Лекции по "Литературоведение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

1.Основные задачи истории литературы.
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
Поиски внутренней логики развития литературы.

Файлы: 1 файл

литературоведение.docx

— 226.52 Кб (Скачать)

1)новеллы об остроумных  ответах (3 новелла первого дня)

2)новеллы-испытания (10 новелла 10 дня – Гризельда)

3)новеллы о превратностях  судьбы (5я новелла 5 дня)

4)сатирические новеллы

В новеллах Боккаччо впервые проявляется индивидуальность человека. В новелле эпохи Возрождения появляется человек. Поступки героев мотивированны, что особенно видно в любовно – психологических новеллах.

Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще.«Новелла – свершившееся неслыханное путешествие» (Гёте) – об остросюжетности новеллы.В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот (пуант). Можно сказать, что вся новелла задумана как развязка.

Томашевский помимо фабульных новелл пишет о новеллах бесфабульных, в которых нет причинно-временной зависимости между мотивами. Такую новеллу можно легко разнять на части и эти части переставить, не нарушая правильности общего хода новеллы. Приводит пример «Жалобная книга» Чехова, где мы имеем ряд записей в железнодор. жалобной книге, причем все эти  записи никакого отношения к жалобной книге не имеют.

Новелла романтическая (н.19 века) возвращается в волшебную сказку. Новеллы романтиков наполнены фантастикой.

Новелла превращается в рассказ. Рассказ изображает не событие, его центральное внимание перемещено на психологию, на бытовые условия, но не на необычность события. Рассказ утрачивает преодоление испытаний. Становится бессюжетным. Рассказы Чехова.

Повесть представляет собой промежуточное звено между романом и рассказом. В рассказе изображается одно событие, один эпизод. Роман – совокупность эпизодов. Повесть – 2-3 эпизода из жизни героя. В рассказе редко больше 2-3 персонажей. Роман – многоперсонажное повествование. В повести – нечто среднее, 2-3 четко очерченных героя, но есть большое кол-во второстепенных действующих лиц.

 

 

 

 

 

Билет № 22

ОДА. АНТИЧНАЯ ОДА. — В древности термин «ода» [греч. ōdḗ, латин. ode, oda] не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли О. на «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара и Горация.

Ода Пиндара [V в. до нашей эры] — так наз. «эпиникий», т. е. хвалебная песня в честь победителя на гимнастических состязаниях. О. исполнялась пляшущим хором в сопровождении сложной музыки. Ей присуща богатая словесная орнаментация, подчеркнутая высокопарность, слабая связь частей, резкие, немотивированные переходы ассоциативного типа, «жреческий» характер.

Гораций [I в. до нашей эры] отмежевывается от пиндаровской О. и стремится возродить на римской почве мелическую лирику эолийских поэтов. Ода Горация обычно обращена к какому-нибудь реальному лицу, на волю которого поэт якобы намерен воздействовать. Поэт часто хочет создать представление, будто стихотворение реально произносится (или даже поется). В действительности горацианская лирика книжного происхождения. В О. Горация господствует светский тон, иногда с легкой примесью иронии.

ОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ. I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ. — Средние века совершенно не знали жанра О. как такового. Он возник в европейских лит-рах в эпоху Возрождения, в XVI в. Во Франции основоположником оды явился поэт Ронсар, к-рому и принадлежит введение самого термина. Тематика од Ронсара весьма разнообразна: он воспевает в них «любовь, вино, веселые пиры, танцы, маскарады, турниры» и т. п., изредка вводя «какие-нибудь философские рассуждения». Оды Ронсара с их гедонистическими тенденциями — типичный продукт французского Ренессанса в его дворянском выражении.

В течение XVI—XVII веков жанр О. получил широкое распространение и в других европейских странах.

