Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования – изучить взгляды К.Д. Ушинского на чтение детей.
Задачи исследования:
- изучить биографию великого русского педагога К.Д. Ушинского;
- рассмотреть важнейшие педагогические идеи Ушинского, связанные с воспитанием и обучением детей;
- исследовать особенности процесса обучения чтению по К.Д. Ушинскому;
Введение………………………………………………………………...
Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей…………………………..
1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского…………………………...
1.2 Педагогические идеи Ушинского…………………………………
Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского…………..
2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению……………………...
2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского…..…………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..
Таким образом, вопросы детского чтения занимают важное место в педагогическом наследии К.Д. Ушинского. В его работах говорится о необходимости учить детей правильно читать, не просто бездумно воспроизводить текст, а понимать его смысл и содержание.
В педагогическом наследии Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [18, с.46]. Эффективно, по мнению Ушинского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения.
Одним из факторов приобщения ребенка к чтению Ушинский считал «правильную» литературу. Научность, яркость и доступность книг для детей, воспитание волевых, самостоятельных граждан – такие задачи ставились К. Д. Ушинским перед детской литературой [8, с.256].
Самым ярким примером произведений, необходимых для детей, стали собственные книги Ушинского – «Детский мир» и «Родное слово». Высокую оценку этим сочинениям дали многие современники. Учебники К. Д. Ушинского до сих пор привлекает внимание ученых-педагогов, а отдельные произведения из него печатаются в сборниках, выходят отдельными книгами
Учебники К. Д Ушинского совершили настоящий переворот в истории русской школы. Огромной заслугой автора является и то, что своими книгами он открыл двери школы перед современной литературой и народным творчеством. В них были опубликованы (полностью или в отрывках) произведения всех крупнейших русских и западноевропейских писателей того времени, русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, детские песенки. К.Д. Ушинский выступил в этих учебных книгах не только как гениальный педагог, но и талантливый писатель. Большинство страниц его учебников заполнено оригинальными произведениями. Своими произведениями К. Д Ушинский стремился знакомить детей с окружающим миром, вооружать их знаниями, воспитывать в них добрые чувства, любовь к родной природе, приобщать к поэтическому творчеству русского народа [21, с.57].
Заключение.
Таким образом, К.Д. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.
Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов России и других стран (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.
Своей деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово» [9, с.5].
Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей.
К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Важную роль в этом процессе он отводил чтению.
Ушинский считал, что «умение читать» - процесс сложный, но в нем можно выделить два ведущих начала, тесно связанных между собой, - «механизм чтения» и «понимание смысла читаемого». Последнее является ведущим началом, определяющим результативность и качество чтения. На самых начальных этапах обучения «умению читать» имеется опасность разрыва между техникой чтения и пониманием прочитываемого. Этот разрыв приводит к механическому чтению, когда «ребенок угадывает звуки, произносит слова и не обращает внимания на содержание». Подобный отрыв механизма чтения от процесса усвоения читаемого порождает тот тип чтения, который «притупляет умственные способности читающего... дает часто ложные сведения, ложный взгляд на вещи и дурно действует на нравственность». Именно в связи с этим Ушинский сформулировал свой известный педагогический принцип в отношении чтения: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [18, с.46].
Для того чтобы школьное обучение чтению протекало с наибольшим образовательно-воспитательным эффектом, Ушинский считал необходимым разнообразить приемы преподавания и учебный материал, отдавая предпочтение тем из них, которые соответствуют психологическим особенностям школьников, делающих первые шаги на пути овладения грамотой.
В педагогическом наследии Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. Эффективно, по мнению Ушинского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения [23, с.5].
Чрезвычайно ценным методическим подходом к чтению и разбору прочитанного является найденный Ушинским в опыте работы лучших учителей способ создания своеобразной ситуации разлада между тем, что дети могли непосредственно наблюдать (предметы и явления окружающей действительности, картины и т. п.), и тем, что они вычитывали в предложенном им тексте: «Этот-то разлад составляет иногда для толкового учителя истинное сокровище; здесь-то он и получает возможность упражнять в детях и внимание, и рассудок, и сравнивать то, что они видят вокруг себя, с тем, что они читают» [6, с.14].
Ушинский доказал необходимость научного подхода к воспитательной работе в процессе руководства чтением. Ни педагогический опыт, такт сами по себе недостаточны для того, чтобы «из них можно было выводить сколько-нибудь твердые педагогические правила». Он советовал тщательно изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства.
Особое внимание К. Д. Ушинский уделял детской литературе. Научность, яркость и доступность книг для детей, воспитание волевых, самостоятельных граждан – вот какие задачи ставились К. Д. Ушинским перед детской литературой. Он всю жизнь внимательно следил за ее развитием [8, с.256].
Талант К. Д. Ушинского-писателя наиболее ярко отразился в произведениях для детей. Как детский писатель, К. Д. Ушинский – совершенно уникальное, неповторимое явление в истории русской детской литературы. Он прекрасно знал законы воспитания, понимал природу и мир детей. А если к этому прибавить литературный талант, энциклопедическое образование в сочетании с прогрессивными взглядами, то другой пример такого органического сочетания требований педагогики и искусства в детской литературе найти трудно.
Произведения К. Д. Ушинского для детей опубликованы в его учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово», вышедших в свет в 60-е годы XIX века. Учебники К. Д Ушинского совершили настоящий переворот в истории русской школы. Огромной заслугой автора является и то, что своими книгами он открыл двери школы перед современной литературой и народным творчеством. В своих книгах К.Д. Ушинский стремился дать детям в определенной системе материал для чтения, развивающий целостное и по возможности всестороннее представление о действительности. Его произведения для детей отличаются тематической широтой, жанровым многообразием, педагогической устремленностью. Он избегал назойливых поучений, голого морализирования, подробных объяснений, давая ребенку возможность подумать самому, сделать выводы, получить знания и одновременно извлечь уроки практической морали. Он считал, что «увлекательность формы должна быть характеристической чертой детской книги» [6, с.16]. Его идеи не потеряли актуальности и сегодня.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Список литературы.
1. Беган, Б. Маленькие рассказы великого педагога / Б. Беган // Дошкольное воспитание. – 1979. - №4. – С.44-46
2. Библиотечная энциклопедия / гл.ред. Ю.А.Гриханов; РГБ. – М.: Пашков дом, 2007. – 1012 с.
3. Василевская, В.Я. Учение Ушинского о воспитании / В.Я. Василевская // Учительская газета. – 1994. – 29 марта. – С.3
4. Великий русский педагог К.Д.Ушинский // История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – С.57-82.
7. Горячева, И.А. Духовно-нравственный потенциал учебных книг К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] / И.А. Горяева. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru
8. Детская литература / под ред. С. Николаева, И.Н. Арзамащева. - М.: Академия, 1997. – 412 с.
9. Егоров, С.Ф. К.Д. Ушинский / С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с.
10. К.Д.Ушинский / сост. О.Е. Тарасов. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224 с.
11. Карпова, Т.В. Великий русский педагог-демократ К.Д. Ушинский / Т.В. Карпова, В.В. Карпов. – Ярославль: Верхне-волжкое кн. изд-во, 1975. – 135 с.
12. Костюк, Г.С. Прогрессивные психологические идеи педагогической антропологии Ушинского / Г.С. Костюк // Сов. педагогика. – 1974. - №2. – С.18-28
13. Латышина, Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России X – начало XX века / Д.И. Латышина. – М.: Форум, 1998. – 584 с.
15. Новое об Ушинском: сб. трудов. – Ярославль: ЯПИ, 1981. – 113 с.
16. Острогорский, И. Русские педагогические деятели / И. Острогорский, Д. Семенов. – М.: Просвещение, 1990. – 292 с.
17. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / ред.: И.А. Комаров [и др.]. – М.: Сов. Энциклопедия, 1968. – Т.4: Сн-Я. – 911 с.
19. Романовский, А.К. Жизнь во имя будущего: очерк о деятельности К.Д. Ушинского / А.К. Романовский, И.Я. Барсук. – Киев: Радлиська школа, 1984. – 196 с.
20. Серова, А.А. К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека / А.А. Серова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. - №2. – С.15-18
21. Сетин, Ф.И. К.Д. Ушинский как писатель / Ф.И. Сетин // Сов. педагогика. – 1984. - №2. – С.56-59
22. Соловков, И.А. Великий русский педагог К.Д. Ушинский / И.А. Соловков // Начальная школа. – 1994. - №3. – С.4-9
23. Тимофеева, И. Дети. Время. Книга / И. Тимофеева // Семейное чтение. – 2008. - №6. – С.2-9
24. Тодоров, Л.В. «Родное слово» в духовном развитии личности / Л.В. тодоров // Сов. педагогика. – 1990. - №10. – С.105-110
25. Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. – М.: Карапуз, 2000. – 255 с.
27. Фролков, А. Константин Дмитриевич Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность / А. Фролков. – СПб., 1983. – 119 с.
28. Чалый, М. Материалы для биографии К. Д. Ушинского / М. Чалый // Народная школа. – 1974. - N4. – С.72-75.
30. Янина, С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина // Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С.29 – 31
Информация о работе Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского