Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:14, реферат
Младенец взмахивает ручками, радостно улыбается, увидев мать, поворачивает голову на ее голос…Вот он тянется к яркому шарику, пытается схватить игрушку, которая привлекла его внимание…
Психическая жизнь ребенка рождается буквально на наших глазах – она в самом деле вся как на ладони,вся выплеснута наружу, вся прочитывается в простых и милых проявлениях, понятных любому взрослому – а тем более любящим и внимательным родителям.
Младенец глазами К.Д. Ушинского
Младенец взмахивает ручками, радостно улыбается, увидев мать, поворачивает голову на ее голос…Вот он тянется к яркому шарику, пытается схватить игрушку, которая привлекла его внимание…
Психическая
жизнь ребенка рождается
Но
идет время и внешнее поведение
ребенка все меньше поддается
быстрой и однозначной расшифровке,
его усложняющаяся внутренняя жизнь
становится все более скрытой
от глаз.
Как ни странно, этот очевидный факт не
всегда осознается достаточно глубоко.
Говорят, никто так хорошо не знает своего
ребенка, как родители. Да, это так- никто
не видит, ребенка в таком разнообразии
жизненных проявлений на протяжении такого
долгого времени, как мать и отец.
Не будем недооценивать значения истинной родительской любви, которая дает ощущение того, что ты сердцем понимаешь своего ребенка. Не станем отрицать и родительской интуиции,основанной на опыте собственного детства.Не упустим из виду влияния неписанных традиций воспитания – ведь в них отражен вековой опыт многих поколений, растивших детей. Сердце оказывается порой чересчур пристрастным, интуиция – бессильной, а традиционные взгляды - полными противоречий
“Здравый
смысл и добрая воля “ – эти
основы воспитания, которые еще многими
почитаются как достаточные, на проверку
оказываются слишком зыбкими. Необходим
научный подход к воспитанию ребенка.
Почему малыш развивается так, а
не иначе? По каким законам складывается
его психическая жизнь? В чем
приметы того или иного возраста?
Как понять и учесть индивидуальные
особенности ребенка? Что значит
“развивать “ его ?
Разумеется, мы не призываем вас к тому,
чтобы вы превратили свою семью в "лабораторию
семейного воспитания" и растили ребенка
на основе безоговорочных формул и предписаний.
Речь идет лишь о том, что знание некоторых
данных наук, изучающих развитие ребенка,
может дать вам ключ к пониманию важных
изменений, которые непрерывно совершаются
в вашем малыше, - а значит, поможет вам
сделать воспитание действенным, поможет
растить ребенка в соответствии с целями
и идеалами цивилизованного общества,
поможет предвидеть, предупредить, преодолеть
возможные трудности.
Открытие детства
Путь,
который проходит ребенок в первые
годы жизни, поистине грандиозен. Первоклассник,
стоящий на пороге школы, столь отличается
от новорожденного, что кажется: это же
совершенно разные существа! Тем не менее
они соединены невидимой нитью, на которую
изо дня в день нанизывают все новые приобретения,
превращающие беспомощный живой комочек
в человеческую личность.
О значении первых лет детства сказано
много. Великий русский педагог К. Д. Ушинский:
"Характер человека более всего формируется
в первые годы его жизни, и то, что ложится
в этот характер в эти первые годы, - ложится
прочно, становится второй натурой человека...
Все, что усваивается человеком впоследствии,
никогда не имеет той глубины, какой отличается
все усвоенное в детские годы".
И действительно, маленький ребенок мало
похож на взрослого. И дело не только в
том, что его знания не выдерживают сравнения
со знаниями взрослого. Из простых житейских
наблюдений мы знаем: ребенок чувствует
и мыслит не так, как взрослый. Чувства
малыша могут быть сильными, но чаще всего
они нестойки. То, к чему он сегодня привязан,
завтра может быть забыто. Ребенку недоступны
отвлеченные рассуждения взрослого. Малый
ребенок не в состоянии организовать себя
на исполнение неинтересной для него работы...
Очень многого не может ребенок. Однако
если мы будем обращать внимание только
на то, чего ребенок еще не может, чем он
еще не владеет, мы никогда не поймем, откуда
появляются новые черты, качества, характерные
для взрослого. Гораздо важнее выяснить,
что у ребенка есть, что он может, как он
изменяется и что приобретает с возрастом.
Узнать ребенка во всех отношениях
Изучением
ребенка занимаются многие науки - педагогика
и психология, анатомия и физиология,
особенно возрастная физиология, гигиена
и педиатрия. В последние десятилетия
сложились особые отрасли этих наук,
посвятившие себя изучению детства;
причем отрасли эти исключительно
быстро развиваются.
Родителям - да и всем, кто занят воспитанием
детей, - знакомство (в разной степени)
с фактами и выводами, полученными этими
науками, конечно, важно. Но если отец и
мать, даже располагающие, скажем, всеми
необходимыми сведениями об уходе за младенцем,
остаются лишь помощниками специалиста,
педиатра, призванного следить за состоянием
здоровья ребенка, то в отношении развития
личности ребенка, его психики и сознания
дело обстоит иначе. Воспитательные задачи
приходится решать изо дня в день - и самим.
Безусловно, тесная связь семьи с детскими
дошкольными учреждениями помогает правильно
решать эти задачи. Конечно, и в воспитании
может помочь конкретный совет специалистов,
но все-таки рецепта здесь никто не выпишет.
Вот почему одна из наук, изучающая ребенка,
а именно детская психология, представляет
для тех, кто воспитывает детей, особый
интерес. Более ста лет назад К. Д. Ушинский
писал: "Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях".
Родители должны не просто знать что-то
о ребенке с "чужих" слов - пусть слова
эти и будут мудрыми, не просто поступать
по науке, но изучать ребенка изо дня в
день. Родители - постоянные исследователи
своих детей, даже если они и не всегда
отдают себе в этом отчет. Но как исследовать,
какими методами? Не следует ли поучиться
у детской психологии ее методам? Не стоит
чрезмерно "онаучивать" воспитание.
Малыш остается вашим малышом - и вы никогда
не сможете занять позицию вполне объективного
наблюдателя; по отношению к детям, впрочем,
это нередко с трудом удается и "посторонним"
научным работникам (как не утешить плачущего
малыша, даже если твоя задача изучать
его эмоциональные реакции!).
Но представление о тех методах, которыми
пользуется детская психология, иметь
небесполезно. Вероятно, это прежде всего
укрепит ваше доверие к тем выводам и рекомендациям,
которые дает наука. Быть может, это побудит
вас самих к более последовательным и
разносторонним наблюдениям за ребенком.
Федеральное агентство по образованию
Михайловский филиал ГОУ ВПО
«Волгоградский
государственный педагогический университет»
Реферат:
«Младенец
глазами К.Д. Ушинского».
студентка 3 НО(С)
гуманитарного факультета
Князьева Л.А.
Проверил к.,п., н., доцент
Ершов Д.А.
Михайловка,2010г