Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ и совершенствование сбытовой деятельности на примере ОАО БКФ «Зея».
Основными задачами, поставленными при выполнении данной курсовой работы, являются:
1) рассмотрение сущности и понятия сбытовой деятельности фирмы;
2) изучение основных видов сбыта;
3) изучение системы управления сбытом на предприятии и его прогнозирование;
Введение 5
1 Анализ производственной и финансовой деятельности ОАО БКФ «Зея» 7
1.1 Краткая производственно-экономическая характеристика
предприятия 7
1.2 Анализ элементов и форм реализации сбытовой деятельности
предприятия 16
1.3 Динамика структуры сбыта продукции на предприятии 12
2 Теоретические аспекты сбытовой деятельности 20
2.1Понятие и сущность сбытовой деятельности 20
2.2 Этапы формирования сбытовой деятельности 26
2.3 Методы оценки сбытовой деятельности 36
3 Комплексная оценка эффективной каналов сбыта ОАО БКФ «Зея» 41
Заключение 45
Библиографический список 46
Как видно из приведенных в таблице данных, в 2011 г по сравнению с 2010 г количество предприятий, с которыми сотрудничает ОАО БКФ «Зея», осталось без изменений, а вот в структуре сбыта произошли изменения. Наглядно эти изменения показаны на диаграмме 1.
Диаграмма 1 - Структура реализации продукции за 2010 - 2011 гг.
Как видно из графика, в 2011 г. произошло увеличение доли всех посредников. Наибольший удельный вес закупок приходится на такие предприятия, как ООО «Стик», ООО «Копеечка», ИП Мужарова А.А.
Доля ООО «Авоська» и «Наш универсам» практически не изменилась.
Исходя из результатов анализа структуры сбыта, можно заметить, что
подавляющее большинство своей продукции предприятие реализует всего четырем посредникам.
В результате этого можно выявить проблему, что структура сбыта ОАО БКФ «Зея» является недостаточно диверсифицированной, в результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса со стороны вышеперечисленных оптовых покупателей, а это, в свою очередь, может негативно сказаться в будущем на успешности реализации продукции предприятия. В данном случае эти оптовые покупатели могут в определенной ситуации диктовать предприятию свои условия, добиваясь для себя определенных выгод и пользуясь тем, что предприятие достаточно сильно от них зависит.
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1Понятие и сущность сбытовой деятельности
В большинстве случаев производство и потребление продукции не совпадает ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, какими бы разнообразными потребительскими свойствами ни обладал готовый продукт, на реальный коммерческий успех фирма может рассчитывать только при условии рационально организованного его (продукта) распределения и обмена, т.е. сбыта.
Основными элементами сбытовой деятельности являются следующие:
1) транспортировка продукции - её физическое перемещение от производителя к потребителю;
2) доработка продукции - подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;
3) хранение продукции - организация создания и поддержание необходимых её запасов;
4) контакты с потребителями - действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платежной - расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке.
Сбыт — операции осуществляемые по реализации предприятием изготовляемой им продукции, товаров с целью получения денежной выручки, обеспечения поступления денежных средств.
К таким операциям принадлежат доработка, сортировка, отмена, паковка, транспортирование, складирование, хранение, доставка в оптовых и розничных покупателей и продажа. Операции из сбыта товаров осуществляют транспортные предприятия, складские организации, сбытовые лаборатории, центры информации из сбыта, организации оптовой торговли и торговли на заказ, товарные биржи, торговые дома, универмаги, специализированные магазины, банки и другие финансовые учреждения, которые специализируются на торговых операциях.
Несмотря на то, что главных
классификационных признаков
Система прямого сбыта
предусматривает
Прямой сбыт осуществляют, используя принадлежащие фирме производителю:
1) региональные сбытовые филиалы, имеющие штат квалифицированных специалистов, знающих местный рынок, конкурентов, способных предложить соответствующие запросам потребителей условия продажи товаров и сервис;
2) сбытовые конторы или службы без создания товарных запасов с выполнением функций по заключению сделок "под заказ", изучению рынка поддержанию контактов с потребителями;
3) специальных агентств имеющих или не имеющих право на заключение сделок, функциональные обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрация товара клиенту;
4) розничную сеть (киоски, магазины, салоны и др.).
