Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Перед нами были поставлены следующие задачи:
Изучить общее недоразвитие речи, его периодизацию;
Просмотреть развитие речи у детей в норме;
Проанализировать развитие связной речи у детей с ОНР третьего уровня;
Познакомиться с особенностями обследования детей с ОНР;
Проанализировать методику коррекционного обучения у детей с ОНР.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1. Развитие связной речи у детей в норме.
1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.
1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.
1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.
1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.
2.1. Система формирования навыков и умений связной речи у детей с ОНР (В. К. Воробьева).
2.2. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР (В. П. Глухов).
Глава 3. Методики выявления нарушений связной речи у детей с ОНР третьего уровня.
3.1.
3.2. Методика обследования состояния связной речи (В. П. Глухов).
Заключение

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 130.47 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Томский Государственный Педагогический Университет

Педагогический факультет

Кафедра ДОиЛ

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

Особенности связной монологической речи у детей  дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

Введение

Глава 1.

1.1. Развитие связной речи у детей в норме.

1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.

1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.

1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.

1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.

Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.

2.1. Система  формирования навыков и умений  связной речи у детей с ОНР  (В. К. Воробьева).

2.2. Общие  основы формирования связной  речи детей с ОНР (В. П.  Глухов).

Глава 3. Методики выявления нарушений  связной речи у детей с ОНР  третьего уровня.

3.1.

3.2. Методика  обследования состояния связной  речи (В. П. Глухов).

Заключение

Список литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблемой нашего исследования является уровень  связной речи детей с общим  недоразвитием речи. Этой проблемой  занимались Филичева Е.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие.

Эта проблема вполне раскрыта. Мы проанализировали литературу по данной теме и выявили  наиболее освещенные вопросы по развитию связной речи.

Эта тема достаточно актуальна, так как в  логопедии делается акцент на развитие связной речи у детей с ОНР.

Объект  исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Предмет исследования: связная речь детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи третьего уровня.

Очевидна  необходимость совершенствования  традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более  эффективных научно-обоснованных путей  развития связной речи у детей  с общим недоразвитием речи третьего уровня. Поэтому мы остановились именно на этой проблеме. Решение данной проблемы составляет цели нашего исследования: изучить специальную литературу по проблемам связной речи у детей.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить общее недоразвитие речи, его периодизацию;
  2. Просмотреть развитие речи у детей в норме;
  3. Проанализировать развитие связной речи у детей с ОНР третьего уровня;
  4. Познакомиться с особенностями обследования детей с ОНР;
  5. Проанализировать методику коррекционного обучения у детей с ОНР.

 

 

 

    1. Развитие связной речи у детей в норме.

 

Ведущие специалисты в области  лингвистики, психологии, педагогики выделяют разное  количество этапов развития речи детей. А.А. Леонтьев выделил следующие  этапы развития речи детей: подготовительный (до 1 года), преддошкольный – этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный (со времени поступления в школу  до её окончания).

Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления  – это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звука. Одновременно осуществляется процесс  развития понимания речи, т.е. ипрессивная  речь. Ребёнок начинает различать  интонацию, затем слова, обозначения  предметов и действий. Лепет характеризуется  производством сочетаний звуков неопределённо-артикулируемых. Ребёнок  к шести месяцам пытается произнести звуки, похожие на слова.[1, С.175] 

В 9 – 10 месяцев ребёнок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (папа, мама). К концу  первого года словарь достигает 8 – 12 слов.

На 2-м году жизни ребёнка слова  звукосочетания становятся средством  речевого общения, т.е. развивается  экспрессивная речь. Развитие речи ребёнка осуществляется по подражанию, следовательно, большую роль в её формировании играют родители и речевая  обстановка в семье.

В период 1-го года жизни ребёнок  принимает все элементы звучащей речи. Во втором полугодии ребёнок  воспринимает определённые звукосочетания и связывает их с предметами или  действиями. В это время ребёнок  реагирует на весь комплекс воздействия, ситуацию, интонацию, слова. Всё это  помогает образованию временных  связей. В возрасте 7 – 9 месяцев ребёнок  повторяет за взрослыми всё более  и более разнообразные сочетания  звуков. С 10 – 11 месяцев появляются реакции на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего.

После трёх лет начинается этап становления  активной речи. В это время у  ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова ребёнка носят обобщённо  смысловой характер, т.е. одними и  теми же словами он выражает разные чувства. Понять ребёнка можно по ситуации общения. Переход от данного  вида речи к контекстной происходит к 5 годам.

С 1,5 лет у ребёнка появляется возможность понимания словесной  речи взрослых. На протяжении 2-го и 3-го годов происходит значительное накопление словаря: в 1,5 года – 10-15 слов, к концу 2-го – 300 слов, к концу 3-го – около 1000 слов. Значения слов становятся более  определенными. К началу 3-го года жизни  у ребёнка начинает формироваться  грамматический строй речи. Сначала  ребёнок выражает свои желания одним  словом, потом примитивными фразами, словами без согласования, соподчинения слов в предложении. К 2-м годам  дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и  множественного числа, имён существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В  это время понимание речи значительно  превосходит произносительные возможности.

