Использование отходов в качестве ВМР; нормативно-техническая база ВМР; Лгистика обратных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Среди факторов динамичного развития и повышения устойчивости любого производства большое значение всегда придавалось рационализации использования материальных ресурсов, материалосбережению. Объективная необходимость экономии материальных ресурсов обусловлена огромными масштабами их потребления и усложнением путей расширенного воспроизводства. Существенным аспектом материалосбережения является получение дополнительного эффекта не только в рамках конкретного производственного звена, но и всей национальной экономики, а также обеспечение экологического и социального эффектов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Отходы производства и потребления 6
2 Вторичные материальные ресурсы 10
2.1 Классификация вторичных материальных ресурсов 10
2.2 Нормативно-правовая база вторичных материальных ресурсов и их использование 14
3 Логистический подход к управлению обратными потоками 23
3.1 Обратная логистическая цепь в системе обращения вторичных ресурсов 23
3.2 Факторы, влияющие на эффективность управления системой обращения с отходами 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

основная часть курсовой.docx

— 395.30 Кб (Скачать)

Основа концепции КУО  состоит в том, что бытовые  отходы состоят из различных компонентов, которые не должны в идеале смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.

Проблема бытовых отходов  не решается выбором «правильной» технологии или даже комбинации технологий, так как, кроме технологических, она имеет экономические, социальные и организационные аспекты. Идея КУО заключается в том, что все эти аспекты должны рассматриваться в комплексе.

Формирование логистической системы обращения отходов сталкивается с рядом проблем, в числе которых:

  • отсутствие непрерывного материального потока с момента образования до момента вторичного использования из-за наличия промежуточных звеньев;
  • отсутствие адекватных внутренних и внешних информационных потоков в системе;

наличие сложной организационной  структуры, порождающей несогласованность принимаемых решений [3].

Изменение политики в отношении  вторичного сырья не будет реальным решением проблемы, если ее свести исключительно к вопросам селективного сбора и рециклинга. Чтобы должным образом рассмотреть эту проблему, необходимо учесть все процессы, связанные с производством, использованием первичных и удалением вторичных материалов, сбором и переработкой отходов, и другие. Лишь при таком всеобъемлющем подходе к проблеме можно избежать несогласованности индивидуально принимаемых мер, появления нежелательных изменений в содержании проблемы, а также экономически нерационального приложения государственных и частнопредпринимательских инициатив.

Политика в области  вторичного сырья учитывает необходимость решать двойственную задачу: сохранить ресурсы и сохранить окружающую среду. Цели этой политики заключаются в сокращении объемов неиспользуемых материалов путем применения безвредных для окружающей среды технологий; продлении срока службы изделий и расширении сфер их вторичного использования; замене редких видов сырья менее редкими; расширении использования отходов посредством их рециркуляции в рамках производственного процесса (восстановление материалов); регенерации энергии из отходов и включении их в биологический кругооборот, а также в безопасном для окружающей среды удалении отходов. Эти цели не следует считать изолированными, обособленными друг от друга, необходим комплексный подход, учитывающий конкретное использование материалов. Так, например, с точки зрения политики в области управления сырьем и охраны окружающей среды расширение объемов рециркуляции отходов не заменяет усилий, направленных на непосредственную экономию сырья, а лишь дополняет ее. Кроме того, невозможно решить проблему снижения количества отходов исключительно мерами ужесточения правил обращения с отходами.

Практика показывает, что подобный круг увеличения масштабов, стоимости  и недовольства населения невозможно разорвать путем простого ужесточения  экологических стандартов или внедрения  новых технологий утилизации отходов.

В связи с наличием большого количества взаимоотношений с внешней средой сферы, связанной с обращением отходов, большое значение имеет определение границ исследуемой системы. Для данного объекта могут быть рассмотрены три большие системы.

При системных исследованиях:

  • система внешней среды, определяющая общие социальные, культурные, политические, экономические условия, в которых существует объект;
  • система конкурентных отношений, отражающая отраслевую и региональную структуру, взаимоотношения между конкурентами, отношения между производителями и потребителями, поставщиками и покупателями;
  • система внутренней организации, характеризующая организационную структуру объекта, то есть в нашем случае поэтапное продвижение потока вторичных материальных ресурсов.

