Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 15:07, курс лекций
1.Основные задачи истории литературы.
Литература – процесс собственных исторических закономерностей.
Задачи истории литературы:
Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
Поиски внутренней логики развития литературы.
У каждого писателя есть свои излюбленные эпитеты. Напр., у Лермонтова: немой, роковой, хладный, мятежный.
Ирония
- в широком значении
Эстетическая категория, один из видов комического, сатирическое отношение к миру, граничащее с сарказмом.
- в узком значении
Слово, используемое в противоположном значении. Шутливый упрек, дружеское порицание.
Напр., умник в значении «глупый».
«Сие глубокое творенье» (о гадательной книге, «Евгений Онегин», гл. 5).
Гипербола (от греч. «избыток», «преувеличение») – преувеличение в целях художественной выразительности.
Но почто ж рекой катятся
Слезы из моих очей (Карамзин, «К Соловью»).
Изводишь,
единого слова ради,
тысячи тонн
словесной руды (Маяковский, «Разговор с фининспектором о поэзии»).
Литота – преуменьшение в целях художественной выразительности (обратная гипербола).
Напр., мальчик-с-пальчик.
«Редкая птица долетит до середины Днепра» (Гоголь). О Днепре – гипербола, о птице – литота.
Перифраз (от греч. «пересказ») – описательный оборот, замена слова иносказательным описательным выражением. Строится на определении предмета вместо прямого его называния.
Влажная стезя – море, Колумб российский – мореплаватель (Ломоносов). Перифразы характерны для эпохи классицизма, исчезают в период реализма.
Эвфемизм – вежливое выражение, смягчающее более грубое.
Напр., прекрасный двигатель – рука, зеркало души - глаз.
Своеобразный условный язык. Усыпальница живых и мертвых – библиотека.
32. Ритм и метр. Основные стихотворные размеры.
Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:
Метр – общая схема звукового ритма стиха.
Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами.
Системы стихосложения:
Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский.
Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий – считается, что на его произнесение нужно то же самое время.
Мора – длина краткого слога. Длина долгого слога – 2 моры.
Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе.
Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей.
«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера» (Пушкин). «Крив был» - оба слога ударные, т.е. в метрической системе долгие.
Силлабическая система.
Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.
Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.
Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.
В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская.
Тоническая система.
Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).
Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.
Примеры основных размеров:
Ямб.
«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить». (Пушкин).
Хорей.
«Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов).
Дактиль.
«В полном разгаре страда деревенская» (Некрасов).
Амфибрахий.
«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт» (Некрасов).
Анапест.
«На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу». (Сумароков).
Ритмические нарушения.
Пиррихий – пропуск метрического ударения.
«Бранил Гомера, Феокрита».
U –́ U –́ U – U –́ U
«Феокрита» - безударный «е», по схеме должен быть ударным.
Спондей – сверхсхемное ударение.
«Взят купно свет и дух татарам». (Ломоносов).
Ú –́ U –́ U –́ U –́ U
«швед» - по схеме безударный слог.
Хореямб – совмещение спондея и пиррихия.
«Нет, не черкешенка она».
Ú – U –́ U – U –́
Факторы, определяющие ритм:
Всё вышесказанное относится к классическому периоду русского стиха, т.е. примерно до конца XIX века. Постепенно классическая система расшатывается, исчезает строгое чередование ударных и безударных слогов. Например, у Ахматовой:
«Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов».
Появляются новые стихотворные размеры.
Дольник – 2-3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.
В зависимости от количества стоп – трёхдольник и т.д.
«Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою» - четырёхдольник. (Блок).
Тактовик – между сильными местами помещается 1-3 безударных слога.
Акцентный стих – урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе.
«Но мы работаем, будто мы
делаем величайшую эпопею». (Маяковский).
Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами.
Термины:
Сильное место стиха (икт) – слог, на который преимущественно падает ударение. –
Слабое место стиха (межиктовый интервал) – слог, на который, как правило, не падает ударение. U
Тогда определения стихотворных размеров даются следующим образом: ямб – двусложный размер со вторым сильным слогом и т.п.
Стопа – повторяющееся сочетание сильных и слабых мест.
Размер – количество мест в стопе.
