Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Перед нами были поставлены следующие задачи:
Изучить общее недоразвитие речи, его периодизацию;
Просмотреть развитие речи у детей в норме;
Проанализировать развитие связной речи у детей с ОНР третьего уровня;
Познакомиться с особенностями обследования детей с ОНР;
Проанализировать методику коррекционного обучения у детей с ОНР.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1. Развитие связной речи у детей в норме.
1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.
1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.
1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.
1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.
2.1. Система формирования навыков и умений связной речи у детей с ОНР (В. К. Воробьева).
2.2. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР (В. П. Глухов).
Глава 3. Методики выявления нарушений связной речи у детей с ОНР третьего уровня.
3.1.
3.2. Методика обследования состояния связной речи (В. П. Глухов).
Заключение

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 130.47 Кб (Скачать)

 

Задание 1.

Составление фраз по картинкам с изображением простых действий.

 

 

Уровень выполнения задания

Оценка в баллах

Родионов А.

«Средний»

4 балла

Шашкова А.

«Недостаточный»

3 балла

Булатов А.

«Низкий»

2 балла

Колмогоров С.

«Средний»

4 балла

Чернявский Д.

«Недостаточный»

3 балла

Зверева М.

«Низкий»

2 балла

Саблина А.

«Средний»

4 балла

Каренгин Т.

«Недостаточный»

3 балла

Куцык Е.

«Недостаточный»

3 балла

Захарченко М.

«Низкий»

2 балла


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам.

 

 

Уровень выполнения задания

Оценка в баллах

Родионов А.

«Низкий»

2 балла

Шашкова А.

«Недостаточный»

3 балла

Булатов А.

«Низкий»

2 балла

Колмогоров С.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Чернявский Д.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Зверева М.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Саблина А.

«Недостаточный»

3 балла

Каренгин Т.

«Низкий»

2 балла

Куцык Е.

Задание выполнено

неадекватно

1 балл

Захарченко М.

«Низкий»

2 балла


 


Отмечаются следующие особенности выполнения этих заданий: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий; для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Характерно наличие пауз с поиском нужного слова; пропуски денотатов — значимых смысловых звеньев речевого высказывания, что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования. Отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний — ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушения нормативного порядка слов в предложении.

У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Последующие задания (3-8) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий 3 - 8.

Задание 3.

Уровень выполнения задания.

Пересказ.

«Хороший» (4 балла)

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

«Удовлетворительный» (3 балла)

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

«Недостаточный» (2 балла)

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

«Низкий» (1 балл)

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Задание не выполнено


 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Уровень выполнения задания

Рассказ по серии сюжетных картинок.

«Хороший» (4 балла)

Самостоятельно составлен связный  рассказ, достаточно полно и адекватно  отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен с некоторой  помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

«Недостаточный» (2 балла)

Рассказ составлен с применением  наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия

«Низкий» (1 балл)

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Задание не выполнено


Задание5.

Уровень выполнения задания

Рассказ из личного опыта.

«Хороший» (4 балла)

Рассказ содержит достаточно информативные  ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

«Недостаточный» (2 балла)

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

«Низкий» (1 балл)

Отсутствует один или два фрагмента  рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов  и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Задание не выполнено


 

 

 

 

 

 

 

Задание 6.

Уровень выполнения задания

Рассказ описание.

«Хороший» (4 балла)

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротом, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

«Недостаточный» (2 балла)

Рассказ составлен с помощью отдельных  побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем  не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предпржений.

«Низкий» (1 балл)

Рассказ составлен с помощью повторных  наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств  и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения, простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Задание не выполнено


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания 7, 8.

Уровень выполнения задания

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует  по содержанию предложенной теме (данному  началу), доведен до логического  завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность  и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

«Удовлетворительный» (3 балла)

Рассказ составлен самостоятельно или  с небольшой помощью, в целом  соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

«Недостаточный» (2 балла)

Составлен с помощью повторных  наводящих вопросов. Отмечаются отдельные  смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

«Низкий» (1 балл)

Рассказ составлен целиком по наводящим  вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Задание не выполнено


 

 

 

По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи.

Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы.

«Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родионов А.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

   

+

+

 

«Низкий» (1 балл)

 

+

   

+

Задание не выполнено

+

       

 

 

Шашкова А.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

 

+

+

+

 

«Низкий» (1 балл)

       

+

Задание не выполнено

+

       

 

 

Булатов А.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

+

 

+

+

+

«Низкий» (1 балл)

 

+

     

Задание не выполнено

         

Информация о работе Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня