Жанр трагедии в русской драматургии XVIII

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

Среди драматургических жанров русской литературы XVIII века одно из ведущих мест занимал жанр классицистической трагедии. В этом жанре молодая отечественная драматургия, пожалуй, наиболее отчетливо утвердила воспринятые на национальной почве новые нормы европейской театральной культуры, которые отныне стали определять художественные запросы русского общества в области театра.

Оглавление

Введение

Творчество Сумарокова А.П
1.1. Трагедия «Хорев»

1.2. Трагедия «Синав и Трувор»

1.3. Историческая трагедия «Дмитрий самозванец»

Продолжение традиций Сумарокова в жанре трагедии
2.1. Трагедии Майкова В.И

2.2. Трагедии Хераскова М.М.

2.3. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новогородский».

Заключение

Библиографический список


Приложение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    2.3. Трагедия Я.Б. Княжнина  «Вадим Новогородский». 

      Из  драматургов, начинавших свой путь при  жизни Сумарокова, помимо Хераскова  к 1780-м годам верность театру сохранил только Я. Б. Княжнин. Он дебютировал в 1769 году трагедией «Дидона» на сюжет Вергилиевой «Энеиды», попытавшись под влиянием одноименной пьесы французского драматурга Л. Помпиньяна утвердить новый род чувствительной трагедии. Но уже последующие пьесы Княжнина, построенные на национальной исторической тематике, явились серьезным вкладом в продолжение сумароковских традиций: в 1770—1780-е годы им было создано восемь трагедий, которые и составили основу репертуарного фонда русского театра в этом жанре на протяжении последних десятилетий XVIII века. 

      Значение  творчества Княжнина в русской драматургии  нередко связывают с созданной  им тираноборческой трагедией «Вадим Новгородский». Действительно, к трактовке центральной идеи, положенной в основу трагического конфликта в пьесах его предшественников — идеи долга,— Княжнин подошел с совершенно иных позиций, нежели Сумароков, и «Вадим Новгородский» явился своеобразным итогом нового этапа в развитии жанра трагедии. Следование кодексу сословных добродетелей, что составляло идейную основу трагедий Сумарокова, теперь уступило место подчеркиванию национальных свойств «российского гражданина». Идея долга подданных перед своим монархом сменяется в трагедиях Княжнина идеей верности своему отечеству. 

      В тираноборческой трагедией «Вадим Новгородский» отстаивание идеалов патриотизма дополняется постановкой проблемы республиканской вольности в ее противопоставлении единовластию. Для этого Княжнин обращается к истории древнего Новгорода. 

      Тема  Вадима, борца за вольность древнего Новгорода, впервые была введена  в драматургию Екатериной II в ее пьесе «Историческое повествование без сохранения феатральных обыкновенных правил, из жизни Рюрика» (1787), определенной ею как: «подражание Шекспиру». В основу пьесы был положен легендарный сюжет о призвании новгородцами на Русь варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Екатерине II было важно утвердить сценическими средствами идею исконности на Руси самодержавной власти. И Вадим у нее был представлен как молодой завистливый честолюбец (в трактовке императрицы он оказывается двоюродным братом Рюрика).  

      У Княжнина Вадим — защитник республиканских  устоев жизни древнего Новгорода, непримиримый противник любой формы единоличной самодержавной власти. Он поднимает бунт против Рюрика, отнявшего у новгородцев вольность. И все попытки Рюрика склонить бунтаря к дружбе наталкиваются на яростное сопротивление со стороны Вадима. В то же время искренняя восторженность перед республиканскими добродетелями главного героя, которому драматург несомненно сочувствует, сочетается в трагедии со столь же искренней, сколь и незыблемой для Княжнина верой в просвещенный абсолютизм. Образцом такого идеального монарха и является Рюрик. В этом сложность проблематики и конфликта трагедии. Столкновение взаимоисключающих идеологических концепций, предложенное Княжниным в его трагедии, предвосхищало ситуацию, запечатленную позднее Карамзиным в его исторической повести «Марфа Посадница» (1803). 

      Тираноборческий пафос трагедии, насыщенность ее смелыми  тирадами, обличавшими деспотизм  самодержавной власти, в обстановке разразившихся в 1789 году событий  Великой французской революции  стали причиной резко отрицательного отношения к пьесе со стороны официальных властей. После выхода ее из печати в 1793 году последовало личное указание Екатерины II об изъятии и сожжении всего тиража трагедии.  

      По  содержанию и по степени оппозиционности  «Вадим Новгородский» продолжал фактически традиции тираноборческих трагедий, начало которым положил Сумароков.  

Заключение  

      Таким образом, к концу XVIII века в развитии жанра классицистической трагедии наблюдается определенный спад. На протяжении нескольких десятилетий  этот жанр занимал ведущее положение среди театральных жанров классицизма. В трагедии молодая национальная драматургия смогла воплотить те новые представления о нравственном самоутверждении личности, которые были порождены петровскими преобразованиями в начале столетия. На разных этапах развития литературы непосредственное воплощение законов жанра не оставалось неизменным. Но так или иначе структурной его основой оставался тот канон классицистической трагедии, который был введен Сумароковым. Тенденции к постепенной трансформации этого канона, особенно явственно обозначившиеся в творчестве драматургов в 1790-е годы, свидетельствовали о фактической исчерпанности художественных возможностей трагедии классицизма. Отдельные попытки вернуться к канону еще будут предприниматься в начале XIX века, но новые представления о природе художественности, установившиеся на рубеже двух столетий, выдвигали на первый план новые принципы театрального искусства, а с ними и иные жанры и формы драматургии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  • Стенник Ю.В. История русской литературы XVIII века. Библиографический указатель., 1968.
  • Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. Л., 1981
  • Стенник Ю. В. О художественной структуре трагедий А. П. Сумарокова // XVIII век: Сб. М.; Л., 1962. Вып. 5.
  • История русской драматургии XVII — первая половина XIX века. Л., 1982.
  • Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1939.
  • Орлов П.А.История русской литературы XVIII века Учебник для университетов РАЗВИТИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА И НАЧАЛО ЕГО КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ДРАМАТУРГИЯ 60-90-х ГОДОВ XVIII в.
  • Сумароков А. П. Избр. произв. / Вступ. ст. П. Н. Беркова. Л., 1957.
  • Херасков М. М. Избр. произв. / Вступ. ст. А. В. Западова. Л., 1961.
  • Майков В. И. Избр. произв. / Вступ. ст. А. В. Западова. Л., 1966.
  • Княжнин Я. Б. Избр. произв. / Вступ. ст. Л. И. Кулаковой. Л., 1961.
 
 

Приложение 1

Тезисный  план реферата 

   
  • Путь  самоутверждения личности в трагедии классицизма представал как борьба со страстями, этими единственными  в художественном сознании века атрибутами человеческого характера.
 
   
  • Творчество  создателя первых образцов жанра  классицистической трагедии на русской  почве, А. П. Сумарокова, стало основополагающим в профессиональной отечественной драматургии.
 
  
    • Сумароков перенес на русскую почву общую схему классицистической трагедии: обязательное пятиактное строение пьес, подчеркнуто героическую трактовку характеров, патетику речей персонажей, «правдоподобие» в выражении страстей.
 
   
  • Внутренний пафос сумароковских трагедий пронизан морально-политическим дидактизмом.
 
   
  • Приобщение к достижениям европейской культуры не означало разрыва с историческим прошлым, а, наоборот, по-своему стимулировало утверждение самобытных начал
 
   
  • Наибольшую  самостоятельность по отношению  к созданному Сумароковым жанровому  канону классицистической трагедии проявил М. М. Херасков.
 
   
  • Традиционные для трагедии классицизма содержательные мотивы утрачивают свою прежнюю функцию, и в рамках канонической структуры трагедии классицизма формируются предпосылки сентиментально-исторической драмы.
 
