Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 15:07, курс лекций
1.Основные задачи истории литературы.
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
Поиски внутренней логики развития литературы.
Издания, в которых воспроизводится внешний вид рукописи, называются факсúмиле.
К текстологии древней литературы примыкает палеография, которая изучает памятники с целью прочтения, установления времени написания, иногда авторства и т.д. Изучая эволюции почерков (ср. старославянский устав à полуустав à скоропись), составляют сравнительные таблицы, с помощью которых датируют рукописи. Важен также материал, на котором написана рукопись – показывает, где она изготовлена. Изучение того, чем писали, миниатюр, орнаментов. Изучение палимпсестов (когда поверх одной рукописи нанесена другая). Центры палеографических исследований – крупные библиотеки и рукописные отделы.
Текстология новой литературы.
Тексты новой литературы искажены не радикально, а детально.
Текстологические проблемы: когда автор не успел довести до конца правку; когда автор печатал произведение в разных вариантах (тогда в большинстве случаев действует закон последней авторской воли, даже в том случае, если автор отказался от произведения) и др. искажения:: цензура (цензурный материал позволяет восстановить аутентичный текст; в советское время официальной цензуры не существовало, что ещё больше усложняет задачу); самиздат (автор на пишущей машинке печатает, затем текст распространяется) – проблема копирования =>искажения текста; редакции текста после смерти автора (задача текстолога – устранить авторскую правку); ошибки переписчиков при перебелке текста; автоцензура (сам автор, чувствуя, что текст не пройдёт, правит его); ещё случай, когда после прекращения цензуры автор может напечатать текст целиком, но не делает этого по ряду причин (стоит задача установления окончательного варианта). Ещё одна задача текстолога – исправление ошибок и опечаток.
Если изменения в тексте велики, то печатаются 2 варианта, при этом вторым ставится последний (вообще варианты ставятся в хронологическом порядке).
Отличие вариантов от редакции: если изменения по объёму превышают остальной текст, то речь идёт о разных редакциях, либо если из-за вариантов очень меняется смысл текста.
Задача разоблачения подделок. Подделки стихов распознаются достаточно легко, т.к. ритм каждого поэта индивидуален, подделать его практически невозможно. Лихачёв: поддельные тексты, созданные в древности, являются значимыми как памятники культуры своего времени. Мистификация – часть художественной практики, например, в романтическом направлении. Пример мистификации: Джеймс Макферсон в 18 в. написал стихи от имени Оссиана.
Также текстологами зачастую решается вопрос атрибуции (авторства), который вообще скорее относится к биографике. Если текст подписан псвдонимом, буквой, не подписан совсем, автор отказался от текста и т.д., используют переписку, дневники, мемуары автора и его знакомых, перечни произведений. Если авторство сомнительно, ставится особая помета: Dubia.
Дополнительные задачи – атрибуция (+аттетеза надеюсь, это так пишется – доказательство неавторства), локализация (установление места, где был написан текст), датировка (установление даты, что позволяет восстановить картину литературного процесса, способы: упоминание реалий, исторических событий, зданий и сооружений). Способы решения: документальные фактические доказательства, раскрытие образного содержания и деталей, стилистический анализ.
Текстологическая работа направлена на подготовку и публикацию текстов. При публикации надо решать вопросы расположения текстов (см. выше), а также объёма справочного аппарата (по этому критерию издания делятся на научные, критические и массовые). Одна из задач научных зданий – служить эталоном, образцом для дальнейших перепечаток. Критические издания сопровождаются сокращённым справочным материалом.
Научные издания в России: 1) полные академические собрания сочинений; 2) серия «Литературные памятники» - издание отдельных произведений, иногда лучше полного собрания сочинений; 3) «Библиотека поэта».
Билет 8. Задачи и виды библиографии.
Вообще библиография – это описание книг. Различают: 1) библиографию как список научной литературы (например, использованной в научной работе); 2) учётно-регистрационную библиографию (регистрация, описание и систематизация всей печатной продукции).
Библиография возникла в Европе в монастырях (описания монастырских книг и список запрещённых).
Николай Иванович Новикóв – первая библиографическая книга.
Книжная летопись – список всех книг, изданных за месяц, списки накапливаются. Бывает также летопись журнальных и газетных статей.
Регистрационная библиография существует и в мировом масштабе. International Standard Book Number: 01 – англ., 02 – франц., 03 – нем., 04 – исп., 05 – рус. Затем номер издательства. потом номер книги.
Текущая регистрационная библиография: газета «Книжное обозрение», ИНИОН – институт научной информации по общим наукам.
Виды библиографических указателей.
1. Описывающие всю национальную литературу.
Мезьер В.А. «Русская словесность с 11 по 19 столетие включительно» (1 ч. 1899, 2 ч.
1902)
Владиславлев И.В. «Русские писатели. Опыт библиографического пособия по русской
литературе 19 – 20 столетий» (4-е изд. 1924)
2. Персональные указатели.
Добровольский Л.М. Библиография пушкинской библиографии. 1846 – 1950. (1951)
3. Биоблиография (имеющая отношение не только к творчеству, но и к биографии писателя)
«Русские писатели 1800 – 1917 гг.» (4 т., до фамилии Погудин)
4. Семинарий (для студентов) – сокращённая библиография, расположенная тематически.
5. Тематическая библиография.
«Литературные кружки и салоны» не уверена, что это настоящая книга. Может, он
просто из головы этот пример придумал?!
