Русская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:22, реферат

Краткое описание

Своеобразие Р.Ф. во многом обусловлено пограничным положением России между Востоком и Западом. В частности, этим объясняется такая особенность Р.Ф. как постоянное обращение к проблеме культурного самоопределения России. Развиваясь в контексте общих для европейской философии идей, русская мысль в начале своего пути определялась главным образом византийской традицией, что стало причиной постоянной борьбы западноевроп. и восточно-христианской парадигм в рамках самой Р.Ф.

Файлы: 1 файл

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 30.61 Кб (Скачать)

     Конец 19-нач. 20 в. Принцип этического индивидуализма.

1. Чаадаев, славянофилы, западники. Ч. задал основные темы русской философии истории 19 в.: о пути дальнейшего духовного и социального развития России; о специфике русского национального самосознания и истории; о роли государственной власти и народа в преобразовании российского общества. Критика российской действительности.

     Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Самарин) главной целью своей деятельности считали пробуждение в обществе национального сознания, освоение духовного наследия Киевской и Московской Руси. Объединяющим принципом для движения С. стала идея исключительности исторического пути России и ориентация на православие. Философия С. явилась попыткой создания синтетического, цельного мировоззрения, теоретическим фундаментом которого стала христианская идея. Именно религия, с их точки зрения, составляет ядро духовной сферы жизни общества, оказывает определяющее влияние на формирование личности, выступает важным фактором исторического развития. Главная задача философии для С. – согласование веры и разума, религии и науки, теории и жизни. Ведущую роль в проблематике С. занимает философия истории. Не отказываясь от просветительской идеи о существовании общечеловеческого пути исторического развития, С., тем не менее, выступили с резкой критикой европоцентризма. В своих работах они поставили очень важный вопрос о необходимости сохранения национального своеобразия конкретных обществ в процессе прогрессивного развития человечества. Поэтому главной задачей для С. стал поиск пути развития России, который бы в наибольшей степени отвечал духу русской культуры и в то же время способствовал общему прогрессу. Всем С. было свойственно весьма критическое отношение к католицизму и западной рационалистической философии. Специфику культурного развития России С. видели в православном мировоззрении и общинности, понимаемой не только как экономический, но и как социально-нравственный способ жизни. Крестьянская община – идеальный нравственный мир, гармонично соединяющий коллективное и индивидуальное начала. В области политической С. выступали за союз народа и царя по принципу: царь имеет силу власти, народ – силу мнения. Гармония властей и народа достигается за счет общих нравственных и мировоззренческих установок, вытекающих из православия. Все С. выступали за отмену крепостного права и наделение крестьян землей. Тем не менее, наилучшей формой политического правления для России С. считали монархию. Главная историческая сила - народ. С. рассматривали народ как носителя исконных начал русской культуры. Полагали, что буржуазное развитие (частная собственность и индивидуализм) не являются обязательными для России.

     В основе гносеологии С. лежит идея цельного духа или «живознания». Познание истины возможно только через единение всех составляющих человеческого существа: разума, чувственного опыта, мистической  интуиции, эмоциональной (любовь) и  действенной (воля) сфер. Заслуживает  особого внимания также представление  С. о «соборном» характере истины: последняя открыта не индивидуальному, а коллективному духовному опыту, полученному на основе свободы и  любви. Очевидно, что теория познания С. являлась отрицанием европейского рационализма и эмпиризма.

          2. Чернышевский - теория русского,   или   крестьянского,   социализма. Опираясь на своеобразно истолкованную гегелевскую диалектику, он отстаивал идею о возможности минования Россией капитализма, осуществлении перехода непосредственно к социализму. Этика разумного эгоизма. Главное свойство человеческой природы – эгоизм. Человек все делает ради своей пользы. Добро = польза. При этом причинение зла другим людям не приводит, как это кажется на первый взгляд, к достижению собственной выгоды. Истинная польза для себя возможна только при ориентации на пользу для других. Человек у Чернышевского превращается исключительно в политическое существо, не связанное ни с традиционной  моралью, ни с нравственной нормой.

3. Революционное народничество. Ткачев рассматривал крестьянскую общину в качестве «краеугольного камня» будущего коммунистического общественного строя. Он считал, что крестьянская община должна быть преобразована в общину-коммуну. Предполагался насильственный захват государственной власти, уничтожение консервативных и реакционных элементов, введение принципа распределения по «братской любви и солидарности» и по труду.

4. Философия всеединства   Соловьева

      Центральное понятие – всеединство - идеальное преображенное состояние мира и человека, божественная реальность. Несовершенство мира может быть преодолено за счет преображения его основы – существующая обособленность отдельных элементов бытия (вещей, явлений, живых существ) должна быть заменена всеединством.  Это историческая задача преодоления человеческой ограниченности и единичности человеческого бытия, движения человечества к Богочеловечеству.

      Весь  наличный мир возникает как результат  распада идеального всеединства  и возникновения зла и хаоса  в этом мире. Однако всеединство  продолжает существовать как глубинная  основа мира и цель его развития.

      Гносеология, цель – преодоление западноевропейской рационалистической традиции, критика абстрактных метафизических представлений Запада. В качестве   альтернативы Соловьев предлагает идею «положительных начал»,  признание нерушимой, основополагающей цельности и конкретности внутреннего опыта. Этот опыт понимается как цельный, недифференцированный. Ни чувство, ни воля, ни разум по отдельности не могут стать основой для описания конкретного и цельного начала.

