Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования – изучить взгляды К.Д. Ушинского на чтение детей.
Задачи исследования:
- изучить биографию великого русского педагога К.Д. Ушинского;
- рассмотреть важнейшие педагогические идеи Ушинского, связанные с воспитанием и обучением детей;
- исследовать особенности процесса обучения чтению по К.Д. Ушинскому;
Введение………………………………………………………………...
Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей…………………………..
1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского…………………………...
1.2 Педагогические идеи Ушинского…………………………………
Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского…………..
2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению……………………...
2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского…..…………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..
2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского.
Блестящие педагогические сочинения К. Д. Ушинского завоевали столь большую популярность, что в известной степени оттеснили другие стороны многостороннего дарования их автора. Между тем К. Д. Ушинскпй был талантливым писателем, автором большого количества художественных произведений, переводов, литературно-критических статей. Он страстно любил поэзию и всю жизнь писал стихи. Первые его выступления в печати связаны именно с художественной литературой, искусством. Научность, яркость и доступность книг для детей, воспитание волевых, самостоятельных граждан – вот какие задачи ставились К. Д. Ушинским перед детской литературой. Он всю жизнь внимательно следил за ее развитием [8, с.256].
Талант К. Д. Ушинского-писателя наиболее ярко отразился в произведениях для детей. Как детский писатель, К. Д. Ушинский – совершенно уникальное, неповторимое явление в истории русской детской литературы. Он прекрасно знал законы воспитания, понимал природу и мир детей. А если к этому прибавить литературный талант, энциклопедическое образование в сочетании с прогрессивными взглядами, то другой пример такого органического сочетания требований педагогики и искусства в детской литературе найти трудно [8, с.256].
Произведения К. Д. Ушинского для детей опубликованы в его учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово», вышедших в свет в 60-е годы XIX века. В этот период едва ли не в центре русской журнальной полемики были вопросы воспитания и, пожалуй, не было ни одного периодического издания, на страницах которого не публиковались бы статьи о путях развития русской школы, о реальном и классическом образовании, о женском образовании и т. п. К этому времени были значительно улучшены учебные пособия для средних учебных заведений; над их созданием работали крупные специалисты, известные русские ученые. И только учебники для начальной школы по-прежнему составлялись жалкими компиляторами, которых еще В. Г. Белинский метко называл книгоделателями [8, с.257].
На отсутствие книг для первоначального обучения серьезное внимание обратили революционные демократы. Так, Н.А. Добролюбов отмечал «отсутствие хороших элементарных» учебников и считал, что создание их «составляет у нас предмет самой первой необходимости в деле народного образования». Н. А. Добролюбов, конечно, не мог знать, что в это время над такой книгой уже работал К. Д. Ушинский. Она вышла в свет в начале 1861 года под названием «Детский мир». К.Д. Ушинский работал над ней в течение трех лет. Но и с выходом книги в свет работа над ней не прекращалась. И только на обложке десятого издания, вышедшего в год смерти автора, было сказано что это «окончательно исправленное и дополненное» издание [7].
«Детский мир» был восторженно встречен прогрессивными педагогами и разошелся по России миллионами экземпляров, несмотря на то, что были попытки запретить книгу. В 1908 году в обращении находилось уже 43-е издание «Детского мира». Высокую оценку сочинения дали многие современники. Учебник К. Д. Ушинского до сих пор привлекает внимание ученых-педагогов, а отдельные произведения из него печатаются в сборниках, выходят отдельными книгами. Известный советский ученый. Я. Струминский писал: «По грандиозности замысла и по искусству выполнения – книги, равной книге Ушинского, не было в русской педагогической литературе» [8, с.257].
Еще большим успехом стал пользоваться изданный в 1864 году второй учебник Ушинского «Родное слово». В течение 50 лет его издавали в среднем по три раза в год, и в 1914 году он вышел 146-м изданием. Несмотря на это представители реакционных кругов выступали и против второго учебника Ушинского, а позднее, в 1885 году добились его запрещения в школах.
Однако ни озлобленные выступления реакционеров, ни запретительные меры министерства не могли помешать популярности «Родного слова». Учебник встречал восторженный прием во всех уголках России. «Посмотрите, каким теплом веет от всего содержания «Родного слова», - писал в 1877 году рецензент журнала «Семья и школа». – Сколько поистине детской живости, задушевного веселья, порою юмора, иногда сердечного чувства, в картинных описаниях, сказках, в мелких рассказах, стишках, при этом какая-то меткость, картинность, изобразительность языка... После мертвечины затхлого поучения в виде сентенций, нравственных рассказов, образцов добродетелей вдруг появилась в школе живая речь, раздался резвый, веселый, детский смех» [8, с.258].
Учебники К. Д Ушинского совершили настоящий переворот в истории русской школы. Огромной заслугой автора является и то, что своими книгами он открыл двери школы перед современной литературой и народным творчеством. В них были опубликованы (полностью или в отрывках) произведения всех крупнейших русских и западноевропейских писателей того времени, русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, детские песенки.
К.Д. Ушинский выступил в этих учебных книгах не только как гениальный педагог, но и талантливый писатель. Большинство страниц его учебников заполнено оригинальными произведениями. Своими произведениями К. Д Ушинский стремился знакомить детей с окружающим миром, вооружать их знаниями, воспитывать в них добрые чувства, любовь к родной природе, приобщать к поэтическому творчеству русского народа. Его произведения для детей отличаются тематической широтой, жанровым многообразием, педагогической устремленностью. Автор великолепно знал мир детей, учитывал их понятия и представления, ласково, уважительно, с отеческой заботой и в то же время требовательно относился к ним. Он избегал назойливых поучений, голого морализирования, подробных объяснений, давая ребенку возможность подумать самому, сделать выводы, получить знания и одновременно извлечь уроки практической морали [24, с.107].
Работая над учебниками, К. Д. Ушинский убедился, что труд детского писателя – один из самых сложных, требующих огромных усилий, большого таланта, обширных научных и педагогических знаний. Он считал, что «увлекательность формы должна быть характеристической чертой детской книги».
Во всех трех книгах Ушинского «Родное слово» и двух частях его «Детского мира» с относящимися к нему «Хрестоматиями» примерно две трети всех материалов можно отнести к деловым статьям. Одновременно с выработкой «механизма чтения и понимания читаемого» эти материалы должны были обеспечить вооружение школьников относительно законченным кругом знаний об окружающей их реальности, обогатить их элементарными фактами исторического, географического и природоведческого характера.
Меньшую часть объема учебников Ушинского занимали художественные произведения. Однако почти все они принадлежали перу лучших классических поэтов и писателей: Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Фета, Майкова, Аксакова, Тургенева и других. Столь решительное включение в школьные учебники произведений русских писателей и поэтов было для своего времени шагом смелым и новаторским, знаменовавшим новый этап в развитии начального обучения вообще. Ушинский предпринял его, так как был глубоко убежден, что «чтение отечественных писателей – одно из лучших средств как к узнаванию родного языка, так и вообще к умственному развитию» [21, с.57].
Заботясь о создании благоприятных условий для отработки основных сторон навыка чтения и особенно выразительности чтения, Ушинский включил в свои учебники произведения драматических жанров. Иногда он для этой же цели драматизировал форму даже отдельных деловых статей. Этой же целью было вызвано напечатание немалого числа стихотворений в своего рода прозаическом оформлении, т. е. без привычного деления на строфы и строки. Много ценных мыслей содержат методические советы автора «Детского мира» о наилучших формах сочетаний деловых статей и художественных текстов, о принципах создания книг для классного чтения и о многом другом.
Основное место в книгах Ушинского для детей занимают научно-познавательные произведения: статьи, рассказы, очерки, сказки, небольшие миниатюры. Среди них встречаются научно-популярные статьи, написанные преднамеренно кратко, как он сам говорил, деловым слогом. Они должны приучать детей к простому и ясному выражению мыслей и впечатлений об окружающем. По этим статьям должна строиться беседа, в процессе которой ребенок сравнивает прочитанное с увиденным в жизни. Ушинский считал, что художественная форма описания ведет к растянутости, из такой статьи ребенку труднее извлечь содержание. Поэтому, чем младше ребенок, тем короче, проще и ближе к делу должны быть статьи. Особенно много таких деловых статей в первой части «Родного слова» - в отделе «Вокруг да около». В каждой из них в логической последовательности описаны признаки предмета, его назначение, технология производства. Так, в статье «Классная доска» всего 6 строк. В ней сообщаются сведения о форме, назначении доски, из чего она сделана и кто сделал. А в конце задается вопрос: «Такая ли у вас классная доска? Сравните». К статьям «Наш класс», «Каков наш дом» даются планы и предлагается детям сделать планы своего класса, дома, огорода и сада [26, с.144].
Учебники К. Д. Ушинского являются не только энциклопедией знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. «Сухие» научно- популярные и яркие научно-художественные статьи, прозаические миниатюры, научные очерки, сказки, рассказы, разнообразные стихи – почти все жанры детской литературы можно найти в них. Такие его произведения, как «На лугу летом», «Летнее утро», «На поле летом», «В лесу летом» с полным правом можно назвать маленькими художественными поэмами в прозе. Точность описаний, богатство научных сведений сочетается в них с яркостью красок и картин. Читатель не только узнает, как например, выглядит лес, поле или луг летом, но как бы видит все собственными глазами [2, с.407].
К. Д. Ушинский старался использовать разнообразные жанры и приемы популяризации научных сведений, чтобы ребенок, как он говорил, мог взглянуть на предмет с разных сторон. Этой же цели служили и его рассказы. Встречаются среди них и такие, в которых материал слегка беллетризуется. Таковы, например, рассказы «В школе», «Охота», «Божья коровка», «Ивановский червячок». В них мало действия. Ребенок присутствует при определенных ситуациях, является свидетелем того, о чем нужно ему узнать. Некоторые произведения этого жанра до сих пор считаются настоящими шедеврами, образцами популяризации научных знаний, хотя сведения, сообщаемые в них, давно уже устарели. Таковы «Утренние лучи», «Уточка», «История одной яблоньки», «Как Мите сшили сюртук». Рассказ «Как рубашка в поле выросла» каждой строкой, начиная с заглавия, вызывает интерес. «Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли». По мере того, как созревал лен, представления девочки о цвете будущей рубашки менялись. То ей казалось, что рубашка будет цвета зеленой шелковистой травы, то голубой, как цветочки льна. Это накрепко запомнится ребенку. В рассказе «Как Мите сшили сюртук» живо и занимательно показана технология изготовления костюма, все стадии работы портного над ним [1, с.44].
Есть еще одна особенность произведений К.Д. Ушинского для детей – это мягкая лиричность, ласковая, отеческая интонация.
Все события в произведениях Ушинского описаны так, как происходит в жизни. Животные не совершают ничего того, что они не могли бы делать в действительности. Они только рассуждают, разговаривают и этим способом что-то сообщают о себе. Это лишь новый композиционный прием, способствующий популяризации научных сведений. Подобный прием позволяет оживить материал, сократить объем произведения, наполнить его эмоциями, посмотреть на мир глазами ребенка. Таковы произведения «Бишка», «Мышки», «Проказы старушки зимы», «Спор деревьев» и др. Иногда это очень маленькие миниатюры в нескольких строках; они содержат большой познавательный материал, преподнесенный в занимательной форме и, как правило, дополненный рисунком. Такова сказка-миниатюра «Бишка». «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело, книги читать: я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет меня и этого». Некоторые миниатюры К. Д. Ушинского в полной мере понять и оценить можно только в контексте. Так, после «Бишки» помещена народная шутка из двух строк, «Прилежная собака». «Собака собаку в гости звала. «Некогда, недосуг». – Что так? – Хозяин завтра за сеном едет: надо вперед забегать да лаять». Затем идет рассказ «Охота». Так произведения различных жанров с разных сторон освещают одну и ту же тему. Чаще всего тема дополняется еще и сказкой, пословицами, отрывком из стихотворения русского поэта. Таким образом, создается красочная, живая картина [23, с.6].
Одним из важнейших элементов воспитания в духе народности К. Д. Ушинский считал знакомство с родиной. Этой цели служили материалы по географии, и особенно по истории России. Учитывая познавательные способности детей, характер их образного мышления, К. Д. Ушинский не ставил перед собой задачу дать систематическое изложение истории. Он знакомит только с отдельными эпизодами, главнейшими событиями, больше всего рассказывает о битвах и походах, о князьях и царях. В первом издании «Детского мира» почти весь материал по русской истории был почерпнут из сочинений Н. М. Карамзина. Но в следующие издания были введены более новые материалы.
В «Детском мире» и «Родном слове» ярко проявился талант К. Д. Ушинского как автора художественных произведений для детей. В тематическом, стилистическом и жанровом отношении они органически связаны, как звенья единой цепи. Но наибольший интерес представляют прозаические басни К. Д. Ушинского. В них автору удалось реализовать те требования, которые он предъявлял к детской литературе. Написанные на известные сюжеты народных сказок, пословиц, притч, они настолько обработаны, что являются вполне оригинальными произведениями русской литературы. В каждом рассказе или басне есть сюжет, события, четко охарактеризованные герои. Все доведено до той степени краткости, когда не остается ничего лишнего и подразумевается большой подтекст. Мораль, выраженная в них, вполне ясна маленькому ребенку, но она не высказывается прямо, а вытекает из самого художественного произведения.
Особое место в творчестве К. Д. Ушинского занимают маленькие рассказы. Их тематика довольно разнообразна: жизнь детей, школьные дела, семейный быт, русская природа. Напряженные, динамичные сюжеты, неожиданные повороты, яркие характерные диалоги вызывают у маленьких читателей удивление, пробуждают интерес и заставляют дочитать текст до конца, несмотря на то, что техника чтения у них еще невысока. В подобных рассказах К. Д. Ушинский высмеивает лень, зазнайство, прославят трудолюбие, взаимопомощь [21, с.57].
Таким образом, своими талантливыми произведениями для детей К. Д. Ушинский вошел в историю русской детской литературы как выдающийся писатель и занял в ней почетное место. Он оказал огромное влияние на творчество многих детских писателей последующих эпох, в том числе и на современную литературу. В творчестве В. Бианки, М. Пришвина и целого ряда других писателей мы нередко находим продолжение и творческое развитие того, что было найдено К. Д. Ушинским и воплощено в его произведениях.
Рассказы, сказки, крошечные миниатюры о природе, прозаические басни, научно-художественные очерки, написанные великим педагогом и в наши дни оказывают плодотворное воспитательное воздействие на юных читателей. Неоднократно они издавались отдельными книгами, помещались в сборниках, хрестоматиях, учебниках.
Информация о работе Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского