Использование отходов в качестве ВМР; нормативно-техническая база ВМР; Лгистика обратных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Среди факторов динамичного развития и повышения устойчивости любого производства большое значение всегда придавалось рационализации использования материальных ресурсов, материалосбережению. Объективная необходимость экономии материальных ресурсов обусловлена огромными масштабами их потребления и усложнением путей расширенного воспроизводства. Существенным аспектом материалосбережения является получение дополнительного эффекта не только в рамках конкретного производственного звена, но и всей национальной экономики, а также обеспечение экологического и социального эффектов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Отходы производства и потребления 6
2 Вторичные материальные ресурсы 10
2.1 Классификация вторичных материальных ресурсов 10
2.2 Нормативно-правовая база вторичных материальных ресурсов и их использование 14
3 Логистический подход к управлению обратными потоками 23
3.1 Обратная логистическая цепь в системе обращения вторичных ресурсов 23
3.2 Факторы, влияющие на эффективность управления системой обращения с отходами 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

основная часть курсовой.docx

— 395.30 Кб (Скачать)

Порядок организации сбора, разделения по видам, обезвреживания и (или) использования  отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень товаров, устанавливается  Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством  жилищно-коммунального хозяйства  Республики Беларусь.

В соответствии с пунктам 5 статьи  25 Закона захоронение вторичных материальных ресурсов на полигонах запрещено. На полигонах для захоронения отходов проводится контроль на наличие в поступающих отходах вторичных материальных ресурсов. При захоронении отходов, содержащих вторичные материальные ресурсы, в соответствии с Налоговым кодексом с собственника отходов взимается налог 17 201 550 (семнадцать миллионов двести одна тысяча пятьсот пятьдесят) рублей.

С принятием Закона изменились принципы государственной политики в области  обращения с отходами - приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению и иное. Определены правовые основы обращения с отходами, направленные на предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Нормы и положения Закона согласуются с требованиями национального законодательства, а также Директивой Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».

 Закон  «Об обращении с отходами»  и нормативные правовые акты  в целях его реализации вступили  в силу, когда имеет место увеличение  объемов образования отходов  производства и отходов потребления.  Причем рост образования отходов  затрагивает все виды, в том  числе коммунальные, производственные, крупнотоннажные, опасные и другие. Темпы увеличения объемов образования отходов достаточно высоки. Разница между образованием и использованием отходов остается существенной.

Указом президента Республики Беларусь № 327 от 22.06. 2009 года утверждена Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в  Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы. Одной из самых важных проблем в области обращения с отходами является их использование в качестве вторичных материальных ресурсов и их вовлечение в гражданский оборот.  Для решения этой проблемы Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009 - 2015 годы предусматривает:  совершенствование нормативных правовых актов, структуры управления в области обращения с вторичными материальными ресурсами, реализацию мероприятий, направленных на минимизацию образования отходов и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов, стимулирование сбора (заготовки) и использования вторичного сырья, проведение мер по идеологической подготовке населения к организации современных форм обращения с коммунальными отходами [6].

В целях совершенствования  системы сбора (заготовки) основных видов вторичных материальных ресурсов предусмотрены:

мероприятия по организации  сбора (заготовки) и использованию  отходов в качестве вторичного сырья согласно, в том числе создание производства сортировки смешанного стеклобоя, заводов (производств) по переработке вторичных материальных ресурсов, региональных центров по сбору (заготовке) отходов в качестве вторичного сырья, в том числе отходов сложной бытовой техники и транспортных средств, создание производств по переработке отходов асфальтобетона и строительных отходов;

расширение сети приемных пунктов заготовки вторичного сырья;

дальнейшее внедрение  системы раздельного сбора твердых  коммунальных отходов путем увеличения пунктов (линий) сортировки раздельно  собранных коммунальных отходов  и контейнеров для раздельного  сбора твердых коммунальных отходов;

оснащение организаций, осуществляющих сбор (заготовку) вторичных материальных ресурсов, специальной техникой и  оборудованием для сбора вторичных  материальных ресурсов;

установление объемов  сбора вторичных материальных ресурсов по областям и городу Минску.

С 1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О  некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя [4].

Сущность  концепции «расширенная ответственность  производителя», впервые принятой в  Швеции и далее закрепленной в  актах Европейского сообщества и других странах мира, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления. Виды ответственности производителей товаров различны: физическая - обязаны обеспечить сбор отходов, экономическая - обязаны платить кому-либо за сбор и переработку отходов и другие. В европейских странах расширенная ответственность производителя началась с возложения ответственности на производителей пластмассовой упаковки. Теперь такая ответственность установлена в отношении производителей бытовой техники, элементов питания и других товаров.

Декларируемые природоохранные цели согласно преамбуле  Указа N 313:

сокращение  объемов захоронения отходов  потребления;

предотвращение  вредного воздействия отходов потребления  на окружающую среду;

повышение уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов [7].

Необходимость вторичной переработки отходов  вызвана тем, что во-первых, ресурсы многих материалов на Земле ограничены и не могут быть восполнены в сроки, сопоставимые со временем существования человеческой цивилизации; во-вторых, попав в окружающую среду, материалы обычно становятся загрязнителями; в-третьих, отходы и закончившие свой жизненный цикл изделия часто (но не всегда) являются более дешевым источником многих веществ и материалов, чем источники природные.

Отходы, образующиеся в производстве и потреблении, представляют собой вторичные материальные ресурсы.

Подавляющее большинство вторичных  материальных ресурсов подлежит утилизации, последующей переработке или захоронению.

При этом различают процесс утилизации отходов  - извлечение из них и хозяйственное использование различных полезных компонентов, или применение в качестве вторичного сырья, и процесс реутилизации  - повторная, иногда многократная и последовательная переработка ранее образовавшихся отходов.

Ядовитые отходы подвергаются детоксикации  - их обезвреживанию, которое состоит в освобождении отходов от вредных токсичных компонентов. Весь комплекс работ, связан с заготовкой, сбором, детоксикацией, переработкой и захоронением опасных отходов является важнейшей задачей инженерной экологической защиты окружающей среды.

К настоящему времени разработан ряд технологических процессов утилизации и переработки производственных и бытовых отходов, которые классифицируем на несколько видов или вариантов (рисунок 2.2.1).

 

 

Рисунок 2.2.1- Направления утилизации и переработки производственных и бытовых отходов

Примечание – Источник: [10, с.12, рисунок 1].

 

Фрагментарно  остановимся на каждом варианте утилизации отходов: компостирование  - аэробное окисление органического вещества и получение азотного удобрения и биотоплива; ферментация  - получение газа, например, из животноводческих стоков; термообработка обогащенной и подсушенной фракции мусора при температуре до 1000С°, пиролиз  - высокотемпературный нагрев (1700 С°) твердых бытовых отходов без доступа воздуха; захоронение радиоактивных (муниципальных, АЭС, ядерных военных производств) и диоксиносодержащих (хлор и его соединения) отходов на специальных полигонах; регенерация - восстановление первоначальных свойств отработанной продукции; рекуперация - использование энергии при сжигании твердых и мягких бытовых отходов; рециркуляция - обратное получение веществ, входящих в состав продукции; ресайклинг - утилизация и использование отходов в качестве вторичного сырья; рециклирование - извлечение из продукции веществ для дальнейшего их использования.

Средний уровень  использования отходов в качестве вторичных ресурсов составляет около  одной трети. В хозяйственный  оборот вовлекаются только высоколиквидные  и рентабельные отходы, главным образом  лом и отходы черных и цветных  металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные  отходы, стеклобой, часть минеральных  отходов производства электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Плохо используются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.

Имеющиеся в  Беларуси мусороперерабатывающие предприятия  в силах справиться лишь менее  чем с 10% ТБО. Остальной мусор просто «хоронят» на спецполигонах. Всего, по информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в стране существует 170 крупных полигонов, большие предприятия также имеют полигоны по хранению отходов собственного производства - их насчитывается около 450, еще есть 3735 мини-полигонов. В Минске ТБО захораниваются на трех действующих полигонах – «Северном», «Прудище» и «Тростенецком». Самый новый из них – «Тростенецкий» - создан с учетом требований безопасности: его территория огорожена двухметровым бетонным забором, на дно уложен слой глины, на который настелена специальная пленка, защищающая почву от попадания ядовитых примесей. На этот полигон вывозятся бытовые отходы с южной части Минска. С северной части столицы отходы попадают на полигон «Северный», расположенный в районе поселка Новинки. Промышленные отходы везут, в основном, на полигон «Прудище» в районе Колядич. На сегодняшний день «Тростенецкий» полигон заполнен примерно на 20%, остальные - более чем на 90% [12].

Исходя  из структуры коммунальных отходов и процентного содержания в них вторичных материальных ресурсов, потребность во вторичном сырье перерабатывающих предприятий может быть удовлетворена полностью.

В Беларуси действуют следующие  механизмы вовлечения ВМР в хозяйственное  использование:

- система  приемных (заготовительных) пунктов  Белкоопсоюза, концерна «Белресурсы», Минжилкомхоза;

- раздельный  сбор отходов от населения;

- сортировочные  станции коммунальных отходов.

Традиционной  формой извлечения вторичных материальных ресурсов из состава отходов является заготовительная система потребительской кооперации, которая занимает лидирующее положение, по сбору макулатуры, текстильных материалов и стекла. Это наиболее распространенные вторичные материальные ресурсы для населения с точки зрения закупочных цен. По состоянию на 2011 год было зарегистрировано 1283, из них 896 - стационарных и 387 - передвижных приемных заготовительных пунктов.

Через сеть приемных пунктов ЖКХ  ежегодно собирается около 80 тысяч тон вторичных ресурсов (бумага, картон, текстиль, полимеры, стеклобой, цветные и черные металлы).

Помимо предприятий ЖКХ, сбор вторичных  материальных ресурсов осуществляется в системе Белкоопсоюза, ГП «Белвторресурсы» и других. Их количество в 2011 году составило 865,9 тысяч тон .

Создание  станций сортировки позволяет полностью  интегрироваться в существующую (действующую) схему сбора, вывоза и обезвреживания отходов от населения, а также дает возможность полностью механизировать процесс разделения отходов, устанавливать оборудование для предварительной подготовки вторичных материальных ресурсов к переработке (мойки, дробилки, пресса и так далее), уплотнять отсортированные отходы, подлежащие захоронению.

В таких городах, как Пинск, Полоцк, Мозырь, Пуховичи, Могилев действуют сортировочно-перегрузочные станции суммарной мощностью 514,7 тысяч м3/год. В 81 районах созданы пункты сортировки и досортировки с общей мощностью 657,8 тысяч т/год.

Мусоросортировочный завод разместится  в 17 километрах от Гродно возле действующего полигона ТБО в районе деревень Рогачи — Выселка. Завод будет представлять собой линию механической сортировки отходов с максимальным отбором вторичных ресурсов мощностью до 120 тысяч тон мусора в год.

Возведение  предприятия снимет для областного центра одну из насущных проблем так как срок действия существующего полигона ТБО, куда ежегодно вывозится примерно 800 тысяч кубометров мусора, в среднем по 500 кг мусора в год на одного жителя, истекает рпимерно через три года.

На возведение мусоросортировочного завода и создание необходимой инфраструктуры городу предложен льготный кредит Всемирного банка на сумму около 42,5 миллиона долларов.

По словам заместителя председателя Гродненского горисполкома Юрия Шулейко время город намерен изменить систему организации сбора отходов. Для этих целей будут повсеместно установлены контейнерные площадки и контейнеры для раздельного сбора ТБО, причем не только в жилом секторе, но и на предприятиях. Всего предстоит закупить почти 26 тысяч контейнеров различной вместимости. Появится потребность также в специальных мусоровозах и машинах для мойки контейнеров. Ответственность по раздельному сбору мусора ляжет и на граждан, поскольку с вводом мусоросортировочного завода фактически отпадет необходимость пользоваться мусоропроводами. Всего в областном центре сейчас насчитывается 2731 мусоропровод, ежегодные затраты на их содержание составляют около миллиарда рублей. Уже к 2018 году количество функционирующих мусоропроводов планируется снизить до 546  [13].

Информация о работе Использование отходов в качестве ВМР; нормативно-техническая база ВМР; Лгистика обратных потоков