Например, ямб – это метр, 4-хстопный ямб – размер, а конкретная реализация этого размера – ритм.
Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма).
По количеству слогов после последнего ударного различается мужская клаузула, женская, дактилическая и гипердактилическая (0, 1, 2 и 3 соответственно).
Словораздел – совпадение конца слова с концом стопы.
Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках.
Фоника – раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.
Лекции по литературоведению.
Учебник Б.В. Томашевского.
33. Рифма. Виды рифм.
Рифма – созвучие последнего ударного слога и клаузул (в классической традиции).
Рифма соединяет строчки, заставляет выявлять и сопоставлять рифмующиеся слова. Могут рифмоваться не только концы строк, но и начала, начало с концом, может быть внутренняя рифма.
В русской традиции рифма возникает вместе с силлабикой. Сначала появляются грамматические женские рифмы – под влиянием польского языка, где ударение всегда падает на предпоследний слог. Только в XVIII в. возникают разнородные рифмы, т.е. не грамматические.
Точная рифма – случай, когда от ударного гласного до конца слова звуки полностью совпадают.
В XVIII-XIX вв. в основном используется точная рифма. Исключение: /ы/ может рифмоваться с /и/, /j/ в конце слова может опускаться.
Богатая рифма – совпадают не только все звуки после ударного гласного, но и некоторые звуки до него.
Бедная рифма – совпадают только звуки после ударного гласного.
Тавтологическая рифма – формальное совпадение слов. Есть различие в семантике.
«Но что же делает супруга
Одна, в отсутствие супруга?» (Пушкин).
Составные рифмы – рифмуются сразу два слова, на их основе составляются каламбуры.
«Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром». (Д.Минаев).
Рифма – один из видов звукового повтора. В стихотворной речи встречаются и другие повторы.
Ассонанс – повторы гласных звуков, в первую очередь ударных.
«О весна, без конца и без края» - повтор /а/.
Аллитерация – повторы согласных.
В некоторых системах стихосложения аллитерация объединяет стихотворение, без неё стихи не воспринимаются. Аллитерация и ассонанс могут служить для звукоподражания.
На основании звуковых повторов строится неточная рифма. Ассонанс – один из её видов. «Облако – около», «по лесу – озеру».
Диссонанс – такая рифма, в которой совпадают только согласные.
«Тающая – веющая», «солнца – сердца».
Неточные рифмы используются при стремлении к новаторству или к разговорности
34. Понятие художественный мир произведения.
Понятие распространилось сравнительно недавно (40 лет).
В худ. произв. есть свое бытие , но это не бытие жизни. Реальность худ. произв. воспроизводима, реальность жизни – нет, это уменьшенная копия, повторение, модель.
Литературное произведение допускает такие вещи, которые в реальности не существуют. Любой художественный текст обладает определенной степенью условности. Каждый текст выбирает для себя определенную меру правдоподобия. Каждый автор ставит себе определенные границы.
Художественный мир (художественная реальность) многосоставны, их можно разложить на разных уровнях
Неплохие тезисы, то же самое, но чётче.
1) В художественном произведении есть свое бытие, но это не бытие жизни.
2) Бытие жизни неповторяемо, — бытие художественного произведения бесконечно повторяемо при новом чтении.
3) Бытие жизни умирает
во времени, бытие художественного
произведения вновь оживает
4) Бытие жизни всегда часть и включено в общий поток жизни, уносящий его, — бытие художественного произведения замкнуто в себе, изолировано от меняющегося бытия жизни.
5) Бытие жизни совершается
вне предопределений нашего
6) Для бытия жизни не поставлена цель, — художественное произведение создано всегда для определенной цели, оправдывающей его бытие.
7) Бытие жизни может быть непостигаемо разумом, но будет существовать, а бытие художественного произведения, не будучи постигаемо разумом, не существует.
В рамках художественного мира выделяют: пространство и время, пространство беспредметного мира, уровень действия, сюжета, событий, уровень персонажа или героя.
Они взаимосвязаны между собой.
на всякий случай: Художественное произведение есть выявление претворенного бытия жизни, где оно, хотя и схоже с бытием жизни, но все предопределено единой целью и живет только в нашем сознании в образах, постигаясь творческим актом обратного построения от претворенного бытия к его цели.
лекции