Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 15:07, курс лекций
1.Основные задачи истории литературы.
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
Поиски внутренней логики развития литературы.
Изучает разные виды ритмов. Неклассические размеры, индивидуальные особенности у поэтов. Ритм в прозе (иногда автор сознательно пишет пр-ние в каком-н. ритме).
- строфика
Порядок рифмовки. Строфа – формальное единство (единство содержательное).
- мелодика
Интонация (помимо возможностей речи есть возможности интонации в самом стихотворении). Говорной и напевный стих.
- лексика
Стиль. Устаревшие слова, архаизмы, историзмы (могут быть связаны с Библией), слова Священных книг – славянизмы – эффект высокого стиля. Просторечия, вульгаризмы, неологизмы (примета индивидуального стиля) – низкий стиль. Функции слов в худож. тексте.
- тропы
Изменение основного значения слова – метафора: устаревшие (стёртые), авторские, индивидуальные. Примета стиля определенной эпохи или индивидуального стиля писателя.
Риторика – классификация тропов..
- фигуры
Повт. синт. фигуры (анафора…), пропуски, инверсии.
Стилистика – между лингвистикой и литературоведением. Слово в художественном пр-нии не равно слову в словаре.
Любой художественный текст можно рассматривать как текст или как мир. Аналогия между реальностью и тем, что происходит внутри пр-ния.
- пространство и время
Взаимосвязанное единство. В любом пр-нии есть границы изображаемого мира. Художник в каждую эпоху ограничен знаниями и особенностями литературных направлений эпохи. В каждом жанре – свое представление о течении времени.
- предметный мир – пейзаж, интерьер.
Что можно изображать и что нельзя. Сочетание.
- действие
Исключение – очерк, дидактическая и описательная поэзия. Мотив – элементарная единица действия. Нарратология – везде, где существует рассказ.
- персонаж
Любой литературный герой – сознательное построение автора. Без персонажа не может существовать лит. пр-ние. Лит-ра – способ познания человека.
Поэтика – реконструкция художественных средств для всей литературы. Историческая поэтика – представление литературного процесса как смены художественных систем.
5.Специфика литературной критики.
- Не претендует на полноту описания своего объекта, фиксирует лит-ру своего времени (и то не всю…).
- Не стремится к объективности.
Критик обязан высказывать свою точку зрения. Задача критика – формирование литературной репутации. Критик – квалифицированный читатель, его слово не повлияет на тиражи, но создаст репутацию в кругу профессионалов.
- Отличается
А литературоведение стремится показать значимость каждой детали.
У критики не та аудитория (критик – сотрудник журнала, газеты), не массовый читатель. Критик преимущественно рассуждает о героях или акцентировано пересказывает сюжет. Суждения о героях и об авторской идее (что хотел сказать автор).
- Критику и литературоведение сближает интерес к специфике писателя.
Самый главный жанр критики – литературный портрет или монографическая рецензия.
- Отсутствие корректности
в критике (связано с субъективностью
суждения). В литературоведении: в
научной работе лучше не
В XIX в. были ограничения: разделяли 2 понятия:
- В критической статье нет полной обдуманности. Критик должен успевать к сроку выхода издания. Статья пишется быстро, экспромтом. Скоропалительность суждений часть приводит к ошибке.
- Русская критика по
преимуществу сближалась с
Критика: для читателя и для писателя.
Эпоха романтизма – для писателя. Корректорский и редакторский подход, критика на уровне слова.
Эпоха реализма – критика работает для читателя (круг читателей расширяется в 1000 раз). Критик начинает заниматься просвещением и пропагандой своих идей.
Разница в стиле критики.
- Критик-оратор (не для всей лит-ры).
Пропаганда своих идей. 60е гг. ХIХ в. и «перестройка» – большой интерес к критике. Тиражи литературных журналов поднялись.
- В начале ХХ в. и
в наше время критика
«Информашка» – короткая рецензия на книгу, кратко сюжет и своя оценка. Жанр – на двух полюсах (эссе и научный трактат).
Критика между журналистикой и наукой.
Современной литературой занимаются лит. журналы.
Жанры литературной критики.
Билет 6. Соотношение литературоведения и других гуманитарных дисциплин (истории, социологии)1.
Здесь выделяют 2 вида дисциплин: 1) все науки об искусствах, в которых есть похожие на литературоведение теории, однако при одинаковых методах предметы изучения разные; 2) история, социология, психология – отличаются от поэтики тем, что подходят к предмету изучения извне.
История.
Очень близка к литературоведению. Как и в историческом литературоведении, задача истории – установление фактов, а затем их объяснение и интерпретация.
Вопрос об установлении авторства. Цель – найти предполагаемого автора произведения. В этом случае следует обращаться к самому тексту и выдвигать гипотезу.
Установление биографических фактов представляет интерес как для истории литературы, так и для истории вообще. Однако в литературе историческое исследование помимо биографии включает в себя также анализ текста. С помощью биографических фактов текст переосмысляется, и рождается биографический комментарий.
Лирика всегда связана с переживаниями поэта, часто содержит зашифрованные факты его биографии, намёки, без знания биографии не понятные (пример – лермонтовский «Кинжал», где есть фактически 2 плана: прощание лирического субъекта с возлюбленной и воспоминания Лермонтова о прощании с вдовой Грибоедова). Чтобы понять текст, нужна не только биографическая расшифровка, но и понимание поэтики самого автора и направления, в рамках которого он творит (так, для понимания поэтики Блока нужно также поэтику символизма) => биографический комментарий абсолютно необходим, но он является только одной из задач истории литературы.
Если в тексте говорится об историческом событии, может быть 2 варианта.
1. Исследователь знает художественное произведение и из него черпает сведения об историческом событии. Но историк не может так поступить, т.к. художественная литература всегда искажает исторические факты. В первую очередь это происходит в связи с поэтикой жанра, а также вследствие личных пристрастий/антипатий автора. Историки видят свою задачу в борьбе с искажениями. Примером может служить роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Очевидцы и участники Бородинской битвы писали, что всё было не так, как описал Толстой. Изображение битвы даётся в романе глазами Пьера Безухова. Здесь Толстой использовал приём отстранения. Изображение исторических событий подчинено задачам философии и поэтики писателя, а не задаче дать исторически верную справку. Степень достоверности фактов должна изучаться не историей, а поэтикой. Следует различать понятия правды и правдоподобия, и последнее зависит от жанра, эпохи и т.д. Идею правдоподобия как части понятия вымысла выдвинул Аристотель: «Историк изображает, что было, а поэт – что могло бы быть». Правдоподобие – это то, что не противоречит логике сюжета.
2. Случай, когда мы знаем всё о событии. Например, такое случается при изучении древней литературы, когда понятия вымысла не было («Слово о полку Игореве»). В этом случае историк и историк литературы практически одно лицо.
Историк, обращаясь к художественной литературе, либо решает свои задачи, рассматривая текст как исторический источник, либо занимается биографическим комментарием и обычно не интересуется поэтикой.
Социология.
Социология – наука о структуре общества.
1. Личность писателя. Интересна не столько биография писателя, сколько легенды о нём. Так восстанавливается история его восприятия. Предметом исследования оказывается общество, которое воспринимало писателя.
2. Влияние общества на писателя. Изучается социопоэтикой. Суть социологического метода: всё должно объясняться воздействием общества.
3. Вопрос о статусе писателя в обществе. В конце 18 в. появляется фигура поэта-дилетанта. В пушкинское время – фигура профессионального писателя. Отсюда появляется фигура беллетриста. Изучение литературных сообществ: салонов, групп, клубов.
4. Произведение и общество. Социологически главный вопрос – история восприятия произведений.
5. Как изображается общество в художественном произведении. Насколько верно автор воспроизводит социальные процессы? Здесь тоже работает понятие правдоподобия, а также тенденциозности и объективности.
Психология.
1. Литература как материал для психологического исследования. Рассматривается психология героя, психология автора, объясняется психотип. При этом нельзя забывать, что любой персонаж – не живой человек, а некое построение.
2. Вопрос о природе творчества, вопрос психологии творчества.
Историк, социолог и психолог обращаются к литературе как к реальным событиям. При этом они либо отвергают этот источник, либо, признавая его достоверность, используют для решения своих задач. Это полезно для понимания текста, при создании комментария, но всё это лишь дополняет изучение поэтики (т.е. все эти науки используют только внешний подход к произведению).
Билет 7. Задачи текстологии.
Жирмунский: текстология (термин введён Томашевским) – это критическое изучение текста писателя (рукописного и печатного), установление и издание канонического текста, изучение истории текста и, тем самым, творческой истории произведения.
Текстология занимается изучением литературных памятников в целях установления подлинного теста. Задача – рассказать, как получается окончательный вариант. Текстолог всегда должен быть ещё и литературоведом. Существует проблема подлинности текста: чем древнее текст, тем больше сложностей => Отсюда разделение на текстологию древней и новой литературы.
Текстология древней литературы.
Текстологическая работа с древней литературой связана с историей культуры, историй языка и т.д.
Вопрос сохранности (из-за минимальности тиража или хрупкости материала).
Из древней литературы не дошло подлинников, только списки. Список не является точной копией (к тому же писцы много добавляли от себя), а текстологически нужен аутентичный (первоначальный) текст. Лихачёв: надо изучать историю текстов, а не генеалогию списков.
Отец научной текстологии – Карл Лахманн. Ввёл метод общих ошибок (общие ошибки свидетельствуют о том, что списки либо переписаны один с другого, либо с общего оригинала).
Трудности, с которыми сталкивается текстолог при попытке восстановить исходный текст по спискам (конъектура): ошибки прочтения, ошибки при делении на слова, ошибки запоминания – замена трудного лёгким (например, если слово писцу незнакомо, он заменяет его сходным известным), ошибки внутреннего диктанта, ошибки переосмысления, стилистическая правка, идейные изменения (произведённые не всегда добровольно => 2 версии события) и др.
Любая конъектура доказывается, исправление даётся в авторских скобках.