   
  • В тираноборческой трагедией «Вадим Новгородский» отстаивание идеалов патриотизма дополняется постановкой проблемы республиканской вольности в ее противопоставлении единовластию, для чего Княжнин обращается к истории древнего Новгорода.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2 

    Тестовые задания по теме реферата 

  1. В жанре  трагедии отечественная драматургия  наиболее отчетливо утвердила воспринятые  на национальной почве новые нормы  … театральной культуры.

          А) античной

          Б) европейской

          В) английской 

  1. В центре идейного содержания русской трагедии всегда будет стоять проблема нравственной ответственности … в выполнении своего долга перед обществом.

          А) индивидуума

          Б) монарха

          В) подданного 

  1. Отсутствие  инерции устойчивого предшествующего  опыта в области драматургических жанров  позволяло русским авторам более свободно вырабатывать собственные традиции исходя из … потребностей своего времени.

          А) нравственно-этических 

          Б) политических

          В) общественно-идеологических 

  1. Пьесы Сумарокова были написаны шестистопным ямбом, ставшим  своеобразным эквивалентом александрийского стиха,— признанного размера в трагедии французского ….

          А) сентиментализма

          Б) романтизма

          В) классицизма 

  1. Идея  власти рока над смертными, лежавшая в основе античной трагедии, в трагедиях  Сумарокова наполнялась новым содержанием: конфликт приобретал вполне земное обоснование, ибо на пути достижения человеком счастья вставали препятствия, вытекавшие из обязательств, предписываемых личности ее ….

          А) семейным положением

          Б) общественным положением

          В) кровным долгом 

  1. Драматический финал в трагедии «…» порожден поступками монарха, забывающего о своем долге перед подданными; именно несоответствие действий монарха облику истинно добродетельного правителя и составляет источник конфликта.

          А) Синав и Трувор

          Б) Хорев

          В) Дмитрий самозванец 

  1. Центр идейной  проблематики трагедии Сумарокова «Хорев» сосредоточен не столько на коллизии, вытекающей из борьбы между долгом и страстью в душах влюбленных, сколько на коллизии нарушения своего долга монархом, что помогает понять политико-дидактическую сущность трактовки Сумароковым в «Хореве» трагического конфликта, но это же объясняет и раздвоенность действия трагедии, приводящую к наличию в пьесе двух ….

          А) конфликтов

          Б) любовных коллизий

          В) экспозиций 

  1. В трагедии «Синав и Трувор» Сумароков устраняет … драматического действия; конфликт между Синавом и его влюбленными поддаными является отражением глубокого конфликта, раскрывающего вновь не столько нравственно-психологическую, сколько политико-дидактическую основу драматической коллизии пьесы: подчиняясь страстям, монарх становится источником бед и страданий людей, а тем самым— тираном.

          А) односторонность 

          Б) раздвоенность

          В) патетичность 

  1. Главный предмет обличения для Сумарокова в исторической тираноборческой трагедии «Дмитрий самозванец» — неограниченный … , подменяющего закон личным произволом: Дмитрий презирает веру и обычаи управляемого им народа, он подвергает преследованию русских бояр, ссылая одних и казня других.

          А) закон самодержавия

          Б) произвол подданного

          В) деспотизм монарха 

  1.   …  основных персонажей пьесы Майкова «История о княжне Иерониме...» не только усиливало драматизм действия, но и давало автору возможность дополнить идею трагедии существенным в тогдашней обстановке мотивом законности выступления греков против жестокости мусульман.

          А) языческое поклонение

          Б) греческое происхождение

          В) политическое противостояние  

  1. Стремление  решать проблему … драматургическими средствами приводит Хераскова к слезной мещанской драме; традиции этого жанра отчетливо сказались уже в первой его трагедии «Венецианская монахиня».

          А) нравственной ответственности

          Б) нравственного самоусовершенствования

          В) греховных страстей 

  1.  Драматический конфликт в пьесе Хераскова имеет дополнительную нравственно-религиозную подоплеку: автор не столько противопоставляет в ней два долга, — религиозный долг Занеты и светский долг чести и верности слову Коранса, — сколько ставит вопрос о … человеческой личности.

Информация о работе Жанр трагедии в русской драматургии XVIII