Расцвет О. – эпоха классицизма. В творчестве Малерба О. приобрела все те основные признаки, с которыми она вошла в качестве ведущего лирического жанра в поэтику французского и европейского «классицизма». Малерб культивировал по преимуществу форму «торжественной», «героической» оды. Сюжет ее обязательно имеет важное «государственное» значение (победы над внешними и внутренними врагами, восстановление «порядка» и т. п.). Основное чувство, ее вдохновляющее, — восторг. Основной тон — восхваление вождей и героев монархии: короля и особ королевского дома. Отсюда — общая торжественная приподнятость стиля, риторического и по своей природе и по самой своей речевой функции (ода предназначалась прежде всего для торжественного произнесения), построенная на непрестанных чередованиях восклицательной и вопросительной интонаций, грандиозности образа, абстрактной «высокости» языка, оснащенного мифологическими терминами, олицетворениями и т. п. Практика Малерба была канонизирована Буало в его теоретических трактатах «Искусство поэзии» и «Рассуждения об оде». Одним из основных положений теории оды Буало было требование так наз. «лирического беспорядка», к-рый Буало находил в одах Пиндара и к-рый заключался в отсутствии прямой логической последовательности в развертывании темы. Резкой сменой величественных картин, хаотическим нагромождением образов поэт легче всего осуществляет основную задачу оды — сообщить предельную эмоциональную зарядку, потрясти удивлением, ужасом и восторгом сердца слушателей. Однако Буало считает обязательным наличие в этом кажущемся беспорядке строгой внутренней упорядоченности.

После Малерба наиболее видными представителями жанра оды во Франции были Ж. Б. Руссо, Лебрен, Лефран де Помпиньян и Ламот.

С половины XVIII в. в связи уходом эпохи классицизма началось замирание жанра.

Начиная с конца первой половины XIX в. жанр О. почти совершенно исчезает из европейских лит-р.

II. РУССКАЯ ОДА. — Элементы торжественной и религиозной О. имеются уже в литературе юго-западной и Московской Руси конца XVI—XVII вв. (панегирики и вирши в честь знатных лиц, «привества» Симеона Полоцкого и др.). Первые попытки внесения в русскую поэзию жанра «классической» О. принадлежат Кантемиру, однако самый термин впервые введен Тредиаковским в его «Оде торжественной о сдаче города Гданска». В дальнейшем Тредиаковский слагал ряд «од похвальных и божественных». Однако подлинным основоположником русской О., утвердившим ее в качестве основного лирического жанра литературы XVIII века, был Ломоносов. Основным видом становится торжественная пиндарическая ода; все элементы ее стиля должны служить выявлению основного чувства — восторженного удивления. Это определяло собой не только «высокий» — «славянороссийский» — язык О., но даже ее метр — по Ломоносову, 4-стопный ямб без пиррихиев.

Риторически-торжественные оды Ломоносова вызвали против себя реакцию со стороны Сумарокова, давшего образцы сниженной О., отвечавшей до известной степени выдвинутым им требованиям ясности, естественности и простоты. Борьба традиций ломоносовской и сумароковской «О.» охватила ряд десятилетий, особенно обостряясь в 50—60-х годах XVIII в.

Державин далеко выходит за их пределы, создавая на основе «горацианской оды» смешанный вид оды-сатиры, соединяющей в себе превознесение монархии с сатирическими выпадами против придворных и написанной таким же смешанным «высоко-низким» языком. Творчество Державина отличается исключительным разнообразием. Особое значение имеют его обличительные оды («Вельможа», «Властителям и судиям» и др.), в которых он является основоположником русской гражданской лирики.

С конца XVIII века вместе с начавшимся уходом русского классицизма начал терять свою роль и жанр О. Однако жанр продолжал существовать еще довольно долгое время. Торжественные О. писал Дмитриев. О. начиналась деятельность Жуковского, Тютчева; О. находим в творчестве молодого Пушкина. Затем О. почти совершенно исчезла из русской поэзии. Отдельные попытки возродить ее, имевшие место в творчестве символистов, носили характер стилизации (например, ода Брюсова «Человеку»).

 

Разновидности од:

  1. похвальная (наиболее строгий жанр),
  2. духовная (на религиозные темы),
  3. любовная,
  4. нравоучительная.

Похвальная ода – наиболее строгий жанр. 4-стопный ямб, одическая строфа:

AbAbCCdEEd

Разновидности похвальных од:

- установка на сюжетное развертывание,

- установка на стилистическое  развертывание (богатые ряды ассоциаций, метафор).

Характерен высокий эмоциональный подъем, пафос, разнообразные художественные средства (восклицания, обращения, ритм, инверсии, установка на произнесение). Ломоносовские оды – повышенная метафоризация («сопряжение далековатых идей»). Тропы: метонимия, оксюморон, сравнение. Экспрессивная составляющая для Ломоносова важнее, чем смысл.

