Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить взгляды К.Д. Ушинского на чтение детей.
Задачи исследования:
- изучить биографию великого русского педагога К.Д. Ушинского;
- рассмотреть важнейшие педагогические идеи Ушинского, связанные с воспитанием и обучением детей;
- исследовать особенности процесса обучения чтению по К.Д. Ушинскому;

Оглавление

Введение………………………………………………………………...
Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей…………………………..
1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского…………………………...
1.2 Педагогические идеи Ушинского…………………………………
Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского…………..
2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению……………………...
2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского…..…………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая Вопросы детского чтения в наследииУшинского.doc

— 217.50 Кб (Скачать)


44

 

Смоленский государственный институт искусств

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему

 

Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2010

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение………………………………………………………………...

Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей…………………………..

1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского…………………………...

1.2 Педагогические идеи Ушинского…………………………………

Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского…………..

2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению……………………...

2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского…..…………….

Заключение……………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………..

3

7

7

15

24

24

32

41

44

 


Введение.

Актуальность исследования. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского сегодня вызывает активный интерес у современников. И это не случайно. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

Одним из ключевых положений педагогической системы Ушинского является мысль о том, что воспитание патриотизма, нравственных и моральных качеств ребенка невозможно без знания родного языка, чтения книг. Эти и многие другие идеи Ушинского не потеряли своей значимости и сегодня. И это не случайно. В последние десятилетия мы наблюдаем чрезвычайно остро и рельефно проявившиеся кризисные явления в сфере духовности, идеологии, культуры, образования. Вызывает тревогу уровень образованности современных детей, несформированность, дробность и несвязность мышления, наполненность его разрозненными фактами, отсутствие в сознании целостной картины мира, неумение творчески мыслить, способность лишь перерабатывать информацию по заданному алгоритму. Неумение слушать и слышать, разрушающее способность глубинного овладения языком, повлекло упрощение лексикона, косноязычие, топорность речи [30, с.29].

Богатейшая история нашего народа, огромный исторический опыт, осознание подрастающим поколением  причастности к великим предкам, возвышающее воздействие их личностей и творений – единственное средство пробудить в душе поколения дремлющее самосознание, заставить очнуться и задуматься. А это первостепенные задачи педагогики Ушинского. Одним из путей решения данной проблемы становится обучение чтению, но не просто грамоте, а именно чтению с усвоением и пониманием смысла прочитанного.

Ответы на эти и другие вопросы мы можем найти в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, поэтому данная тема актуальна.

Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования слабо представлена в литературе. Основным источником может служить учебник библиотековеда Т.Д. Полозовой «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке» [18], где в кратком виде изложены основные идеи К.Д. Ушинского относительно детского чтения.

В статье педагога В.Г. Горецкого [6] раскрыты идеи К.Д. Ушинского об особенностях обучения детей чтению: как приобщить ребенка к чтению, какие книги необходимы для полноценного развития, роль учителя и воспитателя в развитии ребенка. Автор отмечает, что в этом процессе, помимо всего прочего, необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Более подробно об особенностях детской психики, восприятии и усваивании ребенком культурного и художественного наследия можно узнать их статей педагогов С.Д. Чикина [29], Г.С. Костюка [12], б. Беган [1], С. Яниной [30].

Одной из заслуг Ушинского стало создание произведений для детей, которые соответствовали их возрасту и выполняли воспитательные задачи. О том, какую литературу для детей Ушинский считал необходимой, полезной или вредной, о созданных им художественных произведениях для детей можно узнать из статьи литературоведов Ф.И. Сетина [21], А.И. Фотеевой [26], И.А. Горячевой [7].

Жизнь и деятельность К.Д, Ушинского подробно рассматриваются в многочисленных монографиях и статьях. Среди авторов – Н.А. Константинов [4], С.Ф. Егоров [9], О.Е. Тарасов [10], Т.В. Карпова [11], П.А. Лебедев [14], А.К. Романовский [19], И.А. Соловков [22], А. Фролков [27], М. Чалый [28].

Педагогические идеи Ушинского, его взгляды по отдельным проблемам, таким как значение родной литературы и языка  в духовном развитии ребенка, учение о воспитании, а также значение работ Ушинского для современников и последователей рассматриваются в работах В.Я. Василевской [3], Н.К. Гончарова [5], А.А. Серовой [20], Л.В. Тодорова [24].

Цель исследования – изучить взгляды К.Д. Ушинского на чтение детей.

Задачи исследования:

-                изучить биографию великого русского педагога К.Д. Ушинского;

-                рассмотреть важнейшие педагогические идеи Ушинского, связанные с воспитанием и обучением детей;

-                исследовать особенности процесса обучения чтению по К.Д. Ушинскому;

-                осветить основные идеи К.Д. Ушинского о детском чтении и его роль в формировании читательской культуры ребенка посредством создаваемых им произведений для детей.

Объект исследования – педагогическое насление К.Д. Ушинского.

Предмет исследования – вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского.

Методы исследования:

-                синтез;

-                анализ;

-                цитирование;

-                библиографический.

Гипотеза исследования заключается в том, что К.Д.Ушинский, ставший отцом современной педагогики, «учителем всех учителей», при этом –тщательно исследовав вопросы детского чтения, выработал положения, принципы и идеи относительно этого предмета, не потерявшие своей значимости и в современной педагогике.

Практическая значимость работы. Данная работа может быть полезна студентам, обучающимся по специальности 071201.65 «Библиотечно- информационная деятельность», а также педагогам, воспитателям и библиотекарям, работающим с детьми.

Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на научной студенческой конференции «Библиотечное дело в 21 веке» в виде доклада «Книги для детского чтения в наследии К.Д. Ушинского».

Композиционные особенности работы. Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении определены объект, актуальность, цели, задачи, объект предмет, гипотеза исследования, степень научной разработанности проблемы, практическая значимость работы и сведения об апробации результатов исследования. Кроме того, рассматриваются композиционные особенности работы.

В первой главе под названием «К.Д. Ушинский – учитель всех учителей» изучается жизнь и деятельность К.Д.Ушинского, его взгляды на воспитание и обучение, важнейшие педагогические постулаты Ушинского в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, основные принципы и особенности детского восприятия окружающего мира.

Во второй главе «Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского» рассматриваются основные идеи К.Д. Ушинского об обучении детей чтению, важность и необходимость этого процесса. Показаны психологические особенности воздействия чтения на детей, особенности усвоения грамоты ребенком. Изучаются детские книги К.Д. Ушинского, в которых он воплотил пропагандируемые им принципы обучения и воспитания подрастающего поколения.  

В заключении даются обобщающие сведения по всему материалу курсовой работы, подводятся итоги.

 

 

 


Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей.

1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского

Великий русский педагог Ушинский К. Д. – основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике [17, с.592].

Константин Дмитриевич Ушинский родился в семье мелкопоместного дворянина, отставного военного, участника Отечественной войны 1812 года. К моменту рождения будущего педагога семья жила в Туле, но вскоре отца Ушинского назначили судьей в уездный город Новгород-Северский, и вся семья Ушинских перебралась на Черниговщину.

Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский в 1840 году уезжает в Москву и вливается в ряды студенчества. Он поступает на юридический факультет Московского университета именно тогда, когда профессором и кумиром московской молодежи был профессор философии права и государства Петр Григорьевич Редкин. Лекции его собирали всю думающую Москву и были необычайно популярны. Любимым предметом его чтений была философия права и государства, которую он излагал в духе учения Гегеля. Этот собеседник Герцена и Белинского, проповедник любви к науке и просвещению народа сильно повлиял на Ушинского и на выбор им стези народного учителя [13, с.213].

Учился Ушинский блестяще. В двадцать лет, в 1844 году, он окончил университет и был оставлен для подготовки магистерского экзамена. В июне 1844 года совет университета присудил ему степень кандидата юриспруденции. В 1846 году, 22 лет от роду Ушинский – глубоко и блестяще образованный философ, продолжающий стажировку в Московском университете, назначается и. о. профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей.

Молодой профессор быстро завоевал симпатии лицеистов. Блестящее владение предметом, умение логично и интересно изложить труднейшие вопросы истории философии и теории познания, глубокая эрудиция и простота в обращении, человечное отношение к ученикам, неравнодушие к их проблемам сделали его любимцем лицеистов. Однако ему противостояло руководство лицея и большинство его коллег, которые были противниками новых взглядов. Попечитель лицея пишет на молодого педагога донос за доносом. В результате за Ушинским установлен негласный надзор. В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей, не желая подчиняться требованиям начальства [16, с.57].

Оставшись без работы, Ушинский перебивается мелкой литературной поденщиной – переводами, рецензиями и обзорами в журналах. Попытка устроиться в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою престижную и высокооплачиваемую должность на незавидное место в уездном захолустье.

Промучившись полтора года в провинции, Ушинский перебирается в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

Но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах [10, с.24].

Случайная встреча под новый, 1854 год, с бывшим коллегой по Демидовскому лицею все изменила: знакомый, ценивший дарования Константина Ушинского, помог найти новую работу. 1 января 1854 года К.Д.Ушинский увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

Институт славился суровыми порядками, строгой дисциплиной, регулярной муштрой и маршировками. В его стенах воспитывались и получали образование одновременно 650 мальчиков-сирот. За провинности их сажали под арест в карцер, где условия были самые жестокие: никакой пищи, кроме хлеба и воды, и то через день. На прогулку за стены института воспитанников выпускали лишь в субботу и воскресенье. Порядки в институте были жесткими: этого требовал устав императорского благотворительного заведения, где из воспитанников старались сделать людей, верных «царю и отечеству».

Ушинскому удалось кое-что изменить в этой казарме для сирот за пять лет своего пребывания в Гатчине. Некоторые традиции, заложенные им, прочно привились воспитанникам, передавались из поколения в поколение, и вплоть до 1917 года были еще весьма сильны [10, с.26].

Ушинскому удалось начисто искоренить фискальство, столь характерное для учебных заведений закрытого типа. Если кто-то совершал проступок, причинивший вред товарищам, он был обязан найти в себе мужество и самому в нем признаться. Этот неписанный закон строго соблюдался учащимися.

Ушинскому удалось совершенно изжить воровство. Самым суровым наказанием для вора было презрение товарищей. Даже если случались драки, то прийти на помощь, защитить слабого, восстановить справедливость считалось доблестью. Чувство искреннего товарищества, которое К. Д. Ушинский считал основой воспитания, в институте было очень развито до конца его существования.

Информация о работе Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского