Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Изучить общее недоразвитие речи, его периодизацию;
Просмотреть развитие речи у детей в норме;
Проанализировать развитие связной речи у детей с ОНР третьего уровня;
Познакомиться с особенностями обследования детей с ОНР;
Проанализировать методику коррекционного обучения у детей с ОНР.
Введение
Глава 1.
1.1. Развитие связной речи у детей в норме.
1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.
1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.
1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.
1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.
2.1. Система формирования навыков и умений связной речи у детей с ОНР (В. К. Воробьева).
2.2. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР (В. П. Глухов).
Глава 3. Методики выявления нарушений связной речи у детей с ОНР третьего уровня.
3.1.
3.2. Методика обследования состояния связной речи (В. П. Глухов).
Заключение
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Томский Государственный Педагогический Университет
Педагогический факультет
Кафедра ДОиЛ
Курсовая работа
Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Оглавление:
Введение
Глава 1.
1.1. Развитие связной речи у детей в норме.
1.2. Психологические и лингвистические характеристики связной речи.
1.3. Монолог и диалог, как центральные понятия связной речи.
1.4. Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР.
1.5. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Глава 2. Методики работы по формированию связной речи детей с ОНР третьего речевого уровня.
2.1. Система формирования навыков и умений связной речи у детей с ОНР (В. К. Воробьева).
2.2. Общие основы формирования связной речи детей с ОНР (В. П. Глухов).
Глава 3. Методики выявления нарушений связной речи у детей с ОНР третьего уровня.
3.1.
3.2. Методика
обследования состояния
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
Проблемой нашего исследования является уровень связной речи детей с общим недоразвитием речи. Этой проблемой занимались Филичева Е.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие.
Эта проблема вполне раскрыта. Мы проанализировали литературу по данной теме и выявили наиболее освещенные вопросы по развитию связной речи.
Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на развитие связной речи у детей с ОНР.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Очевидна
необходимость
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Ведущие специалисты в области лингвистики, психологии, педагогики выделяют разное количество этапов развития речи детей. А.А. Леонтьев выделил следующие этапы развития речи детей: подготовительный (до 1 года), преддошкольный – этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный (со времени поступления в школу до её окончания).
Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления – это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звука. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. ипрессивная речь. Ребёнок начинает различать интонацию, затем слова, обозначения предметов и действий. Лепет характеризуется производством сочетаний звуков неопределённо-артикулируемых. Ребёнок к шести месяцам пытается произнести звуки, похожие на слова.[1, С.175]
В 9 – 10 месяцев ребёнок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (папа, мама). К концу первого года словарь достигает 8 – 12 слов.
На 2-м году жизни ребёнка слова звукосочетания становятся средством речевого общения, т.е. развивается экспрессивная речь. Развитие речи ребёнка осуществляется по подражанию, следовательно, большую роль в её формировании играют родители и речевая обстановка в семье.
В период 1-го года жизни ребёнок
принимает все элементы звучащей
речи. Во втором полугодии ребёнок
воспринимает определённые звукосочетания
и связывает их с предметами или
действиями. В это время ребёнок
реагирует на весь комплекс воздействия,
ситуацию, интонацию, слова. Всё это
помогает образованию временных
связей. В возрасте 7 – 9 месяцев ребёнок
повторяет за взрослыми всё более
и более разнообразные
После трёх лет начинается этап становления активной речи. В это время у ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова ребёнка носят обобщённо смысловой характер, т.е. одними и теми же словами он выражает разные чувства. Понять ребёнка можно по ситуации общения. Переход от данного вида речи к контекстной происходит к 5 годам.
С 1,5 лет у ребёнка появляется
возможность понимания
В дошкольный период развития речи у
большинства детей ещё
Параллельно идёт развитие
грамматического строя. Дети 4-го
года жизни пользуются в речи
простыми и сложными
Существует психологическая
периодизация, ориентированная на
труды Л.С. Выготского и А.Н.
Леонтьева. Эту периодизацию
а) общение – это деятельность по решению задач социальных связей;
б) каждая возрастная ступень развития связывается с предыдущей и последующей;
в) развитие речи человека (ребёнка) на каждой ступени определяется ведущим видом деятельности;
г) в периодизации соотносятся факты общего психического и речевого развития;
д) развитие речи идёт по принципу дифференциации функций речи на той или иной ступени периодизации.
Психологическая периодизация не фиксирует
появления в речи детей, других испытуемых
конкретных языковых форм: частей речи,
видов предложений и прочего.[
Реакция на голоса близких людей. Улыбки, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Потребности общения – эмоционального и содержательного; потребности познания, стремление к достижению какой-либо цели. Вербальная речь встречается редко, к концу периода (в семьях, где есть с кем общаться).
Складывается обобщающая функция
слова: ребёнок называет вещи (номинация).
Расширение словаря. Линии мышления
и речи перекрещиваются. Речевые
контакты с взрослыми и детьми.
Единство общения и обобщения. Индикативная
(указательная) функция слова. Слоговой
состав слова усваивается раньше
звукового. К концу второго
года жизни сформировано фонематическое
восприятие звуков речи (фонема – различатель
смысла слов). Речь ситуативная, в начале
этапа грамматически
Ведущий вид деятельности – игра. Речь в деятельности. Регулятивная и планирующая функции речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи; внутренняя речь. Роли в игре; ролевая речь требует согласованности действий через речь. Речь, инструктирующая участников общего дела – игры. Диалогическая речь становится менее ситуативной, появляется монологическая речь. Наблюдается простейший выбор средств языка, ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей. Значительная часть детей в возрасте 5-6 лет начинает читать, немногие также пишут, заметную роль в развитии детей начинает играть художественная литература. Осознавание словесного и звукового состава речи; формирование отдельных языковых и речевых понятий. Творческая деятельность на основе языка и речи. Далее выделяются периоды: младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста, зрелости.
Психологическая периодизация
речевого развития включает
Исходя из данных периодизаций, можно сделать вывод, что ознакомление малыша с окружающим миром начинается очень рано и осуществляется посредством слова. С помощью слова малыш получает от взрослых знания. Сначала эти знания очень элементарные, потом всё более глубокие.[4, С. 81] Поэтому для нормального речевого развития ребёнку с самых первых дней жизни необходимо общение и речевое окружение.
Все исследователи, изучающие проблему
развития связной речи, обращаются
к характеристике, которую дал
ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит
определение ситуативной и