 

Литература:

1)Литературная  энциклопедия, М., 1929-1939.

2)лекции

ЭЛЕГИЯ — стихотворение средней длины медитативного или эмоционального содержания, говорит о мыслях и чувствах лирического субъекта. Жанр элегии прошел длительную эволюцию.

Первоначально, в древнегреческой поэзии Э. обозначала определенную форму стихотворения, именно двустишие: гекзаметр-пентаметр. Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов Э. — Каллимах. У римлян Э. стала более определенной по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возрасло значение любовных Э. Знаменитые римские авторы Э. — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили Фет, Батюшков и др.). Для классицизма э. представляет собой средний жанр (так определил этот жанр Н. Буало в своем трактате). Изображение эмоциональной печали.

Второе рождение э. – сентиментализм и романтизм. Философские, исторические, пейзажные, любовные э. Преимущественно э. сентиментализма и романтизма формировались как «унылые элегии». Размышления лирического субъекта о скоротечности жизни, о разлуке с близкими людьми, о неизбежности смерти. Элегия английского поэта Томаса Грея, написанная в 1750 г., и вызвала многочисленные подражания и переводы. Это было возвращением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний. Родоначальником русской э. стал Жуковский. Его перевод элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) определенно положил начало новой русской поэзии, окончательно вышедшей из пределов риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской», «Море» э. Жуковского. На Лермонтове развитие русской э. заканчивается. Понятие э. теряет отчетливость. Поэты продолжают называть свои произведения э. Стилизация.

Грусть лирического героя объясняется тем, что мир несовершенен. Э. быстро шаблонизируются. Э. может говорить и о радостных переживаниях, но грусть более характерна. Нельзя дать э. четкое определение. Э. – форма, характерная для рефлекторного ума. Э. предельно субъективна.

 

 

Литература:

1)Словарь  литературных терминов 

2)лекции

БАЛЛАДА [от народно-латинского «ballare» — «плясать»] — общее обозначение нескольких различных жанров лирической поэзии, лишь до известной степени представляющих определенные стадии исторического развития одной и той же художественной формы.

1. В эпоху расцвета феодальной культуры провансальское «balada», северно-французское «balete» обозначают известную форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками [наличие рефрена, соединенного одной общей рифмой с последней строкой строфы, несколько основных типов строф]. Один из характерных случаев усвоения куртуазной лирикой форм народной поэзии, в данном случае — форм хороводной плясовой песни, связанной с весенней обрядовостью.

2. Из Франции и Прованса  Б. переходит в Италию (итальянск. «ballata»), освобождаясь от связи  с плясовой народной песней  и приобретая некоторые новые  формальные признаки под влиянием канцоны (изменение строения строфы, устранение рефрена); этой формой пользовались Данте и Петрарка; встречается она и у других поэтов XIII и XIV вв.

3. Существенно меняется  форма Б. (обозначение «ballade», перенесенное  с юга на север Франции, засвидетельствовано  с первой половины XIV в.) во французской  лит-ре XIV-XV вв., в период ломки  культурных форм феодализма. Характерно прежде всего застывание формы. Обязательными формальными признаками баллады являются: три строфы, сопровождаемые обращением к лицу, которому посвящена баллада; совпадение числа стихов в строфе с числом слогов в стихе; сохранение одних и тех же рифм на протяжении всего стихотворения; обычное расположение рифм по схеме авав | всвС, где С обозначает рефрен. Это канонизирование трудной, требующей большего мастерства, формы идет от аристократических кружков придворных поэтов — носителей замкнутой, законченной и уже лишенной творческого импульса культуры. Формальное совершенство соединяется здесь с застыванием лирической эмоции, непосредственность тематики куртуазной лирики заменяется сухим аллегоризмом. Но наряду с поэтами-аристократами и подражающими им выходцами из других сословий изящной формой Б. овладевают и носители идеологии третьего сословия, влагая в нее совершенно иную тематику — осмеяние куртуазных форм быта и отношений между полами, грубый и примитивный гедонизм, политическую и социальную сатиру, близкую к простонародной дидактике (Ф. Вийон). Необычайно популярная вплоть до середины XVI в., эта форма Б. умирает во второй половине XVI в., с ней ведет борьбу «Плеяда», ее осмеивают теоретики позднейшего времени.

Информация о работе Лекции по "Литературоведение"