Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить взгляды К.Д. Ушинского на чтение детей.
Задачи исследования:
- изучить биографию великого русского педагога К.Д. Ушинского;
- рассмотреть важнейшие педагогические идеи Ушинского, связанные с воспитанием и обучением детей;
- исследовать особенности процесса обучения чтению по К.Д. Ушинскому;

Оглавление

Введение………………………………………………………………...
Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей…………………………..
1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского…………………………...
1.2 Педагогические идеи Ушинского…………………………………
Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского…………..
2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению……………………...
2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского…..…………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая Вопросы детского чтения в наследииУшинского.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

В основу педагогической системы Ушинский положил идею народности. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту формирующую силу, которой нет в самых лучших научных системах.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражением народности, по мнению Константина Дмитриевича, является родной язык, и в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, обучение в начальной школе должно хорошо знакомить детей с русской историей, географией России, с её природой. Это воспитание призвано развивать у детей чувство любви к родине и с уважением относиться к другим народам. Константин Дмитриевич писал, что в школьном обучении на родном русском языке необходимо использовать весь спектр народного творчества: пословицы, поговорки, поучения, задачи на сообразительность, песни, сказки и, самое главное, - уметь видеть и слушать природу [22, с.5].

Основанное на народности воспитание должно воспитать в подрастающем поколении преданность своей родине, гордость за свой народ, приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

К. Д. Ушинский считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки [4, с.60].

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем.

Статья «О необходимости сделать русские школы русскими» вся пронизана глубоким пониманием задач национального образования. Ушинский выделяет понятие «обучение» как могущественный орган воспитания. Обучение, находясь в единстве с воспитанием, подчиняется тем же условиям общественного бытия (окружающая среда, свободная творческая деятельность ребенка и т. п.). Но обучение имеет свою специфику, заключённую в содержании обучения [25, с.15].

В процессе обучения ребёнок осуществляет индивидуальный процесс познания, усваивает исторический опыт культуры человечества – в этом связь обучения и воспитания. Всё это осуществляется в соответствии с возрастом ребёнка и развитием его способностей, со способностью создавать что-то новое для себя. Отсюда Константин Дмитриевич определяет цель обучения и воспитания – развитие сознания ребёнка, обогащение его ума историческим опытом человечества, развитие и совершенствование способностей ребёнка.

Цель обучения и воспитания достигает своего результата, если обучение и воспитание направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и пробуждает интерес к познанию. Учение – это творческая самостоятельная работа ученика при обязательном руководстве учителя [5, с.20].

В обучении и воспитании К. Д. Ушинский ставил на первое место изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Он подчёркивал значимость родного языка в духовном становлении человека. В своей блистательной статье «Родное слово», опубликованной в 1861 году, он так описал роль родного языка: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, историческое целое. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» [20, с.16].

Константин Дмитриевич считал родной язык «величайшим народным наставником», который делает главное в человеке – развивает его дух. Усваивая родной язык, ребёнок усваивает слова, понятия, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию народного сознания. Ушинский ставил три основные цели изучения отечественного языка: развитие у ребёнка «дара слова», овладение сокровищами русского языка, усвоение логики этого языка (т. е. грамматических его законов в их логической системе). Так Ушинский развивал гуманистическую сущность педагогики.

В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде.

По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [5, с.24]. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли» [5, с.23]. Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. «Учить играя, - писал Ушинский, - можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями» [5, с.23].

Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем [15, с.56].

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...» [25, с.34]; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он [25, с.34].

Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность» [29, с.74].

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум – это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены» [12, с.21].

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

Идеи К. Д. Ушинского актуальны и для современной отечественной школы. Он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм [25, с.7].

Таким образом, Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России.

Основными принципами педагогики Ушинского стали народность, нравственное воспитание, воспитательное значение труда, учет психофизических особенностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Эти и многие другие прогрессивные идеи нашли отражение в его трудах и научных публикациях, помогли педагогике выделиться в отдельную науку, дали ей толчок к развитию.

Таким образом, имя К.Д. Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных.

Сегодня мы как бы заново открываем для себя наследие Ушинского, его учение о ценности образования, о значении педагогической науки, о роли воспитания и развитии общества. Как просветитель, Ушинский ставил экономическое благосостояние общества в прямую зависимость от успехов образования. Через все труды Ушинского проходит мысль о том, что и образование, и сама наука должны основываться на заповедях нравственности. При этом он считал, что в воспитании не должно быть места нравоучениям, склонность к которым так сильна у многих учителей и родителей [25, с.8].

Одним из первых в русской педагогике Ушинский обратил внимание на то, что посредством родного языка дитя уже в самые первые годы жизни усваивает глубочайшие в своей основе идеи, нравственные заповеди, понятия. Именно поэтому в книгах Ушинского для детей так много произведений устного народного творчества, его разнообразных жанров: легенд, сказок, сказаний, загадок и т.д.

Ушинский утверждал, что воспитание при определенных условиях может многое, хотя и не все. В своем главном научном труде «Педагогическая антропология» ученый исследовал те из психофизических свойств и способностей детского возраста, знание которых позволяет родителям и воспитателям руководить психофизическим развитием ребенка, а также воспитанием его нравственности. Именно эти и другие идеи Ушинского выдвинули его в первый ряд знаменитых педагогов своего времени.


Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского

2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению.

К. Д. Ушинский создал целостную и оригинальную систему на­чального обучения. В ее основе лежали четко сформулированные им принципы посильности, последовательности и наглядности обучения, сознательности, основательности и прочности усваиваемых детьми зна­ний, умений и навыков.

В полном соответствии с такого рода устремленностью начального обучения центральное место в нем Ушинский отводил изучению род­ного языка: «...преподавание отечественного языка в первоначальном обучении, - утверждал он, - составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результа­ты…» [20, с.16].

Ключевые позиции русского языка в начальной школе определяют­ся его особой ролью как орудия человеческой мысли и средства общения между людьми: «Отечественный язык есть един­ственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их» [20, с.16]. Помимо всего этого, язык обладает огромными познавательными возможностями. «Усваивая родной язык, - утверждал Ушинский, - ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воз­зрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных обра­зов,  логику и  философию  языка» [20, с.17].

Изучение родного языка в школе, согласно Ушинскому, должно протекать таким образом, чтобы обязательно получали интенсивное развитие главные, «базовые» формы языкового общения – устная речь и речь письменная – и через них отрабатывались и шлифовались ведущие речевые процессы – говорение, слушание, чтение и письмо.

Всесторонне учитывая «самые условия нашего языка», специфику главных форм языкового общения и ведущих речевых процессов, Ушинский  создавал систему изучения младшими школьниками родного языка и разрабатывал методику одного из важнейших ее разделов – обучения детей чтению [20, с.17].

Ушинский считал, что «умение читать» - процесс сложный, но в нем можно выделить два ведущих начала, тесно связанных между собой, - «механизм чтения» и «понимание смысла читаемого». Последнее явля­ется ведущим началом, определяющим результативность и качество чтения.

Информация о работе Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского