Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:22, реферат
Своеобразие Р.Ф. во многом обусловлено пограничным положением России между Востоком и Западом. В частности, этим объясняется такая особенность Р.Ф. как постоянное обращение к проблеме культурного самоопределения России. Развиваясь в контексте общих для европейской философии идей, русская мысль в начале своего пути определялась главным образом византийской традицией, что стало причиной постоянной борьбы западноевроп. и восточно-христианской парадигм в рамках самой Р.Ф.
ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Своеобразие Р.Ф. во многом обусловлено пограничным положением России между Востоком и Западом. В частности, этим объясняется такая особенность Р.Ф. как постоянное обращение к проблеме культурного самоопределения России. Развиваясь в контексте общих для европейской философии идей, русская мысль в начале своего пути определялась главным образом византийской традицией, что стало причиной постоянной борьбы западноевроп. и восточно-христианской парадигм в рамках самой Р.Ф.
В отличие от западноевропейских, русские мыслители чаще всего на первое место ставили духовно-практическую направленность философии. Философия оценивалась ими не как отвлеченное знание, а как жизненная мудрость, помогающая решать смысложизненные и общественно-политические проблемы. Поэтому образ жизни философа должен соответствовать его идеям. Такое понимание философии корнями уходит в мировоззрение восточного христианства, представители которого считали, что истина «причастна бытию», онтологична, что нельзя знать истину, а нужно жить в истине. Отсюда большой вес социальной и антропологической проблематики в Р.Ф. На первый план выдвигаются две ключевые темы: проблема конкретного человеческого бытия и человеческое бытие в контексте истории. При этом история очень часто рассматривается с эсхатологических позиций (грядет конец истории, хаос, катастрофа).
Характерной чертой Р.Ф. является принцип первенства коллектива над личностью (за исключением персонализм Бердяева, Шестова, Козлова). Приоритет общества над личностью нашел свое воплощение в идее «соборности», особом духовном единении верующих, когда каждый индивид остается, тем не менее, свободной личностью. В этом же русле (но уже без идеи Бога) развивается в ХХ в. философия космизма (Вернадский, Чижевский, Циолковский), философия «общего дела» Федорова. Иной формой выражения названного выше принципа стал социально-политический и идеологический коллективизм марксизма, в котором на первый план выходит общественная сущность человека. Народничество.
На всех этапах развития философии в России большое значение имела религиозная мысль. Важнейшей ее особенностью являлся поиск подлинных, скрытых смыслов, заключенных в христианских идеях. При этом, как правило, религиозные мыслители критически относились к гносеологической традиции Запада, определяющей разум как главный источник познания. Такое познание, считали русские философы, превращает мир в бездушный и механический.
Зеньковский
отмечал как типично русскую
тенденцию философии – радикаль
В целом своеобразие Р.Ф. в теории познания связано с преобладанием познавательного антирационализма. Русские мыслители стремились найти собственные оригинальные методы познания, придавали большое значение интуиции, эмоциям, вере, мистико-символическому «прочтению» действительности, жизненному опыту. Чисто интеллектуальная систематизация взглядов, сведение мысли к логическим понятиям, теоретическая абстрактность всегда были чужды Р.Ф.
Восточное
христианство и неразвитость богословия
на Руси, богатые выразительные
В развитии русской философии выделяют следующие периоды:
1. XI-XVII вв. – период становления философской мысли.
2. XVIII в. – время возникновения светской философии.
3. XIX - нач. ХХ вв. – создание самобытной традиции русской религиозной философии.
4. ХХ
в. – развитие советской и
постсоветской философии.
ОБШИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПО ПЕРИОДАМ
Период XI-XVII вв. Начало русской философии связано с христианизацией Руси и приобщением к греческой патристике и традиции Кирилла и Мефодия. Древнерусская мысль имела синкретичный характер. В ней нельзя найти чисто философских произведений и цельных учений.
Осмысление христианских идей в ХI-ХIV вв. сочеталось с восприимчи-востью к античности и собственному языческому прошлому. Так, в XI в. материальное и духовное воспринимались рус. книжниками еще как гармо-нично взаимодополняющие части целого при приоритете духовного начала..
Под влиянием кирилло-мефодиевской традиции складывалось творчество одного из наиболее значимых древнерусских мыслителей - Илариона Киевского (Х1в.). Он был сторонником аллегорического толкования Писания, противопоставлял Ветхий Завет как национальный свод норм Новому Завету как общечеловеческой истине. В его работах подчеркивалась преемственность античности и христианства. История рассматривалась в контексте осмысления конкретной ситуации принятия христианства на Руси. Илларион критиковал идею культурного превосходства, отстаивал право на уважение недавно принявших христианство государств со стороны «старых народов».
В ХIV-ХVI вв. из богословской литературы окончательно уходят дохристианские элементы, она приводится в согласие с канонами православия (резкое противопоставление духа и плоти, откровение выше разума).
В ХV-ХVI в. - падение интереса к ортодоксальным истинам. Передовые церковные деятели (Кирилл Белозерский) обращаются к наследию античной философии и научным идеям. Так, Кирилл Белозерский пропагандировал аристотелево-птолемееву схему геоцентрич. устройства Вселенной. Развивается социально-политическая светская проза.
ИстоРические события объяснялись теорией «казней Божиих» (появилась с нач. XII в.), объяснявшей исторические катаклизмы карой Бога за неправедное поведение людей и их уклонение от христианской веры. Своеобразным продолжением этой теории стала концепция «Москва – Третий Рим», выдвинутая старцем Филофеем. Он выделял в истории три периода (царства). Первое царство – Древний Рим – погибло из-за возврата к язычеству. Второе – Византия – понесло Божью кару в лице турок за предательство истинной веры (уния с латинянами). Центром христианского мира, преемницей и защитницей истинного христианства вплоть до Страшного суда должна теперь стать Москва и «богоизбранный» русский народ. Концепция Филофея не стала официальной идеологией России при жизни старца, но имела большое значение для государственной политики и русской философии в последующие столетия.
Особую роль в духовной жизни Киевской Руси сыграла мистико-аскетическая традиция (Сергий Радонежский, Нил Сорский XIV-XVI вв.). Истоки ее следует искать в исихазме (идеологии византийских монахов-отшельников). Исихазм был связан с жизнью в спокойствии, уединении, аскезе и молчании ради духовного возвышения, возможности познания божественной энергии. В отличие от византийской традиции, для русского монашества характерно более мягкое отношение к плотскому началу (посильная аскеза) и отказ от идеи полного отречения от мира. Затворничество – это путь совершенствования ради спасения мирян через служение им примером. В византийском же исихазме главным было индивидуальное спасение аскета. Труд русские исихасты оценивали не только как жертву Богу, но и как полезное служение обществу. Им было также свойственно неагрессивное отношение к инакомыслию, которое предлагалось изживать, убеждая собственным примером и любовью к людям. Важно отметить, что традиция русского монашества сформировала нравственно-деятельный тип мудрости, который был принципиально нетеоретичен. Святой самим образом жизни демонстрировал единство вероучения и жизни по этому вероучению. В дальнейшем идея единства убеждений и жизни станет одной из особенностей русской философии.
XVII в. - отчетливо выраженная тенденция к освобождению культуры из-под церковно-религиозного влияния и проникновение на Русь западных идей. Появились первые учебные заведения, дающие философское образование (Киево-Могилянская академия, 1632 г., Славяно-греко-латинская академия в Москве, 1687 г.). Своеобразным ответом на эти тенденции стало распространение схоластики, привносившей элементы рационализма в православное богословие.
Период ХVIII в. – окончательное отделение философии от богословия, большой интерес к западной философии, особенно к идеям просветителей, взглядам Ф.Бэкона, Д.Юма, Х.Вольфа. Разнообразие философских позиций и проблематики.
Социальная философия опиралась на просветительские идеи естественного права и общественного договора, прогресса. В среде дворянства формируются три течения: консерваторы (просвещенный абсолютизм), умеренные просветители (конституционная монархия) и радикальное крыло (народовластие, республика - Радищев). В отличие от западных просветителей, некоторые русские мыслители использовали данные теории для оправдания сословного деления общества. Необходимость крепостничества большинством мыслителей XVIII в. не отрицалась, осуждалось только жестокое обращение с зависимыми людьми. Исключение – Радищев.
Проблемы антропологии и этики решались также в русле идей Просвещения. Человек - существо, гармонично сочетающее в себе телесность и духовность, способное контролировать страсти разумом. Мерилом достоинства человека все чаще назывался труд и личные заслуги, а не происхождение. Важное место отводилось также проблемам образования. К примеру, Татищев впервые в России поставил вопрос о необходимости создания образовательных учреждений для женщин.
Наиболее глубокое и оригинальное учение о человеке в русской мысли XVIII в. было создано Радищевым. Он настаивал на комплексном анализе человека, представляя его как единство разнообразных (социальных и природных) начал. Например, среди природных факторов, влияющих на характер умственных способностей, Радищев называл климат. Однако сущность человека мыслитель видел в социальности. Определяя специфику людей, Радищев подчеркивал, что она связана с речью и познавательными навыками. Он указал на важность вертикальной походки и рук в формировании сознания, высказал идею о постепенности его появления. В этике Радищев был сторонником принципа разумного эгоизма.
Вершиной развития натурфилософии в России XVIII в. стал естественно-научный материализм М.В.Ломоносова. Разделяя популярное в то время атомистическое представление о материи, Ломоносов предвосхитил открытие молекул и атомов, одним из первых стал использовать понятия «масса», «атомный вес». Однако, в отличие от других натурфилософов, атомистика Ломоносова носила не механистический, а физико-химический характер. В объяснении природы активно использовал принципы историзма и эволюционизма, способствуя изживанию механистического мировоззрения.
Для гносеологических взглядов русских мыслителей XVIII в. характерно преобладание эмпиризма и сенсуализма. При этом постоянно говорилось о необходимости дополнить чувства разумом, о соединении опыта и теории. Ломоносов уделял большое внимание вопросам методологии научного познания, указывая на важность наблюдения, эксперимента, общелогических и частнонаучных методов познания, широко применял гипотезы, утверждал идею практической направленности науки.
Период XIX - нач. ХХ вв. Социокультурные особенности: гнет и разложение крепостничества, возникновение освободительных движений, первых революционных организаций и протест во всех слоях общества, вступление в экономический мировой рынок и развитие товарно-денежных отношений, всесилие государства, общая культурная и политическая неграмотность. Интеллигенция, зажатая между государством и народом, породила особое народническое сознание.
I пол. ХIХ в. – проблема пути развития Российского общества и культуры (Чаадаев, славянофилы – Киреевский, Хомяков, западники – Герцен). Распространение идей Шеллинга и Гегеля. Поиск научной методологии, переработки диалектики на материалистической основе. Попытка теоретического обоснования освободительной борьбы.
1825-1848.
Реализация принципов
1848-1855. Революции в Европе привели к реакции в России. Все молчало.
2 пол. ХIХ в. – распространение народнической идеологии и марксизма в России, а также формирование религиозной философии (Соловьев, Трубецкой).
1855-1895.
Разработка нравственных, философских,
социальных, художественных ориентиров
в борьбе революционно-
1895-1922
Радикальные течения (