      Понятие Софии как четвертой ипостаси Бога, не обладающей собственным бытием, а созданная волей и любовью триединой ипостасной божественной сущности. София – посредник между Богом и тварным миром. Именно поэтому она едина и множественна, несет в себе одновременно божественную и тварную природу. Соловьев называет Софию «материей Божества», «телом Божьим», воплощенным Богочеловечетвом.

     Культурно-цивилизационный  аспект всеединства. Соловьев стремится рассмотреть задачу восстановления всеединства через призму отношений Восток — Запад, выделяя три силы всемирно-исторического развития: Восток, Запад и Россию. Восток и Запад односторонние силы. Россия воплощает в себе идею единства человечества, ей отводится миссия объединениея человечества на началах «солидарности целого». Это целое не исключает ни богатства индивидуальностей, ни человеческой свободы, ни вариативности развития.

5. Философия культуры Н. Данилевского и К. Леонтьева. Теория локальных культурных типов. Критика европоцентризма. В своей работе Данилевский раскрывает основные закономерности возникновения, развития и гибели цивилизаций.

4.Религиозно-философские идеи Ф. Достоевского. Отрицательное отношение к католичеству и социализму. Социализм – внешнее устройство человечества. В основе же общества должно лежать нравственное самосовершенствование. Главная тема – антропология. Представил природу человека как глубоко антиномичную. Ставил проблему открытости человека для перерождения. Отставила тезис, что цель никогда не оправдывает средства (на земле не может быть такой цели, ради которой допустима была бы жертва хотя бы в одну слезинку ребенка).

5.Л. Толстой. Идея создания новой религии, христианской, но очищенной от догматизма и мистики, религии практической, направленной на достижение блаженства человека в этом мире (официально отрекся от православия). Принцип непротивления злу насилием. Этика любви к ближнему.

Русский религиозно-философский  ренессанс начала XX в.

     1. Богоискательство – течение, инициатором которого был Мережковский. Важнейшая идея – обновление христианства и культуры, стремление к полнокровной, религиозно насыщенной,  индивидуальной и общественной жизни. Эсхатологические мотивы. Важнейшей составляющей нового религиозного сознания является идея нравственного обновления, которое должно было базироваться на религиозном гуманизме. Формулируется понятие вселенского христианского идеала и задача служения ему как доминирующий принцип нового религиозного сознания. В контексте этих идей безусловно важной становилась тема судьбы России. Россия рассматривалась не только как экономическая и политическая единица, но, прежде всего, подчеркивалось ее призвание и историческая миссия в контексте мировой истории.

     2. Философия Булгакова Проблема антиномичности, которая характеризует религиозное сознание (в отличие от противоречия, являющегося признаком диалектического мышления и рассудочной деятельности). Важнейшая антиномия – антиномия трансцендентности Бога и имманентности его в мире. В религии существует два важных способа соединения божественного и земного: религиозный догмат и религиозный миф как выражение божественной сущности в символе. Две стороны взаимодействия Бога и человека: это нисхождение Бога в мир, божественная благодать и божественное откровение, и восхождение человека к Богу посредством религиозного опыта, религиозного переживания.  Булгаков выделяет три пути религиозного сознания: отвлеченное мышление, мистическое самоуглубление и религиозное откровение.

     Бог и творец, и творение. Мир насквозь пронизан божественными энергиями.

     Софиология  Булгакова. София занимает место между Богом и миром, Творцом и тварью; сама же не являясь ни тем, ни другим. Любовь, которой связана София с Триипотстасной божественной сущностью и тварным миром, имеет онтологическую природу. София не содержит в себе ничего, кроме того, что дано ей от Бога. Вопрос о том, является ли София четвертой ипостасью разрешается Булгаковым следующим образом: по сравнению с тварью София — это четвертая ипостась, но она не участвует во «внутрибожественной» жизни, поэтому невозможно говорить о ней как о полноценной четвертой ипостаси.

3. Философия Н. А.  Бердяева. «Философия свободы». Бердяев различает три вида свободы: а)  первичную иррациональную свободу;  б) рациональную свободу, которая, по своей сути, есть осознание долга и морального закона и ведет к рабству; в) свободу, проникнутую любовью Бога, становящуюся таковой благодаря Спасителю, берущему на себя все грехи мира. «Смысл творчества». Идея творчества как откровения человека, совместно с Богом продолжающего творение. В целом приоритет человека, но не человекобога, а богочеловека, отстаивание первичности духовных ценностей. Критика объективированных (отчужденных от человека) форм его жизни, а в связи с этим и критика капитализма и социализма как двух форм духовного рабства.

4. Русский марксизм. Плеханов, Ленин. В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин рассматривает философские вопросы естествознания, кризис в физике, дает определение материи, призывает рассматривать научные теории как отражение извечной борьбы материализма и идеализма, фактически вводя идею партийности в науке. «К вопросу о диалектике» - обсуждение основных законов материалистической диалектики, обоснование необходимости ее применения в политике.

5. Русский космизм. Федоров, Вернадский, Циолковский. Провозглашение глобалистского мышления, планетарного сознания. Идея Вернадского о ноосфере.

Информация о работе Русская философия