Предусматривается также использование средств массовой информации и личных контактов собственника фирмы - производителя с конечным потребителем.
В случае, когда система
предусматривает участие в
При организации косвенного канала сбыта возникает потребность в определении его длинны и ширины:
- длина канала - это количество уровней канала, то есть однофункциональных посредников;
- ширина канала - число посредников, условно находящихся на одном уровне.
Позиции, занимаемые фирмами по отношению к сбыту, имеют признаки позволяющие классифицировать сбыт по видам (таблица 1).
Таблица 8 - Признаки классификации сбыта по видам
Признак классификации |
Виды сбыта |
Схема | |||||
1 |
2 |
3 | |||||
1 По организации системы сбыта. |
1.1 Прямой – непосредственная реализация продукции производителя конкретному потребителю. |
| |||||
1.2 Косвенный – использование независимых торговых посредников в канале сбыта. |
| ||||||
2 По числу посредников. |
2.1 Интенсивный – большое число оптовых и различных посредников. Цель: расширение сбыта, приближение товара к потребителю. |
| |||||
Продолжение таблицы 8 | |||||||
1 |
2 |
3 | |||||
|
2.2 Селективный – ограничение числа посредников. Цель: достижение большого объема продаж при сохранении контроля над капиталом сбыта. |
| |||||
2.3 Исключительный – малое
(или единичное) число Цель: сохранение престижного образа и контроля за каналом сбыта. |
|
Очевидно, что по мере движения товара по каналам сбыта с участием посредников, его физическому перемещению может сопутствовать и передача прав собственника. В этом случае полнота передаваемых посреднику прав на товар, форма передачи, степень его ответственности и риска различны. Соответственно этому посредники типизируются, а каналы с их участием приобретают сложную структуру.
Широко распространены типы посредников:
1) зависимые торговые агенты, представители, брокеры, действующие по поручению и за счет клиента, специализируются на заключении сделок между производителями и потребителями, получают вознаграждение в виде процента от продаж или комиссионных, несут минимальный риск;
2) дистрибьюторы, действующие за свой счет, но от имени производителя. Они имеют право на возврат товара, получают вознаграждение за счет разницы в ценах покупки и продажи, несут риск, безусловно больший, чем зависимые посредники, но меньший, чем дилеры.
3) дилеры, которые становятся собственниками товара, действуют за свой счет и от своего имени, получают доход за свой счет разницы в ценах покупки и продажи, несут максимальный риск.
Посредники бывают самостоятельными, либо связанными в вертикальную или горизонтальную маркетинговую систему (сеть), которая может быть:
- договорной (между посредниками разных уровней или одного уровня);
- корпоративный (один из посредников приобретает права на участие в капитале других участников канала сбыта);
- управляемой (наиболее крупный участник канала координирует деятельности других посредников).
При этом инициатором создания такого структурно - сложного канала распределения может выступать любой уровень - производитель, оптовый или розничный торговец.
Таким образом, товародвижение (фирмы) производителя - это деятельность, направленная на организацию движения потока товара к конечному потребителю, целью которой является создание условий для превращения потребности потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар и получение наибольшей прибыли предприятия от сбыта своей продукции5.
2.2 Этапы формирования сбытовой деятельности
Всякие изменения сбытовой политики предопределяет существенные структурные перестроения в уже налаженном канале сбыта.
Для того, чтобы этот процесс проходил более организованно и по возможности с меньшими издержками, такие изменения должны соответствовать следующим этапам формирования сбытовой политики.
