Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:34, реферат
В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками; 2) сравнительно-историческому методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).е.
Русская социология.
Направление | Ученые | Основные идеи |
Академическая социология | Максим Максимович
Ковалевский (1850-1916) |
В социологии Ковалевский
уделял наибольшее внимание: 1) связи
социологии с историческими науками;
2) сравнительно-историческому Метод социологии
К. – историко-сравнительный, основанный
на выделении у разных народов
групп, сходных по политич., юридич.,
историч. и т. п. характеристикам, рассмотрение
которых позволяет выявить |
Сорокин Питирим
Александрович (1889–1968) |
Ученый
рассматривает социальное взаимодействие
как родовое понятие различных
проявлений общественной жизни, которая
представляет собой “системные комбинации
взаимодействий разного толка”. Отсюда
любое общественное явление, по мнению
Сорокина, можно разложить на элементы
взаимодействия двух или большего числа
людей. И наоборот, – комбинируя
эти взаимодействия, мы можем получить
любой сложнейший социальный процесс:
начиная от увлечения танго и
футуризмом до мировой атомной войны.
Анализируя взаимодействия социальных
групп, Сорокин выстраивает теорию
социально-культурной динамики, согласно
которой положения между самими
группами могут быть солидарными, антагонистическими
или нейтральными. Огромным вкладом
П.А.Сорокина в развитие социологии
является его теория “социальной
стратификации”.
В своей «Системе
социологии» (1920) он рассматривал общество
как совокупность коллективных единств,
связанных между собой С. рассматривал
соц. действительность с позиций
соц. реализма, постулировавшего существование
сверхиндивидуальной | |
Идеологическое
направление 1.христианский гуманизм |
И.Киреевски, А.Хомяков, К.Леонтьев, Вл.Соловьев, Н.Бердяев |
Они критиковали научную социологию и считали, что необходимо создание новой формы религиозного сознания. Лейтмотивом их учения является объяснение творческого начала в человеке:
Подобные взгляды требовали отступления от ортодоксальных религиозных позиций, чем и вызвали запрет со стороны властей и Синода. А за сторонниками этого направления закрепилось название “русские светские богословы”. По мнению Соловьева, от начала истории три основные силы управляли человеческим развитием, коренящиеся в совместном существовании трех исторических миров, трех культур, резко между собой различающиеся: Мусульманский Восток, Западная цивилизация и Славянский мир. |
2. анархизм | М.А.Бакунин,
П.А.Кропоткин |
Анархизм
(от греч.anarchia – безначалие, безвластье)
– это социально-политическое течение,
отрицающее необходимость государственной
и всякой иной власти, проповедующее неограниченную
свободу личности, непризнание общего
для всех порядка в отношении между людьми.
Основой
мировоззрения анархизма На пути социального прогресса, считал Бакунин, стоят три препятствия, уничтожив которые в едином революционном порыве «сегодня на завтра», можно построить новое общество, свободное от порядков прошлого: во-первых, это – государство, которое превратилось в тормоз, выродившись в орган подавления и насилия, его должно сменить народное самоуправление; во-вторых, это – религия, ложное сознание, уводящее народ в область несбыточных мечтаний и грез, отвращая его от стремления строить земную, лучшую жизнь, свободную от бесправия и насилия, религиозное мировоззрение должно быть заменено научным; в-третьих – это частная собственность, ее должна сменить свободная ассоциация производителей. Анархизм XIX в. Подразделяется на два основных направления – анархизм-индивидуализм (Бакунин) и анархизм-коллективизм (Кропоткин). |
3. марксизм | Г.В.Плеханов, В.И.Ленин;
П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев и др. |
Социология
марксизма, представленная 2 основными
теориями: ортодоксальный
марксизм (Г.В.Плеханов и В.И.Ленин) и
так называемый "легальный
марксизм" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский,
Н.А.Бердяев и др.).
Главный
смысл марксистской теории заключен
в раскрытии экономической Основные
положения марксизма
|
Этико-субъективная социология. | П.Л.Лавров (1823-1900) | Значительное
внимание представители этого направления
уделяли разработке теории общественного
прогресса. Под прогрессом понималась
в первую очередь переработка культуры,
а точнее – переработка традиционных,
склонных к застою общественных форм в
“цивилизацию” с гибкими, динамичными
структурами и отношениями. “Цивилизация”
истолковывается субъективными социологами
как сознательное историческое движение,
которое осуществляется, прежде всего,
критической мыслью конкретных личностей.
Критически мыслящая, творческая личность в их концепции выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Подобно
тому, как О. Конта принято считать
отцом социологии как науки, П. Лаврова
можно без преувеличения Исходя из известного тезиса О. Конта о необходимости создания позитивной науки об обществе, П. Лавров выступает с критикой объективизма в социологии, основанном на натурализме и биологизаторстве и дал в своих социологических работах развернутую аргументацию метода субъективного. С одной стороны, подчеркивал П. Лавров, социология имеет дело с повторяющимися явлениями и призвана раскрывать объективные закономерности, подобно естественными науками в целом. С другой стороны, сам её предмет - человек - выделяет её из собственно естествознания и сближает с историей. Признавая
факт неповторимости и динамичности
личности, П. Лавров в развитии человеческой
индивидуальности видел день исторического
прогресса. Однако истиной движущей
силой истории и любых видов
общественных преобразований на её
просторах выступает не любая
личность, а те, которые, по мнению П.
Лаврова развивают в себе понимание
собственных интересов как Инновационный
объект (или критически мыслящая творческая
личность) - это личность которая
достигает наивысших и |
Н.К. Михайловский
(1842-1904) |
Н.
К. Михайловский (1842 – 1904) – выдающийся
ученый, социолог, общественный деятель,
идеолог народничества. По его мнению,
социология – это наука, изучающая общество
в его непрерывной динамике. Предмет науки
– возникновение и развитие общественности
и кооперации ее членов.
Н.Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Э.Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни. Основной
задачей социологии представители
русской субъективной социологической
школы считали необходимость
обоснования личных и общественных
потребностей, в согласовании которых
и заключается процесс роста
и скрепления солидарности. Важными
факторами общественного |