В дошкольный период развития речи у  большинства детей ещё отмечается неправильное звукопроизношение. Развивается  навык слухового контроля, формируется  фонематическое восприятие, увеличивается  словарный запас. Активный словарный  запас к 4 - 6 годам составляет 3000 – 4000 слов. Значения слов обогащаются  и уточняются. У ребёнка растёт опыт речевого общения и на его  основе формируется чувство языка.

   Параллельно идёт развитие  грамматического строя. Дети 4-го  года жизни пользуются в речи  простыми и сложными предложениями.  Наиболее распространённые формы  высказывания – простое распространенное предложение. К 5 годам дети относительно свободно пользуются структурой сложноподчинённого и сложносочинённого предложения.[2, С. 53] Начиная с этого возраста высказывания детей, напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя всё большее количество предложений. К 5 годам дети овладевают монологической речью и могут выполнить пересказ сказки без дополнительных вопросов из 40-50 предложений. В 4 года ребёнок должен дифференцировать все звуки. У ребёнка заканчивается формирование правильного произношения. К школьному возрасту у ребёнка формируется контекстная обобщённая на наглядной основе речь. За время обучения в школе происходит сознательное усвоение собственной речи и вообще языка. Ведущая роль принадлежит письменной речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.[1, С.176]

   Существует психологическая  периодизация, ориентированная на  труды Л.С. Выготского и А.Н.  Леонтьева. Эту периодизацию предприняла  А.К. Маркова. В основу её  системы положены следующие позиции:

а) общение – это деятельность по решению задач социальных связей;

б) каждая возрастная ступень развития связывается с предыдущей и последующей;

в) развитие речи человека (ребёнка) на каждой ступени определяется ведущим  видом деятельности;

г) в периодизации соотносятся факты  общего психического и речевого развития;

д) развитие речи идёт по принципу дифференциации функций речи на той  или иной ступени периодизации.

Психологическая периодизация не фиксирует  появления в речи детей, других испытуемых конкретных языковых форм: частей речи, видов предложений и прочего.[3, С.199]

  1. Младенческий возраст – до 1 года.

Реакция на голоса близких людей. Улыбки, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Потребности  общения – эмоционального и содержательного; потребности познания, стремление к  достижению какой-либо цели. Вербальная речь встречается редко, к концу  периода (в семьях, где есть с кем  общаться).

  1. Ранний возраст – 1-3 года.

Складывается обобщающая функция  слова: ребёнок называет вещи (номинация). Расширение словаря. Линии мышления и речи перекрещиваются. Речевые  контакты с взрослыми и детьми. Единство общения и обобщения. Индикативная (указательная) функция слова. Слоговой состав слова усваивается раньше звукового.  К концу второго  года жизни сформировано фонематическое восприятие звуков речи (фонема – различатель  смысла слов). Речь ситуативная, в начале этапа грамматически малооформленная, к концу элементарно грамматически  оформлена.

  1. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет.

Ведущий вид деятельности – игра. Речь в деятельности. Регулятивная и планирующая функции речи. Эгоцентрическая  речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи; внутренняя речь. Роли в игре; ролевая речь требует  согласованности действий через  речь. Речь,  инструктирующая участников общего дела – игры. Диалогическая  речь становится менее ситуативной, появляется монологическая речь. Наблюдается  простейший выбор средств языка, ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции  действий других людей. Значительная часть  детей в возрасте 5-6 лет начинает читать, немногие также пишут, заметную роль в развитии детей начинает играть художественная литература. Осознавание  словесного и звукового состава  речи; формирование отдельных языковых и речевых понятий. Творческая деятельность на основе языка и речи. Далее  выделяются периоды: младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста, зрелости.

    Психологическая периодизация  речевого развития включает социальный  фон этого процесса, но существует  ещё лингвистические периодизации, которые в меньшей степени  связаны с социальной жизнью, но конкретизируют вхождение  в речевую деятельность всё  новых средств и структур языка,  других знаковых систем.[3,  С.202]

Исходя из данных периодизаций, можно  сделать вывод, что ознакомление малыша с окружающим миром начинается очень рано и осуществляется посредством  слова. С помощью слова малыш  получает от взрослых знания. Сначала  эти знания  очень элементарные, потом всё более глубокие.[4,  С. 81] Поэтому для нормального  речевого развития ребёнку с самых  первых дней жизни необходимо общение  и речевое окружение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.

 

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал  ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит  определение ситуативной и контекстной  речи. Рубинштейн отмечал, что для  говорящего всякая речь, передающая его  мысль или желание, является связной  речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлечённого из контекста речи), но формы связности в ходе развития меняются. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с  точки зрения её понятности для слушателя  или читателя[5, С. 116]. Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознанны, и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего,  эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, всё в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь[6,  С.24]. Необходимо отметить, что в связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. Речь маленького ребёнка, сначала отличается обратным свойством: она не  образует такого связного  смыслового целого. Она не образует такого «контекста», на основании которого можно было бы её понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находиться и говорит ребёнок. Смысловое содержание речи становиться понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим.[5, С.117].

Информация о работе Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня