Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 06:23, контрольная работа
Среди драматургических жанров русской литературы XVIII века одно из ведущих мест занимал жанр классицистической трагедии. В этом жанре молодая отечественная драматургия, пожалуй, наиболее отчетливо утвердила воспринятые на национальной почве новые нормы европейской театральной культуры, которые отныне стали определять художественные запросы русского общества в области театра.
Введение
Творчество Сумарокова А.П
1.1. Трагедия «Хорев»
1.2. Трагедия «Синав и Трувор»
1.3. Историческая трагедия «Дмитрий самозванец»
Продолжение традиций Сумарокова в жанре трагедии
2.1. Трагедии Майкова В.И
2.2. Трагедии Хераскова М.М.
2.3. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новогородский».
Заключение
Библиографический список
Приложение
2.3. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новогородский».
Из драматургов, начинавших свой путь при жизни Сумарокова, помимо Хераскова к 1780-м годам верность театру сохранил только Я. Б. Княжнин. Он дебютировал в 1769 году трагедией «Дидона» на сюжет Вергилиевой «Энеиды», попытавшись под влиянием одноименной пьесы французского драматурга Л. Помпиньяна утвердить новый род чувствительной трагедии. Но уже последующие пьесы Княжнина, построенные на национальной исторической тематике, явились серьезным вкладом в продолжение сумароковских традиций: в 1770—1780-е годы им было создано восемь трагедий, которые и составили основу репертуарного фонда русского театра в этом жанре на протяжении последних десятилетий XVIII века.
Значение творчества Княжнина в русской драматургии нередко связывают с созданной им тираноборческой трагедией «Вадим Новгородский». Действительно, к трактовке центральной идеи, положенной в основу трагического конфликта в пьесах его предшественников — идеи долга,— Княжнин подошел с совершенно иных позиций, нежели Сумароков, и «Вадим Новгородский» явился своеобразным итогом нового этапа в развитии жанра трагедии. Следование кодексу сословных добродетелей, что составляло идейную основу трагедий Сумарокова, теперь уступило место подчеркиванию национальных свойств «российского гражданина». Идея долга подданных перед своим монархом сменяется в трагедиях Княжнина идеей верности своему отечеству.
В тираноборческой трагедией «Вадим Новгородский» отстаивание идеалов патриотизма дополняется постановкой проблемы республиканской вольности в ее противопоставлении единовластию. Для этого Княжнин обращается к истории древнего Новгорода.
Тема Вадима, борца за вольность древнего Новгорода, впервые была введена в драматургию Екатериной II в ее пьесе «Историческое повествование без сохранения феатральных обыкновенных правил, из жизни Рюрика» (1787), определенной ею как: «подражание Шекспиру». В основу пьесы был положен легендарный сюжет о призвании новгородцами на Русь варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Екатерине II было важно утвердить сценическими средствами идею исконности на Руси самодержавной власти. И Вадим у нее был представлен как молодой завистливый честолюбец (в трактовке императрицы он оказывается двоюродным братом Рюрика).
У Княжнина Вадим — защитник республиканских устоев жизни древнего Новгорода, непримиримый противник любой формы единоличной самодержавной власти. Он поднимает бунт против Рюрика, отнявшего у новгородцев вольность. И все попытки Рюрика склонить бунтаря к дружбе наталкиваются на яростное сопротивление со стороны Вадима. В то же время искренняя восторженность перед республиканскими добродетелями главного героя, которому драматург несомненно сочувствует, сочетается в трагедии со столь же искренней, сколь и незыблемой для Княжнина верой в просвещенный абсолютизм. Образцом такого идеального монарха и является Рюрик. В этом сложность проблематики и конфликта трагедии. Столкновение взаимоисключающих идеологических концепций, предложенное Княжниным в его трагедии, предвосхищало ситуацию, запечатленную позднее Карамзиным в его исторической повести «Марфа Посадница» (1803).
Тираноборческий пафос трагедии, насыщенность ее смелыми тирадами, обличавшими деспотизм самодержавной власти, в обстановке разразившихся в 1789 году событий Великой французской революции стали причиной резко отрицательного отношения к пьесе со стороны официальных властей. После выхода ее из печати в 1793 году последовало личное указание Екатерины II об изъятии и сожжении всего тиража трагедии.
По
содержанию и по степени оппозиционности
«Вадим Новгородский» продолжал фактически
традиции тираноборческих трагедий, начало
которым положил Сумароков.
Заключение
Таким
образом, к концу XVIII века в развитии
жанра классицистической
Библиографический
список
Приложение 1
Тезисный
план реферата
Приложение
2
Тестовые
задания по теме реферата
А) античной
Б) европейской
В)
английской
А) индивидуума
Б) монарха
В)
подданного
А) нравственно-этических
Б) политических
В)
общественно-идеологических
А) сентиментализма
Б) романтизма
В)
классицизма
А) семейным положением
Б) общественным положением
В)
кровным долгом
А) Синав и Трувор
Б) Хорев
В)
Дмитрий самозванец
А) конфликтов
Б) любовных коллизий
В)
экспозиций
А) односторонность
Б) раздвоенность
В)
патетичность
А) закон самодержавия
Б) произвол подданного
В)
деспотизм монарха
А) языческое поклонение
Б) греческое происхождение
В)
политическое противостояние
А) нравственной ответственности
Б)
нравственного
В)
греховных страстей
Информация о работе Жанр трагедии в русской драматургии XVIII