Использование отходов в качестве ВМР; нормативно-техническая база ВМР; Лгистика обратных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Среди факторов динамичного развития и повышения устойчивости любого производства большое значение всегда придавалось рационализации использования материальных ресурсов, материалосбережению. Объективная необходимость экономии материальных ресурсов обусловлена огромными масштабами их потребления и усложнением путей расширенного воспроизводства. Существенным аспектом материалосбережения является получение дополнительного эффекта не только в рамках конкретного производственного звена, но и всей национальной экономики, а также обеспечение экологического и социального эффектов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Отходы производства и потребления 6
2 Вторичные материальные ресурсы 10
2.1 Классификация вторичных материальных ресурсов 10
2.2 Нормативно-правовая база вторичных материальных ресурсов и их использование 14
3 Логистический подход к управлению обратными потоками 23
3.1 Обратная логистическая цепь в системе обращения вторичных ресурсов 23
3.2 Факторы, влияющие на эффективность управления системой обращения с отходами 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

основная часть курсовой.docx

— 395.30 Кб (Скачать)

Работы по рециклингу с экономических позиций можно классифицировать следующим образом.

    1. Результат переработки отходов - востребованный в народном хозяйстве высокоэффективный продукт. Для переработчика в данном случае присутствует весь спектр работ - поиск, сбор, транспортировка, переработка, сбыт переработанного продукта.
    2. Результат переработки отходов - востребованный в народном хозяйстве, но экономически малоэффективный продукт. Переработка подобных материалов осуществляется в основном из-за соблюдения требований экологической безопасности. В данном случае присутствует лишь ограниченный набор работ - только переработка и сбыт переработанного продукта. Затраты на их сбор, предварительную обработку, транспортировку и переработку в условиях существующей муниципальной системы обращения с отходами не окупятся выручкой от реализации вторичного сырья.
    3. Результат переработки - нерентабельный (убыточный) продукт. Работа проводится под контролем государства в народно-хозяйственных интересах.

Следовательно, можно предположить, что к различным типам рециклинга следует применять и различный оценочный аппарат.

С точки зрения рентабельности переработки процессы рециклинга коммерчески привлекательных отходов (1 группа) можно оценивать исходя из максимизации прибыли.

По поводу второй группы однозначного мнения среди специалистов нет.

Рециклинг третьей группы отходов является, как правило, убыточным процессом. Основной подход к оценке работ в этой группе - минимизация затрат (или приведенных затрат) при удовлетворении экологических требований.

Таким образом, можно сказать, что рециклинг отходов, характеризующийся высоким индексом ler, следует поручить для реализации предприятиям на коммерческой основе, а низкоэффективным - государству.

Необходимо отметить, что  в Республике Беларусь наработана достаточная нормативно-правовая база обращения с отходами. В частности Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь разработана концептуальная схема обращения с коммунальными отходами. Схема построена с учетом действующего законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами и заданий Государственной программы сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь №327 от 22 июня 2009 г.

В Схему интегрирован опыт ряда стран Европейского союза (Швеция, Германия, Швейцария), сопредельных стран (Россия, Украина), других развитых стран (США, Южная Корея) по управлению обращения  с коммунальными отходами.

 Схема  опирается на современные подходы развитых стран в области управления отходами (принципы зеленого роста и зеленой экономики, концепция «трех R», «Zero Waste» и других)

Схемой определены три  основных подхода:

- снижение (минимизация) объемов образования отходов

- повышение эффективности системы раздельного сбора отходов

- внедрение новых социальных механизмов вовлечения населения в систему раздельного сбора, которые включают в себя совершенствование в части:

  • государственного регулирования и нормативно-правовой базы в области обращения с вторичными материальными ресурсами;
  • экономического стимулирования сбора и переработки отходов (тарифная политика, механизмы возмещения затрат и др.) и расширение реализации принципа расширенной ответственности производителей и импортеров;

экологически и экономически эффективной системы раздельного  сбора коммунальных отходов с  внедрением эффективных технологий по их использованию [14].

Таким образом, условиями  рационально использования отходов, как источников ВМР являются: высокое экологическое сознание населения, позволяющее обеспечить селективный (раздельный) сбор отходов; детальная информация о видах, количестве и местах производства отходов, необходимая для планирования, организации регулирования процесса рециглинга; экономическая оценка (обоснование) эффективности рециглинга с помощью индекса Ier.

Кроме того, необходима существенная работа по созданию новых и гармонизации имеющихся государственных программ и нормативных правовых актов, обеспечивающих комплексный подход к формированию системы обращения с отходами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Крупнейшие научные и технические  открытия недавно минувшего XX века в области электротехники, электроники, кибернетики, производства синтетических материалов, генетики и других привели к коренной перестройке производства и образа жизни людей. Развитие промышленности достигло огромных размеров, но стремление людей к более комфортной жизни заставляет их расширять производство.

Чтобы удовлетворить потребности 1 человека в пище, одежде и жилье  за год расходуется около 20 т различного сырья, но, как уже отмечалось, только 5-10% сырья переходит в конечный продукт, а 90-95% моментально идет в отходы.

Установлено, что  в настоящее время загрязнение  окружающей среды промышленными  отходами, бытовым мусором и отбросами  увеличивается быстрее, чем население  планеты. Отсюда десятки миллиардов тонн промышленных отходов, сотни миллионов  тонн бытовых отходов и мусора.

Ежегодный рост образования и накопления отходов наблюдается и в Республике Беларусь.

Анализ существующей ситуации показывает, что в республике:

  • объемы отходов потребления растут;
  • технологии по их использованию отходов, являющихся потенциальными ВМР  внедряются недостаточно;
  • из-за разницы в образовании и использовании отходов производства продолжился рост их накопления;
  • развитая система сбора таких отходов, как вышедшие из эксплуатации сложная бытовая техника, аккумуляторные батареи, ртутьсодержащие термометры и лампы отсутствует.

Между тем с  точки зрения коммерции вообще и  логистики в частности существует достаточно обширный перечень признаков  классификации вторичных материальных ресурсов, которые в настоящее  время могут быть использованы в качестве производственного сырья. Наиболее распространены следующие виды вторичного сырья, представляющие наибольший экономический эффект от утилизации и использования в промышленном производстве: макулатура; вторичные текстильные материалы; вторичное полимерное сырье; стеклобой.

Рост производства сопровождается постепенным ужесточением экологических требований, что  становятся существенным ограничителем в современной экономике, так как ужесточение законодательных норм и правил увеличивает затратную составляющую производителей и потребителей.

 В Республике  Беларусь наработана достаточная  нормативно-правовая база обращения  с отходами: закон «Об обращении  с отходами» 2007 года, Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»; Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в  Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы; Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления". В данных нормативных правовых актах закреплен принцип приоритетности использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению; определены правовые основы обращения с отходами, направленные на предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

Применение логистического подхода к управлению системой обращения вторичными ресурсами предполагает составление микра- и макралогистических обратных цепей, которые включают этапы образования, сбора, заготовки, обработки, получение товарной массы, продвижения на рынке, реализации, транспортировки и производственного потребления.

Для эффективного функционирования обратных логистических систем (в качестве которых в данном случае рассматривается система обращения вторичных ресурсов) необходимы следующие условия:

высокое экологическое сознание населения, позволяющее обеспечить селективный (раздельный) сбор отходов;

детальная информация о видах, количестве и местах производства отходов, необходимая для планирования, организации регулирования процесса рециглинга;

экономическая оценка (обоснование) эффективности рециглинга с помощью  индекса Ier.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамов А.В., Кусраева О.С.Об эффективности рециклинга/А.В. Абрамов, О.С. Кусраева//Рециклинг отходов.-2009.-№5()23.-С.3-4
  2. Альбеков А.У. Логистика в управлении коммерческим оборотом вторичных ресурсов/ А.У. Альбеков.-СПб:Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-124 с.
  3. Букринская Э.М. Реверсивная логистика : учебное пособие / Э.М. Букринская. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 79 с.
  4. Козлова, Т. Вторая жизнь битого стекла/Т. Козлова// Рэспублика.- 2011.-№2 (5165).-С.6-7
  5. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Состояние природной среды Беларуси. Ежегодный экологический бюллетень 2011 год Под ред. В.Ф. Логинова. – Минск: РУП «Минсктиппроект», 2012. – 363с.
  6. О государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы. Указ Президента Республики Беларусь № 327 от 22.06.2009г
  7. О некоторых вопросах обращения с отходами потребления. Указ Президента Республики Беларусь № 313 от 11.07.2012г.
  8. Об обращении с отходами. Закон Республики Беларусь № 271-З от 20.07. 2007г.
  9. Сапожникова Г.П. Конец мусорной цивилизации: пути решения проблемы отходов/ Г.П. Сапожникова.-Москва: Изд-во «Оксфам»,  2010.- 108 с.
  10. Сидорова, Н. Логистическая составляющая процесса утилизации производственных и бытовых отходов /Н. Сидорова// Логистика.-2011.-№3.-С. 11-13
  11. http://www.rg.ru/2012/07/11/narodonaselenie-site.html
  12. http://beleco.by/novosti/97-2012-10-02-10-04-38.html
  13. http://grodno-region.gov.by/ru/news/region_news
  14. http://www.moyby.com/news/69981/

 


Информация о работе Использование отходов в качестве ВМР; нормативно-техническая база ВМР; Лгистика обратных потоков