Новые возможности могут  появиться как из внешней, так  и из внутренней среды. Внешняя среда  и те ее характеристики, которые  требуют особого внимания, могут  быть разделены на такие основные области, как экономическая, политическая, техническая и социологическая.

Основные показатели экономической  области - это спрос на вторичные  ресурсы и вторичное сырье, предложение, конкуренция и вообще любые изменения  в поведении субъектов рассматриваемого рынка. Рынок вторичного сырья в целом обладает своими специфическими особенностями, для него, разумеется, необходима развитая инфраструктура, в первую очередь техническая и технологическая базы.

Технический прогресс проявляется  в создании новых продуктов, материалов, оборудования, концепций, методов и  систем. Однако доля эффективных технологий для переработки отходов в  их составе очень мала или наблюдается  отсутствие достаточной информации о том, какие технологии используются и разрабатываются, какие виды оборудования имеются и где его приобрести, какие организации осуществляют монтажные, наладочные и ремонтные работы.

Предприятие переработки  является тем звеном цепи при организации  системы оборота отходов, которое  обеспечивает перевод отходов в  категорию вторичных материальных ресурсов. Однако недостаточное внимание к начальным этапам - образованию и сбору - снизит эффективность деятельности в целом. Непосредственными участниками и партнерами в процессе сбора вторичных ресурсов являются, с одной стороны, население и организации - источники образования отходов, с другой - специализированные предприятия их сбора и обработки. Специфика населения как поставщика вторичных ресурсов состоит в распыленности, малом объеме образования и независимости от всей организации процесса.

 Таким образом, одним  из важных факторов успешной реализации природоохранных программ в целом и направлений, связанных с утилизацией отходов, является экологическое сознание населения, которое выражается в общественном мнении. Оно, в свою очередь, отражает не только определенный уровень знаний людей (экологическое образование), но и характеризует отношение (активное, пассивное) к объекту мнения. Участие нескольких социальных групп в решении вопросов организации процесса обращения с отходами неизбежно влечет к столкновению их интересов.

Стоит отметить, что существующие в настоящее время механизмы  согласования интересов различных  общественных групп практически  не работают. В особенности это  касается проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, в связи с чем возникает прямая необходимость применения системного анализа для решения указанных задач. В случае разбросанности источников вторичного сырья использование новых возможностей утилизации отходов зачастую оказывается осуществимым лишь при условии координации всех интересов участников. Расширение вторичного использования отходов все в большей степени требует отказа от решений, принятых в интересах отдельных групп.

То есть можно выделить такой фактор (условие) для рационального использования  ВМР как сбор и оценка соответствующей информации. При установлении и развитии отношений между производителями и потребителями вторичного сырья первостепенное значение имеют необходимые сведения о видах, количестве и местах производства этого сырья и факторах, влияющих на его производство, а также о возможностях его использования и сбыта. Для принятия практических решений, касающихся использования вторичного сырья, необходима более детальная информация, чем для решения вопросов, связанных с удалением отходов. Помимо технических, не меньший интерес представляют организационные и экономические аспекты, причем последние нередко отражают конъюнктурные колебания регионального и даже местного спроса. С повышением требований к содержанию информации обеспечение ею затрудняется. Нередко необходимые данные, например о составе отходов, не могут быть получены даже на уровне предприятия, которое является их источником. Более того, имеющуюся информацию зачастую скрывают по причинам экономической конкуренции или опасаясь реакции общественности. Кроме того, потребуется осуществление консультаций по вопросам использования отходов, а также достижения тесного сотрудничества со смежными отраслями экономики.

Аналитический обзор современных  тенденций накопления и обращения отходов говорит о том, что во всем мире наблюдается рост отходов и повышение важности научных и инженерных проблем в этой области. Для снижения негативного воздействия отходов европейское законодательство (75/442/УС, 91/156/УС) предусматривает внедрение каждой страной планирования и управления потоками различных видов отходов [3].

Экологические проблемы все  чаще становятся предметом интереса и изучения со стороны экономических наук. Сохранение среды обитания начинает рассматриваться как экономическая проблема с точки зрения макро- , мезо- и микроэкономической проблематики, так как решение экологических проблем возможно только в рамках всей экономики в целом. Система регулирования хозяйственной деятельности должна функционировать таким образом, чтобы предприятия, действуя в соответствии с внутренними критериями экономической эффективности и в рамках законодательства, обеспечивали приемлемый для общества уровень качества окружающей среды.

То есть, среди существенных факторов, влияющих на организацию системы утилизации отходов, можно выделить экономическую сторону обеспечения процесса.

Самый важный и  непривычный  для населения и властей факт состоит в том, что процесс утилизации является действительно дорогостоящим. В странах Европы и Северной Америки утилизация отходов, проводимая с соблюдением экологических норм, обходится в среднем в несколько десятков, а иногда - более сотни долларов за тонну. В нашей стране  трудоемкий процесс организации раздельного сбора отходов от населения является убыточным. Однако, несмотря на это, альтернативы ему,по большому счету, нет. Опыт зарубежных стран показывает, что селективный сбор отходов с последующим рециклингом - самый эффективный путь управления отходами.

Высокая цена за утилизацию отходов создаст дополнительный рычаг в управлении: например, во многих странах население и учреждения платят за утилизацию в зависимости от количества отходов, которое они выбрасывают. Это создает мощный стимул к сокращению количества отходов, отправляемых на полигоны, и задача властей состоит в том, чтобы предоставить реальные альтернативы захоронению, например организовать сбор сырья для вторичного использования. Стимулирование сбора в этом случае будет гораздо эффективнее, так как за переработку этих отходов не придется платить. Однако слишком высокая цена за утилизацию отходов может привести к проблеме незаконных свалок.

Резюмируя сказанное, можно  сказать о некоторых самых  характерных ошибках при формировании системы обращения с отходами:

  • плохое руководство и неэффективное использование работников для сбора отходов;
  • неадекватное сотрудничество между самоуправлением и частными операторами;
  • недостаток информации для населения, недостаточная разъясняющая работа о методах, времени, местах сбора - это влияет на удобство населения при применении системы;
  • несоответствующий размер контейнеров, что создает засорение вокруг переполненных контейнеров;
  • машины для сбора отходов неадекватного вида или неправильного размера;
  • неоптимизированные маршруты, например нет станций перегрузки, слишком большие дистанции для машин для сбора отходов.

При этом эффективность системы  сбора можно оценить:

  • по соответствию системы сбора требованиям населения;
  • информированию населения;
  • уровню вовлечения населения;
  • наличию инструментов стимуляции снижения количества отходов (например, плата только за выброшенные отходы, дифференцированные платы за сортированные и несортированные отходы и т. д.).

Но всю деятельность по рециклингу отходов в национальную экономику невозможно оценить по частным показателям, которые зачастую очень сложно выразить через величину затрат. Возможно введение понятия индекса эффективности рециклинга (1ег), учитывающего основополагающие аспекты.

Ier = F(E, Ее, М),

где Iег - индекс эффективности рециклинга;

Е - показатель экономической  эффективности рециклинга;

Ее - показатель экологической  значимости рециклинга;

М - показатель относительного объема предполагаемого рециклинга [1].

Индекс эффективности находится в пределах 0,001 - 1,0. Чем больше значение, тем эффективнее для общества процесс рециклинга.

Показатель экономической эффективности. Применительно к рециклингу опыт экономической оценки процессов особенно развит в области утилизации и переработки отходов металлов. Анализ накопленного опыта позволяет утверждать, что по совокупности своих возможностей металлургия является областью промышленности, приспособленной больше всего для переработки промышленных и бытовых отходов и, в частности, для рециклинга металлосодержащих материалов. Это экономически высокоэффективный бизнес, который вполне доказал это при современных условиях развития промышленных технологий, позволяющих практически на 100% заменить первичное сырье ломом.

Экологическая составляющая показывает степень предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду. Это отражается как на полном предотвращении негативного воздействия (например, отходы отработанных машинных масел), так и на уменьшении наносимого отходами вреда (например, частичная переработка радиоактивных отходов). Учитывается степень опасности для окружающей среды и человека и возможность самостоятельного включения в безвредный кругооборот веществ в природе. Масштабная составляющая отражает количественное содержание отходов на территории страны (региона, мегаполиса). Необходимость введения данного показателя обусловлена различиями морфологического состава отходов в зависимости от особенностей процессов потребления.

Информация о работе Использование отходов в качестве ВМР; нормативно-техническая база ВМР; Лгистика обратных потоков