Первый этап - определение целей сбыта. В зависимости от системных целей деятельности фирмы на конкретном рынке целями сбыта могут быть: объем сбыта, доход или прибыль, время сбыта, использование ресурсов, степень охвата рынка, степень контроля за товародвижением и другое. При этом независимо от того, становятся цели на долгосрочную или краткосрочную перспективу, они должны быть достижимы в принципе и иметь количественное выражение.
На втором этапе избирается стратегия сбыта. Прежде всего, принимается решение о выборе принципа построения косвенных каналов - с использованием «проталкивания» или «втягивания» (таблица 9) на практике указанные принципы часто дополняют друг друга.
Многие фирмы используют «смешанный» принцип, при котором усилия по сбыту распределяются между сотрудничеством с посредниками и работой с конечными потребителями.
Далее выявляются альтернативы конфигурации каналов распределения (виды каналов и их структура).
При использовании прямых
каналов устанавливается
Результатом второго этапа является исполнение общей концепции сбыта предприятия с точки зрения структуры организации, построенных информационных связей, условий, на которых будет осуществляться поставка продукции, оценка величины сбытового бюджета6.
Таблица 9 - Принцип построения косвенных каналов сбыта
Принцип |
Содержание |
«Проталкивание» |
Сосредоточение усилий производителя на уровне оптовика (по всем функциям). Дальнейшее движение продукции - усилия оптовой торговли. Цель: сотрудничество с посредниками. |
«Втягивание» |
Сосредоточение усилий производителей на конечном потребителе, который в свою очередь формирует запросы к посредникам, а те - к производителю. Цель: притягивание посредников. |
Третий этап - отбор посредников и участников сбытовой системы. С этой целью устанавливается перечень конкретных требований к ним, вытекающих из общей концепции сбыта. Требования могут быть связаны с рыночными возможностями посредников (охват рынка), способностью маневрировать, уровнем профессионализма работников, возможностями демонстрации продукции, оказания услуг потребителям и т.д. (Таблица 10).
Таблица 10 - Критерии выбора сбытового посредника
Критерии |
Причины выбора |
1 |
2 |
1 Финансовые аспекты |
а) чем больше финансовые возможности, тем лучше. б) продолжительность работы в данной сфере (чем больше, тем лучше). |
2 Организация и основные показатели сбыта: - число занятых; - уровень компетентности в технических вопросах. |
а) наличие мощной сбытовой сети. б) темпы роста оборотов в) наличие не подготовленного в технических вопросах персонала нежелательно; г) динамика за последние 3-5 лет; д) период анализа показателей сбыта. |
3.Сбыт какой продукции осуществляет посредник. 1 |
а) можно ли доверить сбыт своей продукции: б) иногда можно доверить; 2 |
- изделия конкурентов; |
в) наиболее предпочтительный посредник; |
- изделия дополняющие ваши изделия и услуги; - изделия и услуги самого высокого качества. |
г) чем выше качество, тем больше доверие такому посреднику. |
4 Общий ассортимент услуг и изделий. |
Нужно убедиться, что вашей торговой марке будет оказано должное внимание. |
5 Репутация фирмы. |
Можно судить только по собственному опыту. |
6 Степень охвата рынка: - в географическом разрезе; - в отраслевом плане; - частота получения заказов; |
а) чем больше, тем лучше: б) нужно избегать дублирование собственной сбытовой сети; в) сбытовая сеть дилера должна покрывать основные сегменты (группы потребителей); г) увеличение частоты получения с началом работы. |
7 Запасы и складские помещения: - вид и уровень запасов; - складские помещения. |
а) главное - готовность в любой момент осуществить поставку продукта потребителю: б) наличие полного ассортимента и комплекта поставки; в) высоко ценится уровень технической оснащенности. |
8 Управление сбытом и стратегия. |
Главное оценить степень агрессивности на рынке и стремление стать лидером в своей отрасли. |
Информация о работе Методы оценки эффективности сбытовой деятельности на примере ОАО БКФ «Зея»