Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить взгляды К.Д. Ушинского на чтение детей.
Задачи исследования:
- изучить биографию великого русского педагога К.Д. Ушинского;
- рассмотреть важнейшие педагогические идеи Ушинского, связанные с воспитанием и обучением детей;
- исследовать особенности процесса обучения чтению по К.Д. Ушинскому;

Оглавление

Введение………………………………………………………………...
Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей…………………………..
1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского…………………………...
1.2 Педагогические идеи Ушинского…………………………………
Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского…………..
2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению……………………...
2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского…..…………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая Вопросы детского чтения в наследииУшинского.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

На самых начальных этапах обучения «умению читать» имеется опасность разрыва между техникой чтения и пониманием прочитывае­мого. Этот разрыв приводит к механическому чтению, когда «ребенок угадывает звуки, произносит слова и не обращает внимания на содер­жание». Подобный отрыв механизма чтения от процесса усвое­ния читаемого порождает тот тип чтения, который «притупляет умствен­ные способности читающего... дает часто ложные сведения, ложный взгляд на вещи и дурно действует на нравственность». Именно в связи с этим Ушинский сформулировал свой известный педагогиче­ский принцип в отношении чтения: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [18, с.46].

Для того чтобы школьное обучение чтению протекало с наиболь­шим образовательно-воспитательным эффектом, Ушинский считал не­обходимым: 1) обучение грамоте производить звуковым методом в ва­рианте «письмо – чтение»; 2) обучение вести неспешно и так, чтобы в каждом ребенке развивать «способность внимания, устную речь, рас­судок, обогащать его память живыми образами и меткими словами для выражения этих образов и вводить его понемногу в живой народный язык». Для этого разнообразить приемы преподавания и учеб­ный материал, отдавая предпочтение тем из них, которые соответ­ствуют психологическим особенностям школьников, делающих первые шаги на пути овладения грамотой; 3) обучение строить таким образом, чтобы внимание учащихся приковывать к основным сторонам родного языка и чтобы в меру детского понимания открывать возможности, имеющиеся в языке, для совершенствования ведущих речевых процессов [6, с.13].

Главная идея Ушинского – идея о необходимости теснейшей взаимосвязи и активного взаимодействия чтения и письма в общем процессе обучения грамоте. Она остается плодотворной для методики и школьной практики наших дней, когда нередко наблюдается резкое разобщение чтения и письма и сведения последнего к выработке узкотехнического навыка начертания букв, их соединений и чистопи­сания.

В педагогическом наследии Ушинского содержится рекоменда­ция о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. «Читать – это еще ничего не значит; что чи­тать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [18, с.46]. Эффективно, по мнению Ушин­ского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он за­интересован. Это положение является одним из основных в совре­менной педагогике детского чтения.

Среди многих качеств, присущих учащимся начальных классов и тонко подмеченных Ушинским, он особо выделил несформированность и неустойчивость их внимания. «Внимание, - образно говорил автор «Родного слова», - есть та единственная дверь нашей души, че­рез которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит; следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми, есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего ученья» [24, с.105].

Ушинский выделил два вида внимания: пассивное, при котором «сам пред­мет, своей собственной занимательностью для нас, удерживает откры­тыми эти двери души человеческой, без участия нашей воли и даже иногда против нашего желания», и активное, когда «не предмет уже владеет человеком, а человек предметом». Он ставит в пря­мую зависимость успехи школьников в обучении, особенно чтению, от того, насколько учитель заботится о формировании у своих питомцев умения «владеть своим вниманием и направлять его свободно, смело отрывая от предметов, которые его привлекают и направлять на пред­меты, вовсе не привлекательные. В жизни – это необходимое условие всякого дельного практического характера; в ученье это – необходимое условие всякого дельного ученика» [6, с.13].

При обучении детей чтению есть постоянная угроза крена в сторо­ну развития только пассивного внимания, так как «всякое интересное для детей чтение, рассказ, способствует развитию» этого вида внима­ния. «Оно может превратиться в болезненное состояние души, которая делается какой-то бессильной, ленивой, требует беспрестанно раздра­жения интересными рассказами или интересным чтением» [6, с.14]. Ученик при таком одностороннем развитии, взрослея, чаще всего по­полняет ряды тех читателей, которые «проводят всю жизнь в чтении романов  и глотают их один за другим десятками».

Великий педагог не только предостерегал от подобной опасности, но и указывал конкретный способ ее предотвращения. Он писал: «Должно делать ученье занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно крепнуть от упражнения» [5, с.105].

В методике обучения чтению, разработанной Ушинским, содержит­ся много различных упражнений, заданий, подходов, видов работ, рассчитанных на разумное сочетание интересного и занимательного с серь­езным и трудным для детей. Здесь и наглядное обучение, которое «возбуждает мысль ребенка» и его речевую деятельность и, сливаясь с «приготовительными упражнениями в письме», а также со звуковыми упражнениями, помогает ученику легко «извлечь из мертвой буквы живую мысль». Здесь и логические упражнения, и «неокон­ченные фразы, которые должен окончить ученик, или вопросы, на кото­рые он должен отвечать». Здесь и задания на особое слогораздельное произношение фраз, чтобы «слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффектировано». Здесь и замена одного слова в художественном тексте другим, замена, ве­дущая к уяснению изобразительно-выразительной силы слова, найден­ного писателем. Здесь и декламации, и задания, например: «напишите наизусть и без ошибок всю выученную басню» и многое другое [6, с.14].

Ушинский разработал методику бесед о литературных произве­дениях. В методических рекомендациях к «Детскому миру» он предупреждал, что длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление.

Не потеряли своей зна­чимости советы его о том, как проводить беседы о прочитанном, прослушанном: «После беседы и чтения должно точными, опреде­ленными вопросами вызвать в ответах учеников все содержание прочитанного, пополнив его тем, что может быть извлечено из бесе­ды, и, в заключение, сделать из этих вопросов и ответов письменные упражнения» [6, с.14]. Ушинский пишет об умении руководителей чтения ставить вопросы, которые соответствовали бы уровню развития ре­бенка.

Отметим, кстати, что Ушинский высоко оценивал образовательное и развивающее значение заучивания наизусть. В его учебнике «Детский мир» (часть первая) предусмотрено для заучивания наизусть 16 боль­ших по объему художественных текстов – басен Крылова, стихов и сказок Пушкина.

В целом разнообразные приемы, задания и упражнения, рекомен­дованные Ушинским для обучения чтению, возбуждали у детей интерес особого свойства – он зависел «от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».

Актуальной является мысль Ушинского о том, что процесс обучения чтению предполагает особый анализ литературных произведений и осуще­ствляется методами, нацеливающими детей на эстетическое вос­приятие. Он писал, что, приступая к изучению произведения в школе, педагогу необходимо, прежде всего, хорошо усвоить это произведение, «сделать ему строгую логическую и эстетическую оценку и  определить,  что  в  нем  есть народного и  почему  оно заслуживает изучения». Ушинский советовал смотреть на каждое произведение как «на окно, через которое можем показать ту или другую сторону народной жизни». А для этого необходимо увлечь ребенка чтением, сформировать эстетическое восприятие литератур­ного произведения: «Недостаточно, чтобы дети поняли... произведе­ние, а надобно, чтобы они его почувствовали» [7].

Педагогическое мастерство учителя, по Ушинскому, во многом определялось тем, каким разнообразием «хороших дидактических приемов» он располагал и в какой мере он был способен их улучшать и творчески использовать. Умелая и разумная смена одного вида за­нятий другим, смена приемов создает самые благоприятные условия для обучения детей чтению. «Самая перемена занятий, - убеждал Ушинский, - действует на ребенка лучше даже полного отдыха... Ре­бенок, видимо, устал читать, внимание его ослабело, процесс понима­ния остановился: заставьте дитя пописать, порисовать, посчитать, попеть и – заметите, что, воротившись потом к чтению, ребенок снова стал и понятлив, и внимателен». «Чем менее возраст детей, тем разнообразнее должен быть каждый их урок» [30, с.31].

Наиболее эффективным приемом работы учителя при обучении де­тей чтению Ушинский считал беседу, которой он рекомендовал подго­товлять чтение нового текста, проводить ее при необходимости по ходу чтения и непременно завершать ею работу над прочитанным: «После беседы и чтения должно точными, определенными вопросами вызвать в ответах учеников все содержание прочитанного, пополнив его тем, что может быть извлечено из беседы, и, в заключение, сделать из этих вопросов и ответов письменные упражнения» [6, с.14].

Небесполезно напомнить указания Ушинского к порядку постановки вопросов на уроках чтения: «Вопросы должны относиться не к тому только, кто читает, но и к другим ученикам и притом так, чтобы сна­чала высказан был преподавателем вопрос, а потом уже назван уче­ник, который должен на него отвечать» [6, с.15]. Актуально для наших дней требование видоизменять вопросы соответственно возрасту и воз­можностям учащихся: «Вместе с развитием детей должны изменяться и самые вопросы, - изменяться так, чтобы ответы на них были все сложнее и сложнее» [6, с.15].

Чрезвычайно ценным методическим подходом к чтению и разбору прочитанного является найденный Ушинским в опыте работы лучших учителей способ создания своеобразной ситуации разлада между тем, что дети могли непосредственно наблюдать (предметы и явления окру­жающей действительности, картины и т. п.), и тем, что они вычитывали в предложенном им тексте: «Этот-то разлад составляет иногда для толкового учителя истинное сокровище; здесь-то он и получает воз­можность упражнять в детях и внимание, и рассудок, и сравнивать то, что они видят вокруг себя, с тем, что они читают» [6, с.15].

Ушинский доказал необходимость научного подхода к воспита­тельной работе в процессе руководства чтением. Ни педагогичес­кий опыт, такт сами по себе недостаточны для того, чтобы «из них можно было выводить сколько-нибудь твердые педагогические пра­вила». Основоположник научной педагогики считал, что научное изу­чение психологических явлений – непременное условие рациональ­ного и сознательного воспитания. Он советовал тщательно изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства: «Если пе­дагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях» [5, с.106].

Весь ход обучения детей чтению, считал Ушинский, зависит от многих обстоятельств: и от самого первоначального этапа этого дела и найденного для него метода обучения, и от качества каждого урока и разнообразия привлекаемых приемов, и, что особенно существенно, от материалов, на основе которых дети овладевают «процессом чтения и  понимания». Эти материалы должны строго соответствовать особенностям дан­ного процесса, как он складывается и протекает в начальной школе.

Занимательность чтения более всего обеспечивается соответствующими материалами, текстами для чтения и разбора. Сам Ушинский с глубоким пониманием детской психологии и специфики начального этапа обучения чтению, выделил две основные группы текстов для обучения чтению – дело­вые статьи и художественные тексты. Соответственно этому Ушинский обосновал необходимость двух ведущих типов чтения: логического и эстетического. Логическое чтение имеет своим главным назначением понимание читаемого, состоящего «в логическом разложении мысли на составляющие ее элементы. Здесь преподаватель должен вопросами своими беспрестанно заставлять читателя вникать в смысл читаемого, испытывать и возбуждать его внимание» [26, с.144].

С художественными текстами Ушинский связывал второй тип чте­ния – эстетическое чтение, чтение «плавное и изящное». Оно позво­ляло широко проводить работу по формированию выразительности чтения и речи, пробуждало эстетические чувства, развивало способно­сти наслаждаться подлинно изящным. Ни с чем не сравнима роль лите­ратурных произведений в воспитании нравственности учащихся. Настоя­щее художественное произведение, доказывал Ушинский, «заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравст­венную мысль, выраженную в этом произведении». Художе­ственные тексты требовали к себе особого методического подхода, ко­торый получил в трудах Ушинского весьма детальную разработку. Осо­бенно поучительны его методические установки в отношении чтения и разбора произведений различных жанров – стихотворений, басен, рассказов, народных песен, пословиц, поговорок и загадок и т.д. [26, с.144]

Таким образом, в своих работах Ушинский подчеркивает необходимость обучения детей чтению. Изучение грамоты происходит в начальной школе. И здесь важно научить ребенка не просто воспроизводить набор звуков, слов и предложений, а научить его понимать и осмысливать прочитанное. Для этого Ушинским был разработан ряд методов, таких как беседа о прочитанном, разбор прочитанного произведения, наглядное обучение, логические упражнения, задания на особое слогораздельное произношение фраз, замена одного слова в художественном тексте другим, замена, ве­дущая к уяснению изобразительно-выразительной силы слова, найден­ного писателем, декламации и многое другое.

Главный постулат теории Ушинского – все эти методы должны применяться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Постановка вопросов о прочитанном произведении должна учитывать его возраст и подготовку. Чем старше и образованнее становится ребенок, тем сложнее должны быть и вопросы, и изучаемые произведения.

 

 

Информация о работе Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского