Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Перед нами были поставлены следующие задачи:
Изучить общее недоразвитие речи, его периодизацию;
Просмотреть развитие речи у детей в норме;
Проанализировать развитие связной речи у детей с ОНР третьего уровня;
Познакомиться с особенностями обследования детей с ОНР;
Проанализировать методику коррекционного обучения у детей с ОНР.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1. Развитие связной речи у детей в норме.
1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.
1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.
1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.
1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.
2.1. Система формирования навыков и умений связной речи у детей с ОНР (В. К. Воробьева).
2.2. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР (В. П. Глухов).
Глава 3. Методики выявления нарушений связной речи у детей с ОНР третьего уровня.
3.1.
3.2. Методика обследования состояния связной речи (В. П. Глухов).
Заключение

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 130.47 Кб (Скачать)

 

 

Колмогоров С.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

+

 

+

+

 

«Низкий» (1 балл)

       

+

Задание не выполнено

 

+

     

 

 

Чернявский Д.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

   

+

   

«Низкий» (1 балл)

     

+

+

Задание не выполнено

+

+

     

 

 

Зверева М.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

+

 

+

   

«Низкий» (1 балл)

     

+

+

Задание не выполнено

 

+

     

 

 

 

 

Саблина А.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

+

+

+

   

«Низкий» (1 балл)

     

+

+

Задание не выполнено

         

 

 

Каренгин Т.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

   

+

+

 

«Низкий» (1 балл)

+

+

   

+

Задание не выполнено

         

 

 

Куцык Е.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

   

+

+

 

«Низкий» (1 балл)

+

     

+

Задание не выполнено

 

+

     

 

 

 

 

Захарченко М.

Уровень выполнения задания

Пересказ.

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Рассказ из личного опыта.

Рассказ описание.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» (4 балла)

         

«Удовлетворительный» (3 балла)

         

«Недостаточный» (2 балла)

   

+

+

 

«Низкий» (1 балл)

+

+

   

+

Задание не выполнено

         

 

 

Может быть использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 16-20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 6 до 10 — недостаточному» и от 1 до 5 — «низкому»).

 

У детей отмечается отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.

Для рассказов, составляемых детьми, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Связность повествования нарушена из-за пропусков моментов действия, отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др.

При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи было выявлено, что для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи — короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний — нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видовременных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок.

В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и др. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и т.д.

Поданным исследований для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального (текстового) материала, недостаточная сформированность операций сравнения, обобщения, классификации. У значительной части детей с ОНР отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и др.

 

 

Заключение.

 

Подводя итог, хочется сказать, что владение родным языком – это не только умение правильно  построить предложение, хотя бы и  сложное. Ребенок должен научиться  связно рассказывать.

В формировании связной речи отчетливо выступает  связь речевого и умственного  развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы  хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать  предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения  между предметами и явлениями.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами  в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. Работа по развитию связной речи начинается в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического  строя. Это не значит, однако, что  развивать связную речь ребенка  можно только, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны речи раньше.

Самые простые  задания на построение связного высказывания, например пересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка два важнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно  в большей мере, чем, например, реплика  в диалоге, во-вторых, она должна планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по которым будут развертываться сложное высказывание, рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной монологической речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня