Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Изучить общее недоразвитие речи, его периодизацию;
Просмотреть развитие речи у детей в норме;
Проанализировать развитие связной речи у детей с ОНР третьего уровня;
Познакомиться с особенностями обследования детей с ОНР;
Проанализировать методику коррекционного обучения у детей с ОНР.
Введение
Глава 1.
1.1. Развитие связной речи у детей в норме.
1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.
1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.
1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.
1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.
2.1. Система формирования навыков и умений связной речи у детей с ОНР (В. К. Воробьева).
2.2. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР (В. П. Глухов).
Глава 3. Методики выявления нарушений связной речи у детей с ОНР третьего уровня.
3.1.
3.2. Методика обследования состояния связной речи (В. П. Глухов).
Заключение
Задание 1.
Составление фраз по картинкам с изображением простых действий.
Уровень выполнения задания |
Оценка в баллах | |
Родионов А. |
«Средний» |
4 балла |
Шашкова А. |
«Недостаточный» |
3 балла |
Булатов А. |
«Низкий» |
2 балла |
Колмогоров С. |
«Средний» |
4 балла |
Чернявский Д. |
«Недостаточный» |
3 балла |
Зверева М. |
«Низкий» |
2 балла |
Саблина А. |
«Средний» |
4 балла |
Каренгин Т. |
«Недостаточный» |
3 балла |
Куцык Е. |
«Недостаточный» |
3 балла |
Захарченко М. |
«Низкий» |
2 балла |
Задание 2.
Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам.
Уровень выполнения задания |
Оценка в баллах | |
Родионов А. |
«Низкий» |
2 балла |
Шашкова А. |
«Недостаточный» |
3 балла |
Булатов А. |
«Низкий» |
2 балла |
Колмогоров С. |
Задание выполнено неадекватно |
1 балл |
Чернявский Д. |
Задание выполнено неадекватно |
1 балл |
Зверева М. |
Задание выполнено неадекватно |
1 балл |
Саблина А. |
«Недостаточный» |
3 балла |
Каренгин Т. |
«Низкий» |
2 балла |
Куцык Е. |
Задание выполнено неадекватно |
1 балл |
Захарченко М. |
«Низкий» |
2 балла |
Отмечаются следующие особенности выполнения этих заданий: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий; для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Характерно наличие пауз с поиском нужного слова; пропуски денотатов — значимых смысловых звеньев речевого высказывания, что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования. Отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний — ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушения нормативного порядка слов в предложении.
У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.
Последующие задания (3-8) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
Примерная схема оценки уровней выполнения заданий 3 - 8.
Задание 3.
Уровень выполнения задания. |
Пересказ. |
«Хороший» (4 балла) |
Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. |
«Удовлетворительный» (3 балла) |
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. |
«Недостаточный» (2 балла) |
Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. |
«Низкий» (1 балл) |
Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. |
Задание не выполнено |
Задание 4.
Уровень выполнения задания |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
«Хороший» (4 балла) |
Самостоятельно составлен |
«Удовлетворительный» (3 балла) |
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. |
«Недостаточный» (2 балла) |
Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия |
«Низкий» (1 балл) |
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. |
Задание не выполнено |
Задание5.
Уровень выполнения задания |
Рассказ из личного опыта. |
«Хороший» (4 балла) |
Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. |
«Удовлетворительный» (3 балла) |
Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). |
«Недостаточный» (2 балла) |
В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. |
«Низкий» (1 балл) |
Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. |
Задание не выполнено |
Задание 6.
Уровень выполнения задания |
Рассказ описание. |
«Хороший» (4 балла) |
В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.). |
«Удовлетворительный» (3 балла) |
Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротом, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний. |
«Недостаточный» (2 балла) |
Рассказ составлен с помощью отдельных
побуждающих и наводящих |
«Низкий» (1 балл) |
Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения, простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. |
Задание не выполнено |
Задания 7, 8.
Уровень выполнения задания |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. |
«Удовлетворительный» (3 балла) |
Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
«Недостаточный» (2 балла) |
Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. |
«Низкий» (1 балл) |
Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. |
Задание не выполнено |
По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи.
Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы.
«Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях.
Родионов А.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
|||
«Низкий» (1 балл) |
+ |
+ | |||
Задание не выполнено |
+ |
Шашкова А.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
+ |
||
«Низкий» (1 балл) |
+ | ||||
Задание не выполнено |
+ |
Булатов А.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
+ |
+ | |
«Низкий» (1 балл) |
+ |
||||
Задание не выполнено |