Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Изучить общее недоразвитие речи, его периодизацию;
Просмотреть развитие речи у детей в норме;
Проанализировать развитие связной речи у детей с ОНР третьего уровня;
Познакомиться с особенностями обследования детей с ОНР;
Проанализировать методику коррекционного обучения у детей с ОНР.
Введение
Глава 1.
1.1. Развитие связной речи у детей в норме.
1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.
1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.
1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.
1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.
2.1. Система формирования навыков и умений связной речи у детей с ОНР (В. К. Воробьева).
2.2. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР (В. П. Глухов).
Глава 3. Методики выявления нарушений связной речи у детей с ОНР третьего уровня.
3.1.
3.2. Методика обследования состояния связной речи (В. П. Глухов).
Заключение
Колмогоров С.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
+ |
||
«Низкий» (1 балл) |
+ | ||||
Задание не выполнено |
+ |
Чернявский Д.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
||||
«Низкий» (1 балл) |
+ |
+ | |||
Задание не выполнено |
+ |
+ |
Зверева М.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
|||
«Низкий» (1 балл) |
+ |
+ | |||
Задание не выполнено |
+ |
Саблина А.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
+ |
||
«Низкий» (1 балл) |
+ |
+ | |||
Задание не выполнено |
Каренгин Т.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
|||
«Низкий» (1 балл) |
+ |
+ |
+ | ||
Задание не выполнено |
Куцык Е.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
|||
«Низкий» (1 балл) |
+ |
+ | |||
Задание не выполнено |
+ |
Захарченко М.
Уровень выполнения задания |
Пересказ. |
Рассказ по серии сюжетных картинок. |
Рассказ из личного опыта. |
Рассказ описание. |
Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. |
«Хороший» (4 балла) |
|||||
«Удовлетворительный» (3 балла) |
|||||
«Недостаточный» (2 балла) |
+ |
+ |
|||
«Низкий» (1 балл) |
+ |
+ |
+ | ||
Задание не выполнено |
Может быть использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 16-20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 6 до 10 — недостаточному» и от 1 до 5 — «низкому»).
У детей отмечается отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Для рассказов, составляемых детьми, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Связность повествования нарушена из-за пропусков моментов действия, отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др.
При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи было выявлено, что для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи — короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний — нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видовременных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок.
В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и др. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и т.д.
Поданным исследований для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального (текстового) материала, недостаточная сформированность операций сравнения, обобщения, классификации. У значительной части детей с ОНР отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и др.
Заключение.
Подводя итог, хочется сказать, что владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться связно рассказывать.
В формировании
связной речи отчетливо выступает
связь речевого и умственного
развития детей, развития их мышления,
восприятия, наблюдательности. Чтобы
хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь,
нужно ясно представлять себе объект
рассказа (предмет, событие), уметь анализировать
предмет, отбирать основные (для данной
ситуации общения) свойства и качества,
устанавливать причинно-
Связная речь
– это не просто последовательность
слов и предложений, это последовательность
связанных друг с другом мыслей,
которые выражены точными словами
в правильно построенных
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. Работа по развитию связной речи начинается в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Это не значит, однако, что развивать связную речь ребенка можно только, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны речи раньше.
Самые простые
задания на построение связного высказывания,
например пересказ небольшой сказки,
предъявляют к монологической речи
ребенка два важнейших