Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:20, курсовая работа
В настоящем исследовании мы ставим целью изучение семантических особенностей английского языка путем анализа фразеологических единиц с компонентом-зоонимом.
Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. дать определение фразеологической единице и уточнить понятие компонента-зоонима, входящего в ее состав;
2. исследовать семантическую структуру ФЕ с компонентом-зоонимом
3. установить степень влияния на создание общего значения ФЕ смыслового компонента, соотносящимся с зоонимом в формальной структуре.
Введение
Глава 1. Основные характеристики фразеологической единицы
1.1 История развития фразеологии как науки
1.2 Определение и критерии выделения фразеологических единиц
1.3 Структурно-семантическая характеристика фразеологических единиц с семой-зоонимом
Глава 2. Семантические особенности фразеологических единиц
2.1 Многозначность
2.2 Составляющие семантического аспекта фразеологических единиц
2.3 Классификация фразеологических единиц
Заключение
Список литературы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет английской филологии
Кафедра англистики
и межкультурной коммуникации
Курсовая работа
на тему:
«Семантические особенности фразеологических единиц с компонентом-зоонимом»
Студентки 4 курса,
группы 4503 (подгруппы 4502),
очной формы обучения
Куликовой Татьяны Владимировны
Научный руководитель –
профессор кафедры англистики и
межкультурной коммуникации, к.п.н.
Зотова Екатерина Михайловна
Москва, 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Основные характеристики фразеологической единицы
1.1 История развития фразеологии как науки
1.2 Определение
и критерии выделения
1.3 Структурно-семантическая
характеристика
Глава 2. Семантические особенности фразеологических единиц
2.1 Многозначность
2.2 Составляющие
семантического аспекта
2.3 Классификация фразеологических единиц
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Фразеология – неотъемлемый и особо выделенный компонент языка, самый яркий, своеобразный, необычный, «индивидуальный», культурно значимый и национально специфичный, способный концентрированно выразить не только особенности данного языка, но и его носителей, их мироощущение, склад ума, менталитет, национальный характер и стиль мышления.
Изучение проблем, связанных с фразеологическими единицами различных языков, имеет давние традиции. Уже почти на протяжении века фразеология исследуется как российскими, так и зарубежными учеными, о чем свидетельствует обширная литература, посвященная данному вопросу.
С одной стороны, данный раздел языка исследован достаточно хорошо и глубоко. Но при всем многообразии и разносторонности теоретических направлений ученые пытаются проанализировать данные для уточнения некоторых свойств фразеологических единиц (ФЕ), определения их роли и функций в языке.
Изучение характера и особенностей фразеологической семантики можно отнести к числу проблем, вокруг которых все еще возникают споры. Однако следует принимать во внимание тот факт, что фразеологическая единица, прежде всего, явление семантическое и попытка исключить его не приведет к каким-либо положительным результатам
Без сомнения фразеология придает языку яркость, неповторимость и национальный колорит, который отличает языки друг от друга. Однако, говоря о национальной специфике, нельзя не учитывать тот факт, что ФЕ присутствуют во всех языках и являются универсальной чертой.
Объектом нашего
исследования мы выбрали группу устойчивых
словосочетаний фразеологического
характера, в которых присутствует
компонент-зооним, то есть наименование
какого-либо животного. Такой выбор
обусловлен, прежде всего, тем, что история
взаимодействия человека и животных
насчитывает тысячелетия, и формы
его проявления разнообразны и многочисленны.
Отношения «человек – животный мир»,
развивающиеся под влиянием исторических,
географических и социальных факторов,
оказывают очевидное
В настоящем
исследовании мы ставим целью изучение
семантических особенностей английского
языка путем анализа
Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. дать определение
фразеологической единице и
2. исследовать семантическую структуру ФЕ с компонентом-зоонимом
3. установить степень влияния на создание общего значения ФЕ смыслового компонента, соотносящимся с зоонимом в формальной структуре.
Поставленные задачи определили набор методов, используемых в данной работе: метод сплошной выборки, метод анализа и интерпретации научной литературы, описательный метод, приемы обобщения, сопоставления и классификации.
Материалом послужили
356 фразеологических единиц английского
языка с семой-зоонимом, которые
были выделены путем сплошной выборки
из таких справочников и словарей,
как Большой англо-русский
Практическую значимость данного исследования составляет возможность использования его результатов при преподавании некоторых аспектов английского языка – лексикологии и стилистики английского языка, теории и практики перевода, а так же написания курсовых работ по данной теме.
Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений.
Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и цели нашего исследования. В Главе I определены основные характеристики фразеологических единиц, рассмотрены основные теоретические положения, необходимые для дальнейшего анализа фразеологизмов.
В Главе II производится анализ отобранных фразеологизмов с компонетом-зоонимом, рассматриваются их семантические особенности.
В Заключении формулирются
выводы данной дипломной работы, приводятся
результаты исследования.
Глава 1. Основные характеристики фразеологической единицы
1.1 История развития фразеологии как науки
«Фразеология (от
греч. и ), - это наука о фразеологических
единицах (ФЕ), то есть об устойчивых сочетаниях
слов с осложненной семантикой, не
образующихся по порождающим структурно-
семантическим моделям
Термин фразеология (от фр. phraséologie) введен швейцарским ученым Ш. Балли в значении «раздел стилистики, изучающий связанные сочетания». Его же считают и основателем теории фразеологии, так как, во-первых, он включил главу о фразеологии в свой учебник по стилистике, а, во-вторых, систематизировал словосочетания в двух своих книгах: «Очерки стилистики» и «Французская стилистика». В первой книге он выделял четыре группы словосочетаний:
1) свободные словосочетания (les groupements libres), т.е. сочетания, лишенные устойчивости, распадающиеся после их образования;
2) привычные
сочетания (les groupements usuels), т.е. словосочетания
с относительносвободной
3) фразеологические
ряды (les series phraseologiques), т.е. группы
слов. В которых два рядоположных
понятия сливаются почти в
одно. Устойчивость этих оборотов
закрепляется первичными
4) фразеологические
единства (les unites phraseologiques), т.е. сочетания,
в которых слова утратили свое
значение и выражают единое
неразложимое понятие.
Во второй книге
Балли выделяет лишь две принципиально
отличные группы сочетаний. В своей
более поздней работе «Французская
стилистика» Балли
Начало научной
разработки русской фразеологии
как самостоятельной
В последние
годы было написано множество работ,
посвящённых анализу
Особое место занимают исследования семантики фразеологических оборотов. Семантическая парадигма фразеологизмов: вариантность фразеологических единиц, их синонимия и антонимия, многозначность и т.д. довольно подробно изучена такими учеными как А.В. Куниным, Н.М. Шанским, А.М. Бабкиным и др.
Отдельные языковеды,
в том числе и В.В. Виноградов,
главным различием между
Слово с переносным значением может быть развёрнуто по отдельным его свойствам. Так В.Н. Телия даёт следующее значение слову «кляча»: …такая лошадь (объект квалификации), которую говорящий (субъект квалификации) считает по сравнению с «нормальными» лошадьми (основание квалификации) плохой (собственно квалификация) из-за её немощности или неказистого вида (предмет квалификации) [32].
В последние годы появилось немало книг и брошюр, тематических сборников, сотни статей, в которых, так или иначе, освещается фразеологическая проблематика. Интенсивная разработка данного аспекта языка привела к появлению ощутимых результатов. Если в начале развития данной науки исследователи нередко ограничивались чисто интуитивными критериями, то в более поздних работах усилилось стремление придать этим критериям по возможности чёткий и более объективный характер, что позволяло бы использовать их при работе с различными языками.
Существуют разные взгляды на предмет фразеологии. В науке давно бытует так называемое «узкое» (С.И. Ожегов) и «широкое» (А.А. Реформатский) понимание объёма этой отрасли языкознания. «Узкое» понимание отчасти утвердилось в связи с лексикографической разработкой фразеологизмов, которые включались и включаются в толковые словари наряду с лексическими единицами. Безусловно, в первую очередь в словари попадали фразеологизмы, эквивалентные слову, и почти не попадали устойчивые выражения, образованные по модели предложения. Разработка устойчивых сочетаний в историческом плане привела к пониманию объёма фразеологии в «широком» плане.
1.2 Определение
и критерии выделения
В русской дореволюционной и советской языковедческой науке было сделано достаточно много в области изучения фразеологических образований вообще и в области русского, английского и других языков.
Наличие "речений"
или "слитных речений" в русском
языке было отмечено в русской
дореволюционной
Позже в отечественной лингвистической науке широкое распространение получил термин "фразеологическая единица", применяемый к таким общеупотребительным, воспроизводимым в речи в готовом виде сочетаниям слов, значение целого в которых во многих случаях отлично от суммы прямых значений компонентов; в них целое передает что-то единое по смыслу, что сильно сближает такие образования с наименьшими лексическими единицами - словами. Действительно, "делать из мухи слона" означает "преувеличивать", to pave the way for smth означает to prepare и т.д.
Информация о работе Семантические особенности фразеологических единиц с компонентом-зоонимом