Методы оценки эффективности сбытовой деятельности на примере ОАО БКФ «Зея»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ и совершенствование сбытовой деятельности на примере ОАО БКФ «Зея».
Основными задачами, поставленными при выполнении данной курсовой работы, являются:
1) рассмотрение сущности и понятия сбытовой деятельности фирмы;
2) изучение основных видов сбыта;
3) изучение системы управления сбытом на предприятии и его прогнозирование;

Оглавление

Введение 5
1 Анализ производственной и финансовой деятельности ОАО БКФ «Зея» 7
1.1 Краткая производственно-экономическая характеристика
предприятия 7
1.2 Анализ элементов и форм реализации сбытовой деятельности
предприятия 16
1.3 Динамика структуры сбыта продукции на предприятии 12
2 Теоретические аспекты сбытовой деятельности 20
2.1Понятие и сущность сбытовой деятельности 20
2.2 Этапы формирования сбытовой деятельности 26
2.3 Методы оценки сбытовой деятельности 36
3 Комплексная оценка эффективной каналов сбыта ОАО БКФ «Зея» 41
Заключение 45
Библиографический список 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЛОГ!!!.docx

— 129.98 Кб (Скачать)

Таблица 3 - Реализация продукции БКФ «Зея» в 2010 году, тыс. руб.

Номенклатура

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Конфеты

153593

178330

24737

116,1

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

         

Ирис

10927

10886

-41

99,6

Вафли

43952

56308

12356

128,1

Драже

7606

7430

-176

97,7

Зефир

3244

4278

1034

131,9

Мармелад

28932

33077

4145

114,3

Печенье

116694

122663

5969

105,1

Итого

364947

412972

48025

113,2


 

Факторы увеличения выручки  от продаж: повышение качества выпускаемой продукции; повышение отпускной цены; рост объёма продаж за счёт создания команд торговых представителей в г. Хабаровске и г. Владивостоке.

Можно судить об изменении  приверженности к тем или иным видам продукции, что влечёт за собой  необходимость снижения производства позиций номенклатуры, подверженных снижению спроса, или заниматься разработкой новых замещающих их видов. Например, отделом маркетинга и технологической службой проделана определенная работа по разработке инновационных продуктов. Освоен выпуск конфет глазированных шоколадной глазурью: конфет « Маугли», с желейным корпусом; «Птичье молоко», со сроком годности 5 месяцев.

Стиль управления ОАО БКФ  «Зея» - командно-административный. Высшее руководство обществом в составе  Председателя Совета директоров, финансового  директора, директора по снабжению  и сбыту, начальника отдела маркетинга и логистики.

Квалификация менеджеров среднего уровня имеет не столь высокую  оценку, как высшее руководство, но позволяет справляться с вопросами  планирования и контроля.

Среди рабочих основного  производства периодически проводится аттестация, направленная на выявление оценки соответствия уровню знаний и навыков работы по специальности. Проводится переобучение, повышение уровня квалификации. Руководство БКФ «Зея» мотивирует персонал не только финансово, но и предоставлением социальных гарантий, дешевым питанием в столовой фабрики, доставкой служебным транспортом, предоставлением путёвок в лагеря отдыха для детей сотрудников с существенной скидкой и пр.

Миссия и корпоративная  культура.

Миссия ОАО БКФ «Зея» - приносить радость и удовольствие людям, производя качественную и  полезную продукцию. Занимать прочную  позицию в отрасли производства кондитерских изделий, стремясь к экономическому росту путём продвижения своей продукции ориентируясь на высокое качество, инновацию, высококвалифицированный персонал. Это позволит акционерам общества получать прибыль, а персоналу ощущать стабильность рабочих мест, социальные гарантии и достойное вознаграждение за свой труд.

Девиз ОАО БКФ «Зея»: «Любимое дело, выполненное честно, гарантирует успех!» Подтверждением служит высокая корпоративная культура. Работники фабрики добросовестно выполняют свои обязанности, проявляя инициативу и обеспечивая стабильное производство продукции. Компания следит за развитием профессиональных и деловых качеств своих сотрудников, активно участвует в социальной и общественной жизни и является уважаемым членом делового сообщества2.

Наблюдая за работой системы сбыта на предприятии, можно выявить проблему, что вопросу оптимизации и контроля каналов сбыта не уделяется должного внимания и, чаще всего, это создает проблемы в реализации стоящих перед предприятием задач. В свою очередь, основная задача оптимизации и контроля - повышение эффективности работы сбытовых каналов, в частности, и всей сбытовой деятельности предприятия, в целом. Проведенный анализ работы сбыта в реальных условиях рынка позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в существующих каналах товародвижения ОАО БКФ «Зея» и своевременно внести коррективы в сбытовую политику.

1.2 Анализ элементов  и форм реализации сбытовой  деятельности 

После окончания производственного  процесса кондитерские изделия направляются на склад готовой продукции. После  этого кондитерские изделия готовы к реализации.

Система сбыта продукции  ОАО БКФ «Зея» крайне упрощена. Предприятие реализует свою продукции оптовым покупателям (как правило, это юридические лица, хотя покупателем может быть и физическое лицо). В существующей системе сбыта у предприятия имеется только один распределительный центр – это непосредственно сам склад готовой продукции.

Оптовые покупатели самостоятельно осуществляют транспортировку продукции  с этого склада до своих распределительных  центров, находящихся, как правило, в месте потребления товара (это могут быть оптовые склады, склады розничной торговли, магазины и т.д.)

Основные элементы сбытовой политики ОАО БКФ «Зея»:

- транспортировка продукции на ОАО БКФ «Зея» происходит следующим образом: торговые независимые посредники забирают продукцию собственным автотранспортом;

- хранение продукции: поскольку технические возможности позволяют содержать запасы продукции, то в резерве всегда находится 200 картонных ящиков (по 5 кг каждый) кондитерской продукции, то есть около тонны для непредвиденных обстоятельств (возможен неожиданный заказ на продукцию);

- контакты с потребителями – это действие по – оформлению заказов : дается потребителями на необходимый объем продукции за два дня до отпуска продукции со склада по телефонному звонку в ОАО БКФ «Зея»; организации платежно – расчетных документов, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар: кассир ОАО БКФ «Зея» выписывает накладную, счет – фактуру, приходный ордер в момент получения и оплаты товара со склада потребителем; сбор информации о рынке: руководитель фирмы, а также кассир (так как работает непосредственно с потребителями, занимаясь выпиской документов) постоянно интересуются и собирают отзывы о выпускаемой продукции – как раскупается товар, что не устраивает во вкусовых качествах товара.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на решение о выборе канала распределения. Итак, отметим следующие факторы:

1) Характер товара. Продукция ОАО БКФ «Зея» занимает следующее место в классификации видов товаров: это продукция предварительного выбора.

2) Сроки хранения - не возникает дополнительных проблем, т.к. товар не является скоропортящимся, что является одним из его достоинств, срок хранения некоторых товаров достигает до 6 месяцев при особом температурном режиме.

3) Транспортабельность товара – проблем с доставкой нет, так как у ОАО БКФ «Зея» заключены договоры с магазинами работающими в городе Благовещенске.

4) Условия хранения – кондитерские  изделия должны храниться в крытых затемненных помещениях.

5) Наличие конкурентов - основными конкурентами на рынке кондитерских изделий в розничном канале сбыта в целом по  ДВ региону остаются компании Nestle и Рошен. В Приморском крае серьезные позиции удерживает местный производитель –фабрика «Приморский кондитер».

6) Потребители - в данном случае руководство ОАО БКФ «Зея» воспользовалось следующей стратегией охвата рынка – недифференцированный маркетинг, т.е. решили пренебречь различиями в сегментах и обратились ко всему рынку сразу с одним предложением – кондитерские изделия, сконцентрировав усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в них общее.

ОАО БКФ «Зея» создал товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка.

Рассмотрим каналы распределения продукции ОАО «Зея»:

При обслуживании потребителей предприятие использует косвенные  каналы распределения продукции  различных уровней.

Частные предприниматели (розничной  торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии.

В ДВ регионе через торговых агентов, осуществляется доставка продукции в магазины. В обязанности торговых агентов входит сбор заявок с клиентуры и контроль дебиторской задолженности, анализ регионального рынка сбыта.

Косвенные каналы распределения (оптовая торговля, двухуровневый канал).

Оптовые предприятия (независимые  посредники) города, области и других областей приобретают продукцию  самовывозом на предприятии.

Доставка продукции оптовым  покупателям (независимым посредникам) города, области и других областей транспортом предприятия.

Схема каналов товародвижения представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 - Схема каналов товародвижения ОАО БКФ «Зея»

Как видно из представленной схемы предприятие использует вертикальные каналы товародвижения: первого и второго уровня. При доставке продукции оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов оптовиками.

Косвенный канал сбыта  ОАО БКФ «Зея» построен по принципам «проталкивания», условия по сбыту в данном случае распределяются между сотрудничеством с посредниками и работой. Как средство достижения сотрудничества с посредниками, руководство ОАО БКФ «Зея» выбрало следующий метод: формализации отношений (со всеми посредниками заключены договора, фиксирование рейтинга поставок, оформление и резервирование продукции).

 

 

Рисунок 3 – Схема прямого товародвижения ОАО БКФ «Зея»

 

В ОАО БКФ «Зея» имеется прямой канал сбыта (рисунок 3).

Прямой сбыт выгоден в  том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных  с организацией собственности сбытовой структуры. При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.  
При непрямом сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара3.

Как мы видим, из множества  способов доведения своей продукции  до конечного потребителя предприятие  выбрало три простых канала распределения товаров, не требующие от самого предприятия каких-либо особых усилий и затрат на реализацию своей продукции.

1.3 Динамика структуры  сбыта продукции на предприятии

Как уже было указано выше, предприятие реализует свою продукцию  нескольким оптовым покупателям, которые затем уже самостоятельно распространяют ее по своим каналам.

Опишем этих посредников.

У рассматриваемого предприятия  за два года его работы на рынке  сложились определенные устойчивые связи с предприятиями, занимающимися оптовыми закупками кондитерских изделий. Все эти предприятия зарегистрированы и работают в Амурской области:

1) ООО «Стик»,

2) ООО «Авоська»,

3) ООО «Наш универсам»,

4) ООО «Копеечка»,

5) ИП Мужарова А. А.

Таблице 7 - Удельный вес каждого посредника в общей сумме реализуемой продукции за 2009 – 2010 гг

Покупатель

2009

2010

Абсолютное отклонение

Объем реализуемой продукции, тонн

Удельный вес, %

Объем реализуемой продукции, тонн

Удельный вес, %

Объем реализуемой продукции, тонн

Удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

ООО «Стик»

359,560

18,35

480,234

21,02

120,674

36,98

ООО «Авоська»

486,030

24,81

501,774

21,95

15,744

4,83

 ООО «Наш универсам»

243,196

12,41

247,342

10,83

4,146

1,27

1

2

3

4

5

6

7

ООО «Копеечка»

770,210

39,31

915,340

40,04

145,130

44,49

ИП Мужарова А.А.

100,324

5,12

140,894

6,16

40,570

12,43

Итого:

1959,320

100

2285,584

100

326,264

100

Информация о работе Методы оценки эффективности сбытовой деятельности на примере ОАО БКФ «Зея»