – наука о планировании, управлении и контроле за движением ресурсов (в т.ч. трудовых), информации и прочих потоков в различных системах, в т.ч. энергосистемах.
В связи с тем, что одной из составляющих и ведущей финансово – хозяйственной деятельности (ФХД) и всех функций управления выступает труд, рабочая сила,  то возникает потребность в повышении эффективности управления трудом, рабочей силой.
 Менеджмент — (в переводе с английского) управление, умение владеть чем - либо, это функция, вид деятельности по организации производства, координации, руководству людьми в разнообразных сферах деятельности для производства готовой продукции, работ, услуг соответствующего качества с минимальными затратами (издержками) для получения дохода с целью решения проблемы экономического выживания в условиях рыночной экономики.
         Основная цель логистического менеджмента – обеспечение максимальной интеграции потоков (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в единую систему, достижение максимальной приспособленности предприятий к изменяющейся рыночной обстановке при одновременной минимизации общих логических затрат, в т.ч. при обеспечении качества, повышении финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
Логистический менеджмент в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику координационного управления проблемами, возникающими в процессе ФХД предприятия, в т.ч. по труду. Появление логистического менеджмента явилось ответом теории на потребности предпринимателей, сформировавшиеся под воздействием внешней среды – рыночной экономики, современного рынка.
Логистический менеджмент – это результат интеграции организации производства, производственного и операционного менеджмента (П и ОМ) и логистики.  Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы «Логистические методы управления предприятием».
     Энергопредприятия представляют собой сложную систему, связанную с внешней средой через входные и выходные потоки трудовых ресурсов, овеществленных ресурсов, финансов и информации. Как показали исследования одним из путей повышения конкурентоспособности предприятий в рыночных условиях является оптимизация и интегрирование как внешних, так и внутренних материальных, трудовых, финансовых и сопутствующих потоков при помощи менеджмента, т.к. менеджмент представляет собой новое научное и практическое направление в организации, планировании, управление и оптимизации движения потоков.
    Объектом проектирования принято Г П. «Теплоцентраль», как одно из ведущих энерго предприятий ВКО г. Зыряновска.
- техническое обслуживание и 
ремонт основного и 
- оперативно – диспетчерского 
управления оборудованием 
- техническое обслуживание и 
ремонт электрооборудования, 
- монтаж и установка приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя с целью коммерческих взаимозачётов;
- техническое обслуживание и 
ремонт теплотехнического 
2. Эксплуатация котлов, 
сосудов и трубопроводов, 
- поддержание в технически исправном состоянии котлов, сосудов и трубопроводов;
- проведение текущих ремонтов котлов, сосудов и трубопроводов, находящихся на балансе.
Все цели и задачи ГП "Теплоцентраль" направлены на бесперебойное снабжение потребителей теплом.
1.3 .Анализ хозяйственной деятельности ГП «Теплоцентраль»
      Для 
жилищно-коммунального 
      В жилищно-коммунальном 
хозяйстве отсутствует 
      Г.П. «Теплоцентраль» 
является субъектом 
      Удельный вес основной 
продукции также составляет 100%, так 
как Г.П. «Теплоцентраль» не 
производит никакой другой 
Хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности любого предприятия, не зависимо от вида его деятельности. В организациях-правильный и своевременный учёт реализации товаров, продукции и оказанных услуг-обязательное условие успешной деятельности.
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
1.3.1 Анализ объёмов производства и реализации продукции
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции.
Рассмотрим показатели по отпуску тепловой энергии в таблице 1.3.1.1
Таблица 1.– Объем производства и реализации продукции
Годы  | 
  Тепловая энергия  | 
  Объём производства продукции, в Гкал  | 
  Объём производства продукции, в тыс. тенге  | 
  Цены реализации продукции, в тенге  | ||
2005 
  | 
  население  | 
  220980  | 
  264513  | 
  
 1197  | ||
предприятия  | 
  64524  | 
  77235  | ||||
2006  | 
  население  | 
  226828  | 
  271513  | 
  1197  | ||
предприятия  | 
  59210  | 
  70874  | ||||
2007  | 
  население  | 
  213550  | 
  255619  | 
  1197  | ||
предприятия  | 
  69672  | 
  83398  | ||||
2008  | 
  население  | 
  205013  | 
  255446  | 
  1246  | ||
предприятия  | 
  68703  | 
  85604  | ||||
Товарная продукция составляет (тыс. тенге):
в 2005 году = 341748
в 2006 году = 342387
в 2007 году = 339017
в 2008 году = 341050
Для анализа объёма выпуска продукции рассчитывают также темпы роста.
Возьмём за базовый 2005 год.
Таблица 1.2 – Темпы роста по годам
2005 год  | 
  2006 год  | 
  2007 год  | 
  2008 год  | 
100 %  | 
  100,2 %  | 
  99,2 %  | 
  99,8 %  | 
Основными показателями объёма производства служат товарная и валовая продукция.
В нашем случае валовая и товарная продукция – это одно и то же.
Итак, наибольшая товарная продукция наблюдается в 2006 году, наименьшая – в 2007 году. По объёму производства продукции в Гкал наиболее высокий показатель 2006 году. Не смотря на то, что объем производства продукции в Гкал в 2008 году самый низкий, в денежном выражении же самый высокий. Связано это с тем, что с 2008 года тариф на тепловую энергию был повышен на 4 %.
1.3.2 Анализ использования трудовых ресурсов
Пронализируем структуры и состава трудовых ресурсов
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основными задачами анализа являются: изучение обеспеченности предприятия и его структуры подразделений трудовыми ресурсами по количественным и качественным параметрам; выявление резервов более полного и эффективного их использования.
Таблица 1.3 - Списочная численность работников
| 
   
 Показатель состава  | 
  
   
 2005 год.  | 
  
   
 2006 год.  | 
  
   
 2007 год.  | 
  
   
 2008 год.  | 
Списочная численность среднегодовая  | 
  373  | 
  382  | 
  364  | 
  348  | 
в т.ч. рабочих  | 
  304  | 
  313  | 
  298  | 
  279  | 
Служащие  | 
  69  | 
  69  | 
  66  | 
  69  | 
Из них Руководители  | 
  
   
 27  | 
  
   
 27  | 
  
   
 27  | 
  
   
 29  | 
специалисты  | 
  25  | 
  26  | 
  23  | 
  27  | 
Другие служащие  | 
  17  | 
  16  | 
  16  | 
  13  | 
Таблица .2- Структура трудовых ресурсов ГП «Теплоцентраль»
Показатель кадрового состава предприятия  | 
  2005 год  | 
  2006 год  | 
  2007 год  | 
  2008 год  | 
рабочие  | 
  81,5  | 
  81,9  | 
  81,8  | 
  80,1  | 
руководители  | 
  7,2  | 
  7  | 
  7,4  | 
  8,3  | 
специалисты  | 
  6,7  | 
  6,8  | 
  6,3  | 
  7,7  | 
вспомогательный персонал  | 
  4,5  | 
  4,1  | 
  4,3  | 
  3,7  | 
итого  | 
  100%  | 
  100%  | 
  100%  | 
  100%  | 
Большую часть в структуре трудовых ресурсов предприятия занимают рабочие, они составляют за период с 2005 года по 2008 год от 80,1% до 81,9% от общей численности. Руководители от общей численности составляют от 7% до 8,3%. Специалисты занимают от 6,3% до 7,7% от общей численности. Вспомогательный персонал от 3,7% до 4,5%.
Таблица 3- Динамика изменения структуры трудовых ресурсов предприятия по отношению базового периода 2005 года
Показатель кадрового состава  | 
  
   
 2006 год.  | 
  
   
 2007 год.  | 
  
   
 2008 год.  | |||
чел.  | 
  %  | 
  чел.  | 
  %  | 
  чел.  | 
  %  | |
рабочие  | 
  9  | 
  2,9  | 
  -6  | 
  -1,9  | 
  -8,2  | 
  -25  | 
руководители  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  7,4  | 
  2  | 
специалисты  | 
  1  | 
  4  | 
  -2  | 
  -8  | 
  8  | 
  2  | 
вспомогательный персонал  | 
  -1  | 
  -5,8  | 
  -1  | 
  -5,8  | 
  -23,5  | 
  -4  | 
Таблица 4 -Качественный состав трудовых ресурсов предприятия
Группа рабочих  | 
  2005 год  | 
  2006 год  | 
  2007 год  | 
  2008 год  | ||||
Числен.  | 
  Уд.вес %  | 
  Числен.  | 
  Уд.вес %  | 
  Числен.  | 
  Уд.вес %  | 
  Числен.  | 
  Уд.вес %  | |
По возрасту: до 20 лет  | 
  3  | 
  0,8  | 
  10  | 
  2,6  | 
  6  | 
  1,6  | 
  15  | 
  4,3  | 
от 20 до30 лет  | 
  45  | 
  12,06  | 
  38  | 
  9,9  | 
  52  | 
  14,2  | 
  48  | 
  13,7  | 
от 30 до40 лет  | 
  104  | 
  27,8  | 
  103  | 
  26,9  | 
  108  | 
  29,6  | 
  99  | 
  28,4  | 
от 40 до 50 лет  | 
  188  | 
  50,4  | 
  200  | 
  52,3  | 
  151  | 
  41,4  | 
  130  | 
  37,3  | 
от 50 до 60 лет  | 
  28  | 
  7,5  | 
  23  | 
  6,02  | 
  47  | 
  12,9  | 
  52  | 
  14,2  | 
старше 60  | 
  5  | 
  1,3  | 
  8  | 
  2,09  | 
  0  | 
  0  | 
  4  | 
  1,1  | 
Итого  | 
  373  | 
  100  | 
  382  | 
  100  | 
  364  | 
  100  | 
  348  | 
  100  | 
По образованию начальное  | 
  
   
 0  | 
  
   
 0  | 
  
   
 2  | 
  
   
 0,5  | 
  
   
 4  | 
  
   
 1,09  | 
  
   
 0  | 
  
   
 0  | 
незаконченное среднее  | 
  12  | 
  3,2  | 
  15  | 
  3,9  | 
  20  | 
  5,4  | 
  15  | 
  4,3  | 
среднее,среднее специальное  | 
  296  | 
  79,3  | 
  295  | 
  77,2  | 
  225  | 
  61,8  | 
  236  | 
  67,8  | 
высшее  | 
  65  | 
  17,4  | 
  70  | 
  18,3  | 
  115  | 
  31,5  | 
  97  | 
  27,8  | 
Итого  | 
  373  | 
  100  | 
  382  | 
  100  | 
  364  | 
  100  | 
  348  | 
  100  | 
Пронализируем движение трудовых ресурсов ГП «Теплоцентраль»
Таблица 5 Данные о движении рабочей силы
Движение рабочей силы  | 
  2005год  | 
  2006год  | 
  2007год  | 
  2008год  | 
Численность на конец года, чел.  | 
  373  | 
  382  | 
  364  | 
  348  | 
Принято, чел  | 
  31  | 
  51  | 
  25  | 
  37  | 
Выбыло, чел, в том числе:  | 
  41  | 
  64  | 
  36  | 
  42  | 
- по собственному желанию  | 
  20  | 
  16  | 
  18  | 
  10  | 
-увольнение за нарушение  | 
  5  | 
  7  | 
  2  | 
  6  | 
Среднесписочная численность, чел.  | 
  370  | 
  379  | 
  364  | 
  345  | 
Проанализируя движение рабочей силы сделаем вывод, что в период с 2005 года по 2008 год численность персонала сократилась с 382 человек до 348 человек. Принято на работу с 51 человека до 25 человек. Выбыло с 64 до 36 человек из них по собственному желанию с 20 до 10 человек. Увольнений за нарушение трудовой дисциплины от 7 человек до 2. Среднесписочная численность составила от 379 человек до 345 человек.
Рисунок 1.3 – Движение трудовых ресурсов ГП «Теплоцентраль»
Для характеристики движения персонала рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
Коэффициент изменения по приёму
К пр. = принято /списочная численность
2005=31/373=0,08
2006=51/382=0,13
2007=25/364=0,06
2008=37/348=0,1
Коэффициент оборота по выбытию
К увол. = выбывшие /среднесписочная численность
2005=41/373=0,1
2006=64/382=0,16
2007=36/364=0,09
2008=42/348=0,12
Коэффициент текучести кадров
К тек.= (прибывшие+выбывшие)/
2005=(31+41)/373=0,19
2006=(51+64)/382=0,3
2007=(25+36)/364=0,16
2008=(37+42)/348=0,22
            
Коэффициент постоянного 
К пост.= постоянно работающие/
2005=363/373=0,97
2006=369/382=0,96
2007=353/364=0,96
2008=343/348=0,98
Информация о работе Оптимизация структуры управления ГП «Теплоцентраль»