Краеведческая библиография («Писатели Сибири» и т.д.)
Описание книги должно быть стандартным:
Билет 9. Задачи источниковедения, палеографии и историографии.
Источниковедение занимается поиском источников для истории и теории литературы.
Источники: сам текст во всех его вариантах, письма, дневники, записные книжки, подготовительные материалы, цензурные материалы, мемуары, воспоминания, прижизненная критика, научная литература..
Задача источниковедения – эвристика (разыскание источников).
Источниковедение включает работу в архивах, библиотеках, музеях и т.д. по принципам атрибуции, датировки, локализации (об этом см. билет 7, про текстологию).
Палеография изучает памятники с целью прочтения, установления времени написания, иногда авторства и т.д. Изучая эволюции почерков (ср. старославянский устав à полуустав à скоропись), составляют сравнительные таблицы, с помощью которых датируют рукописи. Важен также материал, на котором написана рукопись – показывает, где она изготовлена. Изучение того, чем писали, миниатюр, орнаментов. Изучение палимпсестов (когда поверх одной рукописи нанесена другая). Центры палеографических исследований – крупные библиотеки и рукописные отделы.
Историография – это история самой науки. Выделяют историю критики и историю собственно литературоведения.
Труды больших учёных остаются актуальными долгое время. Заданная большим учёным тема может продолжаться. «Тыняновские сборники» - исследования о нём и работы учёных, занимающихся той же проблемой.
В историографии возникают научные школы, группы учёных, имеющих схожие точки зрения.
Материал из лекций, учебника Чернец (статьи В. Хализева и Л.Чернец).
№ 10. Категория литературного рода.
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика, драма.
О родах поэзии рассуждает Сократ в третьей книге трактат Пдатона «Государство», говорит, что поэт может 1. Впрямую говорить от своего лица, что имеет место в дифирамбах (по сути это св-во лирики);2. Строить произведение в виде «обмена речами» героев, что характерно для трагедии и комедии (драма);3. Соединять свои слова с чужими, принадлежащими действующим лицам (эпос).
Сходные мысли о родах поэзии в «Поэтике» Аристотеля. «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих или деятельных.
В 19 веке (первоначально в эстетике романтизма) литературные роды стали мыслиться как типы художественного содержания. Тем самым их рассмотрение оказалось отторгнутым от поэтики (учения именно о словесном искусстве). Так, Шеллинг соотнес лирику с бесконечностью и духом свободы, эпос – с чистой необходимостью, в драме усмотрел своеобразный синтез и того и другого: борьбу свободы и необходимости. Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия объективна, лирическая – субъективна, драматическая соединяет оба начала. Гегелевская концепция укоренилась в отечественном литературоведении благодаря Белинскому.
В 20 веке литературные роды соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).
Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая реальность.
Немецкий психолог Бюлер разработал теорию речи, по которой высказывания имеют три аспекта: сообщение о предмете речи (репрезентация), экспрессия (выражение эмоций говорящего), апелляция ( обращение говорящего к кому-либо) Эти аспекты речевой деятельности взаимосвязаны и проявляют себя в различных типах высказывания по-разному. В лирическом произведении организующим началом и доминантой становится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную, собственно действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в определенный момент развертывания событий. Эпос тоже широко опирается на апеллятивные начала речи (высказывания героев); но доминируют в этом литературном роде сообщения о чем-то внешнем говорящему.
С этими особенностями речевой ткани лирики, драмы и эпоса органически связаны другие свойства родов литературы: способы пространственно-временной организации; своеобразие явленности в них человека; формы присутствия автора; характер обращенности текста к читателю. Каждый из родов литературы обладает особым, только ему присущим комплексом свойств.
Деление литературы на роды не совпадает с делением на поэзию и прозу. Каждый из лит. родов включает в себя как поэтические так и прозаические произведения. Эпос на ранних стадиях искусства был преимущественно стихотворным (эпопеи античности, русские былины), и в литературе нового времени нередки эпические произведения в стихах. («Е.О.» Пушкина, «Дон Жуан» Байрона). В драматическом роде также применяютс как стихи так и проза, порой соединяемые в одном произведении. (у Шекспира, Пушкина). Да и лирика, по преимуществ стихотворная иногда бывает прозаической. ( Тургенев).
Термины.
Эпичность – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир, и его принятие как некой целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании» в гомеровских поэмах, в «Войне и мире». Она может иметь место во всех литературных родах.( Драматическая трилогия Толстого; цикл «на поле Куликовом» Блока.)
Драматизм – умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой.
Лиризм – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа. Драматизма полон роман Толстого «Анна Каренина», стихотворение Цветаевой «Тоска по Родине». Лиризмом проникнуты повести Бунина, пьесы Чехова. Эпос, лирика и драма, таким образом свободны от однозначно жесткой привязанности к эпичности, лиризму и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведения.
Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Веселовский в «Исторической поэтике» доказывал, что роды произошли из обрядового хора первобытных народов. Считает, что первоначальной формой собственно поэзии была лиро-эпичесая песня. На их основе в последствии сформировались эпические повествования. Из «возгласов хора» выросла лирика, впоследствии отделившаяся от обряда». Драма возникла из обмена репликами хора и запевал.
Однако эпос и лирика могли сформироваться и независимо от обрядовых действий, например, на основе мифологических сказаний возникли прозаические легенды и сказки. Лирическое самовыражение возникало в трудовых и бытовых отношениях трудовых народов. => Существовали разные пути формирования лит. родов.